Св. великомученице Анастосии узорешительнице238
(Декабря 22-го).
Кондаку глас 3-й Подоб.: Дева днесь...
Дева страстотерпица ныне поразила и убила врага Евы, устремившись против него всею силою своей веры: мучители, с своими казнями, приносят ей обилие славы (πληροφоρόυσιν); ангелы с венцами победы торжественно сопровождают ее (δορυφρο͂υσιν). Посему чрез нее спаси нас, Спасе игра. Сый над всеми, Боже.
Икосы:
(Τοῦ Σωτῆρος) Исаия, ботословствуя, проповедует божественное вочеловечение Спасителя нашего, как и Павел священноявленный: ныне во всю землю изыде вещание небесное, и соделало ее обильно плодоносящею. Множество святых, мучеников воинства приносят дары на небесех Садящему (τῷ ἐν ὀυραν ο͂ις); ибо всякое отечестство язычников (ἐθνῶν) покланяется Ему. Их украшение – честная Анастасия, мира Спасителю, Сый над всеми, Боже.
(‘Οδηγὸς) Cия богоизбранная дева была путеводительницею верным, подобно как древле Моисей евреям в Египта (τοῖς ἐν Αἰγύπτῳ). Но ныне совершено более прежняго. Ибо там не вей получили в наследие Иерусалим: здесь же все содрались наследниками Иерусалима небеснаго. Древле Иисус (Навин) только предъизобразил крест: а ныне, Христе Иисусе, Боже Предвечный (как и по учению Моисея) Ты все cиe исполнить, миpa Спасителю, Сын над всеми, Боже.
(Τροπαιο͂υχον) Победительницею ли нареку ее, или учительницею? Воспою ли ее как доблетную подвижницу, или как невесту (Христову) и виноградную лозу? Назову ли ее крепкою скалою, (πέτραν), столпом, стеною, или кораблем, плывущим с обилием сокровищ туда, где уготован рай небесный? Или, наконец – божественною пристанию, к которой направляя путь свой, прибегаем мы, окруженные многоразличными искушениями? Что еще скажу? Ибо ей все приличествует; поскольку, чрез светозарную веру свою (πίστει λαμπρᾷ), она все имеет во Христе, совершив до конца заповеданное в божественных Евангелиях, Спасе мира, Сый над всеми, Боже.
* * *
Переведено из Anal. sacra; Питрою заимствовано из Корзинск. Кодекса. Творение неизвестного песнописца, подражателя св. Роману Сладкопевцу, как видно далеко незаконченное: Το(υ) Τ(απεινου)... В Афон. кондакаре сих кондака и икосов нет. – Св. Анастасия была родом Римлянка, дочь знаменитых и славных родителей. Отец ея был язычник, но мать христианской веры. Сия последняя отдала дщерь свою в научение благочестивому мужу, именем Хрисогону, от которого она совершенно научилась христианскому благочестию, и кроме того приобрела сильную охоту к чтению божественных писаний, чем более – олее утверждалась в вере Христа. По смерти благочестивой матери своей, Фавсты, она отдана была в замужество отцем своим неверному Помплию, который был одним из вельможей царских. Св. Анастасия, от начала до конца, не соизволяла на сей брак, и молитвами своими испросила себе у Бога, чтобы девство ея оставалось неприкосновенным, в совершенной чистоте, по обету ея. Молитва была ее услышина: Помплий вскоре умер от потопления на море, быв отправлен с посольством к царю Пресидскому. После того она пребывала в Македонии, в городе Никен, у одной благочестивой вдовицы, именем Феодотии. Здесь свободно уже раскрыла она свои сокровища благочестивого сердца для благоугождения Богу и для пользы и спасения ближних. Особенным делом ея благочестия было посещение заключаемых в темницах и помощь им во всех нуждах: многим узы разреши своим попечением тайным, многим ослабу принес, многих от неисцеленных ран своими руками труждающися и врачующи исцели; многих, полумертвых бывших, своим служением оживи, – почему и получила наименование узорешительницы. Таковым благочестивым служением ближним, и вв особенности христианам, она сделалась известною гонителями христианства, от которых претерпела многоразличныя жестокие мучения, из которых последним было распростершие тела ея между четырмя столпами и жжение огнем. По блаженной кончине, тело ея, однакоже, осталось не поврежденным от огня. Жизнь и страдание ея относится ко времени царствования Диоклитиана.