Н.К. Смирнов

Выводы из дошедших до нас сведений касательно христианского общественного и частного богослужения первых трех веков

Вышеприведенные свидетельства относительно древнехристианского богослужения приводят нас к следующих выводам.

Христианское общественное богослужение уже в непосредственно следующее время после апостолов совершалось по определенному порядку: для этой цели были назначены известные времена и часы, нарочитые места и лица, которые исключительно были облечены правом священнодействия92. Вне этих лиц совершение общественного богослужения считалось признаком отделения от истинной церкви службой диаволу93.

В состав христианского богослужения входили следующие части:

1., Таинства, при совершении которых таинственным образом низводится благодать, или невидимая спасительная сила св. Духа на человека, приемлющего таинство94.

2., Молитва, которой постоянно приписывается важное значение в деле богослужения. Тертуллиан, Киприан и Ориген писали целые сочинения о молитве. Рекомендуется молитва в духе, проникнутая усердием, благоговением и надеждою, совершаемая со смирением и чистотою сердца. Предметом молитвы служит: то прошение, то благодарение, то славословиеБогу. Молитва Господня пользуется особенным уважением и входит в широкое употребление95. В Апостольских постановлениях предписывается читать ее три раза в день. Затем находим в употреблении прошения, подобные нашим ектениям96, возглашаемые при богослужениях диаконами и сопровождаемые словами от народа: «Господи помилуй».

3., Свящ. песнопения. По характеру своему христианское пение противополагается языческому97, и признается преимущественным средством обращения язычников98. Предметом пения являются частью псалмы99, частью гимны, составленные самими христианами100. Для пения еще не были отделяемы особенные лица, а весь народ мог принимать в нем участие101. Существовало пение антифонное, или переменное, введение которого приписывается св. Игнатию Богоносцу.

4., Чтение священного писания. Первенствующая церковь предлагала чтение писания особенно на литургии. Читались книги как ветхого, так и нового завета: книги Моисея и пророков, послания и деяния апостольские и евангелия102. Находим даже указание на порядок в распределении чтений из книг свящ. писания. По крайней мере это надобно сказать о книге Иова, которая читалась в страстную седмицу103.

5., Поучения. За чтением священного писания в христианском богослужении следовало поучение104. Лицами, имевшими право и обязанность проповедничества в древней церкви были епископы или пресвитеры, уполномоченные епископом105. В исключительных случаях дозволялось проповедовать и мирянам106; но это не было общим правилом. Женщины отнюдь не были допускаемы на церковную кафедру. – Предметом проповеди служило большей частью объяснение тех мест писания, которые были предварительно прочитываемы. Частью по этой причине, а частью потому, что проповедь говорилась не только для верных, но и для оглашенных, она приурочена была к первой части литургии (оглашенных), и следовала тотчас после чтения писания. При одном и том же богослужении произносилось иногда два и три поучения: сперва говорили пресвитеры, а потом епископ107.

Из свидетельств отцов и учителей первенствующей церкви видно, что в ней христианское богослужение сопровождалось теми же символическими действиями, какие употребляются при священнодействиях и в настоящее время. Сюда относятся: стояние, обращение в молитве к востоку, наклонение глав108, поклоны и коленопреклонения; благословение священнодействующего, крестное знамение, каждение, возжжение светильников. Св. Киприан в своем рассуждении «о молитве Господней» замечает, что христиане стоят во время молитвы; апостольские постановления109 предписывают совершать три моления в день воскресный стоя в воспоминание Воскресшего из мертвых в третий день. Сидеть же во время молитвы в первенствующей церкви считалось незаповеданным ни Спасителем, ни апостолами, и неприличным, отзывающимся более идолопоклонством, нежели верою110. Оно дозволялось в древности, когда богослужение было продолжительное, только во время чтения поучений, прологов, синаксарей и седальнов. Во время богослужения древние христиане обыкновенно обращались лицом к востоку на том основании, что 1) Иисус Христос, во имя Которого христиане совершают свои молитвы, именуется в священном писании востокомсвышеи солнцем правды111, 2) рай, откуда изгнан был Адам, находился на востоке112. Наклонениеглавы было употребляемо особенно во время принятия благословения от епископа или священника, а равно при молитвах за народ, оглашенных, кающихся и проч113. Усиленные моления сопровождались коленопреклонением114. Было в обычае особенно при окончании богослужения принимать благословение от священнодействующего115. Не только при богослужении, но и в каждом случае, возбуждающем благоговейное и молитвенное расположение, древние христиане употребляли крестноезнамение116. Известные части богослужения сопровождаемы были каждением117. Наконец, в религиозных собраниях древних христиан возжигались светильники.

Лицами, совершающими богослужение в первенствующей церкви, являются епископ, пресвитер, диакон и низшиеклирики. Епископ проповедовал слово Божие и совершал богослужение совершенно независимо. Некоторые богослужебные действия могли быть совершаемы с исключительностью им одним, каково наприм. таинство священства. Пресвитер также мог проповедовать и совершать Богослужение118, но не иначе, как с позволения епископской власти119. Обязанность диакона состояла в том, чтобы он служил и помогал священнодействующим при богослужении. Диакон принимал приношения и вслух произносил имена приносящих120. Он читал евангелие121; подавал св. дары народу122 и относил их к отсутствующим при богослужении123. Но не видно, чтобы диаконы имели право освящать св. дары. В исключительных случаях диаконы могли совершать таинство крещения124. К низшим клирикам принадлежали иподиаконы и чтецы. По предписанию апостольских постановлений, иподиаконы должны были стоять во время богослужения при женских дверях, дабы никто ни входил в храм, ни выходил оттуда в часы общественной молитвы. На обязанности чтецов лежало чтение священного писания, для каковой цели они всходили на амвон125.

Местом богослужения христиан этого времени являются не только частные, но и нарочитые здания, строившиеся исключительно для религиозных целей126. Как внутренняя структура, так и внешнее положение этих зданий определяются особенными предписаниями. «Прежде всего (говорят апостольские·постановления) здание (т. е. церковь) да будет продолговато, обращено на восток с притворами по обеим сторонам к востоку, подобное кораблю». Эта форма избрана была для священных; зданий с мыслью внушить христианам, что чрез море жизни может привести в небесное пристанище только церковь, находящаяся под управлением надежнейшего кормчего – Христа Спасителя.

Притворами по сторонам церкви в апостольских постановлениях, очевидно, называются диаконик и предложение (служившее·местом для приношений верующих). – Внутри древнехристианских церквей отводимы были особенные помещения не только для мужчин и женщин, но и для разных возрастов и состояний в том и другом поле127. По средине церкви возвышался амвон для чтения писаний и возглашения ектений диаконами128. Здесь же поставлялась кафедра для епископа с седалищами по сторонам её для пресвитеров129. Важнейшую часть церкви составлял алтарь – место совершения св. евхаристии130. В нем стоял престол, всегда один – в образ единого Царя всех, Иисуса Христа131.

Христианские здания были разрушаемы всякий раз, как только усиливалось гонение на церковь. Но, не желая оставаться без религиозного утешения и подкрепления, особенно необходимого среди преследований и мучений, христиане устраивали свои собрания везде, где только имели возможность укрыться от злобы врагов. «Всякое место нашей скорби (пишет св. Дионисий, александрийский, епископ III века) было для нас местом и торжественного собрания, – деревня ли то, пустыня, корабль, гостиница или темница»132. Но более безопасными местами христианских собраний в тяжелое время гонений служили подземелья, известные вообще под именем катакомб. Эти подземелья представляющие сеть иссеченных внутри каменистой почвы галерей, ведущих там и здесь в целые комнаты, существовали не только у христиан, но и у язычников. Они служили главным образом, для погребения усопших. По римским же законам всякое место, где лежали кости человеческие, считалось неприкосновенным, без различия веры, звания и состояния усопшего. Христиане воспользовались этим законом и, погребая в подземельях своих мучеников, там же устраивали богослужебные собрания, когда критические обстоятельства препятствовали им собираться в открытых зданиях.

Тертуллиан и Ориген свидетельствуют, что древние христиане оказывали благоговейнейшее почтение св. кресту как орудию искупительных страданий и смерти Господа нашего И. Христа, и веровали в его спасительную силу. «Такова сила креста Христова (говорит Ориген), что если положим его пред глазами, и верно будем содержать в уме своем, так что очами ума будем содержать самую смерть Христову, то никакое положение, никакая страсть никакая зависть не одолеет тебя»133.

В памятниках древнехристианской письменности находим свидетельства о том, что уже в первенствующей церкви священнодействующие при богослужениях употребляли особливые одежды134. По предписанию апост. постановлений первосвященник совершает божественную литургию в светломодеянии135. Св. Киприан говорит об употреблении при богослужении стихаря, фелоня и саккоса.

Из свящ. сосудов, употреблявшихся в древней церкви, упоминается чаша для крови Христовой136. Нет сомнения, что и св. тело полагаемо было на особенном сосуде.

Рассматривая богослужения древней церкви, находим, что одни из них были постоянные, или обычные, другие особенные, совершавшиеся по особенному случаю и потребностям христиан.

Для повседневных служб были назначены времена: вечер, полночь, третий, шестой, девятый часы и утро137. Но для литургии не было определено известного часа. – На вечернем богослужении воссылалось благодарение Богу за проведенный день и за ночь, данную нам для упокоения от дневных трудов138. В полночь христиане просили Божией помощи для делания дел света. Утром они благодарили Бога за проведенную ночь и просили сохранить их во время дня от грехов139. В третьем часу верующие воспоминали осуждение Иисуса Христа Пилатом; в шестом – распятие Его на кресте, а в девятом смерть Его, сопровождавшуюся страшными знамениями140.

Средоточие христианского богослужения составляла евхаристия. Она понимается, как таинственное воспроизведение искупительной жертвы, принесенной Спасителем141. Хлеб и вино в евхаристии после совершенного над ними благословения и молитвы о ниспослании св. Духа, признаются пресуществленными в истинное тело Христово и истинную кровь Христову142.

Состав древней литургии может быть разделен на две половины. Первую, при которой могли присутствовать не только верные, но и оглашенные и кающиеся, составляли: начальная молитва143, псалмопение144, чтение священ. писания145, проповедь146, и молитвы об оглашенных и кающихся. Содержанием второй половины служили следующие части.

1., Приготовление к совершению таинства евхаристии, куда входили а., молитвы, подобные нашим ектениям: великой и сугубой147; б., взаимное целование друг друга148; в., принятие приношений от верующих для св. евхаристии149; г., призывание на предстоящих благодати Божией и устремление ума и сердца их к Господу150.

2., Совершение таинства евхаристии. Здесь находим: а., евхаристическую молитву151; б., победную песнь: свят, свят, свят Господь Саваоф; в., воспоминание об установлении Иисусом Христом таинства евхаристии; в., освящение даров молитвою о ниспослании на них св. Духа и молитву Господню152; г., воспоминание святых и молитва церкви и служителей ся за царя, за воинство и за весь народ.

3., Приготовление верующих к причащению: а., молитвою о том, чтобы Господь сподобил предстоящих неосужденно причаститься св. таин; б., напоминанием, что св. дары могут быт достойно принимаемы только святыми людьми – святаясвятым.

4., Причащение св. таин. Сперва причащался епископ, за ним пресвитеры и прочие клирики, и наконец, принимали причащение миряне. Как священнослужители, так и миряне причащались св. даров под обоими видами т. е. тела и крови Господней. Во время причащения пели 33-й псалом; по окончании же его воссылалась к Богу краткая благодарственная молитва. В заключение священнодействующий преподавал народу Божие благословение, а диакон говорил: «отыдите в мире»153.

Первенствующие христиане ежедневно совершали богослужение. Но с особенною ревностью посвящали молитве дни воскресные, праздничные и постные.

Празднование воскресного дня было общим обычаем христианской церкви, наследованным ею от самих апостолов154. Накануне этого дня, равно как и больших праздников, у древних христиан совершались ночные бдения, продолжавшиеся до рассвета155. В апостольских постановлениях предписывается праздновать Рождество Христово, Богоявление Господне156, Пасху, Вознесение Господне, Пятидесятницу157, – и праздновать·именно в те времена, к которым доселе приурочиваются эти праздники в православной церкви. Целью праздников указываете воспоминание важнейших событий, сопровождавших домостроительство нашего спасения. Дни, посвященные памяти апостолов и мучеников158, особенно чтимых, также причисляются к праздникам. Как в воскресные, так и в праздничные дни воспрещаются обыденные работы159.

Постами в древней церкви были: а., среда и пяток между седмичными днями; б., Петров пост, начинавшийся через семь дней после праздника· Пятидесятницы и пост страстной седмицы перед Пасхой160.

Кроме постоянных служб в первенствующей церкви являются службы особенные, совершаемые по частным потребностям христиан, таковы: таинства и моления на разные случаи.

Крещение предваряемо было оглашением, которое состояло в отречении от диавола и сочетании со Христом чрез исповедание веры. Затем крещаемый помазывался св. елеем. Самый акт крещения состоял в троекратном погружении в освященную воду с произнесением имени св. Троицы161. По выходе из купели крещаемый облачался в белую одежду162. Крещение совершалось не только над возрастными, но и над младенцами163. При крещении являются восприемники164. Временем крещения служили по преимуществу праздники: Пасха и Пятидесятница165. За крещением непосредственно следовало помазание миром166. Это миропомазание соединялось с возложением рук для призывания св. Духа167 и произнесением приличной молитвы168. Так как еще в древней церкви существовало обыкновение причащать св. таин не только взрослых, но и младенцев169, то отсюда с полной достоверностью можно заключать, что и таинство миропомазания совершалось над младенцами; потому что по правилам древней церкви таинство причащения преподается только миропомазанным170. Миропомазание могло быть совершаемо не епископом только, но и пресвитером171. Исповедь у первенствующих·христиан совершалась открыто перед всей церковью172. Разрешение от грехов кающиеся могли получать от священника173, или епископа174, который налагал на них и епитимии соответственно тяжести греха и искренности раскаяния. Внешним знаком отпущения грехов служило возложение руки епископа на главу кающегося175.

Священнаяиерархия, по верованию первенствующей церкви, сохраняет за собою непрерывное преемство от апостолов176. Как теперь, так и в древней церкви священство разделялось на три степени: епископа, пресвитера и диакона177. Они резко отличаются от мирян особенными благодатными дарами, которые сообщаются им через церковное посвящение. Это посвящение совершается тем торжественнее и знаменательнее, чем выше священная степень, принимаемая посвященным178.

Брак признавался законным, и действительным только по благословении его церковью179. Из молений на разные случаи у древних христианских писателей упоминаются: а., водоосвящение, б., пострижение в монашество, в., погребение усопших и поминовение их180.

Бросая взгляд на историю христианского богослужения, мы приходим к убеждению, что богослужение нашей православнойцеркви в главных своих частях имеет за собой великуюдревность и в этом отношении, ему принадлежит, неоспоримое превосходство перед богослужением инославных церковных обществ. Так глубокой древностью православная церковь может оправдать почитание и молитвенноепризываниесвятых 181, равно как и почитаниесв. мощей, отвергаемое протестантской церковью. Ту же протестантскую церковь история обличает в том, что она принимает только дватаинства: крещение и евхаристию и отвергает прочие. Форма совершения таинства крещения, состоящая в троекратном погружении, имеет больше исторического основания, чем троекратное обливание, принятое инославными церквями. История христианского богослужения ясно свидетельствует, что православная церковь с самых первенствующих веков смотрела и смотрит; на таинство евхаристии неизменно одинаково. Именно в евхаристии хлеб и вино по освящении преосуществляются в истинное тело и в истинную кровь Христа Спасителя. Ошибочно поэтому учение протестантской церкви, по которому в евхаристии хлеб и вино остаются неизменными в своем существе, а только таинственным образом соединяются с телом и кровью Христовой. Вопреки протестантскому же учению евхаристия должна быть признаваема жертвой, в которой священнодействующий как бы снова приносит Богу тело Христово, на кресте распятое, и которая потому благотворна не только причащающемуся, но и тем, за коих она приносится – живым и умершим. Евхаристия должна быть преподаваема всем христианам, не исключая младенцев, под двумя видами хлеба и вина; инославные же церкви вопреки истории отказывают в причащении младенцам. Напрасно, так же Римско-католическая церковь дозволяет причащение под обоими видами только священникам, а мирян причащает под одним видом хлеба.

Таинство миропомазания как видно из истории христианского богослужения, должно непосредственно следовать за крещением. Совершается оно как епископом, так и пресвитером, а не одними епископами и притом, спустя по крайней мере 5 лет после крещения, как учит Римско-католическая церковь. – Сила молитв, совершаемых во оставление грехов усопших братий наших вполне была признаваема древней церковью; протестантское же учение неосновательно отвергает веру в силу молитв за умерших, будто бы не сообразную со священным писанием.

***

* * *

1

Составлено главным образом по руководству сочинения: Liturgik von Dr. Luft Mainz. 1847

93

Св. Игнатий.

94

Кн. о церк. Иерархии.

95

Тертуллиан.

96

Тертул.

97

Климент Александр.

98

Ориген.

99

Тертуллиан.

100

Замечание Плиния, что христиане пели гимн Христу, как Богу, указывает на существование особенно составленных собственно христианских гимнов. Св. Игнатий в посланиях к ефессянам и римлянам говорит о песнях, петых Христу.

102

Апост. постан., Тертуллиан, Иустин.

103

Ориген.

104

Тертуллиан. Иустин.

105

Апост. постановления.

106

Напр. Оригену.

107

Апост. постановления, кн. II, гл. 57.

108

Тертуллиан.

109

Кн. II, гл. 59.

110

Тертуллиана, о мол. Госп. гл. 12.

111

Тертуллиана, прот. Валент. гл. 3. Та же в сущности мысль у Клим. Алекс. Стром. 7.

112

Ап. постан. кн. II, 57.

113

Ап. постан. кн. VIII, гл. 6, 7 и 8.

114

Ап. постан. кн. VIII, гл. 9. Тертул. Ad. Scapul. c. IV.

115

Ап. постан. кн. VIII, гл. 6–16.

116

Ориген.

117

Кн. о церк. иер.

118

За исключением таинства священства.

119

Игнатия, посл. к смирн. Тертул. „о крещении» гл. 17. Апост. постан.

120

Киприана, письмо 9.

121

Апост. пост. кн. 2, гл. 57.

122

Но уже IV карф. собор (пр. 38) запрещает диаконам причащать народ в присутствии пресвитера.

123

Иустина, апол. I. Апост. пост. кн. VIII, гл. 3.

124

Тертул. „о крещении», гл. 17.

125

Кипр., Апост. постан.

126

Так, во время долголетнего правления Галлиана христиане, пользуясь миром, строили, по свидетельству Евсевия, обширные церкви по всем городам (церк. ист.·Евс., кн. VIII, гл. 1).

127

Апост. пост., кн. VIII, гл. 57.

128

Киприана, письмо к каре, клиру и народу о посвящении в чтецы Авлерия. Ещё: Апост.·пост., кн. VIII, гл. 5.

129

Пост. апост. кн. II, гл. 57.

132

Евс., Церк. ист., кн. VII, гл. 21.

133

Ориг. Толк. на посл. к рим. гл. 6.12.

134

Тертуллиан.

135

Кн. VIII, гл. 12.

136

Постан. апост., Иустин муч., Тертуллиан, Дионисий Ареопагит.

137

Климент Александрийский, Апост. постан., Тертуллиан. Надобно заметить, что на востоке считались часы не так, как у нас. Там счет их начинался с утра, так что первый час соответствовал нашему седьмому (утра), третий – девятому, шестой – двенадцатому, а девятый – третьему (пополудни).

138

Апост. пост.

139

Там же.

140

Там же.

142

Иустин, Ириней, Киприан.

144

Апост. пост., Тертуллиан.

145

Тертуллиан, Иуст. муч.

146

Иуст. муч., Тертуллиан.

147

Иуст. муч., Тертуллиан.

148

Иустин, Киприан.

149

Иустин муч.

150

Киприан.

151

Иустин.

152

Киприан.

153

Постан. апост.

154

Игнатий Богон., Иустин, Тертуллиан, Ориген, Постановл. апост.

155

Климент Алекс., Тертул., Плиний.

156

На празднование Богоявления есть указание и у Климента Александрийского.

157

О Пасхе и Пятидесятнице упоминает еще Тертуллиан.

158

Тертуллиан.

159

Апост. пост., кн. VIII, гл. 33.

160

Постан. апост.

161

Апост. пост. Иустин муч., Ириней, Тертуллиан, Киприан.

163

Тертуллиан, Ириней, Киприан.

164

Тертуллиан.

165

Тертуллиан.

166

Киприан.

167

Тертуллиан, о крещении гл. 7 и 8.

168

Апост. пост. кн. VII, гл. 43–44.

169

Киприан.

170

Кроме крайних случаев, напр. болезни.

171

Апост. пост. кн. VII, гл. 22.

172

Ириней, Тертуллиан.

173

Киприан.

175

Апост. постановлен.

176

Ириней, Киприан.

177

Ириней, Киприан.

178

Апост. постановлен.

179

Игнатий Богонос., Ап. пост., Клим. Александр., Тертуллиан.

180

Тертуллиан.

181

Св. Иустин.


Источник: Краткий очерк истории христианского богослужения до VII Вселенского собора / Сост. применительно к семинарской программе литургики Н. Смирнов, учитель Пензенской дух. семинарии. - Пенза : Губ. тип., 1873. - 86 с.

Комментарии для сайта Cackle