Дионисий Ареопагит

(†~96)

Denys the Areopagite (Дионисий Ареопагит) Andrew Louth 0

Аллегореза и символизм в "Ареопагитиках" П.К. Доброцветов 0

Антропология Дионисия Ареопагита епископ Василий (Осборн) 0

Апофатическое богословие в учении святого Дионисия Ареопагита В. Лосский 0

Богословие «Ареопагитик» иером. Дионисий (Шлёнов) 0

Византийские Отцы V-VIII веков. Corpus Аreораgiticum прот. Георгий Флоровский

К вопросу об Ареопагитских творениях профессор Василий Васильевич Болотов 0

Корпус сочинений с именем Дионисия Ареопагита в древнерусской литературе Прохоров Г. М. 0

Мистика Дионисия Ареопагита и предшествующая ей восточная христианская традиция Александр Голицын 0

Мужи Апостольские проф. С.Л. Епифанович

Мужи Апостольские архим. Киприан (Керн)

Мужи апостольские и апологеты Л.П. Карсавин

Мужи апостольские. Церковное устройство А. Л. Дворкин

Ниспровергатели Святого Дионисия Ареопагита архим. Рафаил (Карелин) 0

О значении Ареопагитик в древнерусском искусстве: (к изучению «Троицы» Андрея Рублева) Салтыков А. А. 0

Письмо Николая Кузанского от 1453 г. к аббату и братьям в Тегернзее, написанное по поводу таинственной теологии Дионисия Ареопагита проф. А.Ф. Лосев 0

Псевдо-Дионисий Ареопагит протоиерей Иоанн Мейендорф

Св. Дионисий Ареопагит, (Псевдо-Дионисий): александрийская традиция свт. Герман Константинопольский

Святой Дионисий Ареопагит и святой Максим Исповедник проф. В. Н. Лосский 0

Символическая эстетика Дионисия Ареопагита В.В. Бычков 0

Схолии к труду Дионисия Ареопагита прп. Максим Исповедник 0

Таинственное богословие Дионисия Ареопагита. Послание к Тимофею проф. А.Ф. Лосев 0

Догматическое богословие

Письма

Сочинения

Дионисий Ареопагит

Афинский аристократ, обращенный ап. Павлом в христианство во время проповеди в ареопаге, первый епископ Афинский.

Биография


Первое упоминание о Дионисии Ареопагите содержится в книге Деяний апостольских. Согласно Деяниям, после проповеди апостола Павла в афинском ареопаге, некоторые «мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян. 17:34). Считается, что Дамарь была женой Дионисия. Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (начало IV в.) со ссылкой на послание к афинянам сщмч. Дионисия, еп. Коринфского (II в.), сообщает, что Дионисий был первым епископом Афин. Древнее церковное предание о поставлении апостолом Павлом Дионисия в епископы засвидетельствовано также в «Апостольских постановлениях» (конец IV в.).

Согласно средневековой церковной традиции, сформировавшейся не позже IX века, Дионисий Ареопагит стал первым епископом Афин, впоследствии епископом г. Паризии (совр. Париж) и скончался смертью мученика. На протяжении веков традиция почитания Дионисия, как современника апостолов, совершавшего служение в Афинах, Паризиях, Риме, не была единой. Считалось, что это одно лицо, либо что было несколько Дионисиев. В настоящее время в научной литературе Дионисий Ареопагит и Дионисий Парижский различаются. Тем не менее отождествление двух Дионисиев, сложившееся в церковной традиции Запада и Востока в IX веке, сохраняется в месяцесловах Православной Церкви. Свт. Димитрий Ростовский включил Дионисия Ареопагита в собор 70-ти апостолов и указал празднование его памяти под 4 января.

С именем Дионисия Ареопагита связан корпус богословских сочинений, оказавших большое влияние на православное богословие. В современной патрологической науке считается, что до начала VI века этот корпус не был известен, так как первые несомненные упоминания о нем относятся к этому времени. С этого момента и до конца XV века практически никто не сомневался в принадлежности сочинений корпуса апостольскому ученику Дионисию Ареопагиту. В эпоху Возрождения у византийских и западных гуманистов возникли сомнения в подлинности сочинений, предварившие пересмотр времени составления корпуса. С конца XIX века в зарубежной и отечественной науке представление о позднем происхождении корпуса стало преобладающим. Современные исследователи, в т. ч. православные, пришли к тому, что установление конкретного автора сочинений невозможно. В настоящее время акцент переместился с поисков автора на конструктивный анализ содержания корпуса Ареопагитик.