Богослужения Страстной Седмицы наряду
О порядке служб Страстной седмицы Великого поста
О чтении Четвероевангелия на Страстной седмице
Ввиду того, что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстной седмицы весьма увеличивает продолжительносгь и без того не кратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах 6-й седмицы. Так было в XVI веке, например, в Списком монастыре, и в первой половине XVII в. в московском Успенском соборе. Так совершается и в настоящее время во многих храмах, где бывает ежедневное богослужение на 6-й седмице. Там же, где богослужение в течение Великого поста бывает только по средам и пяткам, некоторые иереи начинают чтение Четвероевангелия со среды 2-й седмицы.
Для того и другого случая может быть предложен следующий порядок чтения Евангелия.
Для чтения на 2–6 седмицах:
2 седмица | Ср. | 3 час. | Мф. | зач. 1–8 | 1.1-IV, 17. |
6 ч. | » | зач. 9–20 | IV, 18-VII, 11. | ||
9 ч. | » | зач. 21–34 | VII,l2-X,8. | ||
Пт. | 3 ч. | » | зач. 35–46 | Х, 9-XII, 30. | |
6 ч. | » | зач. 45–57 | XII, 30-XIV, 13. | ||
9 ч. | » | зач. 58–70 | XIV, 14-XVII, 9. | ||
3 седмица | Ср. | 3 ч. | » | зач. 71–80 | XVII, 10-ХХ, 16. |
6 ч. | » | зач. 81–90 | ХХ, 17-XXII, 22. | ||
9 ч. | » | зач. 91–103 | XXII, 23-XXIV, 51. | ||
Пт. | 3 ч. | » | зач. 104–108 | XXV, 1-XXVI, 56. | |
6 ч. | » | зач. 109–116 | XXVI, 57-XXVIII. 20. | ||
9 ч. | Мк. | зач. 1–12 | I.1-III,19. | ||
4 седмица | Ср. | 3 ч. | » | зач. 13–22 | III, 20-VI, 6. |
6 ч. | » | зач. 23–32 | VI, 7-VIII, 10. | ||
9 ч. | » | зач. 33–44 | VIII, 11-Х, 16. | ||
Пт. | 3 ч. | » | зач. 45–55 | Х. 17-XII. 27. | |
6 ч. | » | зач. 56–64 | XII, 28-XIV, 42. | ||
9 ч. | » | зач. 65–71 | XIV. 43-XVI, 20. | ||
5 седмица | Ср. | 3 ч. | Лк. | зач. 1–5 | I.1-II,19. |
6 ч. | » | зач. 6–15 | II, 20-IV, 36. | ||
9 ч. | » | зач. 16–28 | IV, 37-VII. | ||
Пт. | 3 ч. | » | зач. 29–38 | VII. 2-VIII, 39. | |
6 ч. | » | зач. 39–50 | VIII,40-X. 15. | ||
9 ч. | » | зач. 51–62 | X.I6-XII, 1. | ||
6 седмица | Ср. | 3 ч. | » | зач. 63–73 | XII,2-XIII,35. |
6 ч. | » | зач. 74–83 | XIV. 1-XVII, 2. | ||
9 ч. | » | зач. 84–95 | XVII. 3-ХIХ, 28. | ||
Пт. | 3 ч. | » | зач. 96–107 | XIX. 29-ХХI, 36. | |
6 ч. | » | зач. 108–109 | XXI.37-XXIII, 1. | ||
9 ч. | » | зач. 110–114 | XXIII. 2-XXIV. 53. |
Для чтения только на 6-й седмице:
6 седмица | Пн. | 3 ч. | Мф. | зач. 1–19 | I.l-VI,34. |
6 ч. | » | зач. 20–43 | VII.1-XI, 30. | ||
9 ч. | » | зач. 44–66 | XII, 1-XVI. 12. | ||
Вт. | 3 ч. | » | зач. 67–84 | XVI. 13-XXI. 22. | |
6 ч. | » | зач. 85–105 | XXI. 23-XXV. 30. | ||
9 ч. | » | зач. 106–116 | XXV, 31-XXVIII. 200 | ||
Ср. | 3 ч. | Мк. | зач. 1–44 | I, 1-Х,16. | |
6 ч. | » | зач. 45–51 | Х. 17-XI, 26. | ||
9 ч. | » | зач. 52–71 | XI, 27-XVI, 20. | ||
Чт. | 3 ч. | Лк. | зач. 1–16 | I.l-IV,44. | |
6 ч. | » | зач. 17–38 | V.I-VIII,39. | ||
9 ч. | » | зач. 39–62 | VIII, 40-XII.1. | ||
Пт. | 3 ч. | » | зач. 63–82 | XII. 2-XVI.18. | |
6 ч. | » | зач. 83–105 | XVI, 19-ХХI.11. | ||
9 ч. | » | зач. 106–114 | XXI. 12-XXIV, 53. |
Если на 6-й седмице случится праздник Благовещения или храмовый праздник, тогда Евангелия могут быть прочитаны в 4 дня:
1-й день | 3 ч. | Мф. | зач. 1–25 | 1.1-VIII.13. |
6 ч. | » | зач. 26–52 | VIII. 14-XIII, 30 . | |
9 ч. | » | зач. 53–78 | ХIII, 31-ХIХ,15. | |
2-й день | 3 ч. | » | зач. 79–101 | XIX, 16-XXIV, 35. |
6 ч. | » | зач. 102–116 | XXIV. 36-XXVIII. 20 | |
9 ч. | Мк. | зач. 1–39 | I, 1-IX, 16. | |
3-й день | 3 ч. | » | зач. 40–71 | IX. 17-XVI. 20. |
6 ч. | Лк. | зач. 1–21 | I,l-V.39. | |
9 ч. | » | зач. 22–49 | VI. I-IX.62. | |
4-й день | 3 ч. | Лк. | зач. 50–76 | Х. 1-XIV, 24. |
6 ч. | » | зач. 77–101 | XIV. 25-ХХ, 26. | |
9 ч. | » | зач. 102–114 | ХХ, 27-XXIV, 53. |
Великий Четверг
Утреня. Начало обычное. «Аллилуиа», глас 8.
Тропарь:
Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает. Виждь, имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души. Учителю таковая дерзнувшия. Иже о всех Благий, Господи, слава Тебе. (Трижды.)
Кафизм нет. После окончания пения: тропаря открываются царские врата, и диакон возглашает: «И о сподобитися нам слышанию...» Евангелие от Луки, зач. 108-е. от полу: «Приближашеся праздник опреснок...» без преступки (конец в зач. 109-м: «По Нем же идоста ученицы Его»). Чтец псалом 50-й.
Молитву «Спаси, Боже, люди Твоя...» не глаголем, но сразу канон, глас 6-й. творение св. Космы Маюмского: «Сеченое сечется...», ирмосы по дважды, тропари -на 6 с припевами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». По каждой песни поется ирмос песни. По 3-й песни малая ектения и седальны Триоди со «Слава» и «И ныне». По 6-й песни ектения малая, кондак Триоди и икос.
Кондак, глас 2:
Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека; и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец.
«Честнейшую» не поем, но ирмос 9-й песни: «Странствия Владычня...» По 9-й песни и малой ектении ексапостиларий «Чертог Твой...» (трижды). Хвалитные псалмы и стихиры на 4. глас 2. По «Слава. и ныне» чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. Ектения просительная. Стихиры на стиховне. глас 8. с особыми припевами. «Благо есть...» По Трисвятом тропарь: «Егда славнии ученицы...» и сугубая ектения. По возгласе: «Премудрость» «Сый благословен...» «Утверди, Боже...» и 1-й час.
На 1-м часе тропарь: «Егда славнии ученицы...» «И ныне» Богородичен часа: «Что Тя наречем...» После Богородична тропарь пророчества. 1-й прокимен, глас 1: «Да разумеют язы́цы, яко имя Тебе Господь». Паримия. 2-й прокимен, глас 8: «Помолитеся и воздадите Господеви Богу нашему». «Стопы моя...» «Да исполнятся...» (без пения). По Трисвятом кондак Триоди и прочее по обычаю.
Отпуст: «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеником, даже и до Креста и погребения снизшедый нам, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует...» (святые храма и рядовой не поминаются).1
Часы и литургия. Часы 3-й, 6-й и 9-й2 обычные, простые, без кафизм. Тропарь: «Егда славнии...» Кондак: «Хлеб прием...»
Изобразительны поскору, без пения. По «Отче наш» кондак: «Хлеб прием...» «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Всесвятая Троице...» и отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...»
Литургия святителя Василия Великого начинается вечерней. Возглас: «Благословено Царство...» Чтец: «Аминь». «Слава Тебе, Боже наш...» «Царю Небесный» и прочее обычного начала. Псалом 103-й. Кафизмы нет. «Господи, воззвах», глас 2. Стихиры на «Господи, воззвах» на 10. «Слава, и ныне», глас 6: «Рождение ехиднов воистинну Иуда...»
Вход с Евангелием. «Свете тихий...» «Вонмем». «Мир всем». «Премудрость, вонмем». Чтец: Прокимен, глас 1: «Изми мя, Господи, от человека лукава и мужа неправедна избави мя». После прокимна царские врата закрываются. Читается 1-я паримия. 2-й прокимен, глас 7: «Изми мя от враг моих, Боже, и от возстающих на мя избави мя», 2-я паримия и 3-я.
После 3-й паримни открываются царские врата. Малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси. Боже наш...» Трисвятое. «Вонмем». «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Священник: «Премудрость». Чтец: Прокимен, глас 7: «Князи людстии собрашася вкупе на Господа и на Христа Его». Апостол к Коринф., зач. 149-е. «Аллилуиа». Евангелие от Матф., зач. 107-е: «Весте, яко по двою дню Пасха будет...»
Далее по чину литургия свт. Василия Великого.
Вместо Херувимской песни «Вечери Твоея тайныя...» (трижды): два раза до перенесения Святых Даров (без «Аллилуиа»), 3-й раз после перенесения Святых Даров (вместо: сЯко да Царя...»), с «Аллилуиа». Вместо «Достойно...» ирмос «Странствия Владычня...» Вместо причастна и вместо «Да исполнятся..... «Вечери Твоея тайныя...»3 «Аллилуиа» (трижды).
Отпуст: «Иже за превосходящую благость...» (поминается свт. Василий Великий)4.
Повечерие малое. На повечерии трипеснец, глас 8 (песни 5-я, 8-я и 9-я). По Трисвятом:
Кондак, глас 8:
Нас ради Распятаго, приидите вси воспоим, Того бо виде Мария на древе и глаголаше: аще и распятие терпиши, Ты еси Сын и Бог Мой.
Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...» «Помолимся...» и прочее.
Великая Пятница
Утреня. Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Эта служба совершается обычно в Великий Четверг вечером. По Уставу она должна начинаться во 2-м часу ночи, т. е. по нашему счету в 8-м часу вечера. Иногда она совершается и утром в Великий Пяток.
После начального возгласа иерея чтец читает: «Аминь», Трисвятое, «Отче наш» и обычное начало. По шестопсалмии и великой ектении «Аллилуиа». глас 8-й, и тропарь: «Егда славнии ученицы...» (трижды). Открываются царские врата. Иерей в фелони износит Евангелие на средину церкви. Раздаются свечи священнослужителям и молящимся. Предстоятель совершает полное каждение. По окончании тропаря и каждения малая ектения (1-я). Возглас: «Яко Твоя держава и Твое есть Царство...» «И о сподобитися нам...» и прочее (так и пред каждым Евангелием).
Певцы перед чтением каждого Евангелия поют: «Слава Страстем Твоим, Господи».
Священник читает 1-е Евангелие от Иоан., зач. 46-е.
Певцы после каждого Евангелия поют: «Слава долготерпению Твоему, Господи».
Принято пред каждым Евангелием ударять в большой колокол столько раз, какое по счету читается Евангелие. По окончании двенадцатого Евангелия трезвон (краткий), и больше трезвон не производится до Пасхи.
По 1-м Евангелии певцы поют три антифона (1-й, 2-й и 3-й). Малая ектения (2-я).
Возглас: «Яко подобает...» По возгласе седален, глас 7: «На вечери ученики питая..... Малое каждение (Евангелия на аналое, царских врат, местных икон и предстоящих).
Читается 2-е Евангелие от Иоан., зач. 58-е.
По 2-м Евангелии антифоны: 4-й, 5-й и 6-й. Каждение малое. Ектения малая (3-я).
Возглас: «Яко благословися и прославися...» Седален. глас 7: «Кий тя образ, Иудо...»
Читается 3-е Евангелие от Матф., зач. 109-е.
По 3-м Евангелии антифоны: 7-й, 8-й и 9-й. Каждение малое. Малая ектения (4-я).
Возглас: «Яко Ты еси Бог наш и Тебе славу возсылаем...» Седален, глас 8: «О, како Иуда, иногда Твой ученик...»
4-е Евангелие – от Иоан., зач. 59-е.
По 4-м Евангелии антифоны: 10-й, 11-й и 12-й. Каждение малое. Малая ектеиия (5-я).
Возглас: «Буди держава Царствия Твоего...» Седален, глас 8: «Егда предстал еси Каиафе, Боже...»
5-е Евангелие от Матф., зач. 111-е.
По 5-м Евангелии антифоны; 13-й, 14-й и 15-й. Малое каждение. Малая ектения (6-я).
Возглас: «Яко благословися всесвятое имя Твое и протвися Царство Твое...» Седален. глас: «Искупил ны еси от клятвы законныя...»
(5-м Евангелием кончаются антифоны и седальны.)
6-е Евангелие от Марка, зач. 67-е.
По 6-м Евангелии Блаженны Триоди на 8. с тропарями (от Елажени алчущии...»). Малое каждение. Малая ектения (7-я).
Возглас: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя...» «Вонмем». «Премудрость». Прокимен, глас 4; «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий». Стих: «Боже, Боже Мой, вонми Ми! Вскую оставил Мя еси?»
7-е Евангелие отМатф., зач. 113-е.
По 7-м Евангелии каждения и малой ектении нет. Псалом 50-й и тотчас:
8-е Евангелие от Луки. зач. 111-е.
По 8-м Евангелии поем трипеснец Триоди, глас 6, который состоит из 5-й. 8-й и 9-й песней. Ирмосы по дважды, тропари на 12. Катавасия тот же ирмос. По 5-й песни ектения малая. Возглас: «Ты бо есн Царь мира...» И читаем кондак Триоди: «Нас ради Распятаго...» и икос «Своего Агнца...» По 8-й песни «Честнейшую» не поем, но после «Хвалим, благословим...» сразу нрмос 9-й песни: «Честнейшую Херувим...» На 9-й песни каждение. «Достойно есть» не поется. Заканчивается трипеснец пением на катавасию ирмоса 9-й песни: «Честнейшую Херувим...» Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хвалят...»
Ексапостиларий:
Разбойника благоразумнаго, во единем часе раеви сподобил еси, Господи; и мене Древом Крестным просвети и спаси мя.
На «Слава» и на «И ныне» тот же ексапостиларий.
9-е Евангелие от Иоан., зач. 61-е.
После 9-го Евангелия «Всякое дыхание» и поются стихиры Триоди на хвалитех. «Слава», «И ныне» также Триоди.
10-е Евангелие от Марка, зач. 69-е.
После 10-го Евангелия чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. Ектення: «Исполним утреннюю...» Возглас: «Яко Бог милости...»
11-е Евангелие от Иоан., зач. 62-е.
После 11-го Евангелия стихиры на стиховне Триоди с их припевами. Во время пения стихир совершается полное каждение храма.
12-е Евангелие от Матф., зач. 114-е.
После прочтения Евангелие уносится иереем в алтарь. Царские врата закрываются. Чтец: «Благо есть...» Трисвятое. По «Отче наш» певцы поют тропарь:
Тропарь, глас 4:
Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием прободься, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе.
Ектения: «Помилуй нас, Боже...» «Премудрость», «Сый благословен...» «Утверди, Боже...» Отпуст5: «Иже оплевания и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых...» Многолетствование «Великаго Господина и отца нашего...»
1-й час к утрени не присоединяется.
Царские часы. В Великий Пяток положено совершать все часы вместе6: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й. подобно службе в навечерие Рождества Христова и Богоявления.
Характерной особенностью часов Великого Пятка является один и тот же возглас: «Боже, ущедри ны...» на всех часах по «Иже на всякое время...»
Отпуст после изобразительных: «Иже оплевания...»
Литургию в Великую Пятницу совершать не положено.7
Великая вечерня и вынос Плащаницы8.
Иерей, облачившись во все священнические одежды, произносит начальный возглас: «Благословен Бог наш...» «Аминь. Слава Тебе, Боже наш...» Полное начало. Псалом 103-й. Ектения великая. На «Господи, воззвах». стихиры на 5, глас 1.
Вход с Евангелием. «Свете тихий...» «Вонмем. Мир всем» и прочее. Прокимен, глас 4: «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий». После прокимна царские врата закрываются. «Исхода чтение». Прокимен, глас 4: «Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя». «Иова чтение». «Пророчества Исаиина чтение». По окончании 3-й паримии, передАпостолом, открываются царские врата. с.Вонмем». с.Мир всем» и прочее. Прокимен. глас 6: «Положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней». Апостол к Коринф., зач. 125-е. Евангелие от Матф., зач. 110-е. Ектения: «Рцем вси...» «Сподоби, Господи...» Ектения просительная.
Стихиры на стиховне, с особыми припевами, глас 2.
«Слава, и ныне», глас 5:
Тебе, одеющагося светом. яко ризою. снем Иосиф с древа с Никодимом и. видев мертва, нага, непогребена, благосердый плач восприим, рыдая глаголаше: Увы мне. Сладчайший Иисусе. Егоже вмале солнце на кресте висима узревше, мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса: но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю Страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со воскресением, зовый: Господи, слава Тебе.
Во время пения «Тебе, одеющагося...» отверзаются царские врата, и предстоятель (с диаконом) совершает троекратное каждение вокруг престола с лежащей на нем Плащаницей.
Чтец: «Ныне отпущаеши...» Трисвятое, «Отче наш».
Тропари, глас 2:
Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями во гробе нове, покрыв, положи.
Слава, и ныне:
Мироносицам женам при гробе представ, Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична. Христос же нетления явися чуждь.
Во время пения тропаря «Благообразный Иосиф...» предстоятель полагает себе на главу лежащее на Плащанице Евангелие и поверх его самую Плащаницу, поддерживаемую священнослужителями. Они идут кругом престола через горнее место в северную дверь. Впереди идут свещеносцы со свечами и диакон с кадилом.9 По солее Плащаницу несут непосредственно на средину храма и полагают на уготованном месте главой Господа Иисуса Христа к северу, а поверх Плащаницы – Евангелие. Предстоятель с диаконом совершают трижды каждение окрест Плащаницы.
По пении тропарей произносится проповедь. После проповеди возглас «Премудрость». Отпуст: «Иже нас ради человек и нашего ради спасения страшныя Страсти и Животворящий Крест, и вольное погребение плотню изволивый Христос. Истинный Бог наш...»
Повечерие малое. Повечерие совершается вслед за вечерней. На повечерии поем умилительный канон о распятии Господа и на плач Пресвятой Богородицы, глас 6. Ирмосы по дважды, тропари на 4. Канон следует читать самому настоятелю пред Плащаницей.
После каждой песни повторяется тот же ирмос песни. По 6-й песни читаетя кондак Триоди: «Нас ради Распятаго...» и икос «Своего Агнца...» По 9-й песни – ирмос «Бога человеком...»
По «Отче наш» – кондак Триоди «Нас ради Распятого...»
Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...» «Помолимся...» и прочее.
После отпуста – целование Плащаницы. Во время целования Плащаницы певцы поют стихиру, глас 5-й: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного...
Помазания елеем (и благословения) не бывает.
Великая Суббота
Утреня. Начало утрени обычное. По шестопсалмии ектения великая10. «Бог Господь...» и тропарь, глас 2: «Благообразный Иосиф...» «Слава» «Егда снизшел еси...» «И ныне» «Мироносицам женам...»11.
По исполнении тропарей сразу же перед Плащаницей поются Непорочны. Обычно певцы начинают первые стихи 1-й статии, затем они поют только псаломские стихи, а иерей читает к этим стихам похвалы (тропари). Конец статии: «Слава, и ныне» с их похвалами поют певцы. Они и заканчивают статию повторением первой похвалы: «Жизнь во гробе положился еси. Христе...» После этого ектения малая и возглас: «Яко благословися Твое имя и прославися Твое Царство...»
Начинается 2-я статия. Пока певцы поют первые стихи ее, иерей совершает малое каждение, т. е. окрест Плащаницы, царских врат, икон Спасителя и Божией Матери в иконостасе и молящихся. Вторая статия исполняется по образу первой. Когда певцы закончат пение на «И ныне» – «Жизнь рождшая...», повторяют первый припев: «Достойно есть величати Тя...» Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, Иже на престоле славы херувимстем почиваяй. и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом. ныне и присно и во веки веков».
Начинается 3-я статия. В начале третьей статии опять совершается малое каждение. Стихи и похвалы 3-й статии исполняются по образцу первых статий. После пения на «Слава» и на «И ныне» начальный припев не повторяется, как после 1-й и 2-й статий, но сразу поются тропари воскресные, глас 5: «Ангельский собор...» Предстоятель совершает полное каждение. Малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира, Христе, Боже наш...» По возгласе седален. глас 1: «Плащаницею чистою...» Псалом 50-й. Священнослужители уходят в алтарь. Царские врата закрываются.
По 50-м псалме сразу канон Великой Субботы. глас 6: «Волною морскою...» Ирмосы канона по дважды. Катавасия по каждой песни – ирмос того же канона. Припевы к тропарям: «Слава Тебе. Боже наш, слава Тебе». По 3-й песни малая ектения и седален. По 6-й песни малая ектения, кондак и икос.
Кондак, глас 6:
Бездну заключивый. мертв зрится, и смирною, и плащаницею обвився. во гробе полагается, яко смертный, Безсмертный. Жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия cyббoτa есть преблагословенная, в нейже Христос. уснув. воскреснет тридневен.
На 9-й песни каждение. «Честнейшую» не поется. но после «Хвалим. благословим...» сразу ирмос 9-й песни: «Не рыдай Мене. Мати». По 9-й песни малая ектения. Ексапостиларий. глас 2: «Свят Господь Бог наш» (трижды), тотчас – «Всякое дыхание да хвалит Господа»12. и стихиры на хвалитех на 4. глас 2. «И ныне», глас 2: «Преблагословенна еси...»
Во время пения стихиры «Преблагословенна...» из алтаря духовенство выходит к Плащанице. Предстоятель возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и поется великое славословие13.
Во время пения великого славословия предстоятель кадит с диаконом трижды окрест Плащаницы. Когда же певцы запоют заключительное (погребальное) «Святый Боже», тогда предстоятель берет с Плащаницы Евангелие, полагает его себе на главу, а поверх его самую Плащаницу, которую поддерживают прочие священнослужители («исходит со Евангелием под Плащаницею наддержащим священником»). Предстоятель идет к западным дверям храма, сопровождаемый поддерживающими Плащаницу священниками (а где таковых нет – младшими клириками или благочестивыми мирянами). Впереди идет диакон с кадилом, а перед ним свещеносцы с фонарем и запрестольным крестом и хоругвеносцы14. В это время на колокольне перезвон колоколов. Таким образом обносят Плащаницу один раз вокруг храма при многократном пении погребального «Святый Боже».
По входе в храм Плащаницу подносят к царским вратам, и там предстоятель по окончании пения «Святый Боже» возглашает: «Премудрость, прости». Затем с Плащаницей возвращаются на средину храма и полагают ее на прежнем месте.15 Предстоятель совершает каждение вокруг Плащаницы единожды. Певцы поют (единожды): «Благообразный Иосиф...» Далее тропарь пророчества. «Вонмем. Премудрость. Вонмем». Прокимен, глас 4: «Воскресни. Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего». «Пророчества Иезекиилева чтение». Затем – «Вонмем». Прокимен, глас 7: «Воскресни. Господи, Боже мой. да вознесется рука Твоя. не забуди убогих Твоих до конца». Апостол к Коринф., зач. 133-е. «Аллилуиа» со стихами. Евангелие от Матф., зач. 114-е. Ектении: «Рцем вси..» и «Исполним утреннюю...» и прочее, как обычно.
Отпуст произносится с амвона. Отпуст: «Иже нас ради человек и нашего ради спасения, страшныя Страсти и Животворящий Крест. и вольное погребение плотию изволивый, Христос. Истинный Бог наш. молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
По отпусте певцы поют стихиру «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...» и бывает целование Плащаницы.
На 1-м часе тропарь и кондак дня Триоди. Отпуст 1-гo часа (на амвоне) малый: «Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своей Матере. преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас. яко Благ и Человеколюбец».
Часы и изобразительны16. Часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразителъны совершаются обычные, без пения, с тропарем и кондаком Великой Субботы, пред Плащаницей. На 3-м и 6-м часах, после «Именем Господним...», священник произносит: «Молитвами святых отец наших...»; на 9-м часе: «Боже, ущедри ны...» «Блаженны» (без пения). «Лик небесный...». «Верую...», «Ослаби, остави...». «Отче наш», кондак дня Триоди: «Бездну заключивый...» «Господи, помилуй» (12), «Всесвятая Троице...» Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...» Певцы: «Господи, помилуй» (трижды).
Вечерня соединяется с литургией святителя Василия Великого. Возглас: «Благословено Царство...» Полное начало, как в Великий Четверг. Псалом 103-й. Ектения великая. Кафизмы нет. «Господи, воззвах», глас 1. Иерей с диаконом во время стихир заканчивают проскомидию. Совершается полное каждение. Стихиры на 8: воскресны 4. глас 1: «Вечерния наша молитвы...» и Триоди. глас 8, на 4: «Днесь ад, стеня, вопиет...» «Слава», глас 6: «Днешний день...» «И ныне» догматик, глас 1: «Всемирную славу...» Вход с Евангелием. «Свете тихий...» Прокимна нет. По окончании пения «Свете тихий» царские врата закрываются и тотчас чтение 15 паримий.
По 6-й паримии чтец возглашает: «Поим Господеви». Царские врата отверзаются. Священнослужители стоят у престола. Певцы поют на глас 5: «Славно бо прославися». Чтец читает стихи: с.Коня и всадника...» Певцы припев: «Славно бо прославися». Так к каждому стиху. В заключение чтец после «Слава, и ныне» «Поим Господеви» один поет: «Славно бо прославися». Царские врата закрываются. Читаются 7–15 паримии.
По 15-й паримии такое же исполнение с припевом: «Господа пойте и превозносите Его во веки», но на возглашение чтеца: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа» певцы: «Господа поем и превозносим Его во веки». В заключение чтец, прочитав: «Хвалим, благословим...» сам поет: «поюще и превозносяще во вся веки».
Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш...» Вместо Трисвятого «Елицы во Христа крестистеся...» «Вонмем». «Мир всем» и прочее. Прокимен, глас 5: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний». Апостол – к Римлян., зач. 91-е. «Аллилуиа» не поется, но чтец глаголет (вместо «Аллилуиа») глас 7: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех», со стихами. Певцы поют аллилуиарий.
Во время пения «Воскресни, Боже...» все темные облачения в храме заменяются светлыми (белыми)17.
Евангелие от Матф., зач. 115-е.
И далее по чину литургии святителя Василия Великого, со следующими особенностями.
Вместо Херувимской песни поется тропарь:
Тропарь глас 8:
Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
Вместо «Достойно...» ирмос 9-й песни:
Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: востану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно яко Бог. верою и любовию Тя величающия.
Причастен: «Воста, яко спя, Господь. и воскресе спасаяй нас». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...» (см. ЖМП, 1956, № 12).
После отпуста совершается благословение хлебов и вина. Совершается каждение вокруг стола с хлебами. затем диакон возглашает: « Господу помолимся», и иерей читает молитву:
«Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый. Сам благослови и хлебы сия и вино и умножи сия во святем храме сем и во всем мире Твоем, и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков». Певцы: «Аминь».
Относительно трапезы, приличной настоящему дню, в Типиконе сказано: «По отпусте же [литургии] исходим из церкве в трапезу и сядем... с безмолвием и со благоговеинством. И абие входит келарь, и дает братии по единому укруху хлеба... и по 6 смоквей, или фиников, и по единей мерней чаши вина. А идеже вина несть, испивают братия квас от меда или от жита» (Типикон. Великая Суббота, вечер. 2-е «Зри»).
После уборки храма начинается «чтение великое, в Деяниих святых апостол18 от начала. Глаголет же чтец начало [Деяния святых апостолов благослови. отче, прочести]. Иерей же стих: «Молитвами святых апостол. Господи Иисусе Христе. Боже наш, помилуй нас». И по амине начинает чтец чести» (Типикон, Великая Суббота вечера, 2-е «Зри»)19.
Если освящение куличей и пасох20 совершается до Светлой утрени, то при этом следует петь только воскресный тропарь 2-го гласа:
Егда снизшел еси к смерта, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе.
* * *
«Подобает ведати, яко лития за упокой в притворе ne бывает до Недели Фомины» (Типикон, Великий Четверг, 1-е «Зри»). Это указание Типикона является основанием тому, чтобы в последующие дни Страстной и Светлой седмиц не совершались заупокойные поминовения.
Входные молитвы священнослужители совершают пред началом часов, и проскомидия совершается во время пения «Господи, воззвах». Но если будет много просфор, она может быть начата во время часов и закончена во время пения «Господи, воззвах».
«И поем множицею, дóндеже причащаются братия Божетсвенных Тайн» (Типикон, Великий Четверг, вечер).
«…Входим в трапезу, и ядим варение с елеем. Пием же и вино и ино сухоядение, занеже поется Аллилуиа» (Типикон. Великий четверг, вечер).
На отпуст открываются царские врата.
К началу часов звон в один колокол.
«Подобает же и сие ведати: яко прияхом в Палестине, в ceй святый день Великаго Пятка не творита Преждеосвященную, ниже паки совершенную литургию, но ниже трапезу поставляем, ниже ядим в ceй день распятия. Аще же кто будет многонемощен, или престарелся, и не могий пребыти постен, дается ему хлеб и вода по захождении солнца». (Типикон. Последование часов Великого Пятка, «Зри».)
Перед началом вечерни св. Плащаница полагается на престоле, изображением главы Христа к левой стороне св. престола (к жертвеннику). Если есть живые цветы, то на Плащаницу возлагают венок из таких цветов, и если есть благовонное масло или розовая вода, то ими намащают Плащаницу. Возлагать на св. Плащаницу венки из искусственных цветов или намащать ее духами или одеколоном, изготовленными на спирту, не полагается. На Плащаницу возлагается Евангелие (небольшого размера).
Положение Плащаницы при выносе должно быть изображением ног Господа Иисуса Христа вперед.
В Великую Субботу – на утрени, на часах, вечерне, литургии все, что обычно читается на солее, как-то: входные молитвы, ектении, Апостол, Евангелие, а также перенесение Святых Даров – все кроме причащения, совершается пред Плащаницей.
В Типиконе указано: по исполнении тропарей, когда певцы начнут петь Непорочны, тогда настоятелю раздать братин свечи и самому совершать каждение всего храма. В практике принято настоятелю самому участвовать в пении Непорочных, поэтому каждение храма он совершает во время пения тропаря: «Благообразный Иосиф... » и тогда же зажигает свечи. Каждение начинается с Плащаницы, к которой священнослужители выходят царскими вратами.
Во время пения стихир предстоятель облачается во все священнические одежды.
Типикон указывает настоятелю и прочим сослужащим ему иереям и диаконам во время пения великого славословия войти в алтарь, облачиться и выйти из него с Плашаницею перед царские врата, подобно тому, как совершается вынос Kpeстa в Воздвижение Kpeстa Господня или в Крестопоклонное воскресенье. Такой порядок имел место в древнерусской богослужебной практике, когда не было выноса Плащаницы в Великую Пятницу. С введением последнего это указание Типикона утратило свою силу. Поскольку Плащаница с вечера Великой Пятницы уже находится на средине храма, священнослужители в Великую Субботу выходят к ней царскими вратами еще во время пения тропаря «Благообразный Иосиф...» и остаются здесь для пения Непорочных, затем вторично выходят из алтаря к Плащанице во время пения «Преблагословенна...».
«Первее идут с хоругвью» (Проф. Голубцов. Чиновник Холмогорского собора. М .. l908,с.120). «Напред идутс хоругвью» (тамже, с.109).
«Трисвятому кончану бывшу, входит настоятель со Евангелием в царския двери и полагает Евангелие на престоле, Плащаницу же на уготоване столе, вообраз гроба» (т.е. на той гробнице, которая находится на средине храма). (Типикон. Во Святую и Великую Субботу.)
Перед началом часов священнослужители совершают входные молитвы. облачаются, и начинается проскомидия, как в Великий Четверг.
«Поему же сему, извлачаются иерее и диакони от одежд, и облачаются в белыя» (Типикон, Великая Суббота, вечер).
О том, что вся книга Деяний должна быть прочитана до начала полунощницы, сказано в Типиконе: «Сие опасство да внимает церквоначальник, да вся Деяния прочтутся до конца... Изменяются же чтецы, и чтут даже до часа 4-го нощи [10 час. вечера]. Посем же вжигает параекклисиарх вся кандила [лампады] по местом. И взем от настоятеля благословение, и тако изшед ударяет в било. И чтец совершает [т. е. оканчивает] чтение». И тотчас положено начинать полунощницу (Типикон. Великая Суббота вечера. 3-е «Зри»).
Аналой для чтения Деяний поставляется так, как и в других случаях для чтения церковных поучений. Но так как Деяния обычно читают миряне, то аналой следует поставить около солеи, но в возможном отдалении от Плащаницы.
«Ведомо же буди и сие, яко мяс православнии христиане к церкви не приносят, но в дом ко иерею... Яйца же и сыр принесенныя полавляются в притворе, в церковь же отнюдь не подобает вносити» (Типикон, Последование Святой Недели Пасхи, литургия. 2-е «Зри»).