сост. Т. Никитина

Источник

В помощь кающимся

Из сочинений Святителя Игнатия Брянчанинова

Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями87

1. Чревообъядение

Объядение, пьянство, нехранение и разрешение88 постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, её живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности к Богу, Церкви, добродетели и людям.

2. Любодеяние

Блудное разжжение, блудные ощущения и пожелания души и сердца, принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чём дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные: малакия (рукоблудие), мужеложство, лесбиянство, скотоложство и им подобные.

3. Сребролюбие

Любление денег, вообще любление имущества движимого и недвижимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обогащению. Мечтание богатства. Опасение старости, нечаянной нищеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его промысл. Пристрастия или болезненная излишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу свободы. Увлечение суетными попечениями. Любление подарков. Присвоение чужого. Лихва89. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев

Вспыльчивость, принятие гневных помыслов; мечтание гнева и отмщения, возмущение сердца яростию, помрачение ею ума; непристойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль

Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обетованиях Божиих, неблагодарение Богу за всё случающееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6. Уныние

Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непрестанной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспешность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишнее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Частые развлечения, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и прочих подвигов телесных. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие

Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, приятности голоса и прочим качествам тела. Расположение к наукам и искусствам гибнущим сего века, искание успеть в них для приобретения временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Скрытие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость

Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания, потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.

Восемь добродетелей, противоположных страстям

К чему стремились в духовной жизни подвижники благочестия

1. Воздержание

Удержание от излишнего употребления пищи и пития, в особенности от употребления в излишестве вина. Хранение точное постов, установленных Церковью. Обуздание плоти умеренным и постоянно одинаковым употреблением пищи, отчего начинают ослабевать вообще все страсти, а в особенности самолюбие, которое состоит в бессловесном люблении плоти, живота и покоя её.

2. Целомудрие

Уклонение от всякого рода блудных дел. Уклонение от сладострастных бесед и чтения, от произношения скверных, сладострастных, двусмысленных слов. Хранение чувств, особенно зрения и слуха, а ещё более осязания. Отвержение помышлений и мечтаний блудных. Скромность. Молчание. Безмолвие. Служение больным и увечным. Воспоминание о смерти и аде.

Начало целомудрия – неколеблющийся ум от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия – чистота, зрящая Бога.

3. Нестяжание

Удовлетворение себя одним необходимым. Ненависть к роскоши и неге. Милосердие к нищим. Любление нищеты Евангельской. Упование на Промысел Божий. Последование Христовым заповедям. Спокойствие и свобода духа. Безпопечительность. Мягкость сердца.

4. Кротость

Уклонение от гневливых помыслов и от возмущения сердца яростью. Терпение. Последование Христу, призывающему ученика Своего на Крест. Мир сердечный. Тишина ума. Твёрдость и мужество христианские. Неощущение оскорблений. Незлобие.

5. Блаженный плач

Ощущение падения общего всем человеком и собственной нищеты душевной. Сетование о них. Плач ума, болезненное сокрушение сердца. Прозябающая от неё лёгкость совести, благодатное утешение и радование. Надежда на милосердие Божие. Благодарение Богу в скорбях, покорное их переношение от зрения множества грехов своих. Готовность терпеть. Очищение ума. Облегчение от страстей. Умерщвление миру. Желание молитвы, уединения, послушания, смирения, исповедания грехов своих.

6. Трезвение

Усердие ко всякому доброму делу. Нелестное исправление церковного и келейного правила. Внимание при молитве. Тщательное наблюдение за всеми делами, словами и помышлениями своими. Крайняя недоверчивость к себе. Непрестанное пребывание в молитве и слове Божием. Благоговение. Постоянное бодрствование над собою. Хранение себя от многого сна, изнеженности, празднословия, шуток и острых слов. Любление ночных бдений, поклонов и прочих подвигов, доставляющих бодрость душе. Редкое, по возможности, исхождение из кельи. Воспоминание о вечных благах, желание и ожидание их.

7. Смирение

Страх Божий, ощущение его при молитве. Боязнь, рождающаяся при особенно чистой молитве, когда особенно сильно ощущаются присутствие и величие Божии, чтоб не исчезнуть и не обратиться в ничто. Глубокое познание своего ничтожества. Изменение отношения к ближним, причём они безо всякого принуждения кажутся смирившемуся превосходнее его во всех отношениях. Явление простодушия от живой веры. Ненависть к похвале человеческой. Постоянное обвинение и укорение себя. Правота и прямота. Беспристрастие. Мёртвость ко всему. Умиление. Познание таинства, сокровенного в Кресте Христовом. Желание распять себя миру и страстям, стремление к этому распятию. Отвержение и забвение льстивых обычаев и слов, скромных по принуждению, или умыслу, или навыку притворяться. Отвержение премудрости земной, как непотребной для неба. Презрение всего, что в человеках высоко и мерзость пред Богом (Лк. 16:15). Оставление самооправдания. Молчание перед обижающими, изученное в Евангелии. Отложение всех собственных умствований и приятие разума Евангельского. Низложение всякого помысла, взимающегося на разум Христов. Смиренномудрие или духовное рассуждение, сознательное во всем послушание Церкви.

8. Любовь

Изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность к Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Несказанное сладостное влечение всего человека любовью к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение в ближних образа Божия и Христа: проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних и благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем ровная, беспристрастная, радостная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанное наслаждение тела радостью духовною. Упоение духовное. Расслабление телесных членов при духовном утешении (см. Исаак Сирский, слово 44). Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым. Богословие. Познание существ бестелесных. Немощь греховных помыслов, не могущих изобразиться в уме. Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроений человеческих. Глубина стремления и уничиженнейшего о себе мнения... Конец бесконечен.

Дополнения из разных источников

Кратчайшая исповедь

1. Грехи против Господа Бога

Верование снам, ворожбе́, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность на ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св. Причастия. Лицемерие в Богопочтении. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Напрасная божба. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы (чёрта). Ядение или питие в воскресные или праздничные дни до окончания Литургии. Нарушение постов или неточное соблюдение их, рабочее дело в праздники.

2. Грехи против ближнего

Неусердие к своей должности или к своему делу в общежитии. Непочтение к высшим или старшим. Неисполнение обещания человеку. Неуплата долгов. Отнятие силой или тайное присвоение себе чужого. Скупость на милостыню. Личная обида ближнему. Пересуды. Оклеветание. Проклинание других. Напрасные подозрения. Незащищение невинного человека или дела правого с потерей для них. Убийство. Непочтение к родителям. Несмотрение с христианской заботливостью за детьми. Гнев, вражда в семейной или домашней жизни.

3. Грехи против самого себя

Праздные или скверные мысли в душе. Желание зла ближнему. Лживость речи. Раздражительность. Строптивость или самолюбие. Зависть. Ненависть. Жестокосердие. Чувствительность к огорчениям или обидам. Мщение. Сребролюбие. Страсти к наслаждениям. Сквернословие. Песни соблазнительные. Нетрезвость и многоядение. Блуд. Прелюбодеяние. Неестественный блуд. Неисправление своей жизни.

Из числа всех сих грехов против десяти заповедей Божиих некоторые, достигая в человеке высшей степени развития своего, переходя в порочные состояния и ожесточая его сердце нераскаянностью, признаются тяжкими особенно и противными Богу.

Грехи смертные

то есть делающие человека повинным вечной смерти или погибели

1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая уподобиться Вышнему; словом, гордость до самообожения.

2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединённая большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на таковую жизнь всё отцовское имение.

4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединённое с страстною привязанностью к различным увеселениям, по примеру Евангельского богача.

6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своём избил Вифлеемских младенцев.

7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как, например, во дни Ноя.

Грехи хулы на Духа Святого

Чрезмерное упование на Бога, или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.

Отчаяние, или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.

Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

Грехи, вопиющие к небу об отмщении за них

Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).

Содомский грех.

Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитных вдовы и малолетних детей-сирот.

Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровью добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключённых в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.

Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.

Исповедь

Исповедаю аз многогрешный (имярек) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, я́же содеях во все дни живота моего, я́же помыслих даже до сего дне.

Согрешил: обеты Св. Крещения не соблюл, иноческого обещания не сохранил, но во всем солгал и непотребна себе пред Лицем Божиим сотворил.

Прости нас, Милосердный Господи (для народа).

Прости мя, честны́й отче (для одиноких).

Согрешил: пред Господом маловерием и замедлением в помыслах, от врага всеваемых против веры и св. Церкви; неблагодарностью за все Его великие и непрестанные благодеяния, призыванием имени Божия без нужды – всуе.

Согрешил: неимением ко Господу любви ниже́90 страха, неисполнением св. воли Его и св. заповедей, небрежным изображением на себе крестного знамения, неблагоговейным почитанием св. икон; не носил креста, стыдился креститься и исповедовать Господа.

Прости мя, честны́й отче.

Согрешил: любви к ближнему не сохранил, не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключённых; закону Божию и св. отцов преданиям от лености и небрежения не поучался.

Прости мя, честны́й отче.

Согрешил: церковного и келейного правила неисполнением, хождением в храм Божий без усердия, с леностью и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы – согрешил празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, исхождением из храма во время службы и нехождением в храм Божий по лености и нерадению.

Прости мя, честны́й отче.

Согрешил: непочитанием праздников Божиих; нарушением святых постов и нехранением постных дней – среды и пятницы; невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, раноядением, пьянством, недовольством пищей и питием, одеждой, тунеядством91; своей воли и разума исполнением, самонравием, самочинием и самооправданием; недолжным почитанием родителей, невоспитанием детей в православной вере, проклинанием детей своих и ближних.

Прости мя, честны́й отче.

Согрешил: неверием, суеверием, сомнением, отчаянием, унынием, кощунством, божбою ложною, плясанием, курением, игрой в карты, гаданием, колдовством, чародейством, сплетнями, поминал живых за упокой, ел кровь животных92.

Прости мя, честны́й отче.

Согрешил: гордостью, самомнением, высокоумием, самолюбием, честолюбием, завистью, превозношением, подозрительностью, раздражительностью.

Прости мя, честны́й отче.

Согрешил: осуждением всех людей – живых и мёртвых, злословием и гневом, памятозлобием, ненавистью, зло за зло воздаянием, оклеветанием, укорением, лукавством, леностью, обманом, лицемерием, пересудами, спорами, упрямством, нежеланием уступить и услужить ближнему; согрешил злорадством, зложелательством, злосетованием, оскорблением, надсмеянием, поношением и человекоугодием.

Прости мя, честны́й отче.

Согрешил: празднословием, смехотворством, слушанием и воспоминанием мирских песен, чтением книг развратных, рассматриваением соблазнительных картин, услаждением при воспоминании прежних грехов своих, соблазнительным поведением с желанием нравиться и прельщать других, вольностью, дерзостью, потворством духу времени и мирским обычаям, противным вере православной.

Прости мя, честны́й отче.

Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств; нечистотой душевною и телесною; услаждением и медлением в нечистых помыслах, пристрастием, сладострастьем, нескромным воззрением на жён и юношей; во сне блудным ночным осквернением, невоздержанием в супружеской жизни.

Прости мя, честны́й отче.

Согрешил: нетерпением болезней и скорбей, люблением удобств жизни сей, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело.

Прости мя, честны́й отче.

Согрешил: невниманием к внушениям совести своей, нерадением, леностью к чтению слова Божия и нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы. Согрешил любостяжанием, сребролюбием, хищением, воровством, скупостью, привязанностью к разного рода вещам и людям.

Прости мя, честны́й отче.

Согрешил: немилосердием, презрением и осуждением нищих; хождением в храм Божий без страха Божия, молился рассеянно, легкомысленно, имея неприязнь на ближнего своего, молился с холодным сердцем, без внимания, без усердия и благоговения, уклоняясь в ересь и сектантское учение.

Прости мя, честны́й отче.

Согрешил: леностью, расслаблением, негою, люблением телесного покоя, многоспанием, сладострастными мечтаниями, пристрастными воззрениями, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невенчанными браками; тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим, или склоняли кого-нибудь к этому великому греху – детоубийству. Проводил время в пустых и праздных занятиях, в пустых разговорах, шутках, смехе и других постыдных грехах.

Прости мя, честны́й отче.

Согрешил: унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие, бесчувствием, невежеством, наглостью, бесстыдством.

Прости мя, честны́й отче.

Согрешил: клеветою на ближнего, гневом, оскорблением, раздражением и осмеянием, непримирением, враждой и ненавистью, прекословием, подсматриванием чужих грехов и подслушиванием чужих разговоров.

Прости мя, честны́й отче.

Согрешил: холодностью и бесчувственностью на исповеди, умалением грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением.

Прости мя, честны́й отче.

Согрешил: против Животворящих и Св. Таин Христовых, приступая к Ним без должного приготовления, без сокрушения и страха Божия.

Прости мя, честны́й отче.

Согрешил: словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, – волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их. Но во всех сих, так и в неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощью Божьею обещаюсь блюстись.

Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне грешном, а в оный судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах моих. Аминь.

Исповедание грехов общее

Согрешил: допуская праздные, пустые слова, разговоры, худые речи, суетно проводил время: в играх, забавах, в мирских удовольствиях.

Чёрным словом ругался, детей своих ругал чёрным словом; своих детей проклинал; ругался матерными словами; сквернословил.

Песни пел мирские, бесстыдные; плясал, смеялся без меры. Мимо храма, мимо часовни прошёл и не перекрестился, не помолился Богу; крест снимал, не носил из-за ложного стыда.

Накануне праздников на игрища, на гулянье ходил: пьянствовал, гулял накануне праздника.

Божился из-за пустого малого дела; божбу нарушал; ложно божился.

На суде был свидетелем и на кого ложно что-либо показал; клятву нарушал; обещания давал Богу и не исполнял.

На исповеди свои грехи утаивал, в чём покаяться постыдился или позабыл; чужие грехи осуждал; над чужими грехами смеялся; сам себя в своих грехах оправдывал; придумывал разные оправдания, извинения грехам своим.

Священников осуждал; сам себя не обличал в грехах своих, про ближнего рассказывал худые его дела, чтобы зачернить имя его и пустить про него худую славу.

Давал ближним бранные клички, бранные прозвища.

Домашних животных называл именами человеческими.

Обижался, пьяным напивался.

Ел, пил рано утром, не перекрестившись, не помолившись Богу. Постом пил, ел скоромное, или по болезни, по скорбям, или от нерадения о душе, чтобы послаще попить, поесть.

Постом постной пищей объедался. Табак курил и нюхал.

Ленился молиться Богу или молился Богу нерадиво, небрежно, холодно, кое-как. Ленился в праздник в Церковь ходить.

В праздник работал, праздников не почитал, в будни работать ленился, бездельничал.

О душе своей не радел, читал пустые, соблазнительные книги; ленился, не старался читать Святое Евангелие, Псалтирь, жития святых угодников и другие духовные душеспасительные книги.

Предавался лености, суетности, легкомыслию, сонливости, зевоте, расслабленности души и тела.

На Бога роптал; в болезнях и несчастьях на Бога роптал.

Сомневался в Православной вере; грешил, впадая в неверие, в маловерие, в сомнение, в безразличие к вере.

Предавался боязливости, унынию, тоске, малодушию, безнадёжности, отчаянию.

Распространял ложное, хульное мнение, или учение, или суеверие. Силой чужое присваивал. Деньги требовал за проценты. Кто чем обсчитал, обманул, обвесил, обманул в торговле, в продаже, плохой товар за хороший продавал, торговал тайно украденными вещами.

Нищим отказывал, на храм Божий отказывал, жадничал, скупился, деньги копил.

Завидовал, ненавистничал, радовался несчастью ближнего, завидовал счастью ближнего, лихостился, имел к нему неприязнь. Гордился, сам собою хвалился, кичился, унижал других, сам себя считал лучше других.

Хвалился своими деньгами, своим богатством, имением, нарядами, нарядной одеждой, своей должностью, умом, силой, красотой, своими добрыми делами.

Родителей не почитал, отца и мать обижал, ругался, бранился с ними, на отца и мать руку поднимал, на старости лет не кормил, не поил.

Не почитают свёкра и свекровь. Младшие не почитают старших. Старшие в семье обижают младших понапрасну.

Над старшими смеялся, стариков не почитал, брезговал ими. На ближних имел гнев подолгу, злом платил за зло, кому чем отомстил, на кого обиду, гнев подолгу имел, кому обиды не прощал. Ближних обижал мыслями, словами, делами.

В обращении с ближними и чужими допускал гордость, самомнение, самоугодие, саможаление, самочиние, сквернословие, непослушание, неповиновение, непокорность, неблагодарность, своекорыстие, корыстолюбие, страсть к обладанию, к довольству, к покою, алчности, скупости, жадности, тщеславию, честолюбию; допускал унижение и уничижение других, презрение, зависть, например, небратолюбие, ненависть, злобу, ехидство, грубость, дерзость, суровость, строптивость нрава, холодность, упорство, неверность, несправедливость, ропот, нетерпение.

Допускал жестокосердие, раздражение, вероломство, ябедничество, клевету, лживость, льстивость, обольщение, обман, лукавство, вымогательство, козни, лицемерие, лицеприятие, придирчивость, притеснение, недоброжелательство, зложелательство, злорадство, озлобление, гнев, проклятие на ближнего, ругательство и пр.

На службе или на работе допускал какие-либо ослушания. Недобросовестно, лениво, небрежно, торопливо, кое-как исполнял свою работу или свою службу, свою должность, свои обязанности.

Злоупотреблял своей властью. Потворствовал, поблажал, попускал грехами, кого с гневом толкнул, кого на зло подстрекал, кого перессорил; домашнюю скотину бил.

К ворожеям ходил, сам наговор пил и других наговором поил. На картах гадал, ворожил, в карты играл, на деньги в карты играл, в другие денежные игры играл.

Деньги мотал на худые дела, на пьянство, на распутство, и телом грешил, и мыслями, и словами, и делами, и всеми чувствами грешил.

Денег тратил помногу, а в Божий храм жалел на свечи подать. Нищим отказывал, не подавал, а прогуливал и прожигал больше.

В нечистоте в храм Божий ходил (а).

Допускал страстные лобзания, целования, страстные осязания, ласкательства, блудную похоть, сладострастие, блудную нечистоту, страстные взгляды, страстные бесчинные телодвижения, кривляния. Всех блудных грехов великое множество.

Во всех грехах мы грешим. Грешим каждый день без числа, и душой, и телом, и мыслями, и словами, и делами, и всеми нашими чувствами грешим.

Пространное исповедание грехов

по протоиерею о. А. Ветелеву

Исповедуем мы, многогрешнии (имена), Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, истинный отче, вся согрешения наша и вся злая дела наша, я́же соделали во вся дни жизни нашея: я́же помыслили, и я́же глаголали, я́же волею нашей сотворихом и неволей...

Согрешили: святого Крещения обетов не соблюли, но во всём солгали и преступили Его святые заповеди.

Прости нас, Милосердный Господи!

Согрешили: любви к Богу и ближнему не сохранили: с ближним ссорились, осуждали, клеветали, раздражались, гневались, злословили, ненавидели, укоряли, обманывали, лгали, лицемерили, злорадствовали, не желали уступить и услужить ближнему, желали ближнему зла, согрешили памятозлобием, мстительностью, досаждением, надсмеянием.

Прости нас, Господи!

Согрешили: нерадением о своём спасении и спасении ближних. Закону Божию и святых отец, преданию от лености и небрежения о своём спасении не поучалися.

Прости нас, Господи!

Согрешили: опущением утренних и вечерних молитв или совершением их без усердия, с леностью и небрежением, во время церковной службы грешили празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, осуждением служащих, исхождением из церкви во время службы и прежде отпуста и нехождением в церковь по лености и нерадению.

Прости нас, Господи!

Согрешили: дерзая в нечистоте ходить в Церковь Божию и всякой святыни прикасаться.

Прости нас, Господи!

Согрешили: непочитанием праздников, нарушением постов и нехранением постных дней, невоздержанием в пище и питии, раноядением, лакомством и винопитием; своей воли и разума исполнением, непослушанием, самонравием, самочинием, самооправданием.

Прости нас, Господи!

Согрешили; невоздержанием душевных и телесных чувств, услаждением и медлением в нечистых помыслах, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на лиц другого пола, во сне блудным осквернением, невоздержанием в супружеской жизни, нарушением верности супружеских отношений, прелюбодеянием.

Прости нас, Господи!

Согрешили: празднословием, клеветой, смехом, соблазнительным поведением, вольностью, дерзостью, грубостью, непочтением.

Прости нас, Господи!

Согрешили: нетерпением болезней и скорбей, рассеянностью ума и окаменением сердца; непонуждением себя на всякое доброе дело.

Прости нас, Господи!

Согрешили: неверием, маловерием, сомнением, отчаянием, унынием, хульными помыслами, кощунством, божбой ложной.

Прости нас, Господи!

Согрешили: гордостью, самомнением, тщеславием, славолюбием, честолюбием, завистью, превозношением.

Прости нас, Господи!

Согрешили: любостяжанием, сребролюбием, неправедным приобретением, похищением, татьбой, скупостью и пристрастием к разным вещам.

Прости нас, Господи!

Согрешили: неповиновением к начальствующим и к старшим, осуждением их; исполнением своих обязанностей с роптанием и небрежением.

Прости нас, Господи!

Согрешили: непочтением и оскорблением своих родителей, осуждением священнослужителей и ослушанием и ропотом на них. Неисполнением данных от них за грехи епитимии и неисповеданием перед ними грехов наших по забвению, нерадению и по ложному стыду.

Прости нас, Господи!

Согрешили: недостойным причащением Святых Христовых Таин, приступая к ним без приготовления, без сокрушения и страха Божия.

Прости нас, Господи!

Согрешили: словом, делом, помышлением, зрением, слухом, вкусом, осязанием и всеми чувствами.

Прости нас, Господи!

Но во всех сих изречённых и беспамятства ради за множество и неизреченных грехов каемся, и жалеем, и повинными себя Господу Богу нашему представляем, и имеем волю каяться и впредь, насколько возможно, помощью Божией блюстись.

Прости нас за всё, и помилуй, и очисти от всякого греха.

Исповедь по сочинениям св. Прав. Иоанна Кронштадтского

Исповедуемся Господу Богу Вседержителю, во Святой Троице славимому и поклоняемому. Отцу и Сыну и Святому Духу во всех наших грехах, зле содеянных мыслию, словом, делом и всеми нашими чувствами.

Согрешили пред Господом и Спасителем самолюбием, плотоугодием, сластолюбием, чревоугодием, объедением, леностью, саможалением, гордостью, самомнением, уничижением других, завистью, неприязнью, ненавистью, злобой, похотью, блудом, нечистотой, своенравием, самочинием, непослушанием, неповиновением, грубостью, дерзостью, суровостью, строптивостью нрава, неверием, маловерием, неблагодарностью, корыстолюбием, жестокостью, скупостью, жадностью, алчностью, ябедою, лживостью, лукавством, клеветой, лжесвидетельством, божбой, клятвопреступлением, лицемерием, придирчивостью, притеснением, похищением, присвоением чужого, злоупотреблением, потворством грехам, попущением, суетным провождением времени, пустословием, празднословием, сквернословием, суетностью, роскошью, недоброжелательством, зложелательством, злорадством, злопамятством, холодностью, нерадением, небрежностью в молитве и добрых делах. Неуважением к старости, непочитанием родителей, неверностью, непостоянством в добродетели, легкомыслием, суетностью, тщеславием, боязливостью, ропотом, унынием, малодушием, отчаянием, гневом, страстью к чтению пустых книг, нерадением к чтению Святого Евангелия и других духовных книг, придумыванием извинения своим грехам и самооправданием вместо осуждения и самообличения, недобросовестным исполнением служебных обязанностей, недоброжелательством, небрежностью, торопливостью, подстрекательством на зло, проклятием на ближнего, ругательством, суеверием, гаданием.

Во всех сих беззакониях мы согрешили и ими Всесвятого Господа нашего и Благодетеля безмерно оскорбили, в чём повинными себя признаём, каемся и жалеем.

Сокрушаемся горько о согрешениях и впредь, при Божией помощи, будем от них блюстись.

Исповедь старцев Оптиной Пустыни

Исповедуемся Господу Богу Вседержителю, во Святой Троице славному и поклоняемому. Отцу и Сыну и Святому Духу, о всех наших грехах.

Исповедуемся, во грехах зачатые, во грехах рождённые, во грехах воспитанные и от самого крещения до сего времени живущие во грехах.

Исповедуемся, что согрешили мы против всех заповедей Божиих: маловерием и неверием, самомнением и вольным мнением, суеверием, гаданием, самонадеянностью, нерадением, отчаянием в нашем спасении, надеждой на самого себя и на людей более чем на Бога.

Забвением о правосудии Божием и неимением достаточной преданности воле Божией.

Непокорностью к распоряжениям Промысла Божия.

Упорным желанием, чтобы все было «по-моему».

Человекоугодием и пристрастной любовью к твари. Нестаранием раскрыть в себе полного познания Бога и воли Его, веры в Него, благоговения к Нему, страха перед Ним, надежды на Него, любви к Нему и ревности о славе Его.

Согрешили: порабощением себя страстям: сладострастию, корыстолюбию, гордости, самолюбию, тщеславию, раболепству духу времени, мирским обычаям против совести, нарушением заповедей Божиих, любостяжанием, чревоугодием, лакомством, объядением, пьянством.

Согрешили: божбой, ложной клятвой, нарушением клятвы, неисполнением обетов, принуждением других к божбе, клятве; неуважением к святыне и благочестию, хулой на Бога, на святых, на всякую святыню, богохульством, кощунством, призыванием имени Божия всуе, в худых делах, желаниях, шутках и забавах.

Согрешили: непочитанием праздников и занятиями, уничижающими честь праздников, неблагоговейным стоянием в Церкви, разговорами и смехом, леностью к молитве и к чтению Священного Писания, оставлением утренних и вечерних молитв, утаиванием грехов на исповеди, нестаранием о должном приготовлении к причащению Святых Таин, неуважением к священным предметам и небрежным изображением на себе крестного знамения.

Несоблюдением постов по Уставу Церкви, леностью к труду и недобросовестным исполнением порученных работ и дел по долгу службы, потерей много времени напрасно в праздности, рассеянности.

Согрешили: непочитанием родителей и начальников, неуважением старших, пастырей духовных и учителей.

Согрешили: напрасным гневом, оскорблением ближнего, ненавистью, причинением вреда ближнему, враждой, злопамятством, соблазном, советом на грех, поджигательством, несохранением человека от смерти, отравлением, убийством (детей во чреве) и советом к сему.

Согрешили: плотскими грехами – блудом, прелюбодеянием, сладострастием, страстными поцелуями, нечистым осязанием, засматриванием на красивые лица с вожделением.

Согрешили: сквернословием, услаждением нечистыми мечтами, произвольным похотным раздражением; [супружеским] невоздержанием в посты, воскресные и праздничные дни, кровосмешением в духовном и плотском родстве, излишним щегольством с желанием нравиться и прельщать других.

Согрешили: воровством, присвоением чужой собственности, обманом, утаиванием найденной вещи, принятием чужой вещи, неуплачиванием долга по ложным причинам, препятствием в выгодах других, тунеядством, лихоимством, святотатством, несострадательностью к несчастным, немилосердием к бедным, скупостью, расточительностью, роскошью, игрой в карты, вообще беспорядочной жизнью, корыстолюбием, неверностью, несправедливостью, жестокосердием.

Согрешили: ложным доносом и свидетельством на суде, оклеветанием и очернением доброго имени ближнего и чести его, разглашением грехов и слабостей их.

Подозрительностью, сомнением в чести ближнего, осуждением, двоедушием, сплетнями, насмешками, остротами, ложью, пресмыкательством пред высшими по должности и имеющими преимущество и власть; болтливостью и празднословием.

Не имеем: прямодушия, искренности, простоты, верности, правдивости, уважительности, степенности, осторожности в словах, благоразумной молчаливости, охранения и защищения чести других.

Согрешили: худыми желаниями и помышлениями, завистью, внутренним прелюбодеянием, корыстолюбивыми и горделивыми мыслями и желаниями, сквернословием и плотоугодием.

Не имеем: любви, воздержания, целомудрия, скромности в словах и поступках, чистоты сердца, бескорыстия, нестяжательности, щедрости, милосердия, смиренномудрия. Вообще не усердно забочусь об искоренении в себе греховного расположения и об утверждении себя в добродетелях.

Согрешили: унынием, печалью, зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, похотью нечистой и всеми нашими чувствами, помышлениями, словами, желаниями, делами и в прочих наших грехах, которых из-за беспамятства нашего не упомянули.

Каемся, что прогневали Господа Бога нашего, искренне об этом жалеем и желаем раскаяться и впредь не грешить и всевозможно удерживаться от грехов.

Со слезами молим Тебя, Господа Бога нашего, помоги нам утвердиться в нашем намерении жить по-христиански, а исповеданные наши грехи прости, я́ко благ и человеколюбец.

Просим и тебя, честный отче, в присутствии которого всё это мы исповедали, да будешь нам свидетелем в день судный против диавола, врага и ненавистника рода человеческого, и да помолишься о нас, грешных, Господу Богу нашему.

Просим тебя, честный отец, как имеющего от Христа Бога власть разрешить исповедующихся и отпустить грехи их, прости нас, разреши и помолись о нас, грешных.

Приложения

1. Увещание исповеднику

Сущность Таинства Исповеди состоит не в многоглаголании, а в силе внутреннего сознания своей греховности и безответности перед Богом, и в искреннем глубоком сокрушении за всё соделанное. Перед тем как идти на исповедь, нужно старательно припомнить все свои дурные поступки, слова и мысли, сознать их греховность, осудить себя в чувстве сердца и затем положить твёрдое намерение во всём обличить себя пред духовным отцом, который есть посредник между Богом и нашей совестью, приемлющий наше исповедание; он будет свидетельствовать о нашем раскаянии в День Судный: Беззако́ние мое́ позна́х и греха́ моего́ не покры́х (Пс. 31:5).

Кающемуся не до́лжно дожидаться вопрошания духовника, а самому нужно обнажить свою греховную рану, как говорится в Писании: глаго́ли ты беззако́ния твоя́ пре́жде да оправди́шися (Ис. 43:26).

Покаявшемуся до́лжно иметь веру в то, что а́ще что бу́дет разрешено́ на земли́, бу́дет разрешено́ и на небеси́ (Мф. 18:18) чрез посредство благодати, данной духовнику.

Но при всём этом надо помнить твёрдо, что приносить покаяние нужно не одними словами, а необходимо принести в жизни достойные плоды покаяния. Покаяние есть исправление; покаявшийся должен всем сердцем возненавидеть прежнюю греховную жизнь и положить твёрдое намерение воздерживаться от всего неугодного Богу. Наша внутренняя борьба – вот что может привлечь на нас милость и помощь Божию.

2. Увещание иерею – духовнику

Духовный отец должен иметь к кающемуся снисхождение и внимание к его покаянию, дабы мог свидетельствовать праведному Судии вся́ ели́ко реку́т ему. Он должен выслушивать исповедание с молитвой и с терпением, миром и кротостью, ибо для спасения кающегося очень полезно сочувствие духовника. «Недугующее нужно исцелять, а не сокрушать» (свт. Григорий Богослов).

* * *

87

Заимствовано из святоотеческих писаний.

88

Нарушение.

89

Нечестная прибыль, взятки.

90

Даже ни.

91

Туне – даром, незаконно; ядство – ядение; даром есть хлеб (прим. св. Игнатия).

92

VI Вселенский Собор, 67-е правило; Деяния св. Апостолов, гл. 15.


Источник: Православный молитвослов на дни Великого поста : С параллельным русским переводом / [Сост. Т. Никитина]. - Москва : Паломник, 2012. - 463 с.

Комментарии для сайта Cackle