Ф.Г. Спасский

Источник

Глава 11. Службы юродивым

В наших Минеях находится и целая группа служб юродивым. Греческие Минеи включают только одну раннюю службу – преподобным Симеону Юродивому и Иоанну Салосу. Пожалуй, и более позднюю службу прп. Никону Метаноите можно тоже принимать за службу юродивому: о ней мы упоминали уже.1256

Служба святым Прокопию и Иоанну, Устюжским юродивым

Наши службы довольно позднего происхождения и написания весьма неоригинального. Почти все они весьма связаны одна с другой. Заимствуя друг у друга буквально некоторые песнопения, они в главном основываются на переводной греческой службе преподобныму Симеону, Христа ради юродивому, и Иоанну Салосу (21 июля). Канон этим Святым писан прп. Феофаном: две из наших служб1257 прямо и помещают имя прп. Феофана над канонами, так же как помещено оно и в Общей Минее, куда служба* [канон] внесена целиком. Преосвященный Филарет1258 говорит, что при митрополите Макарии в 1554 году были кем-то написаны жития св. Прокопия († 1303) и св. Иоанна († 1494), Устюжских юродивых. Случевский1259 путешествовал по Северу России: он называет Прокофия и Иоанна «праведными», а не юродивыми, ибо был храм в честь «Праведных Прокофия и Иоанна»* [два храма: в честь «Прокофия Праведного» и «Иоанна Праведного»]. Памяти их: первого – 8 июля и второго – 29 мая. Преосвященный Сергий1260 показывает канонизацию их на Соборе 1547 года, говоря о св. Прокопии, что стихиры и канон ему составлены при кн. Иоанне III. Канон св. Прокопию* [св. Иоанну] все тот же Феофанов, словесно несколько иначе изложенный.1261 Преосвященный Макарий1262 указывает, что служба св. Иоанну составлена из творений иеромонаха Пахомия, что в полной степени неверно. В то же время он указывает, что жития свв. Прокопия и Иоанна составил местный, устюжский, грамотей, сын священника устюжского собора, в 1554 году.1263 Голубинский1264 рассказывает, что почитание св. Прокопия началось с 1471 года.1265 или же, по Верюжскому, с 1495 года. Канонизованные в 1547 году, они получили только местное празднование, как и св. Максим Юродивый, Московский († 1433), 13 августа и 11 ноября.1266

Служба святому Максиму Московскому

Службу* [канон] св. Максиму [, 11 ноября,] составил «какой-то Феодор».1267 Празднование св. Максиму устанавливалось как новое, еще не бывшее. Следовательно, по сравнению с первыми служба ему более поздняя.1268

Служба святому Исидору Ростовскому

Остается неясным, когда была составлена служба четвертому юродивому – св. Исидору Твердислову, Ростовскому († l474), житие которого было [уже] написано в 1500 году.1269 В XVI* [XV] веке он чтился.1270 Грозный упоминает его как великого святого в 1568 году. На Соборах 1547 и 1549 годов Исидор канонизован не был, и, следовательно, канонизацию его надо помещать между 1549 и 1563 годами при митрополите Макарии. Служба была уже в 1584 году.1271 Можно удивляться тому, что два Устюжских святых юродивых при разном времени их жизни и, конечно, при разных подвигах, получают одну и ту же службу.1272 Повторение ее в Москве и Ростове показывает, что XVI веке не во всех отношениях был плодотворным в смысле самостоятельного литургического нашего творчества, несмотря на то, что житийная литература именно в этом веке развилась более всего.

Мая 14, св. блж. Исидора Ростовского: «совершается собор его с рассуждением тамошнего архиереа». То же в отношении прп. Саввы Вишерского, 1 октября: «собор во обители его по свидетельству архиереа, тамо сущего». 14 октября – прп. Параскевы: «совершается собор ее в Сербех»; 19 и 21 октября, прп. Иоанна Рыльского и свт. Илариона Меглинского: «идеже лежат мощи их и храм их», также 23 октября в отношении прп. Иакова Боровского: «идеже храм его, по рассуждению и благословению архиереа».1273

При сравнении всех этих служб намечаются более близкие сходства в стихирах св. Прокопию1274 и св. Исидору (стихиры на «Господи, воззвах» [св. Исидору – 2-й ряд стихир], стихирах на стиховне, тропаре, седальнах, светильне). Общими для всех четырех служб являются стихиры на хвалитех. Не повторяются в других службах пять стихир на литии св. Прокопию и шесть стихир на «Господи, воззвах» св. Иоанну: писаны они1275 по образцу Пахомиевых прп. Сергию [на 5 июля]. В службах св. Иоанну и св. Максиму особые [, одинаковые,] кондаки, а в последней – и икос. Что касается канонов, парными и общими для двух служб являются св. Иоанну и первый св. Максиму; вторую пару составляют с малыми разницами1276 св. Исидору Ростовскому и св. Прокопию, и особым остается второй канон св. Максиму. Первая пара (св. Иоанну и первый св. Максиму) берут Феофанов канон из Общей Минеи без изменений; каноны св. Исидору и св. Прокопию написаны под влиянием канонов преподобным,1277 и, наконец, второй канон св. Максиму связывается по содержанию с каноном св. Исидора: «Вторый Твердислов в России показался еси» (п. 5, тр. 3). Служба св. блж. Максиму свободна от нагромождений географических, национальных и даже житийных указаний.1278 Нет такого элемента и в службе св. Исидору. Зато в службе св. блж. Иоанну Устюжскому град Устюг вместе с землей Устюжской поминается весьма часто. В службе св. Прокопию это принимает вид гордого восхваления града: «Граду <же> убо всюду яко трубе велегласно вопиющу и хвалящуся» (стихира [4] на литии). Канон св. блж. Прокопию и его пара – св. Исидору – обретается в службе св. кн. Гавриилу Псковскому, 11 февраля: этот канон творения прп. Иосифа песнописца.1279 Второй канон, на 11 ноября, св. блж. Максиму, принадлежит, быть может, некоему неизвестному Феодору.1280 У преосв. Филарета1281 указан Феодор Байков, дьяк, но в перечислении трудов его наш канон не назван. Тропарь 1 [песни 1] канона говорит или об оригинальности творения, или же о том, что автор не в первый раз пишет каноны: «Да по достоянию воспою песнь нову от устен моих». Писан канон после 1568 года: в нем часто упоминается рака мощей, обретение которых произошло после пожара храма в сем году.

Князь Семен Шаховской1282 составил «Похвалу Иоанну и Прокопию» в начале XVII века, когда, по всей вероятности, существовали уже все службы юродивым. Самой ранней, очевидно, была служба св. блж. Прокопию Устюжскому.1283 День памяти св. Прокопия положен на день вмч. Прокопия. Второй по порядку составлена служба св. Иоанну, тоже Устюжскому, приукрашенная стихирами, списанными1284 со службы прп. Сергию. Затем написана служба св. Исидору (его день памяти – по св. мч. Исидору), и последней составлена служба св. Максиму, в службе ему есть указание на существование уже службы св. Исидору.1285 Служба св. Максиму составлена до 1600 года. Во всяком случае, служба св. Василию Блаженному упоминает о прославлении св. Максима.

Служба святому Василию Блаженному

Более самостоятельной является служба московскому юродивому Василию Блаженному († 15521286), на день 2 августа.1287 митрополит Макарий1288, и Ковалевский1289 считают службу написанной неизвестно когда и кем. Преосвященный Сергий1290 называет автором канона монаха Соловецкого Мисаила, которого преосв. Филарет1291 не указывает. Житие было написано неизвестно кем в 1588 году, когда было установлено и празднество.1292 Но служба будто бы существовала в 70-х годами XVI века: игумен Иосифова монастыря Евфимий Турков переписал службу св. блж. Василию. [Игумен] Евфимий у преосв. Филарета1293 назван под 1573–1586 годами. Если справедливо указание Ковалевского1294 о существовании службы в эти годы, то надо признать, что она получила добавления в годы между 1598 и 1605, в царствование Бориса Годунова, во всяком случае, в это время прибавлен был второй канон с краегранесием (не надписанным): «ВАСИЛИЕ, МОЛИ Бога ПОДАТИ БОРИСУ Благая».1295 Акростих буквенно-словесный:


Песнь Песнь
1 В 3 Л
А И
С Е
И
4 М 7 Т
О И
Л Б
5 ТИ 8 О
«Бога» Р
П И
6 О 9 С
Д У
А «Благая»

Имени своего автора не дает. В первом каноне упоминаются как святые уже прославленные свв. Максим и Прокопий ([п. 6, тр. 2;] см. и Славу хвал.). Кто написал и кто дополнял службу, с точностью сказать нельзя. Быть может, справедливо указание преосв. Сергия о Мисаиле Соловецком как авторе одного из канонов. В службе видны два стиля писания. Малая вечерня имеет краткие стихиры, проникнутые монашеским духом. К ним по стилю подходят и краткие стихиры на «Господи, воззвах» великой вечерни, писанные в подражание стихирам прп. Сергию. Сюда же можно отнести и «Славу» на «Господи, воззвах», и стихиры на стиховне. В «Славу» стиховны вставлено прошение из литийной ектении: «Избавитися граду нашему и всем странам православным от глада <и> губительства, и от нашествия иноплеменник и междоусобныя брани». Оба наши канона не считаются с размерами ирмосов, и тропари того и другого канона с успехом могли бы послужить стихирами – так обширны они. От них отличаются стихиры на хвалитех, «Слава» которых дает указание на то, что первый канон связан с нею повторением восхваления тех же святых, что и в тропаре 2 песни 6, – имена [прпп. Макария,] Онуфрия, Павла Фивейского, Максима и Прокопия в этой стихире повторены. С другой стороны, в тропаре 3 песни 9 говорится о поклонении честным мощам, и, пожалуй, автор присутствовал при открытии их и заприметил особенности чина: «Восклинуша купно вси память вечную». Перенесение мощей состоялось в 1606 году, уже после смерти Бориса, при Шуйском.1296 Этим и определяется время написания канона. Служба до того времени могла правиться и общая, с внесением в нее части нового творения стихир. Ее-то и переписывал [игумен] Евфимий, быть может, и сам добавивший нечто от себя. Автор же канона, стоящего у нас первым, сделал заимствования как из уже ранее существовавших стихир на хвалитех, так и из второго канона. Например, во втором каноне: «Антоний Великий рече, имеющим здрав ум не требовати Писания» (п. 1, тр. 2); в первом: «Имеющим цел ум не требовати Писания, рече Великий Антоний» (п. 4, тр. 2). Таким образом, постепенно добавлялись: на «Господи, воззвах» стихиры ины «Радуйся, Богомудре» (см.: прп. Сергию, 25 сентября, стихира 2 на Г. В.1297), лития со «Славою», по размерам стоящею вне конкуренции, седален по полиелеи, каноны и кондак с икосом. Первый канон писан человеком образованным, ритором, блещущим иногда знанием и латинского языка: «Приял еси тавлу белу, на нейже написано имя ново, дивно, неведомо» (п. 3, тр. 2). Второй канон не свободен от тяжеловесных украшений: «Духом Божиим наставляемь, благоюродиве, чистоту естества твоего преестественну, небесоподражательное житие имел еси и ангелолепное видение» (п. 6, тр. 2). Почти всегда авторы служб более скромны в изложении стихир; они приберегают перлы красноречия для канонов.

Кто потрудился над добавлениями в службе, сказать нельзя. В XVII веке писал патриарх Гермоген, составивший службы свтг. Гурию и Варсонофию и Казанской иконе Божией Матери, писал и кн. Шаховской, но приемы писания их и стиль иные. Правда, если правильно наше подозрение о последнем как авторе службы Тихвинской иконе, то можно предположить и здесь его руку. Как там, так и здесь автор щеголяет латинскими словами: там – «аэр», здесь – «тавла».

Службы эти в весьма малой степени представляют самостоятельное русское творчество. Они набраны из разных, прежде бывших русских и переводных греческих текстов. Мода эта настолько сильно укоренилась, что отхождение от нее представляет явление исключительное.

Служба святому мученику Меркурию Смоленскому

1298Классическим образцом мастерства заимствования надо признать еще одну службу – русскому мученику св. Меркурию Смоленскому († 1238 [, 24 ноября]1299), канон которому написан в 1509 году.1300 Голубинский1301 указывает, что начало местного празднования установлено до [нач.] XVII века.1302 В (*)«Житиях святых» (изд. 1764 г.) жития св. мч. Меркурия нет. Кадлубовский1303 говорит, что «разъяснение легенды о св. Меркурии можно найти, <руководясь указаниями самих памятников-> повести и службы». Мученик Меркурий сравнивается с Давидом, св. мч. Нестором и вмч. Меркурием [стихира 1 на Г. В.]. Образы борцов с сильными противниками оказали влияние на создание местной смоленской легенды, превратившейся в повесть, затем переработанную в житие. Повести о св. мч. Меркурии находятся в редакциях XVI века.1304 Подобные легенды зарождались на западных окраинах страны – в Смоленске и Почаеве – как отражение западной легенды о Дионисии, патроне Парижа: «это крестоносец, <...> Божий дворянин».1305

Архимандрит Леонид1306 указывает, что повесть о св. Меркурии Смоленском в рукописи 1656 года переведена с польского и что тогда же составлена служба.

Празднование св. мч. Меркурию Смоленскому положено в день вмч. Меркурия, которому служба писана была прп. Иосифом: канон его с краегранесием (в славянском, конечно, не соблюденном): «Меркуриева мя крепость да хранит Иосиф». Составитель службы и взял песнопения вмч. Меркурию, и внес в них от себя многословные типично русские прибавления из повести Службы помещены рядом как бы в пример, для сравнения стилей писания:

вмч. Меркурию: «Поборением духа, страстотерпче Меркурие, одолев противнаго, яко воин непобедимый, оружием веры тмы разумных муринов посекл еси и, совершив твой подвиг законно, со всеми страдальцы венчался еси, великомучениче преблаженне» (стихира [1] на Г. В.);

св. мч. Меркурию Смоленскому: «...имущаго поборение по духу, <Христов Меркурие, > яко непобедимаго воина <...> сопротивных и <поганых> иноплеменник силу пресекл еси <...> и совершил еси свое подвизание крепче, <...> со всеми угодники <Христа Бога, > венчася верх твой» (стихира [1] на Г. В.).

Две другие составлены также из кратких стихир вмч. Меркурию, переложенных с поразительным многословием «Слава» на «Господи, воззвах» составлена протяженно и в выражениях довольно поздно вошедших в наш богослужебный язык: «сонмище празднолюбезных <...> стекшеся граждане». Лития отсутствует, стихиры на стиховне взяты из Общей Минеи, кроме «Славы», длинной и с претензиями на красноречие: «К судищем безбожных иноплеменник постизаеши, повелением даже подобие исходяй на противоборющыя, целомудрие противу зловерне целующаго, <...> темже и мы подвизающеся молим тя, обстояще, святе, гроб твой». Тропарь – общий мученический, как и седальны, и стихира по 50-м псалме. Канон вмч. Меркурию в нашей службе пересказан полностью и очень неумело: вмч. Меркурию: «Вольно вшел еси в тризнище мучения, <мудре, > силою укрепляемь Христовою, нас ради страсти спасительным волею претерпевшаго плотию, и радуяся взывал еси: Господу поим, славно бо прославися»; св. Меркурию Смоленскому: «Подвиг твой ревности свидетельствова, <мудре, > силою укрепляемь Христовою, и против ратник исходиши, <и> радуяся претерпел еси главы твоея отсечение, и вопияше славно повелением ея» (п. 1, тр. 2); вмч. Меркурию начинается: «Жезлом укрепляемь Божественным»; св. Меркурию Смоленскому: «Десницею укрепляемь Владычнею» (п. 3, тр. 3). Седален по песни 3 начинается фразой самостоятельного творчества: «Римлянин родом сый <, но> верою благоверною огражден, а не полуверием боляй», и далее приклеен текст седальна вмч. Меркурию.1307 Песни 7, 8 и 9 почти не изменяют тропарей, взятых из канона вмч. Меркурию. Кондак с икосом творения более самостоятельного. В них восхваляется св. мч. Меркурий, «от римлян родом, сыновство имеяй града Смоленска», и борьба его с множеством врагов. Стиль сложения кондака и икоса тот же, что и в стихирах. Несколько неожидан светилен: «Жениху свещу соблюл еси». Он взят из Общей Минеи из общей службы мученице единой.1308

Служба, конечно, писана в Смоленске и в более поздние1309 спокойные времена. Автор остается неизвестным. митрополит Макарий1310 признает, что автора определить невозможно: «Клали <... > пред собою существовавшие каноны и службы и пользовались ими не только как образцами, но отчасти и как источниками». При переводе на греческий язык начальных букв тропарей1311 песни 9 можно прочесть имя прп. Иосифа.

* * *

Примечания

1256

[См. выше, на с. 10]

1257

[Святому Иоанну Устюжскому (29 мая) и св. Максиму Блаженному, Московскому (11 ноября, кан 1) (см. ниже, на с. 386)]

1258

Духовная литература, I [№ 133 с.] 212

1259

[По Северу России] с. 193

1260

Месяцеслов [, II (1901 г) с. 161, 205]

1261

Месяцеслов святых [, III с. 403–404] 29 мая служба писана Феофаном (не по канону ли?) в Устюге в царствование Иоанна Грозного ([см] Минея 1646 года, май). Писатель [жития его] жил в Борисоглебском Сольвычегодском монастыре у отца своего, игумена Дионисия, бывшего священника в Устюге, лично знавшего и погребавшего Иоанна.

Леонид Святая Русь с. 88 [–89 № 355] [блж Иоанну] «служба написана Феофилом в Устюге в XVI веке». Три имени автора предполагаются по одному и тому же началу имен, и, в конце концов, все они отмечают то обстоятельство, что канон, использованный для позднейшей русской службы без малейшего стеснения, неоспоримо принадлежит прп. Феофану, писателю IX века.

1262

История, VIII(3) с. 62(*) [IV(2) (1996 г) с. 44]

1263

Макарий История, VII с. 442(*) [IV(1) (1996 г) с. 433–434 и] Ковалевский Юродство о Христе с. 174–228* [с. 174–175, примеч. 3 автор жития – сын игумена (прежде] священника [при Устюжском соборе)] Дионисия, проживавшего в Сольвычегодском монастыре.

1264

Канонизация № 36 с. 79 и примеч. [2]

1265

Ключевский Древнерусские жития с. 387 [–388] «В 1458 гjle пришедший с Москвы “нищий человек” Иоанн, < > заказал написать образ <его> и построить <над> могилой <блаженного> “часовню <малу>”, < > т.е. самовольно установил чествование Святого, еще не признанного Церковью» Священники разрушили часовню, но ратные люди, устюжане, испытав помощь св. Прокопия в походе под Казанью, в 1471 году построили новую ([см. то же] Голубинский Канонизация № 36 с. 79 [, у Голубинского поход «под Казань», у Ключевского «воротившись из похода в Нижний»])

1266

Голубинский Канонизация [№№ 1, 8–9] с. 101 [, № 65 с. 85]

1267

Доброклонский Руководство по истории Церкви (1889 г) ч. 1(*) [(2001 г) с. 213], Ключевский Древнерусские жития с. 246 ркп. 2-й пол XVI века канон св. Максиму писан Феодором, архим. Леонид (Святая Русь с. 136 [–137 № 537]) поясняет указанное им на с. 88* [с. 89 (№ 355)] имя «Служба в ркпп XVI <и XVII> веков. Канон < > Феофила, монаха Чудова монастыря» [см. выше примеч. 5 на с. 234]. Устюжский писатель Феофил, монах Чудова монастыря, не указан никакими пособиями. Все строится на надписании канона именем прп. Феофана, Никольский А. Рукописи Синода [, I] с. 137* [указание неясно, далее верно] № 302 с. 97 в XVII веке службы общие свв. Андрею Цареградскому, Исидору Ростовскому, Максиму и Василию Московским – служба в Минее Общей [в источнике приведены также отдельные службы XVI–XVII веков. Он же Рукописи Синода, II(2) № 3907 с. 676 службы в ркп. XVI века св. Максиму (л. 176 об – 187 об) и св. Исидору (л. 220 об – 237), Он же Рукописи Синода, I № 815 службы в ркп. XVI–XVII веков св. Исидору (л. 314 об – 326 об), св. Андрею (л. 355 об – 362 об), св. Максиму (л. 564–573)], (*)Минея Общая (М, 1635) служба Христа ради уродивым – те же имена

1268

Филарет Жития святых, XI ркп. № 397 Румянцевского музея, с. 168* [«XVI в» (вероятно, записано как «16 В» и прочитано как «168»)] служба (не наша) и житие ([с. 400,] примеч. 208) Мощи обретены в 1568 году [с. 113]

1269

Он же Духовная литература, I [№ 124 с.] 187, Леонид Рукописи Уварова № 866 [. с. 157] ркп. XV века (верно ли?) служба ему, Строев Рукописи монастырей № CLIII –I* [№ CLIII с. 81 л. 11] Волоколамского монастыря ркп. лишь канон «Сидору < > Ростовскому», Месяцеслов святых], III с. 324] служба печатная 1584 года.

1270

Барсуков Источники агиографии с. 231

1271

Ковалевский Юродство о Христе, примеч. 5 с. 243* [с. 248 ссылка на труд] архим. Леонида (Святая Русь с. 162 [–163 № 631]), Никольский А. Рукописи Синода, I № 793 с. 337 сборник XV–XVI веков(очевидно, последнее столетие).

1272

[Службы различны]

1273

Викторов Описи рукописных собраний* [в источнике не обнаружены приведенные цитаты, очевидно, ошибочная ссылка]

1274

Филарет Жития святых, VII записка о св. Прокопии писана Симеоном, отцом свт. Стефана Пермского Полное житие в* [ок] 1500 года в Устюге «не совсем искусною рукою» ([с. 305,] примеч. 110). В Святцах Устава XVI века на 8 июля память св. Прокопия ([с. 306,] примеч. 117).

1275

[1-й ряд стихир на «Господи, воззвах» св. Иоанну]

1276

[См. выше примеч. 3 на с. 138]

1277

[Канон блж Прокопию подобен канону прп. Евдокиму (см. выше, на с. 138, 208, и ниже, на с. 310, 381)]

1278

Церковь, где мощи, во имя св. Максима Исповедника (Ключевский Древнерусские жития с. 246 [, примеч. 2]), а не св. Максима Юродивого.

1279

[См. выше, на с. 138]

1280

Макарий История, VIII(3) с. 59(*) [IV(2) (1996 г) с. 44]

1281

Духовная литература, I [№ 217 с.] 331

1282

Калайдович, Строев Рукописи Толстова с. 506* [с. 512 Отд 1] № 368* [№ 375/10] ркп. XVII века «Слово похвальное св. и блаженным Христа ради юродивым, Прокопию и Иоанну, Устюжским чудотворном Списано Дуксом Симеоном Шаховским» (см. [выше примеч. 1 на с. 133] наше замечание о службе Тихвинской иконе Божией Матери)

1283

Сергий Месяцеслов [, II (1901 г) с. 205] при Иоанне III (1462–1505) [см. выше, на с. 234], Ключевский Древнерусские жития с. 277* [с. 278] житие и служба св. Прокопию посланы были окольничему кн. Ивана III.

1284

[Совпадения со службой 5 июля очень незначительны, общее в следующем одинаковый подобен на «Господи, воззвах» («Званный свыше»), «Егда рачение < >, тогда < > вся яже в мире» [стихира 2 на Г. В.], «Приищите, верных собори» (стихира 6 на Г. В.– ср. Слава на Г. В. прп. Сергию), «Дал еси < >, Господи < > тем Твое < > смотрение славим, Иисусе < > и Спасе душ наших» (стихира 1 на хвал – ср. стихиру 1 на стих прп. Сергию)]

1285

Голубинский Канонизация № 51 [с. 84]

1286

ПБЭ [т. III Пг, 1902 с. 211] †1557.

1287

Месяцеслов святых [, V(l) с. 27] 2 августа празднование ввел патриарх Иов в 1588 году.

1288

История, VIII(3) с. 61(*) [IV с. 44, с. 211, примеч. 87 служба св. Василию Московскому относится к числу тех, авторство которых неизвестно, Он же История, VI с. 139 «канон ему < > написан соловецким старцем Мисаилом»]

1289

Юродство о Христе с. 213, примеч. 1* [продолжение примеч. 5 к с. 212 (со ссылкой на труд Леонид Святая Русь с. 136–137 № 538) (в источнике «Служба написана старцем Мисаилом, монахом Соловецким в XVI веке (ркп переписана Иосифовским игуменом Евфимием Турковым)»)]

1290

Месяцеслов [, II (1901 г) с. 234], Ключевский Древнерусские жития с. 319 в Каноннике Иосифова монастыря игумена XVI века. Евфимия Туркова творение старца Мисаила Соловецкого, Леонид Святая Русь с. 136 [–137 № 538] то же служба Мисаила, переписана игуменом Евфимием Турковым.

1291

Духовная литература[, I]

1292

Голубинский Канонизация [№ 18] с. 118, Макарий История, X с. 225(*) [VI (1996 г) с. 139], Филарет Духовная литература, I [№ 149] с. 227

1293

[Там же № 147 с. 225]

1294

[Юродство о Христе с. 213, продолжение примеч. 5 к с. 212]

1295

[См. также ниже, на с. 429]

1296

Голубинский Канонизация [№ 26] с. 121 [и примеч. 1 в источнике эти сведения относятся к св. мч царевичу Димитрию, убиенному в Угличе мощи в Москву перенесены в 1606 году при Шуйском (см. также выше, на с. 151). Мощи св. Василия Блаженного обретены в 1667 году, в настоящее время под спудом (с. 118, примеч. 1)].

1297

[Соответствия не найдено]

1298

Служба эта стоит вне разрядов, нами намеченных. Помещаем ее здесь последней в рассмотрении служб в Минеях.

1299

Сергий Месяцеслов [, II (1901 г) с. 364]

1300

Филарет Жития святых, XI [с. 411,] примеч. 394 в ркп. «написал повелением < епископа > кир Варсонофия» Смоленского.

1301

Канонизация [№ 64] с. 141

1302

Викторов Описи рукописных собраний № 103 с. 87 Антониева Сийского монастыря ркп, Минея Четья за ноябрь, XVI–XVII веков житие имеется, Никольский А. Рукописи Синода, I № 589 с. 181 Святцы XV–XVI веков на поле имя.

1303

Очерки древнерусской литературы с. 55

1304

Там же с. 93, Белецкий Повесть о Меркурии Смоленском «В настоящее время мы располагаем 37-ю списками повести и 5-ю списками службы» (с. 1* [с. 6]) «<С> листа 101 помещена служба Меркурию Смоленскому В последней, на листе 112 об, находится следующая вставка “Канон святому Меркурию Повелением и благословения святого его рукоположения бывает исписана блаженнейшаго епископа того же града Смоленска кир Варсонофия”» (с. 35), Строев Списки иерархов и настоятелей [с. 590 № 16] [Варсонофий –] 1509–1514 гг, [Белецкий Повесть о Меркурии Смоленском] «В это время, мы думаем, произошел и акт местной канонизации Меркурия в Смоленской епархии» [с. 35] «Служба вышла непосредственно из повести» (с. 38) (ср. источники служб прпп Варлааму и Иоасафу, свв. Петру и Февронии), Кадлубовский Очерки древнерусской литературы в службе упоминаются печенеги, Давид и Голиаф – образы [в русской летописи] печенегский богатырь и отрок, его удавивший (933 г), князь косожский Редедя (1022 г) (с. [83–]84), мать-земля – «земля плачущая» (с. [94–]95), глава, несомая мучеником, – св. Дионисий и мотив западных окраин (с. [96–]97) – усечение монаха в Почаевском монастыре [с. 102] Служба не ранее XV века, основана на записи второй редакции повести (с. 105, 107)

1305

Там же с. 101* [с. 104]

1306

Святая Русь с. 198 [–199 № 774 «в обратном переводе с польского на славянский»]

1307

[Ср. далее тексты седальнов вмч. Меркурию «льстиваго посрами и венечник крепок Христов бысть темже Небесным ныне причтеся ликом, славы неприемный достойно причащаяся. Сего ради священную его память совершаем верно», св. Меркурию Смоленскому «льстиваго ратника посрами, исполина с сыном порази, и венечник Христов явися, и славы радостный причастися Сего ради священную его память празднуем ныне»]

1308

[Не найден соответствующий текст]

1309

Леонид Святая Русь с. 198 [–199 № 774] служба в спп с 1656 года [см. также выше, на с. 241]

1310

История, VIII(3) с. 61(*) [IV(2) (1996 г) с. 44, с. 211, примеч. 87]

1311

[Т.е. при переводе начальных слов тропарей, по первым их буквам]


Источник: Русское литургическое творчество / Ф.Г. Спасский. - Москва : Изд. Совет Русской православной церкви, 2008. - 507 с. : табл. (Литургическая библиотека).

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle