Ф.Г. Спасский

Источник

Глава 1

Новые службы греческих миней

При сличении текстов греческих и славянских современных Миней намечается некоторое количество служб, не входящих в первые или вторые. В греческих Минеях таких не находящихся в славянских Минеях служб разительно меньше, чем в славянских, более позднего творения, – их всего шесть, все поздним святым: св. Дионисию, 17 декабря, прп. Лампадию Чудотворцу, 5 июля, прп. Луке, 3 мая, прп. Серафиму, 7 мая, свт. Анастасию* [Афанасию] Христианопольскому, 17 мая, и прп. Никону Метаноите,65 26 ноября. Службы многим новым святым помещены в часто упоминаемом словарем преосв. Сергия греческом Новом Лимонаре.66

Греческие Минеи, помещая на каждый день службу одному или двум святым, имеют обыкновение на утрени после кондака по песни 6 канона располагать синаксарные, чаще всего стишные, указания о памятях святых, падающих на этот день В этих указаниях не находятся упоминания о празднованиях русским и славянским святым, кроме трех, отмеченных службами в наших Минеях: 14 октября – прп. Параскевы Новой (югославянская святая), 30 мая – прп. Варлаама67 и, наконец, [19 октября –] прп. Иоанна Рыльского, святого болгарского, несмотря на разрыв сношений между Греческой и Болгарской Церквами упоминаемого греческими Минеями. Таким образом, русские, сербские и болгарские святые за весьма малым исключением являются в восприятии Греческой Церкви местно чтимыми, не общими святыми. И, конечно, обратно: греческие новые святые совершенно неизвестны на славянском Востоке. Профессор Аливизатос68 совершенно, к несчастью, прав, что «признание какого-либо святого принимает поначалу определенно местный характер». Опять-таки, к сожалению, начала местного, городского, областного или национально-государственного почитания остаются прочными на месте и далее не идут. Сейчас начинаются отдельные попытки регуляризации календарей, малые споры о старом и новом стилях, решаемые той или иной Поместной Церковью самостоятельно в одном или другом смысле, – вопросы временные превалируют над вопросами вечными. Святость в ее отвлечении от мира не столь интересует провинциальные – разумеем национально-церковные – круги, как вопросы, касающиеся только обыденной повседневной жизни. Между тем сила и сияние Церкви как раз и проявляются в обнаружении святости, понятии неизменного и вечного, и это явление видимо и ощутительно показывает силу жизненности Церкви.

В синаксарных упоминаниях греческих Миней о новых греческих святых перечисляется довольно много имен. Не знаем, существуют ли вне Миней службы всем им: в Минеях находятся лишь упомянутые нами шесть новых служб, писанных после XVI века. Количество служб русским святым за это же время, помещенных в Минеи, несоизмеримо больше. И еще больше служб остаются писанными и печатными, по той или иной причине, не попав в Минеи. Из этого факта нельзя сделать выводов о сравнительно большем росте нашего русского литургического творчества, но все же можно указать на то, что в эти века творчества русское у нас входило в обиход более полно и применялось на практике шире, чем то было в Греции. Минеи, нами использованные, являются и у нас, и в Греции церковно-употребляемыми при богослужении книгами. Здесь же можно отметить и факт разительного расхождения наших и греческих богослужебных книг в области прославления чудотворных икон Богоматери: в греческих Минеях нет ни одной службы, им посвященной.

Названные нами службы новым греческим святым, в наши Минеи не попавшие, представляют для нас интерес как образцы параллельного и одновременного с нашим гимно-графического творчества. В том и другом можно наблюдать совершенно схожие явления, выражающие общий характер этого творчества. Здесь и литии, ветхозаветные чтения на вечерни, полиелеи, прославление Эллады и ее областей, заимствования из словесного арсенала древних служб. Творчество греческое после XVI века показывает на этих образцах явный декаданс. Нашему творчеству дано было вступить лишь во вторую фазу развития, фазу заимствований, минуя первую – самостоятельного труда, произведенного ранними греческими творцами богослужебных гимнов. Это древнее творчество может и должно быть идеалом, ибо в нем находятся образцы истинного искусства и умения найти смысл и значение обще православного сокровища в утверждении догматических положений и в изложении полного символа веры в художественных писаниях.

Тексты шести служб поздним греческим святым подтверждают сделанные нами краткие замечания. Так служба прп. Серафиму, святому XVI века, печатаемая по решению Святейшего Синода Элладской Церкви, как указывает предваряющее службу замечание, составлена по образцу службы великим святым, принятому и в славянских Церквах. Здесь и «Блажен муж», и четыре стихиры на «Господи, воззвах» гласа 8 с увенчивающим их догматиком того же гласа, и ветхозаветные преподобнические чтения, лития с искусственным расположением стихир в порядке гласов от 1-го до 5-го , седальны, антифон гласа 4, стихира по Евангелии, перефразированная из Общей Минеи: «Во всю землю излияся благодать твоя», канон с ирмосами Богородичными «Отверзу уста моя», обрамленный акростихом, звучащим в переводе: «Чудотворца в подвижницех воспою Серафима», кондак и икос с соответствующим стихом окончания, с заимствованиями из службы св. Савве Освященному, 5 декабря, наконец, стихира на хвалитех, весьма схожая в переводе с русскими творениями XVI и XVII вв.. «Придите, монашествующих начальницы и подвижников лицы, и празднолюбцев множество, песньми прославление да торжествуим мудрого и треблаженнаго, и всесветлую его память, руками же да восплещим, Христа славяще, да молитвами сего обрящим душам спасение и прегрешений оставление». Манера написания этой стихиры лежит в полном соответствии с приемами писаний наших русских позднейших творцов. Указание Типикона: «Служба по 5 декабря, Савве Освященному» – вполне соответствует многим случаям подобных ссылок в наших книгах.

Иван Грозный на Соборе 1549 года дал формулу: «Править Святому как прочим чудотворцам», т.е. «с полиелеосом».

На 17 мая, иже во святых отцу нашему Афанасию Христианопольскому (XVII в.), указаны чтения «по свт. Николаю», положена лития, канон с акростихом «Пою Христова Божественнаго священника» с такими же словесными подобиями, какие можно наблюдать в предыдущей службе.

В службе перенесению мощей прп. Луки, 3 мая, положены: «Блажен муж», чтения, стихиры литийные от 1-го до 8-го гласа по порядку, стихиры на стиховне весьма современного акафистного вида с тремя «Радуйся», канон с акростихом «И ныне же, Луко, твое перенесение почитаю», четыре хвалитных стихиры, подобен «Радуйся», кондак и икос с разными конечными стихами – такая несообразность часто встречается и у нас.

17 декабря служба прп. Дионисию сочетается со службой пророку Даниилу и трем отрокам. В службе прославляется славный остров Закинф, положены: паремии Преподобному; лития со стихирами в порядке гласов от 1-го до 5-го , «Слава» на стиховне с указанием«аще хощеши преподобному»; вместо [стихиры] пророку Даниила и отрокам – канон с акростихом, дающим имя автора: «Николая иерея Гавриилопольского». Богородичны канона весьма умело подобраны по содержанию, относящемуся к близкому Рождеству Христову. Святой Дионисий причтен к лику святых грамотой Константинопольского патриарха Гавриила от июня 1703 года.69

Служба прп. Никону Метаноите, на 26 ноября, отмечена подстрочным примечанием «в рукописях нет». Она представляет собой более скромное произведение: в ней нет седальнов, канон без акростиха, нет великого славословия, хотя и поставлены стихиры на стиховне со «Славой» на утрени. В службе возвеличивается Лакедемония, место подвигов Святого.

Наконец, на 5 июля, в день прп. Афанасия Афонского, праздник прп. Лампадия скромно скрывается за текстами распространенной службы прп. Афанасию, которому положены чтения, лития и т.д. Канон прп. Лампадию без акростиха, нет светильна. На этот день у нас положена служба прп. Сергию, потопляющая своими текстами службу прп. Афанасию.

Такие краткие замечания о службах новым греческим святым характерны и для наших русских позднейших творений, и в дальнейшем они найдут немало соответствующих подтверждений при рассмотрении русских служб.

Можно сказать, что позднейшие греческие творения вполне по стилю соответствуют русским. В большинстве своем эти греческие службы следуют распространенному Иерусалимскому уставу, забыв раннейший – Студийский. Эта параллельность показывает, что ступень приятия общей формы богослужений в Греческой и славянских Церквах ныне одинакова. Когда пришло это уравнение, точно сказать трудно, но можно с достоверностью предположить общий корень начала этому: влияние Афона и, более частно, свт. Саввы Сербского и его наследников, к нам на Русь доставивших к концу XIV века изменение Устава Греческая Церковь не могла остаться в стороне от обще православной литургической реформы.

Греческая Церковь, возможно, была здесь лишь последовательницей славянского почина, через Афон распространявшегося на Востоке. XV век дал многих представителей греческого литургического движения, исследователей и законоположников чинов и последований богослужения. В их трудах можно найти указания на время закрепления Иерусалимского устава в Греции.

Все же это обстоятельство согласования уставов в разных православных странах показывает, что самостоятельные пути национальных Церквей имеют отражение единства в общеправославных внутренних веяниях, незаметно, без внешних действий проявляющихся и укрепляющихся в литургических практике и текстах.

Службы, не находящиеся в греческих Минеях

Современные славянские Минеи насчитывают до сотни служб, не входящих в Минеи греческие. Точнее, в наших Минеях 98 таких служб, и 16 находятся в Минее Дополнительной.

Все эти службы можно приблизительно распределить по следующим разрядам а) службы в честь икон Богоматери, б) святым и праздникам нерусским, в) святителям, преподобным и мученикам русским и г) службы по поводам государственным и церковно-государственным. К этой последней категории можно причислить чисто государственные празднования дней победы под Полтавой и победы над свеями и праздники, установленные в связи с государственно-церковной жизнью: освящение храма св. вмч. Георгия в Киеве, Положение хитона Господня в Москве, служба свв. Захарии и Елисавете. Часто к государственным (вернее, еще областным) праздникам можно относить и праздники в честь князей-немучеников.70

Не русскими, по существу, праздниками являются: Покров Божией Матери, перенесение Нерукотворного Образа из Едессы в Цареград, перенесение мощей свт. Николая в Бари, преподобных Варлаама и Иоасафа Индийских, свв. Арсения Сербского, Саввы Сербского, вмц. Параскевы и прмц. Параскевы Пятницы, свт. Илариона Меглинского, прп. Иоанна Рыльского, мч. Георгия и мч. Иоанна Нового, Всемилостивого Спаса, свтт. Кирилла и Мефодия Словенских, вмч. Иоанна Воина. Службы всем этим святым по разным причинам крепко удерживаются в наших Минеях, отсутствуя в греческих.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что греческие Минеи не имеют ни одной службы новым святым-женам.71 Объяснить это можно тем, что с мирным житием Церкви возрастает, по сравнению с прежним, количество канонизаций святительского и преподобнического чина, тогда как первые времена христианства отмечаются по преимуществу возрастанием числа святых мученического чина того и другого пола. Число преподобных жен в Святцах и вообще очень невелико по сравнению с количеством преподобных мужей в период до XII века, когда на Русь стали проникать в большом количестве греческие переводные службы. Приходили они главным образом через Ближний Восток, находившийся под сильным влиянием мужских обителей недоступного женщинам Афона. Из пяти богослужебных посвящений, находящихся в наших Минеях, в честь святых жен одно относится к святой древнего периода – вмц. Параскеве Пятнице, одно – к Преподобной жене сербыняне, тезоименной Великомученице, три службы – св. Ольге, прп. Февронии, княгине Муромской, и прав. Елисавете – суть чисто русские произведения. Последняя из них, прав Елисавете, написана была на день тезоименитства цесаревны Елисаветы. Служба св. Ольге закрепилась повсеместно по причинам вполне понятным – это древняя, не приукрашенная ни литией, ни полиелеем служба, вошедшая в общее празднование давно. Служба же прп. Февронии случайна в наших Месячных Минеях. Собор 1547 года определял празднование свв. кнн. Петру и Февронии только для Мурома.72 В XVIII веке, например, в Новгороде* [Нижнем Новгороде] она не совершалась: под 25 июня в «Чиновнике новгородском»* [«Чиновнике нижегородском»] указано: «Служба бывает мученице Февронии единой»73 (день памяти свв. Петра и Февронии положен на память мц. Февронии).

Вообще в обычае было располагать памяти позднейших святых по дням тезоименитых им святых:74 чаще всего так отмечался день ангела святого. Случаи эти у нас весьма часты: прп. Варлаам Индийский, 19 ноября, в день прп.* [мч.] Варлаама, мч. Меркурий Смоленский в день вмч. Меркурия – 24, свт. Иаков Ростовский на память вмч. Иакова Персянина – 27; в октябре: 21 – свт. Иларион Меглинский на прп. Илариона Великого, 23 – св. Иаков Боровитский на день св. ап. Иакова, брата Господня, 29 – прп. Авраамий Ростовский и прп. Авраамий, 30 [сентября] – сщмч. Григорий [, просветитель] Великой Армении и прп. Григорий на Пелыпме реце; августа 30 – свт. Александр патриарх и св. вел. кн. Александр Невский, и прп. Александр Свирский, июля 9 – свт. Кирилл Александрийский и прп. Кирилл Белозерский, июня 14 – мч. Исидор Хиосский и св. Исидор Ростовский и т.д. Дни перенесения мощей и преставлений, конечно, располагаются по датам этих событий. Закрепление служб в Минеях происходило не сразу и по причинам, не всегда легко объяснимым. Муромские службы, например, закрепились в Минеях Месячных, в то время как другие, даже совершаемые повсеместно, попадали в Минею Дополнительную, составленную гораздо позже. Так было, например, со службами свтт Кириллу и Мефодию, св. мч. Иоанну Воину, которому в Новгороде* [Нижнем Новгороде] правили «по напечатанной особливой книжице»,75 со службой иконе «Всех скорбящих Радости»: «служба по особливо сочиненной тетрадке <отправляется>, которая служба сочинена от преосвященнаго Димитрия епископа»,76 в (*) Супрасльском каноннике тропарь и канон иконе общие.

* * *

65

[Греч μετανοεῖτε –] «Покайтеся!»

66

См., например, 23 марта прп. Лазаря Болгарского 1802 г [Сергий Месяцеслов, II (1901 г) с. 83 прмч Лука Новый Митиленский, 1802 г, так же и в «Афонском Патерике», который ссылается на Новый Лимонарь, но, по другим источникам (Страдание Луки Митиленского// Духовная беседа СПб, 1861 Т XIII № 25 25 июня с. 161–180), кончина его 24 апреля 1564 г]

67

Без обозначения – какого, в нашем разборе службы прпп Варлааму и Иоасафу Индийским мы указываем эту дату, и здесь, разумеется, именно прп. Варлаам Индийский Сергий Месяцеслов[, II (1901 г) с. 358] «Варлаама на Востоке», со ссылкой на нашу дату празднования – 19 ноября.

68

(*) Признание святых с. 35

69

Голубинский Канонизация с. 397–405.

70

См [ниже, на с. 148–151, с. 155–160], например, памяти Муромских святых князей.

71

Маржерет (Российская держава в 1606 г с. 27) обращает на это внимание «Они (русские) канонизируют много <других> (святых), но кроме Девы Марии не признают ни одной святой». Это мнение не вполне справедливо Были почитаемы многие святые княжеских родов, см. Буслаев Сочинения с. 244[-246] список русских святых жен 19 княжеского рода и 6 преподобных.

72

Голубинский Канонизация [№ № 5–6] с. 101.

73

Голубцов Чиновник новгородский* [Чиновник нижегородский] с. 32.

74

[Далее до конца абзаца изложено по] Кадлубовский Очерки древнерусской литературы с. 12, примеч 2* [примеч 1].

75

Голубцов Чиновник новгородский* [Чиновник нижегородский] с. 35

76

Там же* [Чиновник нижегородский] с. 11–12* [С 12]


Источник: Русское литургическое творчество / Ф.Г. Спасский. - Москва : Изд. Совет Русской православной церкви, 2008. - 507 с. : табл. (Литургическая библиотека).

Комментарии для сайта Cackle