архиеп. Евдоким (Мещерский)

Декабрь

2. – В этом сочинении нет мысли. Или: тут есть мысль. Он не выразил мысли. Он выразил свою мысль. Что все это значит? – А это действительно так. – Он много говорил или писал, но ничего не сказал. Из слов его задушевной мысли его невидно, или в его словах этой нет мысли. Он сказал мало, но сказал все. Из его немногих слов видно, что он хотел сказать. – Эта мысль иногда ясно, определенно не высказывается, но она видна бывает, я ее понял, и к сведению принял. – Эта мысль иногда выражается определенно, ясно; но я точно не вижу ее, не понимаю, и к сведению не принимаю. Это кушанье вкусно, а это не вкусно, хотя оба из одних материалов приготовлены.

Не может ли служить меркою для оценки сочинения: по прочтении или выслушании тверже ли верую, лучше ли надеюсь, больше люблю?

Вечер. Час 8. Так ли мы веруем, как должно веровать, и так ли научены мы жить, как должно жить? – Есть много таких на свете людей, которые не по нашему научены жить и не одинаково с нами веруют. – А вера истинная должна быть одна, и жить все должны по одинаковым правилам.

Как же мы можем узнать, так ли веруем?...

Бог открыл людям, как они должны веровать. – Итак, если наша вера и наши правила согласны с Божиим Откровением, то значит мы веруем правильно...

Вопросы надобно предлагать самые естественные, неизбежные; иначе мы будем решать то, что давно разрешено, – и о чем никто нас не спрашивает.

Вопросами естественными, нужными можно называть те, которые предлагают не все, а только хотя несколько.

Необходимо наставление в вере Христианской такое, которое бы было понятно для самаго грубаго и необразованнаго человека.

3. Утро. 2Петр.1:10. Старайтесь более и более утверждать себя в звании и избрании вашем. Я никогда не престану напоминать вам о сем – о вашем звании и избрании – хотя вы то и знаете и утверждены в содержимой вами истине.

Спрашивать надобно: необходимо ли это всякому знать для благодарения Богу и спасения? – Если не будет знать, не угодит Богу и не спасет души?..

А. прямо, ясно, определенно сказал: без веры невозможно. Следовательно, понятие об этом для всех необходимо.

Верь, или веруй тому, что в символе веры, и довольно тебе для твоего спасения. Уверуешь этому, – узнаешь твердо – , можешь больше узнать. О мале был еси верен, над многим тя...

Мы должны просто и прямо говорить: вот чему именно верует и учит Православная наша Церковь. Подробности нужны только в случае спора с сектою.

Подробно догмат н. излагать преимущественно с такой стороны, с которой легче открывается практическое употребление и которая плодовитее выводами практическими... Бог есть Дух; – из этого должно наводить, что и служба Ему и жертвы должны быть приносимы духом (Рим.12:1); так что телесное служение и вещественныя жертвы – свечи, ладон и другие припасы и вклады, без духовнаго Богопочитания и добродетельнаго жития, не могут быть Ему приятны. (Ис.1;11, 12, 17).

Бог везде есть и вся исполняет – наводить должно: нигде Его укрыться с грехами не можем. – Еще. Бог туне по благодати, о имени Сына Своего, верующим в Него грехи оставляет, – тем самым больше одолжены мы заповеди Его соблюдать. Еф.11:8 – 10.

Пойдет свое. – Бог любы. Кто в любви живет со всеми, тот в Боге пребывает... тот близок к Богу, подобен. А кто...

Вечер. 9-й час. Ни с чем ложусь, ни на что не решился. Страшно! А все план виноват, все планы мне не нравятся, т. е. мне не по плечу. Мне нужен план самый простой, прямой, открытый, самый легкий, удобный. Те планы мне не нравятся, следовательно не годятся – для людей. Если я не понимаю порядка, то как же поймут те, которых учить хочу?

Как же поймут ученики, когда учитель сам не понимает? – От чего мне планы не нравятся? – От того ли, что я их не понимаю, не усвояю? – От чего бы ни не нравились, только мне не нравятся. Как же я могу других заставить, чтобы они полюбили то, что я сам не люблю?

Помедлю, погожу, подумаю еще.

Основанием для проповеди да будет догмат, доктрина, истина, или – исторический факт. Стать надобно на чем нибудь, и – тогда можно будет подняться, или – по крайней мере стоять на чем нибудь надобно.

4. 2-й час. Горькая вода для меня полезна. Была и голова нечиста, и под ложкою сщемило, и ноги зябли. – Теперь, когда принял, стало все лучше. Да забыл: аппетиту не было ни на что, ни на пищу ни на питье. – Теперь же всего хочется, теперь...

Нс говори: и я должен буду умереть, а говори: и я должен буду перейти в другую жизнь жить. – Этак легче, лучше, отраднее. Умереть – страшно, – а перейти в другую жизнь – ничего.

При погребениях слушают проповеди гораздо внимательнее, чем в другое время. И потому надобно говорить при этих случаях; но говорить опять доктрину.

Впрочем не всякую. Надобно наперед всегда решать непременно этот вопрос: нужно ли, необходимо ли, будет ли польза говорить об этом? – Всему всех я один научить не могу, не достанет у меня сил и времени. Главное – научить чему нибудь, чему нибудь только научить, что нибудь хоть одно передать, пустить в ход хоть одну истину, только так пустить, чтобы все ее ведали, все знали, все про нее говорили, твердили. Иная одна истина стоит многих.

Просить во Имя И. Христа – что значит? – В Пропов. Филарета, Часть II, на день Преп. Сергия.

Что всего прежде нужно для спасения души?..

Вера. Хочешь просить у Бога? – Вера нужна. Хочешь каяться? Вера.

Причащаться в оставление грехов? Вера.

За что ни примись в деле спасения, везде необходима вера.

Что же такое вера? – Уверенность в Спасителе, уверенность, что Он спасет тебя (чрез таинства), чрез то, чему тебя учит, что тебе велит делать, чему велит учить тебя веровать. Он приходил на землю и глаголал – учил и Сам лично и чрез Апостолов, – что Бог един...

Итак что к вере относится, то и нужно прежде всего.

5. Утро. Нет, мне с моими силами малыми заблаговременно надобно составить план самый малый. Дело надобно брать по силам. Хочется все большаго, от того, что не хочется признаться в слабости сил.

В Символе только самыя главныя истины изложены – такия, которыя в себе заключают многия другия истины, зная которыя мы легко можем и другия знать, с ними соединенныя, под ними подразумеваемыя.

Верую во едино крещение, а о прочих в Символе не сказано. – Ты веруешь в Церковь, следовательно веруешь всему, чему Она учит, а потому веруешь и в семь таинств...

Сила не в том, что я верую в Крещение, – а во едино крещение. Крещение не повторяется.

Сказано – верую во единаго Бога, а не просто в Бога.

В Бога все веруют, и язычники веруют, что Божество есть.

Почему не сказано о свойствах Божиих? – Оне частию подразумеваются, частию и сам человек всякий по разуму своему может знать. О Сыне Божием сказано, что рожден от Отца прежде всех веков – от вечности. Если Сын вечен, то вечен и родивший Его Отец.

Бог Творец всего видимаго и невидимаго: следовательно само собою разумеется, что Он всемогущ.

Сила в том, чтобы передать Символ веры , чтобы поняли его, как должно, чтобы знали его силу, цену, важность. Что в Нем, на что Он, почему его держаться надобно? – То же и о прочих – о молитве, о блаженствах, о заповедях.

Вера необходима. А Она на истинах в Символе изложенных основывается, на них утверждается. Вера от слуха – от знания этих истин. Узнаешь – услышишь эти истины, и будешь иметь веру.

Вечер. После чтения. Нет, Он (Филарет) так высоко парит, так быстро летит, что мне (теперь) невозможно следовать за Ним. А так хороша – приятна Его высота, а так хорошо – весело лететь с Ним! – Да, и я бы так парил, да крыльев таких нет; и я бы так летал, да не летится!

Что же делать, что же делать? – Надобно делать, делать надобно, а что будет из этого?.. Распустите кусочик сахару в большом стакане воды, – сладости в воде не будет. А распустите в чайной ложке воды, – хоть и мало будет, за то сладко. – У тебя мало ума, капля одна мудрости: не умничай много, вливай что у тебя в небольшой сосуд.

Когда мы умрем, перейдем в будущую жизнь, то будем ли молиться там о оставшихся здесь наших родных, близких – о тех, которых любим? – То есть, хочется ли вам, чтобы вам можно было там молиться, желаете ли, чтобы льзя было молиться?

Конечно, желаете, рады будете.

10. Чем прямее идти к чему нибудь, тем ведь лучше? Этим правилом и мне не худо водиться. Буду в кратких поучениях беседовать о Символе веры...

По Символу веры мы должны веровать; по молитве Господней молиться...

12. Погода изменилась, с 17 Ноября такой ясной не было. Доселе почти постоянно небо было покрыто точно туманом замерзшим, были и ветры, была и оттепель.

Впрочем я в себе не вижу перемены, т. е. чувствую себя также, как давно чувствую.

14. Утро. 9-й час. В половине сего часа скончался О. Протоиерей Матвей Иванович Гомилевский – на 82 году жизни.

Упокой, Господи, душу его со Святыми.

Поутру написал я первую Катих. беседу, которую и сказал за обеднею. Начало сделано. Благопоспеши мне, Господи, продолжать и кончить. Дела рук моих исправи, и прощение прегрешений мне даруй. Ужели и одного не научу чему нибудь спасительному? – Но и тут не понапрасну буду беседовать: Господь мне самому обратит во спасение мои беседы о спасении.

Примеры чаще надобно приводить – всякие примеры, из всего, от всего. Пусть лучше будет неполное приведение истины и правила. Пусть эта неполнота будет восполняться примерами, подобиями, сравнениями и проч. – Примеры в учении, что жизнь в преподавании учения. Да, примеры оживляют учение.

24. Утро. Перед часами. 9-й час. Сей час ударили к Часам. Обедня будет в 11 часов.

Христос раждается, славите... Этою песнию Св. наша Церковь свой праздник Р. X. славит. Надобно как нибудь объяснить его хорошенько.

И на все двунадесятые праздники всего лучше из этих песней составить, извлечь поучения.

Еще пришло давеча. Откуда? – Из Бож. Откровения и проч. заключение. Итак слушая беседы, основанныя на Св. И. и Св. пред., Св. Церковию подтверждаемых, вы слышите все равно что от Самаго Бога.

26. Утро. После ранней. Почему? – Совсем не потому, почему мне думалось.

Думаю, по злобе на меня уволили. Вот уж третий опыт злости из Рязани я вижу. по крайней мере, так мне думается. И за что, решительно не понимаю, – догадываюсь немного... Но это слишком низко для него, и слишком высоко для меня. А мне больно, и больно особенно от того, что, думается, дело сделано именно но злобе, которой я ничем не возбуждал, к которой причин никаких не подавал. Если так, то он слишком зол. Я и злейшему врагу не сделаю этого. Господи, вразуми меня, как мне это дело поправить, чтобы не согрешить.



Источник: Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1914. Печатать дозволяется. Ноября 27 дня, 1914 года. Цензор-Редактор Архиепископ Евдоким.

Комментарии для сайта Cackle