архиеп. Евдоким (Мещерский)

1853 год

Январь

Благослови венец лето благости Твоея, Господи: сохраняя в лице всех нас.

1. Утро. После всенощной. Для новаго года новыя мысли пришли мне. Да исполнится Твоя, Господи, Святая Воля. Осуществи эти мои мысли, если оне могут послужить во славу Твою и спасение наше.

2. Утро. Сей час встал. Спал хорошо. Чувствую себя хорошо. А вчера весь день страдал от головной боли.

3. 11 час. Ныне еще лучше чувствую себя.

4. После обедни. После большаго утомления. С 4-го часа и до сего – теперь 1 й в исходе – на месте; без дела на минуту не сидел.

Невольно пришли мне на память стихи Лермонтова, в которых, он жалуется в минуты душевнаго невзгодья.

Что такое добрый, благочестный человек?

Не тот, кто только добро делает и благочестно живет, но тот, кто при этом на других смотрит добрыми глазами, самые худые их поступки объясняет в добрую сторону, находит по крайней мири, чим извинить их.

У добраго и благочестнаго человека все существо таково – и делает, и говорит, и смотрит, и слушает благостно.

Цветок благоухающий на все изливает свое благоухание.

Я было чуть не поколебался, чуть было не сказал, что добрым тяжело жить на свете от злых людей. Нет, хорошо быть добрым: быть добрым, на все вокруг себя смотреть добрыми глазами, значит окружить себя добром и след. веселием, радостию.

11 часов. Люди, не доверяющие другим, сами недостойны доверия. И наоборот. Доверчивым и другие доверяют.

10. Утро. Из Современника. Мысли, оставаясь долго в голове без всякаго сообщения, изменяются и искажаются; только при взаимном размене они оплодотворяются и сообщают друг другу жизнь и движение. – Будь умирен в удовольствиях, в пищи, и не позволяй себе много спать: все это истощает и притупляет гений.

18. Вечер. 10 час. Сейчас ездил причащать больного, и застал его уже умершим.

Как будто страх какой чувствую. Дурна голова, хотя не болит. Сам не понимаю, что такое со мною. Воображение. Картина виденная мною. Недоумение. Не знаю, как объяснить смерть. Нет ли каких других причин смерти, кроми болезни.

22. После обедни. Городн... однажды сказал мни обо мни: вы имеете Ангельское терпение. – Если не имею иногда этого терпения, то по крайней мири всегда имею, что терпеть.

Да, слишком тяжела мни иногда бывает моя жизнь. Иные, делая зло, терпят; а мне приходится терпеть от того, что добро делаю. И доброту души моей хотят объяснять из худых источников. Чего же люди хотят от меня? – Что бы я был зол к другим? – Да этого мни невозможно сделать; это не в моей натуре; я не так и не для того рожден. Если я буду зол к другим, то ведь естественно я буду зол и к вам.

Из одного источника вода одинаковая течет, но она изменяется от свойства приемлющих ее: сливаясь с чистою водою, как она сама, остается чистою, – втекая в грязь, делается грязью, – попадая на горячий котел под огнем, делается горячею, в холодном сосуде на холоду делается холодною.

Таково свойство всех по природе добрых: для добрых их доброта в добро обращается, а для злых злом представляется. – И. Христос был воплощенная Благость, Кротость, Милость. Но все ли на Него так смотрели? – И Его называли ядцею и пийцею, другом мытарей и грешников.

23. – 24. Серный цвет, магнезия, кремортартарь, по ров ной части, – четвертую часть ревеню, тех равных частей. Употреблять по чайной ложке в полстакане воды три раза в день пред обедом, после обеда, вечером – три или четыре дня сряду, удерживаясь соленой рыбы и огурцов.

16. Семь раз померяй: один раз отрежь.

22. Утро. Перед обеднею. Надобно сделать конспект – план подробный. Что меня останавливает? – Не занимательно, не поучительно, не любопытно, не назидательно, можно и без этого обойтись. Итак при всяком предмете иеобходим вопрос: необходимо ли нужно, необходимо ли требуется это для спасения? можно ли не зная или не делая этого спастись? Если можно, то и не нужно говорить; а если необходимо, то необходимо. – Что мне мешает? Частию то, что поздно принимаюсь, а всего больше недостаток плана, нерешительность в плане.

26. Утро. Перед обеднею. Со вчерашняго дня погода переменилась, получше стала. Пора ей перемениться. Чуть ли не с 17 Октября стояла постоянно плохая и не одинаковая. Я испытал в это время довольно болезненных нападков. Какого темперамента те люди, на которых погода имеет сильное влияние?

Март

2. Понедельник 1недели В. Поста. Погода прекрасная, светлая, довольно холодная.

И что невозможно по моим соображениям, и того буду надеяться от Бога, и в том буду уповать на Него, и буду ожидать от Него. Бог нам делает по-нашему, за то одно, что мы надеемся на Него, ждем, уповаем от Него. Надеющиеся на Господа не посрамятся. Да, буду надеяться, хотя то, чего желаю, что мне, и что от меня требуется, невозможным мне кажется.

Вера чудеса делает, а Надежда родная сестра Вере и след. также сильна, и что я говорю также? Они обе действуют всегда вместе где одна, тут уж непременно и другая. Верую и надеюсь на Тебя, Господи! Помози моему маловерию и слабодушию!

8. Воскресенье. После обедни. Говорил беседу; и сам ею недоволен. Еще короче надобно, и побольше; покороче излагать, и побольше предметов. И потому необходимо раньше делать краткий, но полный очерк беседы. Вот, о чем будет беседа, и скажу сперва это, потом то, после сие, наконец оное.

23. Утро. Эктения – оканчивается так: Пресв... предадим! – Как всегда мы должны оканчивать всякую нашу молитву?

Не только надобно молиться, просить Бога, но надобно после молитвы совершенно успокоиться на счет того, о чем просишь и молишься.

Градусник, термометр.

У взрослых сон иногда вызывается обильною пищей или вином, или чем-нибудь. Это дурно. Потребность зависти, от правильного инстинкта, и бесполезно вызывать такую потребность, которая придет сама, когда сделается необходимою.

Между едою и сном должно пройти по крайней мере два часа, – еще лучше, если три и четыре.

Для занимающихся умственными занятиями прогулка после еды необходима.

Для них полезно жить в деревне летние месяцы, и делать более или менее отдаленные путешествия.

Старики и взрослые, обремененные большими заботами, часто страдают бессонницею, и употребляют наркотические средства – обыкновение во всех отношениях вредное и даже очень опасное. Прилив крови к мозгу, следующий за употреблением наркотических средств, может, часто повторяясь, сделаться исходною точкою весьма опасных припадков. Еще к этим средствам приобретается привычка, без которых в последствие мозг не может уже обойтись, и тогда необходимо все более и более увеличивать приемы. Дальнейшими следствиями этого служат: расстройство нормальной чувствительности, постоянное отяжеление умственных способностей и все известные следствия злоупотребления опиумом.

На другой день можно доспать то, что недоспало накануне.

Немного яств, которые бы переваривались так легко, как яйца сырые или почти сырые.

Свежие яйца слегка сваримые и почти несвернувшиеся составляют пищу самую здоровую и восставляющую силы и удобоваримую для некоторых людей.

О благоугождении Богу и спасении души не только надобно все твердо знать, но как можно чаще повторять, читать, слушать, беседовать. – И потому краткая Катих. беседы во все праздники необходимы, если не дома, то непременно в Церкви. – И мы будем беседовать.

Откуда будем брать для бесед наших, что нужно? Откуда будем узнавать, что нужно, что требуется?

24. Вечер. Перед всенощною. Не слышу ободрения. Ни то, ни се. Слышал даже, что не для них, многое, о чем я беседовал. – Уж я и не знаю, о чем беседовать. Не лучше ли опять приняться за старое предприятие? Ведь как давно это меня занимало. У Тихона Чуд. я думал и уже об этом. Из печатных две проповеди были началом. А обещание, обет? – Можно исполнить и то и другое – обещанное, и давно задуманное. – Еще подумаю, в последний раз.

26. Вечер, 10-йчас. Сейчас пришел из гостей. Странно. Странно выражение – из гостей пришел.

27. После вечерни. Если судить по нынешнему сновидению, то будет и ныне по-вчерашнему. Сила не в грехе, а в сильной привязанности к нему.

28.Пocлеобедни.10-й час. Что ныне?

31. Утро. Ртути золотника два в лайке носить на себе – симпатическое лекарство от холеры.

Апрель

7. Утро. Heзнаю, что написать. Все к лучшему. Неприятное слышать – пилюли целительные принимать: горько, но – после здорово. – Приятное прошедшее может ли уничтожить горечь настоящего? – Нет. Но за то последующее пpиятнoeлегко уничтожает настоящее горькое, так что и не вспомнишь тогда о нем.

Люди век точно дети.

11.После обедни. Позднюю я служил. Причащались – Клеопатра Ив., Верушка и Лиза.

12. Вечер. 10-й час. А ныне, теперь что-то скучновато. Впрочем, и то сказать, что завтра понедельник вел., дела в церкви, некогда заняться будет начатым делом – перепискою. Я всегда покойнее бываю, когда свободно могу распоряжаться временем. Свободна убо тварь познавается.

13. После обедни. Как спасутся маловерующие? – Сознанием своего маловерия. Кто сознает себя, что в нем нет веры или мало, тот недалек от спасения, тот спасется. Как же? – Грехи маловерующего малому наказанию подлежать, – гораздо меньшему, чем грехи того, кто верует и грешит. Раб ведевый волю господина; и несотворивый по воле его, биен будет много. А неведевый, и несотворивый, биен будет меньше. Вера всякому дается от Бога: вера дар Божий. Кому большая вера дана, тот больший даст отчет за худыя дела. Кто мало верует, тот меньше ответит.

18. Утро. После утренни. 6-й час, В. Суббота. Вчера перед плащаницею говорил и чередное поучение. И говорить вовсе не хотелось, и не был доволен, когда сказал. Была у меня мысль, но за торопливостию я ее не высказал. Наговорил много, но в этом многом сказал очень мало. Не знаю, понял ли кто настоящую мою мысль. Впрочем, я и сам хорошенько не понял, что мне хотелось сказать. – Грешник не должен отчаяваться в своем спасении. Спаситель спасет его, потому что очень любит его, потому что душу свою положил – умер из любви к нему за его спасение. Вот что хотел я, кажется, сказать. Да, великое дело – мысль: она – жизнь поучения; без нея мертво всякое слово. Но мысль должна быть непременно одна. Где нет единства, там, не смотря на множество, нет ничего. – От чего я недоволен вчерашним поучением? – Оттого, что не высказал своей мысли. От чего не высказал? – От того, что она во мне самом не созрела, не сделалась единою. Когда писал поучение, я мог иметь в виду и то, и другое, и третие, о многом мог я говорить. В Бог три лица, но естество одно, – мысль одна.

Давно я не читал Русского Ев., особенно Посланий Апостол. Вот – пища для души, для ума и сердца. Искренность, простота, естественность, краткость, сила, выразительность.

И о сподобитися нам слышанию Св. Евангелия. Заранее радуемся, что мы будем слушать Св. Евангелие. Евангелие – радостная весть, благая – хорошая весть, радостное, благое возвращает, говорит.

8-й час. Порядок-порядок. Литургии. Начинается прославлением Св. Троицы. Так и начать, так и продолжать, так и кончать! Сказать прежде: вот что делается, поется, читается. Потом: чему из этого научаемся? Учение веры. – После как мы должны сами делать и что делать? – Учение нравственно. В заключение – повторять то и другое учение.

9-й час. Сейчас исповедался. Исповедь есть таинство. Вода очищает, омывает тело, а вместе укрепляет его, восстановляет его силы. Вода в таинстве крещения тоже делает для души. Что же покаяние? – Оно второе крещение, и, следовательно, повторяет действие крещения, – следовательно, как вода тело омывает, очищает, и укрепляет, восстановляет силы его; точно так и покаяние очищает, омывает душу от грехов, и восстановляет силы, ее и укрепляет ее против грехов. А короче сказать: покаяние не только очищает грехи, но и сохраняет нас от греха, – дает нам силу – благодать воздержаться от грехов.

Из послан. к Рим.

Да придет Царствие Твое. Чтобы мы не были рабами греху, но Твоими рабами, чтобы им повиновались, чтобы Ты царствовал в нас, а не грех. Гл. VI. 12. Христос умер и воскрес, да над мертвыми и живыми владычествует 14, 9.

Если мы умрем со Христом, то и жить будет с Ним, если причастимся Тела и Крови Его, то будем участвовать с Ним.

Для чего I. X. вознесся на небо? – Там Его место, – одесную Отца: там ходатайствует за нас. 8, 34.

Молиться с верою – молиться с разумом?

7 часов скоро. Сейчас ударят к повечерию, потом к Деяниям.

Что то среднее, впрочем перевес на Пасху. Сподоби праздновать ее, Господи, не в кваси, злобы и лукавства, но в безквасии чистоты и истины!

25. Утро. Перед обеднею. Вчера весь почти день был не здоров. Очень тяжело было в желудке, оттого что ел много мясной пищи.

Откровенным=открытым быть всегда и везде не хорошо. К несчастию моему, я не могу не быть таким. Впрочем, моя откровенность вредит только мне одному. Впрочем и таить себя не хорошо. Впрочем, все я еще не совсем покоен, может быть оттого, что не совсем здоров. Впрочем, и то надо сказать, что и погода ныне не хороша. Впрочем, и без неприятностей нельзя быть. Временные не приятности делают приятнее приятность. Впрочем, впрочем, впрочем, я совершенно перестаю быть беспокойным. Ego vos...

Хорошо в молоко подмешивать нисколько русской или овсяной муки. Этим предупреждается запор наниз. Картофель особенно питателен с мясом.

28.Утро. Перед обеднею. И спал хорошо, и здоров я, и ничего нет, от чего бы мог я беспокоиться. Не скучно мне, тяжело, сам, не знаю от чего.

Странно, думается, что и не пройдет уже вовсе это не веселое расположение моего духа. Давно я не испытывал этого безотрадного испытания. А хотелось-бы потрудиться, поработать; а как трудиться, как работать, когда бремя тяжкое, хотя и не грешное, тяготить душу? Господи! Ты дал мне, жизнь; ты помоги мне и жить. В минуты жизни трудным жить без утешения трудно.

Вечер.10-й час. Странно, а все просто, и я покоен, хотя тоже теперь, что было по утру. – Удивительно, как много расположение духа зависит от тела, даже от желудка.

Май

1. Утро. Пятница. Ванна, удивительно как полезна для меня.

В Св. Синод Столон. Его Высокоблагородию Алексею Петров. Прозоровскому.

3. Утро. Перед обеднею. Проповеди не успел приготовить. Странно! Снег идет, и так много, что хоть на санях поезжай. – Ай да Май!

После обедни. Странно, опять Филарет! – Филарет. II за обеднею пришел Он на мысль, – во что бы то ни стало, хоть бы ничего не вышло. Это будет жертва очистительная. Ныне я во сне видел: садятся слушать урок по Закону Божию дети, которых прежде учил.

Труд все преодолевает. Но есть многое не по силам нашим, и тут уж труд ничего не сделает.

4. Вечер. 9-й час. Не пецитесь, как и что отвещаете что речете: Св. бо Дух научит вы в той час, яже подаст рещи. – А нам можно ли на это надеяться?

7. В кого ты веруешь? Кто твой Бог? – Я верую во единого Бога. Бог мой – Творец мира...

Вечер. Я не был, за всенощною, и завтра не буду, не готовлюсь служить, потому что болен, голова болит; впрочем, лучше стало. Мне пришел на память Дневник. Да, это не худо бы. Много пропадает даром. Дневник! Не свое только, но и чужое можно, прочитанное.

10. Не нужно предмета рассматривать со всех сторон. Надобно кое-что, кое-как, по обдуманное, задушевное.

16. Суббота. Почти правда, что я перед праздниками всего чаще скучен бываю. Сердце чего-то ждет и боязливо ждет. Или не от того ли, что ничего не ждет, ничего не ждется.

17. Утро. 10-й час. Сейчас еду в Ярославль. Благопоспеши, Господи.

27. После обедни. Погода холодная, снег идет и дождь.

Июнь

3. Ездили на Югу. – Приехали благополучно. – Теперь я покоен. Люди похожи друг на друга. Что больно для одного, то не сладко и другому. А мы думаем иногда, будто больное для другого не должно быть ему больно. Нет, что больно, то всякому больно. И потому надо быть всякому всегда осторожным и ко всякому снисходительным. Сила в спокойствии. Все люди, все человеки.

4. Утро. Ничего. 1-й час. Что не раз начинал и бросал, то опять начинаю, впрочем, не твердо, а так ни то ни се. Но желание сильное. Дух, бодр.

Час 4-й.

Если, то сейчас бы.

После всенощной. И действительно так, сейчас же.

7. После обедни. 2 часа. Скука перед радостию. Так и есть. Получил от Владыки письмо, самое приятное для меня и незаслуживаемое мною. Дай Бог Ему много лет пожить; Он оживить и других.

8.Утро. Понедельник Духа Св. – Перед обеднею.

Обещанное надобно исполнять. Помоги мне, Господи!

11 час. Проводили икону Б. М. Тихонскую. – Конечно, полно.

14. Воскресенье. В четвертом приехал к нам о. протоиерей Андрей Дмитриевич. Завтра сбирается домой, и с ним дети его.

Видно, будет скоро дождь. Жарко. – Что нужнее, то пусть и будет. Нужен дождь: пусть идет. Нужно сухое время: пусть печет.

Писать нечего, потому что голова пуста, а потому, что под перо попадается, то и пишу.

Неопределенность – во всем неприятна. Неопределенность есть беспорядок умственный, а беспорядок не может нравиться. Самое неприятное перестает тяготить нас много, когда определительно известно. Душа наша свет любит.

16. Вечер. Чего не хотел, того не последовало.

17. 3 часа. Двоих причащал. Женщину, больную обыкновенною болезнью, мужчину – Симбирского купца Михаила Матв. с признаками необыкновенной болезни. Господь да сохранит его и нас всех. Судя по сну, оба останутся живы, а по признакам последний умрет. – Умер.

Июль

9. Св. Панкратия.

12. Господь начинает являть нам свою милость – болезнь утихает.

Август

2. Утро. 6-й час. Как хорошо я себя чувствую. Давно уж так хорошо не бывало. А от чего?

4. Дано Ельтскову на сохранение 400 р. пр. 10 р. 80 к.

8. Утро. Я болел, и довольно порядочно, с 2-го часу ночи меня слабит – и очень много.

Господи! помоги выздороветь. Я еще многого не кончил.

14. Сверх всякого чаяния я начинаю выздоравливать. А страдал жестоко. С трудом и теперь пишу. Слишком явно меня Господь помиловал!

16.Утро. Воскресенье. Не служу. Все еще слаб я. Упал я вдруг, но встаю медленно. В пятницу вечером и весь день был я совершенно здоров. В церкви после вечерни пел молебен, весь день ходил по приходу (потому 6-ое авг. было), шутил, смеялся, сердился, бранился. И служить обедню приготовился, и лег спать ничего не опасаясь. Была только слабость в желудке, но у меня это вовсе не редкость. И вдруг – к 12 часу субботы я до того ослабел, что приподняться на постели без помощи других не мог; уши заложило, язык прилип, сознание оставалось, какое-то бессознательное сознание. Да, вечером в пятницу был я на земле веселехонек, здоровехонек, а вечером в субботу мог быть на небесах – не через железную дорогу или в пароходе, а дорогою обыкновенно в простом экипаже.

17. Понедельник. Медленно очень здоровье мое поправляется. Спал мало. Уснул поздно – не в два ли часа пополуночи? Сны были, но все хорошие.

Без дела и скучно и не хочется быть, но дело всякое слишком утомляет.

На смородину черную – 18 дней надо стоять – вино влито вчера вечером – полведра. Не забыть бы! Мы на все слишком забывчивы. Болезнь моя началась – открылась во всей силе в 2 часа пополун. Был сначала сильный понос – водяной – похожий на рассол, часа четыре, каждые полу­часа слабило, – но я не чувствовал особенной слабости ни в чем, шутил, смеялся внутренне над болезнью, что она под конец ли ослабела или всегда была такова. 11 за лекарем почти не хотел посылать, до того я не боялся её. Однако лекарь прибыл, меня положили в постель; стали снимать с меня сапоги, и – начались судороги в ногах. Я оробел, потому что холера была для меня теперь оче­видна. И вдруг все изменилось, руки стали синеть, холодить, уши стало закладывать, язык ослабел, так что я чуть говорить не мог, открылся жар, я стал тосковать, страдать жестоко. К вечеру тоска ужасная сделалась. Я совсем приготовился к смерти. Умереть впрочем я не боялся, я вовсе не прочь был умереть; но мне не хотелось умереть в таких мучениях, страданиях, в такой ужас­ной физической тоске, почти бессознательно умереть. Да, мне хочется умереть тихою, покойною, безболезненною кон­чиною, о которой я всякий день прошу Господа. Мне хо­чется умереть, если можно, улыбаясь, мне хочется умереть точно так, как отъезжают в недальний путь, прощаясь с близкими сердцу, улыбаясь. Сподоби, Господи, меня так умереть. Для меня живого умершие мои точно живые всегда передо мною, когда я о них думаю: для умершего, мне ду­мается, здесь имеющие остаться будут еще живее, еще ближе.

19. Вечер. Лучше мне становится, но все слаб. Из комнаты доселе ни на шаг. К тому же и погода плохая. Господи! Ускори мое поправление.

Изменчиво слишком состояние моего здоровья-то поря­дочно, то опять похуже, то то болит, то другое, сейчас думаешь: я совсем будто здоров, – менее нежели через час – говоришь, ах как мне не здоровится. Думаю, погода больше имеет влияние на мое здоровье.

21. Вечер. Я все еще служить не могу, и доселе еще не выходил из комнат.

В чем люди помочь мне не хотят, в том Господь сам мне поможет.

Книжку поучений – Тамбов. губ. в гор. Липецк в село Кореневщино Пелагее Ив. Вельяминовой, деньги получены давно.

22. Мне ныне лучше вчерашнего. Ныне налито вино на бруснику. В настойку брусницкую надо, когда пить, при­бавлять, смотря по количеству вина, полынной рутины, кото­рая продается в аптеках.

23. Лучше мне. Если бы не худая погода, я бы принялся за дела, за службу.

Краткий Катих. Филарета. Начатки Христианского учения. Больше ничего не нужно.

Как много ни думай о Боге, никак не поймешь, не постигнешь Его. И как мало не думай о Нем, все какую-нибудь благодать от Него получишь за то.

Как много ни думай о Боге ничего не скажешь, что та­кое Бог в существе своем. И как мало не думай о Нем, все скажешь, что хорошо думать о Боге.

24. День рождения Н. Ив. Мне еще лучше стало. Одна погода мешает, и холодная и ветренная. – Если ныне выйду, то разве часов в 12 или позже, и то если погода будет хороша. Велика Твоя, Господи, милость!

25. Был в первый раз за утреннею и за обеднею, но не служил.

26. В первый раз привел меня Господь отслужить обедню. Сколько радостей у меня было!

27. И ныне служил, и гораздо свободнее вчерашнего. Господь дает мне крепость и силу.

28. Еще покойнее и свободнее ныне, служил. Только погода ныне не хороша. Надо быть осторожнее. Надобно теплее одеваться и ноги беречь.

Сентябрь

1. Лекарь сказал мне ныне, чтобы я ноги берег.

2. Взять померанцовых каплей в аптеке, для простого вина.

Опись имущ. после, отца Павла – пора.

NВ. Уж если писать, так надобно писать историческия, чтобы так обр. было нечто полное, целое.

6. Утро. И ныне три раза с предварительною болью, в третий раз очень мало и то почти одною с – ю. Кажется, больше не будет.

По обедни. Обедню отслужил без особенных приключений, хотя сначала трусил.

7. Утро. И ныне тоже и так же, но гораздо снисходительнее.

NВ. С 8 Августа и доселе погода стоит почти одинаковая, т. е. худая, ненастная.

8. Утро. Месяц, как я сделался болен. Иной год скорее проходит, чем этот месяц. Хотел было дописать начатое поучение, но боюсь изнурить себя. От болезни я освободился, а от страху еще не совсем. Погода все плоха. Впрочем утро – час или два была она очень хороша. Точно боится она показывать себя хорошею. Нет, пора, пора возвеселить лице земли.

9. Утро. Все было немного. – Этим днем кончилось.

10. После обедни. Все благополучно обстоит.

У Владыки быть непременно мне надобно – по многим причинам. Поручить другому нельзя никак.

12. Вечер. Перед всенощною. Почти весь день было ведро. Будет ли завтра хороший день, немножко сомневаюсь.

15. Ведро все стоит.

16. Ныне со мною было тоже, что 14, а 14 было тоже, что и 1 Ав. Ныне даже гораздо больше, чем прежде. Но все обстоит благополучно. Погода опять плохая.

17. Погода хорошая. Вчерашняго не было. Странно, опять за обеднею ныне пришло желание заняться обеднею. Надо подумать побольше.

NВ. Нет, трудно. Лучше при изложении и объяснении иметь непрестанно обедню в виду, не спускать глаз с нея. Да, ее надо помнить, потому что она так часто приходит на память.

21. Удивительно, как я неосторожен на пищу. В 11-м часу позавтракал, и не знаю, не сделаюсь ли болен. N6. Не сделался болен, потому что брал осторожности.

23. Шиллер. Я теперь не читаю ничего, кроме Гомера; древние писатели доставляют мне истинное наслаждение. Они же нужны мне для очищения вкуса, который умозрениями, изысканностию и манерностию начинал сильно удаляться от простоты.

28. Понедельник. На прошлой неделе один урок был по музыке. – А погода все сумрачная. Тяготило меня что-то доселе. Начинаю чувствовать лучше.

Две бутылки простого вина закупорены.

30. 12 й час. Вот странность. Гром гремит, молния блестит. А небо все покрыто точно туманом, а не облаками дождевыми. Вчера с половины дня все шел дождь, и всю ночь и вот и доселе идет. Гром и еще сейчас грянул с молнею. – Становится, после грома, светлее, ста­новится день, а было все мрачно, точно вечером. Да, вдруг стало светло. А дождь как из ведра льет.

Через полчаса. Опять темно, опять туча, но грома еще нет. Подождем, что будет. Через четверть часа стало светлеть, а нет ни дождя, ни грома; туча так разошлась. А все небо покрыто туманными облаками.

Октябрь

1. Погода все плохая.

3. Утро. 5-й час. Страшно! Сон видел, и от этого сна беспокоен встал. Силою воли летал я. И так мне было хорошо во сне, так я утешался. Я до того уверился во сне в возможности летать без крыльев, что готов попробовать это на яву. – Странен сон – страшен, но да будет милостив Бог.

Вчера весь день был довольно хорош, без дождя, и ясень.

Вечер. Я действительно принужден был ныне; ле­тать – силою воли – насильно, т. е. я ушел ныне из цер­кви, не достояв вечерню и главное – не докончив требы. Впрочем нужда была и сила воли.

Но это пустяки. А вот что важно: и в первых числах Сентября, со мною было то же, что ныне. Да, едвали не то же было и в первых числах Августа. Посмотрю, что Ноябрь скажет.

6. Михаил Ак. начал уроки.

7. Утро. Опять небо покрыто облаком, и дождь шел.

После вечерни. Дьякон Петр очень меня рассердил, так что и теперь все я непокоен. Не знаю, как себя приучить не сердиться.

9. Послать письмо к Ст. Ив. Мамонтову. Седельникову от. весы Ник. Гр.

Хотя дождя нет, впрочем погода все нехорошая – небо покрыто.

10. Утро. Ночью шел дождь. Тепло очень, почти душно. А. Д. 4.

12. NB. От чего раскольники не присоединяются к нашей правл. церкви, православие которой так очевидно? – От чего не видят они, что наша церковь истинная, Божественная? От того, что худо живут, – ведут жизнь не­нравственную, добро не любят, добра не делают. – Есть и из них добрые. Эти добрые чувствуют, сознают православие нашей церкви, но не присоединяются потому, что в расколе родились, с раскольниками живут, стыдятся. Если бы не стыд, они давно бы сделались православными. – И между православными есть всякие, есть такие, которые живут тоже ненравственно. Что же? – Эти православные по имени, но недобрые по жизни, готовы принимать всякую веру, и отказываются от всякой.

Погода все такая же – мрачная, облачная.

14. Погода все плоха. Но думается, скоро поправится.

NB. Росписи духовныя надо в Правление представлять в последних числах Сентября.

Амалия Ив. начала уроки с 24 сентября.

19. Утро. Вчера было у нас благодарственное молебствие Господу о сохранение нас от болезни и о прекращении её у нас. После обедни круг всего города был крестный ход, обычный, только заходили на кладбище, где совершили заупокойную литию. После крестного хода – был благодарный молебен на соборной площади, на особенно устроенном возвышении. Погода благоприятствовала торжеству: было и светло, и тепло. Все кончилось в 12 часов. – В 3 часу погода по прежнему стала плохая. Я был покоен и здоров. И теперь тоже, потому что...

20. Вечер. Несовсем чувствую себя хорошо. Точно маленькой озноб во мне, или какой-то будто едва ощущаемый трепет, в роде, болезни – внешней; робеет не душа, а как бы тело. Впрочем это не новое во мне.

Из Современника. – Манера его (одного писателя) состоит в том, чтобы предметы, уже очень хорошо известные, представить в новом свете, при новой обстановке; он распахивал поле, переставшее приносить урожаи, и удабривал выродившуюся почву. Один, писатель определял хороший слог, называл его «удачными словами на ловких местах». А другой – говорит: хороший слог это удачные мысли об удачно избранных предметах. По моему понятию, тот и другой говорили одно и то же.

Люди с нежным чувством, при личном соприкосновении, нередко бывают робки и несообщительны; разные ничтожныя обстоятельства связывают их язык и они чувствуют себя гораздо свободнее за письменным столом, где видят один образ друга, тихий, спокойный.

Расставаться с музами всегда грустно и тягостно, и музы – даром, что женщины – мстительного характера. Они привыкли, чтобы им покланялись, и кто их раз покинул, к тому оне уж не воротятся, сколько ни зови их. Но, впрочем, и самое их отсутсывие есть уже мщение.

Самолюбие писателя всегда уверяет его, что и в незначительных произведениях пера его каждый непременно должен узнавать сейчас манеру его.

Преисполнение ума и сердца предметом сочинения, ясный разсвет идей, прежде нежели сядешь, чтобы положить их на бумагу, и легкий юмор – вот необходимые условия для приобретения легкости, и как скоро мне удастся выработать в себе эти три условия, я уверен, что легкость сама собою придет. Шиллер: Сердце мое лишено всякой пищи, всякаго одушевляющаго соприкосновения, и при недостатке предмета для излияния своей теплоты, чувство мое истощается на пустых идеалах. А в другом месте он же пишет: уединение для меня приятно, потому что оно меня сближает с вами.

27. Утро. Другой день погода другая стала, холодная, су­хая и светлая. Алексею Ив. дано 5 р. с.

Что чувствовал 20, того ныне нет, кажется со вчерашнего дня.

28. Первый почти день, с самого того времени..., такой у меня ныне. Было и вчера, но немного, не надолго. А ныне препорядочно, по старому, по прежнему...

Ноябрь

1. Утро. Перед обеднею. Во сне опять летал или лучше сказать – ходил не ногами, а силою воли. Смотри 3 Октября.

Вечер. 10-й час. Сейчас приехал от молодых – Гейкинг. Сергей Карлович Гейкинг и Александра Про­копьевна Червонная повенчаны мною.

Ожидание имеет свою сладость, но растворенную горечью.

Чего слишком ждешь, того и малейшее медление жжет.

Молодая слишком утомлена. Нет, у дворян свадьбы хуже, чем у купцов – у купцов веселее.

2. И самое краткое поучение немало труда мне стоит.

Вчера я часа три-четыре все рождал, и – десять строк не больше написал. Чем же кончилось? – Ничем.

4. Вечер. 9-й час. Что значит? – Одна и та же мысль делает на человека часто неодинаковое впечатление: теперь она радует или тревожит, а в другое время ни­чего от нее не чувствуешь. От чего это? – От различного состояния души; иногда душа больше способна принимать впечатления радостные или печальные.

Если душа настроена к печали или к радости, то радостная или печальная мысль на нее действует.

Если же она ни к тому, ни другому не настроена, то то и другое действует на нее слабо. – От настроения же души и невероятное может казаться верным, и – верное не­вероятными – Какое же назидание из этого? – По впечатлению временному не надобно судить – о том или о другом. Временное увлечение неверно. Продолжительно – положительно.

Ударьте струну натянутую, звук будет, а ненатянутая не даст звука.

6. Утро. Я ныне отдыхаю.

С наступлением ночного мрака у человека появляются мрачныя мысли – черные. А с светом дневным оне проходят. Дневной свет и душу нашу освещает светом.

Всегда молитва нужна, а ночью еще больше. Свет молитвы не дает мраку ночному действовать на душу.

7. Вечер. Думаю, от худой погоды чувствую себя не совсем хорошо. Впрочем поутру я был вполне здоров, ходил за Черемху с требою хорошо, отслужил два молебна – у П. и у себя хорошо. После... тот же час, стало хуже. Нет, надобно совету известнаго, по крайней мне никогда не надобно забывать, и хотя вполовину следовать ему.

Что было 20, то и ныне. Погода не совсем хороша, почти ненастная.

Свящ. Историю надобно отдать диакону – все забываю.

9. – Что было 7, того ныне нет. Да, мое здоровье много зависит от погоды и от занятий. При регулярном – нетревожном занятии, при хорошей светлой погоде, я всегда чувствую себя хорошо.

Завтра день моего Ангела. Следов. мне совершится 49 лет. Чего я желаю себе на будущий год? – Ничего, решительно ничего. Да, мне хочется, чтобы все было, как, есть. – Да, я доволен, Господи, Твоими милостями.

10. Утро. Перед обеднею. Ныне будет благодарственное молебствие о крещение В. К. Марии Александровны с коленопреклонением и целодневным звоном. Таким образом я в день моего Ангела буду молиться и торжествовать – молиться с коленопреклонением, торжествовать с целодневным звоном на счет В. Княжны. – И во весь год на счет Твоей, Господи, милости, жить и радоваться, мне даруй!

Как прогонять от себя мысли неприятныя, тревожащие наше воображение? – Не надобно думать о них. – Но рад бы не думать, – оне невольно идут в голову. – Оне увлекают за собою душу, как вода своим сильным течением увлекает. Что тут делать? – Ухватись за что-нибудь, – ухватись за что-нибудь посильнее. Думай о Боге, и тогда всякая неприятная дума сама собою пройдет. – Мысль о Боге сильна, могуща, как силен и всемогущ Бог. Бог сам тебя поддержит, если ты решишься дер­жаться за Него, и не станешь думать о неприятных мыслях. – А оне так и лезут.

Спустя несколько времени. – Какия пустяки меня занимают. Точно нашло что на меня. Впрочем и голова болит, – от думы ли голова болит, или дума от головной боли? Как бы то ни было, а я невесел.

Пойду лучше в Церковь, стану служить обедню.

После обедни. Теперь я покоен и весел.

11-й час. Теперь я еще веселее и покойнее. Все вздор.

Сейчас я спать ложусь. По милости Твоей, Господи, я покоен и весел, я потому еще поживу – поживу так, как жил и живу.

13. Утро. Не отнимает ли деятельности и ясности у ума, у памяти и воображения?

В малом количестве делает противное, а в большом – вероятно.

С 10 сего месяца началась хорошая погода. Вчера стала Волга.

Утро ныне прекрасное. С нынешняго дня попробую, что будет.

Ясная погода не уяснила для меня ничего. Менее ощутительно было, но все было. Даже и сейчас чувствую будто озноб, хотя едва чувствуемый. После обедни. Было молебствие о победе над Турками.

Чувствую себя хорошо. Причина, причиняющая или увеличивающая слабость, теперь для меня очевидна, или почти очевидна. Если не начинает, то продолжает оно.

17. Утро. Вчера по утру был совершенно здоров, когда от утрени из церкви пришел. После уснул, и через час встал с больною головою. Голова во весь день болела без всякой причины, и весь день я не ел ничего, только в 9-м часу закусил у К. А. Теперь чувствую себя хорошо. Какая же причина боли головной? Перемена погоды.

18. Вчера я ел капусту с луком и маслом и щи простые. Ели превкусно и теперь чувствую себя хорошо.

Служил на кладбище. Причина все очевиднее становится.

21. После обедни. Вчера говорил краткое поучение, и ныне такое же. Лучше что-нибудь, чем ничего.

Проступок всегда рождается от гордости, заставляю­щей пренебрегать искушениями. Презирая опасности, которым однажды подверглись, мы вновь хотим им подвергнуться, чтобы восторжествовать над собою.

23. – Третий день идет снег. Впрочем тепловато.

О сотворении мира. – О первом человеке.

29. Вечер. Воскресенье. Утр. Ев. 3. Говорил поучение, утром написанное, по случаю погребения Андрея И. Быкова. И краткое не без труда мне дается. – Погода все тепловата, сумрачна, хотя не сыра.

Декабрь

1. Весь день болела голова. Теперь 7-й час. Становится лучше. Погода сырая.

Утро. Франклин. Человек далее с посредственными способностями может производить значительные перевороты и совершать великие подвиги для человечества, если только он составит предварительно план и, удалясь от всех наслаждений или других предприятий, которыя могли бы развлечь его внимание, сделает исполнение своего плана своим единственным исключительным занятием.

Настойка:

1. Сальсетарельняго корня ½ фунта

2. Сассафрасова дерева ¼ фунта 13 коп. сер.

3. Алтейнаго корня      12 золот.

4. Александрийск. листа 1 ф. ст. 6 золот.

Рюмку натощак, после обеда или перед и на сон.

Был у меня Чиновник Министер. внутренних дел, который ныне уехал – Иван Максимович Синицын. – Раскол – зло и политическое.

17. Вечер. Сейчас пришел из гостей.

18. Утро. Во сне видел брата Егора, в церкви, иду я, за мною он в новой камилавке и бархатном подряснике.

20. Утро. Перед обеднею. Нет, если я все так буду продолжать, то не только ничего не кончу, но и не начну. Потому всего лучше переводить – переводить, как многие переводили и переводят.

После обедни. Веровать, вера – уверенность, уверен я, хотя не вижу, не постигаю. – Не вижу Бога, но уверен, что Он есть. Непостижно, как хлеб – Тело, но уве­рен...

Надежда... успокоение сердца с уверенностию... Я на счет своего спасения покоен, потому что уверен, что Господь меня спасет, хотя я недостоин спасения.

21. Он... сосредоточивал все свое внимание на одном предмете, убежденный, что лучший способ подвигаться вперед состоит в том, чтобы иметь в голове только одну мысль; оттуда происходила способность и работа, ко­торая в практике давала ему превосходство над людьми, б.м. более его даровитыми в не разных специальностях. Веллингтон.

Отвращение к синонимам заметно на каждой странице: генерал хочет, чтобы его поняли, повторяет до пресыщения настоящее выражение, и ни за что не прибегает к однознаменательному слову, зная, сколько ошибок может породить один неправильный оттенок в истолковании мысли.

23. Из переписки Шило – Современ. 1853.

Хорошо, если бы каждый человек мог взять себе за правило стремиться не к поверхностному изучению многих предметов, а к изучению немногих, но основательно. – Если ты за что принимаешься, принимайся от всей души и изо всех сил: и скорее сделаешь и лучше, и с новою силою примешься за другое дело.

Если бы человек видел на театре тридцать драматических пьес и при каждой предлагал себе вопросы: что сочинитель хотел ею сказать? Какое было у него намерение, какая цель? Что в ней хорошаго или дурного? Как удовлетворить тому или другому требованию? – Если бы он так обр. отдавал себе отчет во всяком отдельном, явлении, то нет сомнения, что 31 пьесу он бы мог написать сам. И до какой высокой степени совершенства мог бы дойти человек, если бы при всем, что с ним случается в жизни и что происходить в его душе, он поступал этим же самым образом.

Каждою минутою надобно пользоваться так, как будто она единственная, последняя. Лучше что-нибудь сделать хоть кое-как, чем оставаться в бездействии.

Добродушный, веселый характер – источник всего благороднаго и хорошаго в мире; все, что от века сделано людьми великаго и прекраснаго, все шло из такого настроения духа. Маленькие, темныя души, который только горюют о прошлом и страшатся будущаго, неспособны понимать священнейших минут в жизни; оне неумеют наслаждаться ими и действовать в эти минуты так, как бы должно было. Оне не находят ничего сладостнаго в воспоминании, ничего утешительнаго в грядущем.

Человек должен бы приучать себя и взять за правило – каждый день хотя бы только четверть часа, упражнять свои душевныя силы и сосредоточивать их на одном каком-нибудь предмету.

Для образования ума необходимы два условия, без которых невозможно никакое движение вперед: усердное собирание знаний и непосредственное упражнение сил.

В наших чувствах собственно все зависит от состояния нашей души, и это доказывает, какая в ней есть высокая, непреодолимая сила. Самый очаровательный вид природы ничто для того, кто утратил душевную чистоту, тогда как любящее непорочное сердце и в пустыне создает себе рай. Наши печали и радости, счастие и несчастие часто зависят только от расположения духа. На людей болезненных все прекрасное, высокое, благородное действует болезненно. Люди с хорошим направлением и светлым умом и из дурнаго могут извлечь что-нибудь хорошее.

Есть люди, которые вечно корпят над книгами, вечно учатся и действительно имеют много познаний, но все это у них остается под спудом.

Недостаток ума не позволяет им переносить в жизнь запас их сведений, между тем как всякое знание приобретает цену только применением его к действительности.

Можно бы сделать из человека полубога, если бы воспитанием уметь уничтожит в нем всякую боязливость. Все несчастие в мире происходит от страха. Постигшее нас зло никогда не бывает так ужасно, как то, котораго мы страшились. Животные в этом отношения счастливее нас. Бык, которого ведут на бойню, не боится удара, готового сразить его. И до этой степени безбоязненности должен бы дойти человек своим светлым, здравым умом. Ему бы должно стараться отвратить зло, но не бояться его.

Вечер. 8 час. После чтения. Истина – простота.

24. Утро. 8 час. Жду о. Алексея исповедываться.

Часы будут в9 часов. Обедня в 11.

После обедни. 4-й час. Погода хорошая, ясная, и мне хорошо.

Впрочем перед обеднею и при начале обедни несовсем хорошо чувствовал. Значит не всегда от погоды здоровье. Надобно обратить внимание на причину. Что будет?

Что убо отроча сие будет? говорили о младенце Иоанне Предтече.

Тако да просветит свет ваш пред человеки.

После всенощной. – Странно. В церковь, можно сказать, едва шел; начал службу кое-как, продолжал порядочно, кончил совершенно покоен и здоров. А чего и ни передумал! – Именно так. Когда здоров и весел, думается, что уж нельзя никак и никогда заболеть, захиреть. А когда болен и невесел, думается, что уж все кончи­лось – не видать мне больше ни здоровья, ни веселья. – Нет, вижу, чувствую, радуюсь, наслаждаюсь.

28. Утро. Я отдыхаю. А надо бы служить, потому что ныне день кончины Олимпиады Ив. – Спал я порядочно, встал хорошо.

31. Послано 18Кр. Поучения в цензуру. Да благопоспешит им Господь Бог!

Об Ифигении Гете Шиллер сказал, что это единствен­ное драматическое произведение, которое возбуждает его зависть, потому что он чувствует, что не написал бы подобного.

Мне кажется говорит Шиллер о своей Элегии, что вернейший критериум истиннаго достоинства моих произведений есть то, когда это произведение не выражает настроения, при котором оно может мне нравиться, но само вызывает его и таким образом нравится при каком бы то ни было расположении. И этого еще не испытал ни одною из моих пьес, кроме Элегии.

Вечер. 9 час. Хотел было кончить 1853 год скукою, – но раздумал, не хочу скучать. Этим кончу год, этим начну, этим буду продолжать, – этим всегда буду все годы и начинать и продолжать и кончать.



Источник: Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры. 1914. Печатать дозволяется. Ноября 27 дня, 1914 года. Цензор-Редактор Архиепископ Евдоким.

Комментарии для сайта Cackle