преподобный Роман Сладкопевец

Кондак о грешнице, помазавшей Господа миром

Содержание

1. Перевод диак. Сергия Цветкова 2. Перевод П.И. Цветкова

 

1. Перевод диак. Сергия Цветкова

Во св. Великую среду1 .

Кондак глас 4-й.

Ты, Христе, призвавший блудницу в дщерь (Себе), равно и меня воспринял в сыны покаяния: умоляю (Тебя), избави меня от скверны дел моих.

Икосы:

1) (Κατέχουσα) Следовавшая по стопам Твоим блудница, принося покаяние, со умилением вопияла к Тебе, ведущему сокровенное: «Христе Боже! Как воззрю на Тебя своими очами я, обольщая всех своими взорами? Как буду умолять Тебя, Милосердаго, я, разгневавшая Тебя Создателя моего? Но, Господи, приими сие благоуханное миро во умилостивление Твое, и даруй мне прощение гнусной скверны дел моих.»

2) (Τὰ ρήματα) Блудница некогда, обратив внимание на слова Христовы, подобно ароматам распространенныя повсюду и всем дарующия дыхание жизни, возненавидела гнусность своих дел, помышляя о своем стыде и ощущая скорбь, в которую чрез них (дела свои) впадала: так как великая скорбь бывает любодействующим там (ἐκει)2, из числа которых один я и готов на наказания, которых блудница устрашившись, уже не была блудница: а я хотя и страшусь, но пребываю в скверне дел моих.

3) (Οὐδέποτε) Никогда не думаю отстать от злых дел, ни вспоминаю о тех страшных (муках), которыя должен я видеть там (в будущей жизни); нисколько не помышляю и о милосердии Христовом, как Он прошел, ища меня добровольно блуждающаго. Ибо для меня Он внимательно осматривает каждое место, для меня обедает вместе с фарисеем, Он, Питающий всех. И (вот) Он трапезу (сей вечери) делает жертвенником, на котором возлежа, дарует и отпущение долгов должникам, дабы всякий должник смело приходил к Нему говоря: «Господи, избави меня от скверны дел моих».

4) (Ὑπέκνισεν) Воня трапезы Христовой пробудила (глад душевный) прежде в нечестивой, а ныне воздержной, в начале (подобной), псу, а в последствии агнице,– прежде рабе, а ныне дщери, прежде-в блуднице, но после целомудренной. Посему с особенною поспешностию приходит она и, оставив без внимания свои крохи, взяла (себе) хлеб. Взалкав более, чем прежде Хананеянка, она напитала свою гладную душу, возгорев такою любовию: но более всего она спаслась молчанием; ибо с плачем сказала: «Господи, избави меня от скверны дел моих».

5) (Τὴν φρένα) Пожелал я изследовать мысль (этой) мудрой жены, и узнать, как возсиял в ней Господь Краснейший и Создатель прекраснаго, котораго Лице она возлюбила прежде, нежели видела. Как говорит книга (святых) Евангелий, когда Христос возлежал в доме фарисея, одна женщина, как скоро услышала (о сем), тотчас же поспешила (в сей дом), сильно побуждая свой (внутренний) помысл к покаянию. «Иди», говорит она, «душа моя, – вот время, котораго ты искала (себе), -пришел Очищающий тебя. Для чего доселе пребываешь ты в скверне дел своих?».

6) (Ἀπέρχομαι) «Я иду к Нему, – Он для меня пришел; тех, которых я прежде любила, я оставляю; ибо весьма люблю теперь Сего и, как любящаго меня, (Его) намащаю и ласкательствую пред Ним. Я плачу, печалюсь и стенаю,-по справедливости Он возлюбит меня; я изменяюсь, по любви к Возлюбленному моему и, сколько Он Сам хощет быть любимым, столько я люблю Любителя моего. Я болезную, и хожу потупив взор свой, ибо Он хощет сего; молчу и скрываюсь (от Него), ибо Он этим утешается; я удаляюсь от прежних (мужей), чтобы быть угодною Сему новому, – словом: я отрекаюсь (от всего прежняго), находясь в скверне дел моих.»

7) (Προσέλθω) «Итак пойду к Нему, да просвещуся (Пс. 39:6); приблизюсь теперь ко Христу, и никак не постыжуся. Он не разгневается на меня, не скажет мне: ты доселе была во тьме, и пришла созерцать Меня- Солнце! Посему возьму миро, и пойду. Дом фарисея обращу я для себя в купель крещения (φωτιστήριον);3 ибо там я отмою грехи свои и там очищусь от беззаконий своих; наполню купель свою плачем, елеем и миром,– и омоюсь, и намащусь, и (таким образом) избегну скверны дел моих».

8) (Εδέξατο) «Древле Раав приняла соглядатаев, и, в награду за (это) принятие, обрела жизнь, как верная (Нав. 2:1). Ибо пославший их, носящий священное имя Иисуса моего, был прообразованием жизни (духовной). Тогда целомудрствующая блудница принимает странников. Ныне блудница ищет помазать миром Девственника, (Сына) от Девы. Та отпустила тех, которых скрывала (у себя). Я же доселе крепко держу Того, Котораго возлюбила, удостоиваясь принять Его к себе навсегда, не как соглядатая (какого-либо наследия), но как Назирающаго все; я Его держу, и (чрез Него) избавляюсь от скверны дел моих».

9) (Ἳδού) «Вот пришло то время, которое я так сильно желала видеть; возсиял для меня день и година благоприятная: между гостьми Симона пребывает Бог мой. Поспешу к Нему, и восплачу, как Анна о неплодстве. И хотя Симон подумает, что я нахожусь в опьянении, как некогда Илий об Анне; но пребуду и я молящеюся, в своем молчании вопия: Господи, я не просила (у Тебя себе) чада, но я ищу свою единородную душу, которую я погубила. Ты, подобный Самуилу, сыну безчадной,-Еммануил, Сын безмужной, Ты, даровавший сына неплодной,– избави (меня) блудницу от скверны дел моих».

10) (Νευροῦται) Таким образом она, верная (этим) словам своим, воодушевляется, поспешает на куплю мира, и приходит к продавцу мира, вопия: «Если ты имеешь, дай мне миро достойное Возлюбленнаго моего, истинно и чисто мною любимаго, возжегшаго во мне все,– и нервы, и сердце (мое). О цене – ни слова. Что ты во мне сомневаешься? Если потребуется, то я, даже до кожи и до костей моих (-все) готова отдать для Поспешившаго и Пришедшаго очистить меня от стыда, который я имею от скверны дел моих».

11) (Ὁ δὲ εἰδς) А тот, видя горячую ревность и усердие благочестивой жены, говорит ей: «(Скажи мне), кто это, котораго ты любишь, что столько привлекает Он тебя к Своей любви? Ужели в самом деле Он имеет в Себе что либо достойное мира моего? Но святая тотчас же возвысила глас свой, и сильно вопиет к приготовителю ароматов: «Что ты мне говоришь, человек, – имеет ли Он что достойное (в Себе)? Ничто не может быть равным Его достоинству. Ни небо, ни земля, ни весь мир сей – не могут сравниться с Тем, Который спешит избавить меня от скверны дел моих».

12) (Ὑιός ἐστι) «Он сын Давидов,-посему Он благолепен; Он Сын Божий и вместе Бог,-посему Он прелюбезен; я Его еще не увидела, но я (столько об Нем) слышала, и была поражена видом Его, незримаго (телесными очами) по Его (Божественному) естеству. Древле Мелхола, увидев Давида, возлюбила его (1Цар. 18:20.): я же, не видев сына Давидова, люблю- и горю любовию к Нему. Та презрела все царственное достоинство и всецело предалась бедному Давиду: а я презираю все свое неправедное богатство, и покупаю миро для Очищающаго душу мою от скверны дел моих».

13) (Ῥημάτων) Но этот ряд слов благочестивая жена пресекла своим молчанием; она взяла излюбленное миро свое, и скоро шедши пришла (наконец) в жилище фарисея, как бы званная, чтобы облагоухать здесь обед. А Симон, увидев все сие, начал порицать Господа, и блудницу, и себя самого: – Сего, – как бы незнавшаго приблизившуюся к Нему; сию, как безстыдную и поклонившуюся Ему; а себя самаго, – как неосмотрительно принявшаго таковых (посетителей); более же всего (порицал он) вопиющую: «Исхити меня от скверны дел моих».

14) (Ὧ ἄγνοια) О неведение! Что он говорит? „Подлинно, я это сделал: я позвал Иисуса, как одного из пророков, и Он не уразумел: – ту, которую каждый из нас знает, Он не узнал! Если бы Он был пророк, Он узнал бы“. Но Испытающий сердца и утробы, прозирая изменившиеся помыслы фарисея, тотчас является для него жезлом правды, говоря: «Симон, выслушай о полезном, происшедшем для тебя, и для той, которую ты видишь, с плачем вопиющей (ко Мне): „Господи, избави меня от скверны дел моих“».

15) (Μεμπτέος) «Я показался тебе достойным порицания за то, что не обличил поспешающую избежать беззаконий своих. Но не хорошо, Симон, – несправедливо порицание твое. Ты размысли о том, что Я хочу сказать тебе, и разсуди: У одного заимодавца было два должника; один был должен ему пятьсот мнас, а другой пятьдесят, и когда они оказались не в силах отдать (ему), одолживший простил (им), что они были должны. Итак скажи мне, кто из сих двух более возлюбит его? – Кто должен был восклицать к нему: ты спас меня от скверны дел моих?»

16) (Ἁκούσας) Услышав сие, умный фарисей отвечал: «Учитель, подлинно, всем известно, что более должен возлюбить тот, которому более значительный долг простил заимодавец.» Господь на сие сказал ему: «ты правильно отвечал, Симон; это так и есть, как ты видишь. Ибо (Меня), Котораго ты действительно не помазал, она помазала миром; (Меня), Которому ты не подал воды, она омыла слезами (своими); ты не дал мне лобзания, а она, лобызая Меня, вопиет ко Мне: я объяла ноги Твои,– возстави меня от скверны дел моих».

17) (Νῦν) Ныне, после того, как Я показал тебе возлюбившую Меня любовию (своею), Я научу тебя, добрейший, кто заимодавец, и покажу тебе должников его: из них один – это ты, потом та самая, которую ты видишь плачущую. Заимодавец же (вас) обоих-Я4, но Я-заи­модавец ne вас только двоих, но и всех человеков; ибо Я всем даровал то, что они имеют: дыхание, душу и чувствование, тело и движение. Итак Сему Заимодавцу мира, сколько можешь, Симон, молись и взывай: избави меня от скверны дел моих“.

18) (Оу δυνασας) „Ты не можешь отдать Мне того, что ты должен Мне; ты хотя замолкни, чтобы был прощен тебе долг. Не осуждай осужденную, не презирай презрен­ную, успокойся; Я не требую ничего ни твоего, ни ея. Я Освободитель от долгов вас обоих, и даже более сего,– всех (людей). По закону, Симон, ты жил,-но ты впал в долги. Посему прииди к благодати Моей, которую Я подам тебе. Взирай на блудницу, которую ты видишь, как бы на церковь (Мою), вопиющую (ко Мне): „я отвергаю все прежнее, погрязшая в скверне дел моих“.

19) (Yπάγετε) „Идите; вы, наконец, от долгов уже избавлены; ступайте, ибо вы вне всякаго обязательства, вы (теперь) свободны; в другой раз не подпадайте в рабство; рукописание расторгнуто,-не делайте другаго“. Итак сие самое и мне скажи, Иисусе мой; поелику я не в силах отдать Тебе, как (неоплатный пред Тобою) должник; ибо вместе с лихвою я погубил и главный мой долг; почему не истязуй от меня, что Ты дал мне, то есть,– первейшаго долга святости души моей, а за тем, (как) лихвы (этого), – чистоты тела моего. Ты, облегчив меня, как Благосердый, остави, освободи (меня) от скверны дел моих.

2. Перевод П.И. Цветкова

ГРЕШНИЦА.

Первый пролог.

Спасе мой – Христе,

Дщерию Назвавший

Грешную жену4

И меня Соделавший

Сыном покаяния!

Извлеки меня,

Извлеки погрязшаго

В тине мерзких дел моих..

Второй пролог.

Обхватила жена-грешница

Твои ноги в сокрушении

И к Тебе, всех тайн Зрителю,

Возгласила, каясь в злых делах.

«Боже, Боже мой-Христе!

Как я очи возведу к Тебе,

Соблазнявшая всех взглядами?...

Как я стану умолять Тебя,

Жизнью прогневлявшая Тебя,

Моего Творца и Господа?...

Но прими, Владыко мой, прими

Сие миро, как моление,

И подай мне оставление

Гнусной жизни, проведенной мной

В тине мерзких дел моих!...5

1.

Грешница увидела,

Что Христовы словеса,

Как бы драгоценное

Миро ароматное,

Верующим даруют

Жизни благовоние

И возненавидела

Гнусныя деяния,

Ею совершенныя...

Ей представилась и казнь,

Угрожающая ей:

Ибо муки лютыя

Ждут во аде грешников...

Я – один из таковых.

Подлежащих мукам тем...

Но жена, их устрашась,

Грешную жизнь бросила,

Я ж страшусь, но остаюсь

В тине мерзких дел моих.

2.

Нет во мне хотения

Бросить мерзкия дела...

Ах, не помышляю я,

Сколь ужасное узрю...

Мысль о благости Христа

Также мне совсем чужда...

Когда волею своей

Начал я во тьме блуждать,

Он пришел... Ради меня

Обтекает все места,

С фарисеем вечерю

Делит и стол вечери

Полагает, как алтарь...

Все прощает должникам.

Лишь бы каждый таковой

С верой шел к Нему и рек.

«Господи! Избавь меня

И спаси погрязшаго

В тине мерзких дел моих...

3.

Благовонность вечери

Искупителя Христа

Возбудила ту жену,

Прежде развращенную,

Ныне же воздержную,

Бывшую сначала псом,6

Ставшую днесь агницей;

Рабу прежде, а теперь

Дочь, когда-то грешницу,

Теперь образ чистоты...

Жадно к вечери она

Устремляется, алча

Больше Хананеянки...

И в любви насытила

Глад души, быв прощена,

Когда тихо7 воззвала:

«Господи! Избавь меня

И спаси погрязшую

В тине мерзких дел моих.»

4.

О, когда б изследовать

Мог я ум сей грешницы,

Проследить, как возсиял

В ней Господь, Прекраснейший

Всех Создатель красоты...8

Его образ, не видав,

Возлюбила грешница:

Вот история сего...9

В доме Симона Христос

Возлежал на вечери...

И вот, некая жена,

Услыхав то, входит в дом

И с собой так говорит.

«Время, о душе моя,

Наступило, коего

Ты жаждала пламенно:

Близ есть твой Избавитель...

Что же пребываешь ты

В тине мерзких дел своих?...

5.

«О, иду, иду к Нему:

Меня ради Он пришел...

Прочь, любимцы прежние:

Жажду я Сего теперь:

Полн любовью Он... Его

Миром стану умащать,

С лаской приступлю к Нему,

Буду плакать и стенать,

Чтоб меня Он возлюбил...

Из любви к Возлюбльшему

Я иная сделалась:

Жажду лишь Его любви...

С плачем приступлю к Нему,

Ибо хочет Он того...

Скромной став, буду молчать,

Чтобы нравиться Ему...

Отреклась я прежняго:

Дуновеньем гоню прочь

Тину мерзких дел моих...

6.

«О, пойду скорей к Нему,

Чтобы просветить себя,

Как о том написано...10

Ко Христу я приступлю

И пребуду близ Него...

Нет, не будет стыдно мне:

Он не будет укорять;

Он. Благий, не скажет мне:

«Ты пришла только теперь,

Чтобы Солнце увидать...»

Возьму миро для Него

И вперед, вперед, вперед...

Баней просвещенья мне

Будет фарисея дом...

Я наполню стонами

Мою баню и елей

Вместе с миром возлию,

И омоюсь,

И очищусь,11

И свободной

Буду погибавшая

В тине мерзких дел моих..

7.

„Древле соглядатаев

Приняла в свой дом Раав

И, как верующая,

Сохранила жизнь свою...12

Тех пославший соглядать13

Образ Жизни14 был, нося

Имя Иисусово...

Древле грешная жена15

Принимала странников;

Ныне ж грешная жена

Ищет миром умастить

Девою Рожденнаго!...16

Отпустила тех Раав,

Я же удержу Сего,

Моего Любимаго –

Он не соглядает лишь

Жребии:17 Он все блюдет.

И возстану бывшая

В тине мерзких дел моих

8.

«Се настал, се близок час,

Коего жаждала я!...

Возсиял мой светлый день!..

В доме Симона мой Бог

Возлежит на вечери...

Поспешу к Нему; пред Ним

Возстену, как плакала

Анна о безплодии...18

Если пьяной, как Илий,19

Симон назовет меня,

Я, оставшись, воззову:

«Господи! пришла просить

Я не сына у Тебя:20

За своей душой пришла,

От меня погубленной...

Еммануил, Девы Сын,

Давший не рождавшей плод!..21

Извлеки погрязшую

В тине мерзких дел моих.“

9.

Таковыми мыслями

Воодушевленная,

Спешит миро покупать

Веры полная жена...

Говорит, вошедши в дом

Миро продающаго:

Если ты имеешь, дай

Миро мне, достойное

Моего Любимаго...

Чистою любовию

Я люблю Возжегшаго

Сердце и утробу мне...

О цене не говори:

Если нужно, я отдам

С полною готовностью

Все до кожи и костей

Освятить Пришедшему

Днесь меня, погрязшую

В тине мерзких дел моих..

10.

Миро продающий же,

Жар любви заметив в ней,

Говорит: «Поведай мне,

Кто есть твои Возлюбленный,

Коего столь любишь ты?...22

Чтó достойное есть в нем?...

Миро сие дорого»...

А жена, святою став,

Тотчас, с дерзновением

И возвысив глас, рекла:

«Как ты, друг. мне говоришь:

Чтó в нем есть достойное?

Ничего нет равнаго

По достоинству Ему...

Небо не сравняется,

Ни земля, ни весь мир с Тем,

Кто спешит извлечь меня –

Грешницу, погрязшую

В тине мерзких дел моих...»

11.

«Он – Царя Давида Сын.

Всех людей Прекраснейший,

Он есть Божий Сын и Бог

И Приятность Высшая...

Я, не видевши, была

Пленена ликом Того,

Кто имеет естество,

Никому незримое...23

Полюбила Мелхола,24

Но Давида увидав...

Я ж люблю, не зрев. Того,

Кому предок был Давид...

Та25 отвергла царственность

И с Давидом сопряглась:

Я богатство бросила

И лишь миро чистое

Покупаю для Того,

Кто изъемлет бывшую

В тине мерзких дел своих....

12.

Прервала речь грешница,

И затем, миро схватив

Чистое, душистое,

В фарисеев дом вошла,

Будто призвана была

Умащать на вечери...

Увидавши Господа

С грешницею, фарисей

Начал порицать Его,

Как неведущаго, кто

Перед Ним находится,

Ту, чтó подошла к Нему

И упала перед Ним.

О презрении забыв,26

И себя, чтó допустил

Без разбора в дом гостей,

Паче ж восклицавшую:

«Искупи погрязшую

В тине мерзких дел своих»...

13.

О, непонимание!..

Чтó глаголет фарисей?..

«Позвал Иисуса я,

Думая, что Он – пророк...

Но не знает Он людей:

Не узнал и грешницу,

Ведомую каждому»...

Испытующий сердца,27

Мысли ведая сии,

Тотчас же становится

Исправления жезлом...28

«Симон!» – рек Он – «уясни,

Сколь великая к тебе

Милость явлена и к той

Чтó ты видишь пред собой...

Слышишь, как она зовет

С сокрушенным сердцем Мне:

«О, спаси погрязшую

В тине мерзких дел своих""...

14.

«Я достойным укоризн

Был тебе, не обличив

Поспешившую омыть

Беззакония свои...

Симон! Криво ты судил

И не прав был твой укор...

Обсуди в уме сие:

У заимодавца два

Должника были: один

Должен был пятьсот монет.

А другой лишь пятьдесят...

Оба долга не могли

Возвратить; тогда простил

Им заимодавец долг...

Кто ж из сих двоих того

Возлюбил бы более?...

Кто ему воскликнул бы:

«Ты освободил меня

Тины мерзких дел моих?»...

15.

Когда кончил речь Господь,

Фарисей сказал Ему:

«Тот возлюбит более,

Кому больший долг прощен....

На сии слова Господь

Так ответил: «Правильно

Рек ты, Симон.... Посмотри:

Кого маслом даже ты

Не помазал, – Онаго

Умастила миром та...

Кому не дал ты воды,

Чтоб омыться, – Онаго

Та слезами облила...

Не приветствовал Меня

Лобызаньем ты, а та

Лобызав, ко Мне зовет:

«Твои ноги вземлю я:

Подъими погрязшую

В тине мерзких дел своих""...

16.

«Вот кто возлюбил Меня

Истинной любовию!

Знай теперь: кто – должники

И заимодавец.кго?

Эти должники суть: ты.

Равно та, которую

Зришь в слезах ты пред собой...

Я ж Заимодавец есмь

Обоих вас, и не вас

Только, но и всех людей...

Я взаймы им дал все то,

Чтó имеется у них.

Именно: дыхание,

Душу с разумом и плоть...29

Симон! Умоляй Сего

Займодавца мира ты

Всем, чтó есть в тебе, зовя:

«Извлеки погрязшаго

В тине мерзких дел своих""...

17.

Ты не можешь Мне отдать

Чтó тобой взаймы взято...

Чтоб прощен тебе был долг.

Стихни!... Не суди жену,

Осужденную собой

И не унижай ее...

Будь покоен, требовать

Ни твоих, ни сей долгов

Не хочу, не буду Я,–

Я, Заимодавец Тот

Обоих вас. паче ж всех...

Ты законно, Симон. жил.30

Тем не меньше, ты – должник

И проси прощения:

Я подам тебе его!...

Пример с грешницы бери,

Чтó перед тобой: она,

Как бы Церковь,31 вопиет:

«Отрицаюся,

Отметаюся

Тины мерзких дел моих»...

18.

«Уходите же теперь:

Вам отпущены долги...

Шествуйте своим путем:

От вины свободны вы...

Но, освобожденные

Не придайтесь рабству вновь!

Раздрано писание:32

Берегитесь новаго»!...

Иисусе мой! И мне

Изреки сие: отдать

Тебе долг я не могу:

Долг мой и с процентами

Я растратил...33 Не взыскуй

Приращенья от меня

Капитала Твоего –34

Тела и души моей,

Но, по милости Твоей,

Извлеки погрязшаго

В тине мерзких дел своих...

К песни „Грешница“.

Песнь «Грешница» в рукописи Корсини, по которой ее издал Питра в Analecta sacra, надписывается так. Τῇ ἁγίᾳ δ’, κοντάκιον εἰς πόρνην, ᾖχ. δ’, φέρον ἀκροστιχίδα. τοῦ ταπεινοῦ ωμανοῦ. Из сих слов ясно, что песнь сия назначена была для употребления при богослужении в среду Страстной седмицы.

Содержанием песни служит Евангельское повествование о жене грешнице (Лк. 7и сл.). Раскаяние сей жены не было мгновенною вспышкою. Она возненавидела гнусныя дела свои под чудным влиянием словес Христа Спасителя и вследствие боязни адских мук и раскаяние обнаружилось в ней с особенною силою, когда Господь вечерял в доме фарисея Симона (строф. 1–2). Купив миро драгоценное, она проникла в дом фарисея и, припав к ногам Господа, стала умащать Его ноги (строф. 4 и сл.). Фарисею сильно не понравилось присутствие грешницы в его доме: он втайне даже начал укорять Господа и грешницу и себя (строф. 12). Господь поспешил исправить его мысли притчею о Заимодавце, научая, что, подобно Богу, и люди должны прощать друг другу долги и не хвалиться своей мнимой праведностию: ибо оправдание людей есть дело милости Божией (строф. 13 и сл.).

* * *

1

Переведено из Analecta sacra С. Pitri. Творение св. Романа Сладкопевца. Из начальных букв каждаго икоса, начиная со 2-го, акростих: τοῦ ταπεινοῦ ωμανοῦ.

2

В Anal. sacrä apud inferos.

3

Знач: просвещение. Так называется и таинство св. крещения; названо же в тексте перевода купелию крещения для большей связи с последующею мыслию.

4

Жена-грешница по Лк. 7 не названа от Господа «дщерию»; этим именем Господь по Мк. 5и Лк. 8:48 назвал кровоточивую жену. Итак. можно думать, грешница названа в песни дщерию потому, что все люди, по искуплении, суть чада Божии.

5

Во втором прологе грешница указует основания, почему именно решилась домазать миром ноги Господа: она не смела возвести к Нему очи, так как соблазняла всех некогда взглядами, равно не смела обратиться с словами мольбы, так как жизнью своей прогневляла своего Творца и Господа.

6

К выражению сему повод дан был. по видимому, повествованием о Хананеянке (Мф. 15:26–27; ср. Мк. 7:25–28).

7

Здесь, может быть, намек на фарисеев. выставлявших напоказ свою набожность.

8

Ср. название «Красный добротою паче всех человек», прилагаемое к Господу Иисусу (согласно Пс. 44:3) в одной церковной песни (употребляемой теперь на утрени в Страстную субботу).

9

Лк. 7и сл.; ср. Мф. 26и сл.; Мк. 14:3 и сл.

12

Нав. 2:1–23; Нав. 6:22–24. Раав пощажена была во время избиения жителей Иерихона.

13

Т. е. Иисус Навин.

14

Т. е. Господа Иисуса Христа, – Источника жизни людей.

15

Т. е. Раав.

16

В подлиннике: Παρθένον ἐκ παρθένου.

17

Т. е. земельные наделы в земле Обетованной.

19

Первосвященник Илий назвал Анну пьяною.

20

Как просила Анна, мать Самуила.

21

Разумеется Самуил, сын Анны, долго бывшей бездетною.

22

Ср. Песн. 5и сдед.

23

Т. е. Божеское естество.

24

1Цар. 18и сл.

25

Т. е. Мелхола.

26

Т. е. о презрении, тяготевшем на ней ради жизни ея.

28

В подлиннике: ῥάβδος εὐθύτητος.

30

Т. е. сообразно требованиям закона обрядового.

31

Т. е. подобно Церкви. Как Церковь или общество верующих молится Христу о спасении, так обратилась ко Христу с мольбою о опасении и грешница.

33

Т. е. не имею добрых дел. иначе, злыми деяниями повредил душу и тело.

34

Т. е. даннаго Тобой.-По-видимому, св. певец имеет в виду притчу о талантах (Мф. 25и сл.), по которой раб. не прирастивший свой талант, был наказан.

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс