О святых мощах

Статья получена родственниками митрополита Серафима из архива КГБ в перепечатанном на машинке виде. Она представляет собой скорее набросок конспекта. Редакция не взяла на себя смелость вносить в текст какие-либо изменения и исправления. Орфография, пропуски и сокращения оставлены без изменений.

Конспект статьи митрополита Серафима (Чичагова) попал в семейный архив вместе с документами, выданными службой КГБ родственникам в связи с его реабилитацией.

Публикуемая статья представляет исследование к вопросу об истинном учении Православной Церкви о святых мощах. Автор подробно изучил и научно-богословски доказал, что с первых веков христианства мощами считались нетленные кости, а не обязательным было наличие нетленного тела. Этот взгляд был положен в основу прославления многих святых, начиная с первых веков.

Изучать эту тему митрополита Серафима заставило нежелание Святейшего Синода прославить мощи старца Серафима Саровского именно по причине отсутствия нетленного тела. Как известно, Владыка Серафим был одним из инициаторов канонизации старца Серафима Саровского. Он проводил большую работу, собирал свидетельства и доказывал необходимость канонизации, в немалой степени благодаря его трудам появились такие единомышленники прославления, как император Николай II и митрополит Антоний Вадковский. В течение почти семи лет они вели работу для прославления святого старца вопреки мнению Святейшего Синода.

В настоящее время при канонизации святых Русской Православной Церковью в основу положено такое же, как и в раннем христианстве, представление о святых мощах. Поэтому опубликованная статья, несомненно, будет интересна священнослужителям и мирянам.

«Хранит Господь вся кости их, ни едина от них сокрушится»,– говорит св. пр. Давид о праведниках. Этот 33-ий псалом ежедневно читается за богослужением в наших храмах, определенно объясняя, что такое св. мощи, которым поклоняются православные христиане. В старину, все верующие это знали и не забывали. Но теперь враги христианства, и в особенности православия, воспользовались замеченным ими незнанием и непониманием в обществе и в народе истинного учения о святых мощах и задались целью произвести духовную смуту в России. Советские власти, при содействии врачей, произвели освидетельствование св. мощей и затем напечатали протоколы вскрытия, причем утверждали, что нашли в пробах не только искусственные ноги и руки из картона и ваты, но даже стружки, кирпичи, гвозди и всякий сор.

В кинематографии – демонстрировали снимки. На невежественных людей это произвело потрясающее впечатление, ибо большинство представляло себе, что у святых отличительным признаком их праведности – служат нетленные тела, а потому останки их именуются нетленными мощами.

Столь ложное и обретшее понимание учение о прославлении угодников Божиих сложилось, надо полагать, под впечатлениями бывших за последния два столетия нескольких открытий св. мощей с нетленными... частию телами, как свят. Дмитрия Ростовского, Тихона Задонского, Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского и др.

Но это незнание обличает: а) как плохо велось у нас преподавание об учениях Церкви, б) как невнимательно и равнодушно слушают молящиеся в храмах чтение Свящ. Писания и сами дома ничего не читают Духовного, в) в забывчивости основного закона, изреченного Отцем Небесным Адаму, после его греопадения: «будешь в поте лица твоего есть хлеб твой, доколе не возвратишься в землю, из которой взят. Яко земля еси и в землю отыдеши» (Быт.3:19). Как Господь повелел при создании природы «да произрастит земля» и с тех пор, каждую весну начинается рост растений и трав, так обязательно для всех людей, без исключения праведных и..., этот закон: «Земля еси и в землю отьщеши». Следовательно, тление всего человеческого тела, плоти и костей обязательно по смерти, пока не облекутся люди в новое прославленное тело по воскресении из мертвых. Поэтому, если сохранятся нетленные кости в том виде, в каком они бывают у святых, то это исключительное чудо; если кроме костей сохранится и большая часть тела в нетлении, причем как высохнет и не нарушатся суставы и связки, то это еще более поразительное чудо для глаз и человеческого ума. Но если в земле будет совершенно нетленное тело, ни одной частию не обратившееся в прах, то это не может быть признано за Божие чудо, а лишь за случайное явление, происшедшее под влиянием почвенных и атмосферических причин или человеческого искусства. Между св. мощами и мумиями нет ничего сходственного. На этом основании духовные власти при освидетельствовании останков ищут тленные хоть части тела, ибо без этого не может быть истинного указания Божия на прославление человека в Царстве Небесном и г) забывчивость, что нетление всего тела могло быть только у одного человека, второго Адама, пришедшего с неба, – Господа Иисуса Христа воскресшего в прославленном теле. Как говорит св. Апостол: «Первый человек из земли перстный, второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные... Тление не наследует нетления» (1Кор.15:47–50). О воскресении и нетлении Сына Божия и предсказал св. Пророк Давид: «Яко не оставиши душу мою во аде, ниже дал преподобному твоему видести истления» (Пс.15:10). Ссылаясь на это пророчество св. Апостолы доказывали воскресение Христово (Деян.2:31).

На этом важнейшем основании в Православной Церкви не может быть признано нетление всего тела умершего – за признание святости, за указание Божие на прославление праведника. Требуется хоть частичное тление тела, и главным образом, чудотворения пред останками умерших.

Вопрос важный, надо определенно знать, что такое св. мощи? Слово «мощи» – греческое («липсана» и латинское «реликвия») по буквальному переводу означает «останки». Название «мощи» происходит от слова – мощь, сила и выражает понятие, что останки состоят из основы тела человеческого, из костей.

Из Свящ. Писания известно, что мощи были и до Христа. Совершались чудеса при... Патриархов Иосифа и Захарии; св.пророков Елисея, Самуила, Даниила, Давида и др. Обрели мощи Симеона Богоприимца. В 4-ой кн. Царства (гл. 13) повествуется, как произошло воскресение мертвого, прикоснувшегося к костям пророка Елисея. Св. Ап. Павел свидетельствует (Деян.19:36), что пророк Давид «увидел тление тела». Мощи патриархов Иосифа и Захарии были перенесены в 415 г. в Константинополь в небольших ковчегах. Блаж. Иероним говорит о мощах прор. Самуила как о костях, а историк Созомен (Созорен. – Ред.) писал о нетленном теле прор. Захарии.

Можно ли сомневаться в святости Апостолов Христовых? Однако тела их истлели и сохранились одни чудотворныя кости. Из Деяний мы знаем, что сила Христова была до того присуща Апостолам, что тень Петра исцеляла от болезней. Платья, платки, одеяния св. Апостолов – чудотворили. Многие отцы Церкви и историки свидетельствовали, что св. мощи Апостолов Петра, Павла, Андрея, Луки, Тимофея и др. были обретены в истлевших костях.

В V веке начался обычай перенесения мощей из местных кладбищ в города и мощи Апостолов – Андрея, Луки и Тимофея были перевезены в Константинополь, где патриархи в процессиях возили ковчеги их, держа на коленях.

Тотчас после первого гонения на христиан, при имп. Нероне, было принято почитание св. мучеников, тела которых терзались зверями и сжигались на огне. О нетлении тел не могло быть мысли и представления. Тело Архидиакона Стефана обратилось в прах, остались малые частицы. Св. Игнатий, еп. Антиохийский, был брошен при имп. Трояне, на растерзание зверям, и осталось немного самых твердых костей. Верующие собирали пепел и кости обмывали вином и это было «честные... камней и дороже золота».

Общение Церкви земной и небесной выражалось всегда молитвами на гробницах мучеников и святых. Поэтому, древняя Христова Церковь преимущественно совершала литургии на могилах мучеников, причем гробы их служили престолами. Когда гонения утихли, то христиане воздвигали храмы над могилами мучеников (в Риме на могиле ап. Павла; в Солуни – на могиле Дмитрия Солунского). После VII Вселенского собора повсюду были введены в храмах – антиминсы. Таким образом, в каждом храме имеются св. мощи, служащие удостоверением участия св. в наших молитвах. Все древние папы, патриархи и святители писали в своих сочинениях о св. мощах, как о сохранившихся нетленных костях и особенно есть много проповедей о мощах святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Свят. Василий В. указал только на один пример сохранности (частичной) тела мученицы Улиты. Нет сомнения, что и в древности были мощи с сохранившимися не телами, как напр.: мученика Назария, священномученика Автонома. Св. Ефрем Сирин объясняет, что «мертвые святые действуют как живые: врачуют больных, отгоняют демонов, ибо в св. останках всегда находится благодать Святого Духа».

Итак, в древней Церкви в одинаковой степени почитали мощи святых, сохранившиеся в одних костях или с присохшим телом и даже прах и пепел их. На Афоне, где было собрано столько мощей и имелось много подвижников и праведников все святые мощи представляют из себя – нетленные кости.

В православной России прославление всегда совершалось по примеру Греческой Церкви. Прежде всего требовалось непременным условием прославление их самим Богом – дарами чудотворений. Иерусалимский патриарх Нектарий писал, что три вещи признаются свидетельствующими о святости подвижников: а) без... ненное православие, б) совершенная добродетельность, противостояние за веру даже до крови и в) проявление Бого... свидетельственные знамений и чудес. Следовательно главным условием для признания святости праведников всегда было и есть в нашей Церкви -... проявление чудотворной силы от останков их. Эти чудеса записывались и по накоплении их, являлись основанием к ходатайству о причислении праведников к лицу святых. Высшая церковная власть проверяла чудеса и дела о прославлении тянулось несколько лет. В древней России происходили и местные прославления.

Дело о прославлении делится на два вопроса: на канонизацию, или причисление праведников к лику святых и на открытие св. мощей. Во многих случаях оно останавливалось на первом вопросе и открытия мощей не происходило. Такое прославление называется – под спудом, когда останки никем не осмотренные остаются в земле. Таких святых в русской церкви больше, чем извлеченных из земли. В числе их много основателей монастырей.

Что главным основанием по прославлению праведников... всегда чудеса, происходившие при их гробах, можно доказать фактами: св. Владимир был причислен к лику св. позже его потомков, благов. кн. Бориса и Глеба и др., потому что долго не проявлялось чудес; Антоний Печерский канонизирован позже его ученика Феодосия.

По свидетельству церковной истории, всегда встречались нетленные тела, но за отсутствием чудес их не признавали за мощи. В 1479 г. было так обретено тело митрополита Филиппа I; в 1546 обрели шесть нетленных тел в Павло-Обнорском монастыре; в 1596 г. при обретении мощей свят. Гурия и Варсонофия Казанских было найдено два нетленных тела монахов; до сих пор в Киево-Печерской лавре открыто почивающий скончавшийся в 1770 г. митрополит Тобольский Павел и в г. Слуцке стоит открытый гроб вел. кн. Софии Юрьевны. Весьма ясным примером того, что дух, власть при освидетельствовании останков праведников... иметь тления тела, служит недавнее открытие мощей свят. Феодосия Черниговского (истлела только одна пятка).

Сохранились в нетлении более или менее тела: м. Иоанна в Москве, Свят. Гурий Казанский, бл. Вл. Кн. Глеб – во Владимире, бл. св. Кн. Феодор, Давид и Константин – Ярославские, Свят. Иннокентий Иркутский, Дмитрий Ростовский, Феодосий Черниговский, Иоасаф Белогородский, Арсений Тверской, патриарх Афанасий в Дубенском монастыре; преподобные: Симеон Верхотурский, Варлаам Теакурский, мученики Антоний, Иоанн и Евстафий – Виленские, великомученица Варвара в Киеве и несколько преподобных в Киевских пещерах.

В большинстве св. мощи состоят из нетленных костей. Кости грешных людей чернеют, распространяют зловоние, истлевают, а кости святых остаются цельными, приобретают и иногда источают миро. На Афоне праведники причисляются всегда к лику святости по одному благоуказанию от их костей. Церковные историки указывают на истечение св. миро от костей – 40 мучеников, великомученицы Евфимии, Флавия чудотворца и Дмитрия Солунского. Всем известно, что свят. Николай чудотворец сохранился в нетленных костях, которые плавают в благоухающем миро. Архиеп. Казанский Гурий, по свидетельству патриарха Гермогена, открывавшего его мощи, лежал в гробу, наполненном святым миром. Что в старину русские люди хорошо знали все что касалось их веры и Церкви, свидетельствуют акты, рукописи, деловая переписка. В архивах есть донесения воевод и губернаторов об освидетельствовании св. мощей и они всегда называли мощами – «нетленныя кости... Лежит в нетленных мощах». Это выражение означало, что в гробу находятся только кости. В смысле «костей» употреблялось слово «мощи» и в рукописях XV и XVII вв. В 1472 г. были открываемы гробы Московских митрополитов и в летописи говорится, что м. Иону обрели «цела суща», Фотия же «цела суще не всего, едины мощи».

При исследовании мощей преп. Нила Столбенского в 1667 г. писали, что «гроб и тело его святое земли предадеся, а мощи святые его целы все».

В старину в дворянских родах хранились в божницах ковчеги и иконы с св. мощами и все видели, что это были частицы мощей – костей. Во всех храмах имеются св. мощи в иконах. Кто не видел в Московском Благовещенском соборе большое собрание ковчежцев с св. мощами? Отчего же многие могли получить неправильное представление о...

Замечено, что с течением времени св. мощи постепенно изменяют свой вид. Акты, составленные при открытии мощей, уже не сходятся с современным состоянием их. Люди науки доказывают, что это естественный процесс разрушения связок и костей от бактерий. Верующие не могут с этим согласиться. Причину изменений следует искать: а) в обладании св. мощами людьми, в невнимательном обращении и уходе за ними, б) в бывающих случайностях и повреждениях и в) раздроблении костей и отделении частиц – для помещения в антиминс, ковчеги и иконы, а также под престолами в храмах.

За много веков и прикладывания миллионов людей к св. мощам должно было отразиться на целости связок, суставов и даже черепов. Отнятие частиц мощей значительно уменьшило число костей. Бывали покражи, покушения изуверов. Много мощей повредили пожары в храмах (бл. В. Кн. Александра Невского, Анны Кашинской, Варсонофия Казанского, м. Московского Петра, бл. Вл. Кн. Всеволода и Константина Ярославских, Леонтия Ростовского, Всеволода Псковского, Михаила Черниговского и боярина Феодора и др.). Св. мощи были повреждены при нашествии монголов, французов и поляков. Немало св. мощей скрытых по причине нашествия татар и монголов исчезли совсем (бл. кн. Бориса и Глеба, св. Ольги, Киевского В. Кн. Феодора, сына Маномаха, преп. Феодосия Печерского и др.).

Исчезло в наше время и основное понятие: зачем и для чего принято в Прав. Церкви открывать св. мощи? Это совершается:

1) во исполнение воли и указания Божия, ибо чудеса исцелений свидетельствуют о том, что Господь избрал останки своих святых – посредством для его милостей людям и помощи страждущим;

2) потому, что св. мощи имеют религиозно-нравственное воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о нем, возбуждают верующих к подражанию его подвигам и соединяют земную Церковь с небесной, свидетельствуя о существовании бессмертной души и вечной жизни;

3) ввиду того, что св. мощи являются залогом участия угодников Божиих в наших молитвах;

4) потому что св. мощи, как поступление благодатных сил – есть драгоценный дар в помощь людям.

Каждый верующий разумный человек не мог не прийти в смущение при современном гонении на Церковь и поверить, что ныне раскрыли обман русского духовенства. Слишком неумно и неправдоподобно обвинять в обмане и корыстных целях власть, бывшую в России – патриархов, митрополитов и архиереев, между которыми за тысячу лет, было немало праведников и святых. Опровергнуть историю Христианской Церкви никто не в силах. Не могут неверы и гонители доказать ни Свящ. Писанием, ни учеными трудами православных Святителей, что когда-либо духовенство учило народы, будто св. мощи есть нетленные тела, не ведают они наших обычаев класть, например, вату в раки св. для раздачи ее богомольцам (и для того, чтобы... вались кости при переносе).

В Русской Православной Церкви никогда не было обмана и быть его не может, потому что тогда она перестала бы быть православной и Господь не благословил бы ее создать такие обширные и великие Государство, как Российские и распространить... Христова учения на Севере и Востоке.

Где столько святых как в православной Русской церкви, несть ни цели, ни смысла в обмане.

Комментарии для сайта Cackle