священномученик Серафим (Чичагов)

№ 28. В неделю 4-ю. O лечении верою

Ничего нет нужнее веры для человека. «От нее, говорит один из святителей, зависит не только блаженство будущей жизни, но и благополучие настоящей жизни, и не только благополучие каждого из нас, но благосостояние целых обществ. Исторгните солнце из мира: что будет с миром? Исторгните сердце из тела: что будет с телом? Исторгните истину Божию и Христову из человечества: с ним будет тоже, что с телом без сердца, что с миром без солнца. A закоснелый в неверии ум, как ночная птица, видит только во тьме неверия, любит только свои грезы и убегает от света истины, который жжет ему глаза!» (М. Филарет)

Ныне, как и в первые времена христианства, редко встречаются люди, которые отвергают силу веры, но спросите их в кого и во что они верят? Люди науки, слову «вера» часто придают значение или воображения или неразумия; так, самый безбожный человек и тот признает, что во многих лечениях помогает только вера. В устах некоторых лиц вера имеет совсем особый и недопустимый смысл, как например, у людей, не признающих Бога, убежденных, что мир создался химическим путем, по воле природы, которая есть ничто иное, как естественная наука, всем атеистам хорошо известная. Эти люди производят слово «вера» от глагола верить, например, слову профессора, научному выводу, на слово товарищу. И таким образом, оно получает смысл доверия. Другие, светские люди, готовые по временам поститься и молиться, но молящиеся больше, так сказать, нервами и впечатлительности воображения, чем душою, которая беспрестанно жаждет земных благ, также упоминают на каждом шагу о вере, придают ей духовное значение, но в их сердцах слово это имеет безотчетный смысл. Они верят одинаково всему и всем: Богу, врачу, рекомендованному им, книгам, газетам, небесным явлениям, колдунам, гадальщикам, знахарям и т.д. Они даже убеждены, что их вера именно и есть та самая, которая проповедуется в Евангелии. Если евангельский слепой говорил: «Господи, помилуй мя»!, думают они, и это доказывало его веру, за которую он был исцелен Христом, то почему те же мои слова не заслужат одинаковой милости? «Я верю по-своему», говорят также многие. Печальный результат безверия! Достойно удивления, что всех учат грамматике, дабы никто не писал по-своему, а по правилам; всем стараются дать правильное произношение, чтобы никто не говорил по-своему; правительство издает законы, чтобы все жили по правилам, а не по-своему; принято считать время и часы по правилам, а не по-своему; не дозволяется строить дома без применения строительных правил, чтобы они по-своему не разрушились бы, a веровать может каждый по-своему и это считается допустимым и чуть не законным. Вероятно, никакая власть не в состоянии запретить каждому заблуждаться по-своему!

Несомненно, что вера исцеляет болящих, но не всякая вера, а только истинная в Господа Иисуса Христа Сына Божия и такая вера не требует присутствия врачей и употребления их лекарств. Следует поэтому себе выяснить, что такое значит лечиться верою, кто лечится верою и что для этого требуется от болящего? Чтобы понять Св. Евангелие и уразуметь слова Христа Спасителя, явившегося на землю для избавления людей от вечных мук, надо перенестись всецело и во всех отношениях ко времени жизни Иисуса Христа. Если Он сошел на землю для спасения всего рода человеческого, прославился исцелениями всяких недужных и страждущих, был постоянно окружен множеством болящих, то возможно ли, чтобы Христос не учил народ, как и чем надо облегчать болезни и чем лечить свои недуги?

В то время иудеи жили по законам Моисея, не прощая никому обид, не имея понятия о любви и вера их была основана на скрижалях закона и явлении истинного Бога их пророку и вождю. Они твердо верили, что должен явиться Спаситель их, Мессия, обещанный им, но не допускали мысли, что Он сойдет на землю, явится миру, не так как являлся Бог пророку Моисею, с громом, землетрясением, огненной молнией, но в виде простого смертного человека и только по высоте и глубине учения Его, должны будут все современники узнать в Нем Сына Божия. Когда же Господь Иисус Христос вышел на проповедь и в Нем признали иудеи сына известных бедных родителей, живших в малом и ничтожном городе, то народ пришел в смятение. Христос в Своих речах равнял Себя с Богом и это казалось иудеям величайшим грехом и богохульством. Только весьма немногие, всматриваясь в черты Лица Иисусова, чувствовали сильное влечение к Нему; даже апостолы, будучи ежедневно свидетелями Его чудес, не были способны уверовать во Христа всем сердцем, слушали Его и не понимали, смотрели и не видели, но более дивились и не отдавали себе отчета в происходившем. В обращениях к Иисусу Христу они даже называли Его не по достоинству, именуя Учителем, Раввуни! В тоже самое время, какой-нибудь сотник Капернаумский, несмотря на свою рассеянную, военную жизнь, доходил до такой веры, что на обещание Христа прийти к нему и исцелить его слугу, ответил: «Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой; но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: «пойди», и идет; и другому: «приди», и приходит; и слуге моему: «сделай то», и делает!» (Мф.8:5–13). Сотник не назвал Христа учителем, или пророком, но – Господом! Какой-нибудь прокаженный, увидев Иисуса Христа в первый раз, немедленно бросался Ему в ноги и восклицал: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить!» Можно подумать, что такой прокаженный действовал под влиянием рассказов о чудесах появившегося пророка? Но он не называл его пророком, или учителем, но из глубины души воскликнул: «Господи!» и затем выразил полную уверенность, что стоит Ему пожелать его спасти и он будет чист.

Откуда явилась у него такая вера? Конечно подобная, истинная вера, рождается в людях только среди бесконечных и сильных страданий. Прокаженный, брошенный всеми на произвол судьбы, как распространяющий заразу, должен был глубоко чувствовать бессердечие людей и заботу о нем только одного Бога. Живя уже не плотью, а исключительно духовною стороною своею, он был одарен способностью познавать в людях дух Божий и сердце его почувствовало тотчас, что великий чудотворец никто иной, как Сам Бог, Мессия, обещанный еврейскому народу. И Христос, видя его веру, ответил: хочу, очистись! Такая же вера сказалась в расслабленном и в кровоточивой женщине. Сын Божий никому не говорил: «изволь, Я тебя исцелю или спасу», но совершая чудеса, добавлял: «вера твоя спасла тебя», или «да будет по вере твоей!»

Следовательно, возлюбленные, спасительна только собственная вера в милосердного и всемогущего Бога, а не в целебное свойство какого-нибудь лекарства или во врача. Спасительна та вера, которая не допускает сомнения и основана на духовном совершенстве человека.

Есть люди, которые повторением слов благоразумного разбойника, распятого вместе со Христом, стремятся выразить Господу свою сильную веру, но какая величайшая разница между словами этого человека, познавшего в крестных муках своих Сына Божия, невинно замученного и тоже распятого – и нашими теперь! Как смысл этих слов был велик на Голгофе, так он ничтожен в наших устах! Если от свидетелей земной жизни и страданий Христа требовалось в доказательство их веры признание в Иисусе Христе – Сына Божия, то от нас, учеников Христовых, требуется: отречение от мира, несение своего креста за Христом и сораспятие с Ним.

Поэтому, только истинные праведники лечатся спасительною верою. Они избегают обращаться за помощью к науке, ибо науку считают бессильною, сложною, не всегда сведущею, а благодать Святого Духа – могущественною и всесильною. Вот как праведники лечатся верою: при заболевании спешат причаститься Св. Таин, пьют св. воду, молятся. Зачем им другие средства, когда они знают, что спасительна только их внутренняя вера? Это говорил и учил Иисус Христос.

Итак, для исцеления от недугов, недостаточно одной уверенности или доверия. Недостаточно также в доказательство своей веры сказать: я верю в Бога. «И бесы веруют, что есть Бог и даже трепещут пред Ним», говорит св. апостол Иаков. Однако, кто назовет их верными? Следовательно, верить тому, что о Боге нам известно из Писания, это еще не настоящая спасительная вера: это одно лишь знание веры. Вера состоит в сердечном убеждении, что спасение рода человеческого действительно совершилось так, как проповедуется в Евангелии и что Господь мгновенно исполняет наши молитвы, исходящие из любящего и всецело преданного Ему сердца. Дело, без сомнения, не станет за милосердием Божиим, но нужно, чтобы оно не стало за нашею колеблющеюся верою! Истинно так. Да возвеселятся вси уповающие на Господа! Аминь.


Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. – Кишинев : Епарх. тип., 1911. – 232 с.; 24.

Комментарии для сайта Cackle