Библиотеке требуются волонтёры

священномученик Серафим (Чичагов)

№ 29. В неделю святых отец. О жизни вечной

Молясь Отцу Небесному, Иисус Христос произнес: се же есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога и Его же послал eси Иисуса Христа! (Ин.17:3).

Что святые апостолы не поняли этих слов, пока не облеклись силою свыше и не просветились Духом Святым, совершенно естественно; но почему те же слова и ныне не разумеются ясно людьми, отнюдь нельзя объяснить недостатком просвещения. Вообще у большинства современных людей, будущая вечная жизнь не является сознательною целью настоящей земной жизни и как будто потому, что о ней ничего неизвестно и она совсем непонятна. Замечается единственная цель: наслаждаться земною жизнью до старости, пока есть энергия, рассудок, a затем навсегда заснуть. Желать же того, что неизвестно, им кажется безумием! Пусть же эти люди не обижаются, если мы скажем, что они стремятся к одной участи с животными.

Но Господь создал людей не по образу животных. Он дал им душу и свободную волю. Когда же эта воля привела их к грехопадению и осуждению, то Отец Небесный не пожалел для их спасения вочеловечить и предать мучениям до самой смерти Своего Единородного Сына. Воскресением Своим Христос уничтожил вечную смерть, положенную человеческому роду за грехопадение прародителей. Следовательно, Отец Небесный пожелал, чтобы его дети, находящиеся на земле, могли переселиться к Нему в Царство Небесное и были вечно с Ним. Наконец, ради совершенного Христом искупления, Отец Небесный ниспослал на апостолов и чрез них преемственно на всех христиан Духа Святого, дабы на земле утвердилась вера в Сына Божия, царствовала любовь к Богу и ближним и человечество познало тайны царствия Божия. Люди чрез Иисуса Христа воссоединились с вечным Богом и снова получили вечную жизнь. Как бы теперь не мудрили и не старались извратить закон Божий, но вечная смерть человеческих душ уничтожена и им неизбежна вечная жизнь! Вопрос только в том, стоит ли работать для временной жизни, когда предстоит вечная и где мы будем в этой вечной жизни?

«Наше жительство на небесах, писал св. апостол, откуда мы и Спасителя ожидаем, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразил так силою, которою Он действует и покоряет Себе все, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп.3:20–21).

Ангелы и люди, как создания, имеющие душу и дух Божий в себе, пользуются высшим даром, а именно подобием Божиим и свободою. Следовательно, мы сами выбираем себе жилища и будем жить вечно там, где наши дела уготовят нам обитель. Добродетелями мы можем заслужить Небесное Царствие, где вечное блаженство и грехами – вечные муки в царствии диавола. Вечные муки хуже, чем вечная смерть!

Святой Варсонофий так объяснял своим ученикам земную жизнь: «вы пришли сюда не на покой, говорил он, а на скорбь, ибо так заповедано Господом апостолам: скорбь на земли и печаль имате (Ин.16:23). Если последуете Господу Иисусу, то и Он с вами пребудет; если же отвергните Его, то и Он отвергнет вас. Желающий получить благословение от Бога слушает Его, как Он Сам сказал: храняяй слово Мое не умрет во век (Ин.8:51). Ищущий же жизни вечные старается сохранить слово Его до пролития крови, т.е. отсекать волю свою, ибо никто, ища воли своей, не угодит Богу и не имеет части со Христом».

Многие же надеются, рассчитывают и предполагают, что милосердие Божие так велико, что покроет все их грехи, как бы они не грешили и все люди будут помилованы. Так думать, значит не понимать истины, правды Божией и учения Христа! Бог не может быть пристрастен в решениях, ибо Он совершен. Его милосердие было распространено до бесконечности в предании Единородного Сына за грехи человечества и заключается в путях Промысла для спасения грешников. Господь продолжает творить чудеса на земле для вразумления заблудших и призывает их к покаянию – скорбями, испытаниями, явлениями, снами, болезнями, лишениями, бедствиями и проч. Но кто не вразумляется до последнего часа своей жизни, тот будет осужден, ибо Господь справедлив и другим быть не может.

Итак, жизнь вечная в том, чтобы знать Единого Истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа. Знать Бога значит любить Его, исполнять заповеди и слушаться Христовой Церкви. Земная наша жизнь должна быть началом вечной жизни и наше соединение с Богом в будущем веке опытно познается еще на земле, ибо Он и здесь должен быть для нас источником света, мира, радости и блаженства. Это чувствуется на молитве, когда наша душа всецело бывает обращена к Богу; тогда на сердце делается так легко, покойно, радостно и светло. Господь вечная жизнь наша, Господь избавление от вечной смерти! Будем же Ему одному служить, чтобы и вечно жить с Ним! Аминь.


Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. – Кишинев : Епарх. тип., 1911. – 232 с.; 24.

Комментарии для сайта Cackle