Источник

Слово в субботу 1-й недели Великого поста

О необходимости поста и воздержания

Св. Церковь своими богослужениями первой недели Великого Поста показывает нам, возлюбленные о Христе чада, все его великое и спасительное для нас значение. Так, в одной из утренних стихир пятка мы находим такие слова: «Постное завещание радостно восприимем: аще бо бы сие праотец сохранил, едемского отпадения не прияли быхом». В этих словах стихиры содержится мысль, которая излагается в начале Библии, в книге Бытия, где говорится, что Бог по создании человека заключил с ним завет, давши ему заповедь о посте. Господь разрешил ему вкушать плоды от всех райских древес за исключением плодов от древа познания добра и зла. Первые люди нарушили сей завет и не исполнили божественной заповеди о посте. За этот первородный грех они вместе со всеми происшедшими от них людьми были лишены Богом райского блаженства.

Знаменательно, что по Своем пришествии в мир Господь прежде Своего выступления на дело нашего спасения положил в его основу сорокадневный пост. Этим постом Он дал нам заповедь, чтобы и мы в основу нашего личного спасения от диавола и всех бесовских козней через наши страсти полагали пост. Вот почему Спаситель сказал: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» (Мф. 17:21). Отсюда все св. отцы Церкви смотрели на пост как на показатель той или другой степени нравственного преуспеяния и совершенства в жизни истинных христиан. Характерно, что все великие чудотворцы были всегда и неизменно великими постниками. И самое первое их дело – молитва – потому и была так чудодейственна, что сопровождалась постом и воздержанием.

В бытность свою студентом Петроградской Духовной Академии в 1907 году я присутствовал в Кронштадтском Андреевском соборе за литургией, которую служил о. Иоанн Кронштадтский. Я слышал его проповедь, в которой он говорил: «Во всех своих скорбях и всегда мы должны обращаться к Богу с молитвой. Но молитва наша должна быть с воздержанием. Только тогда она будет услышана Богом. Это испытано было мною тысячу раз». А вот какое великое значение придавал посту прп. Серафим Саровский. «Радость моя, – говорил он. – не имей общения с теми, которые нарушают пост в среду и пяток». В другой раз св. Серафим заявил: «Вижу великие бедствия, которые грядут на Россию за то, что русские православные люди стали нарушать посты».

Так смотрели на пост св. угодники Божий на основании Божественного Откровения. Так буд.ш относиться к посту и мы с вами, мои возлюбленные о Христе дети, и по мере своих сил свято его исполнять.

Не смущайтесь тем мнением, которым догматы считают самым главным в нашей религии, а пост делом второстепенным. Как нарушение догматов, так и нарушение поста одинаково влечет за собою нашу гибель. Поэтому в деле спасения одинаково необходимы для нас заповеди и догматические, и нравственные, ибо без тех и других нельзя нам спастись. Можно ли сказать, что одна заповедь более для нас важна, а другая менее нам необходима в деле нашего спасения? Все заповеди касательно веры и нравственности – и заповеди о посте, и заповедь о вере в Бога – одинаково для нас ценны, ибо те и другие изошли из уст Самого Бога.

Не смущайтесь, мои возлюбленные, и тем мнением, что пост будто вреден для вашего здоровья. Когда об этом мнении спросили прп. Серафима, то он сказал: «Хлеб и вода никому не вредны. Как же св. люди ели один только хлеб, пили одну только воду, а жили по сто и более лет?» Будем, мои возлюбленные чада, в данном случае всегда помнить Даниила и трех отроков Анания, Азария и Мислила вавилонских. Царь Навуходоносор приказал их питать яствами со своего царского стола, чтобы не похудели и были так же здравы, как и их сверстники. Но Даниил, не желая оскверняться царскою языческою пищею, упросил приближенного царю сделать десятидневный пост. и он разрешил ему и трем отрокам в эти дни питаться только овошами. Царский сановник исполнил просьбу Даниила при условии: если Даниил с тремя отроками будут на лицо и здоровьем хуже сверстников, то он будет питать их согласно своему произволению, т.е. приказу царя. По истечении десяти дней Даниил и три отрока, а также их сверстники, предстали пред царским сановником. И что же? Лица Даниила и трех отроков оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами (Дан. 1, 3–16).

Вы, дети мои возлюбленные о Христе, говели и постились на первой неделе Великого поста в чрезвычайно трудных условиях жизни, когда в желательной мере нельзя было достать постной пиши и тех же овощей. Таким исполнением Божественной заповеди о посте вы явили любовь ко Христу, ибо Ему угодно было сказать: «Имеяй заповеди Моя и соблюдши их, той ест любяй Мя» (Ин. 14:21). За эту любовь вашу ко Христу Он сторицею воздаст вам; и Свое Тело и Свою Кровь, принятые вами ныне, сделает источником, во исцеление душ и телес ваших, источником для вас божественной радости. Пусть надежда на принятие вами сей радости от Христа укрепляется в сердцах ваших Его словами: «Аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей, ... радость Моя в вас будет»... (Ин. 15, 10–11).

Такого св. Причащения с такою радостью от него я молитвенно и от всего сердца желаю вам, мои возлюбленные о Христе чада.

С таким пожеланием я приветствую вас с принятием св. Христовых Тайн и прошу вас воздать вместе со мною благодарение Господу за явленную Его милость в св. Причастии. Вместе с благодарственною молитвою будем просить Христа и впредь неуклонно нам соблюдать и заповедь о посте, и запозедь о любви к Нему, чтобы всегда быть с Ним и в сей, и в будущей жизни в Его Небесном Царствии. Аминь.


Источник: Проповеди [1920-1944] / Архиепископ Серафим (Соболев). — София, 1944. - 189 с.

Комментарии для сайта Cackle