святитель Серафим (Соболев)

В монахи митрополит Вениамин (Федченков) 516

Новые сведения о взглядах архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) на проблемы Русской Православной Церкви Вестник ПСТГУ

Богословские труды

Идеологические сочинения

Проповеди, наставления

Слова

Гимнография

Сборники

святитель Серафим (Соболев)

святитель Серафим (Соболев) (1.12.1881–26.02.1950)

День памяти: 13(26) февраля

 

На пути к пастырству

Серафим (Соболев) — мирское имя: Соболев Николай Борисович — родился в Рязани, в мещанской семье Бориса Матвеевича и Марии Николаевны Соболевых, 1 декабря 1881 года.

В 1894 году Николай был зачислен в Рязанское духовное училище. Знания его увлекали, учился он старательно, хорошо и охотно.

После училища продолжил образование в Рязанской духовной семинарии. Изучая Писание, Жития святых, произведения отцов Церкви, он все больше склонял себя к мысли стать служителем Божьим. Будучи семинаристом, много времени уделял самообразованию, самовоспитанию, впрочем, не бесконтрольно, но под надзором духовных наставников.

После успешного прохождения семинарского курса, в 1904 году отправился в Санкт-Петербург и, пройдя надлежащий отбор, стал студентом Санкт-Петербургской духовной академии. Здесь Николай всё больше и больше проникался идеей связать свою дальнейшую судьбу с монашеским служением. Он смог реализовать это желание под конец обучения.

Зимой 1908 года епископ Сергий (Тихомиров) постриг его во ангельский образ с именем Серафим (в честь великого подвижника Русской земли Серафима Саровского).

Священнический путь

Вскоре Серафим удостоился посвящения в иеродиакона, а весной его рукоположили в иеромонаха.

По результатам итоговой научной работы отца Серафима, посвященной христианскому учению о смирении, совет академии счёл уместным присудить ему степень кандидата богословия. При этом он получил право на получение, в будущем, степени магистра без дополнительных устных испытаний.

В 1908 года отец Серафим вступил на преподавательскую стезю. Первое время он трудился в Житомире, в Пастырском богословском училище. Хотя он не имел достаточного опыта преподавательской деятельности, тем не менее, благодаря высокому уровню образованности и ответственности, его деятельность осуществлялась успешно.

В 1911 году руководство доверило ему пост инспектора Костромской семинарии.

В 1912 году иеромонах Серафим удостоился звания архимандрита и ректорской должности в Воронежской духовной семинарии.

В то время состояние Воронежской семинарии было более чем удручающим. Среди священства и профессуры она слыла едва ли не худшей в стране. 1912 год был отмечен в её истории как год мятежа семинаристов (во многом это было связано с общей ситуацией в государстве, с брожением в массах революционных идей).

Архимандрит Серафим приложил немало усилий, чтобы хоть как-то стабилизировать ситуацию, а затем и улучшить состояние дел, усилить дисциплину, ввести в надлежащее русло учебный процесс.

Революционные и послереволюционные годы

С революциями 1917 года, Февральской, а особенно с последней, Октябрьской, народ погрузился в кровавую смуту, наступила разруха. Богоборческая власть, не желая делить сферы влияния с Православною Церковью, устроила против священства жестокий красный террор. Во всей этой неразберихе народ стал утрачивать нравственные и мировоззренческие ориентиры. Не имея возможности одолеть Церковь Христову извне, её начали подрывать изнутри, возбуждая раскольничьи настроения, склоняя к сотрудничеству духовенство.

Все это не могло не отразиться на пастырской деятельности тех сынов Церкви, священнослужителей, кои готовы были хранить верность Христу. Кто-то оставался на Родине, кто-то эмигрировал за рубеж.

После революции архимандрит Серафим (Соболев) встал под начало ВВЦУ (Временного высшего церковного управления).

В 1920 году он был возведен в архиерейское достоинство. В том же году вынужденно оставил Россию и отбыл в Константинополь, затем перебрался в Болгарию.

В 1921 году он стал епископом Богучарским (при этом какое-то время именовался епископом Лубенским). В том же году епископ Серафим принял под управление русские общины православных, располагавшиеся и действовавшие на территории Болгарии, возглавил русские приходы в составе Болгарского благочиния.

Несмотря на отъезд заграницу, епископ Серафим, в отличие от ряда своих современников, не осуждал априори тех пастырей и архипастырей, которые остались служить на территории советского государства, возглавляемого богоборческой властью. В 30-е годы XX века он поддерживал отношения с некоторыми архиереями, подчинявшимися юрисдикции Московского Патриархата.

В 1934 году епископа Серафима посвятили в архиепископское достоинство.

В эти и последующие годы святитель пребывал на острие борьбы за чистоту Православного мировоззрения: в частности, он выступал против ложного понимания почитания Божьего имени, против превратной интерпретации роли Церкви в экуменическом движении.

В отношении государственного строя России он был сторонником монархии, при этом осуждал ряд реформ одного из активнейших самодержцев, Петра. Дело в том, что в основе его отношения лежала идея о слаженном, гармоничном взаимодействии церковных и светских властей.

Во время Великой Отечественной войны архиепископ радел за русский народ, скорбел за сирот и вдов. В 1943 году он ответил решительным отказом на предложение участвовать в совещании архиереев Православной Русской Церкви заграницей, проходившем под эгидой Германских властей.

В марте 1945 года святитель Серафим отправил поздравительное послание недавно избранному на пост Патриарха Алексию I. Спустя некоторое время он обратился к нему же с сердечным прошением принять его, грешного Серафима, в Московский Патриархат.

О прошении было доложено товарищу И. Сталину. В качестве одной из характерных особенностей архиепископа Серафима, в докладе вождю, указывалось на его аполитичность. В октябре 1945 года просьба святителя была удовлетворена.

В 1946 году он принял советское гражданство; в том же году, по инициативе советского правительства, принял в ведение Софийскую церковь святого Николая Чудотворца.

Летом 1948 года посетил Москву. Цель — участие в Совещании представителей, в том числе высших чинов, Православных автокефальных Церквей.

26 февраля 1950 года он мирно скончался вдали от своей Родины, в Софии. Проститься пришло множество архипастырей, пастырей, мирян.

Литературное творчество

В назидание верующим святитель Серафим оставил большое количество работ, от малых статей до объемных трактатов.

Среди них особенно выделяются: Новое учение о Софии Премудрости Божией, Русская идеология, Краткие духовные наставления, Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?, Православное учение о благодати, В день праздника Святой Троицы, Об истинном монархическом миросозерцании, По поводу статьи архимандрита Илариона «Единство идеала Христа», Послание к пастве, по случаю праздника Светлаго Христова Воскресения, Слово в Великий пяток. О любви ко Христу, Слово в Великую субботу. Что значит, умереть со Христом и что значит, жить с Ним, Слово в день праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы. О великом значении Пречистой Девы Марии в деле нашего спасения, Слово в день Богоявления Господня. О благодати, как источнике ведения для приобретения истинной христианской веры и жизни, Смирение есть основа и сущность христианства. Божия Матерь весьма любит смиренных. Слово в день празднования Казанской иконе Божией Матери и др.

Тропарь святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, глас 4:

Божественною ревностию присно распалаемь,/ Православия столп явился еси/ в Софии граде возсияв,/ и благочестием твоим многия люди ко Христу привел еси,/ пастырю добрый, святителю Серафиме,/ моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Ин тропарь святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, глас 5:

Сосуд Божественных даров/ и дом Святыя Троицы явился еси,/ чудотворче святителю отче Серафиме,/ темже, имея дерзновение ко Господу,/ не остави нас сирых/ и, якоже обещался еси,/ испроси нам молитвами твоими/ мир и велию милость.

Кондак святителю Серафиму, архиепископу Богучарскому, глас 4

Подобен: Вознесыйся на Крест:

Вознесыйся на высоту смиренномудрия,/ благочестия учитель явился еси,/ Православия поборниче и странных предстателю,/ монашествующих похвало и пастырю изрядный./ Темже любовию зовем ти:/ радуйся, Серафиме, чудотворче.

Молитва

О, чудотворче предивный, святителю отче Серафиме! Ты, еще жив сый, рекл еси верным: яко аще улучу дерзновение у Господа, не оставлю вас сирых. Сего ради, поминающе глаголы твоя и дела милосердия твоего в жизни временней, любовию припадаем и усердно просим: молися непрестанно у Престола Царя Славы о всех нас, ближних и дальних, присных и странных, немощных и грешных, любовию почитающих тя. Ты от младенства благодатию Божиею просвещен был еси, в юности же ум совершенный стяжав, юноши и девы умудрил еси. Достигше же мужеска возраста, усердный делатель Божественных добродетелей явился еси. Сего ради утверди и нас во благоугождении Богу и, яко пастырь добрый изрядно еже овцы Христовы упасл еси, настави нас на путь покаяния. Яко светильник Света Истиннаго просвети нас и сохрани от заблуждений и соблазнов мира сего, и, яко чудотворец дивный, не престай являти милость свою всем, с любовию притекающим к тебе. Пастырю добрый, не остави паству в землях Болгарской и Русской и инуде сущей. Буди скорый помощник призывающим тя от всех концев земли, да прославится неизреченное милосердие Пастыреначальника и Господа нашего Иисуса Христа, присно прославляемаго и спокланяемаго со Безначальным Его Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Сочинения:

• Новое учение о Софии, Премудрости Божией. магистрская диссертация, София, 1935

• Защита софианской ереси прот. С. Булгаковым перед лицом архиерейского собора. София, 1937

• Искажение православной истины в русской богословской мысли. 1943

• «Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?» // Деяния Совещания Глав и Представителей автокефальных Православных Церквей. — М.: Изд-во Московской Патриархии, Т. II, 364—368.

• «О новом и старом стиле». Доклад на Московском Всеправославном совещании 1948г.

• Акафист прп. Иоанну Рыльскому.

• «Отступление русского народа от православной веры». Православная Русь, 1978, № 23, 2–4

• Русская идеология. София 1939 (репринт: Джорданвилл, 1981)

Помощь в распознавании текстов