ЗОЛОТОЙ ВЕК СИРИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ПРЕП. ЕФРЕМ СИРИН (АФРЕМ ИЗ НИСИВИНА)
СЕМЬ СЫНОВ САМОНЫ
1
Родительницу достославных семи
Уподоблю чреде о семи днях,
И светильнику о семи ветвях,
И дому Премудрости о семи столпах,
И полноте Духа о семи дарах.
Благословен Венчающих верных Своих!
2
Украсилась матерь как птица небес,
Ибо перья ее – любимые ее;
Но прияла сиротство и наготу,
Исторгла и отбросила перья свои,
Да в воскресении возможет их обрести.
Благословен Венчающих верных Своих!
3
В воскресении матерь воспарит,
И возлетят за нею любимые ее:
Кого во утробе носила она,
Кого во огне отдала она,
Да в царствие небесное возможет ввести.
Благословен Венчающих верных Своих!
4
Муки, понесенные в смерти их,
Лютее были родовых мук;
В сих, как в оных, твердость явила она –
Ибо крепки узы Господней любви,
Крепче мук родов и смертных мук.
Благословен Венчающих верных Своих!
5
Не потерпела матерь, чтоб юнейший из всех
Остался как посох ее седин,
Но преломила посох ее седин;
Победившая в сыне своем шестом
Не была и в седьмом побеждена.
Благословен Венчающих верных Своих!
6
Оторвала сынов от объятий своих
И сама отдала их в огнь;
Умножала огнь и воздувала дух,
Да претворится плотское их естество
В естество ангелов – во огнь и дух.
Благословен Венчающих верных Своих!
7
Будет девственниц наших судить
Матерь, лишившая себя сынов:
Неразумные девы в безумье своем
Оставляют заботу о светах своих,
Но приемлют сынов суеты.
Благословен Венчающих верных Своих!
8
Потому в смущении Судного дня
Всуе труждавшиеся об одежде своей
Неразумные будут нагими стоять:
Не станет елея в сосудах у них,
И светочами их овладеет мрак.
Благословен Венчающих верных Своих!
9
В жертву предала себя Иевфаива дщерь,
Возлюбила юница острие меча,
В крови ее жертву сотворил отец;
Простецам же дозволено в крови своей
Святое приношение сотворить.
Благословен Венчающих верных Своих!
10
О бане брачной она небрегла,
Но омылась излитием крови своей
И чистым сотворила тело свое;
Через отирание омывающих струй
Истребляется сокрытая нечистота.
Благословен Венчающих верных Своих!
11
Анна пророчица во храме святом
Без уныния шестьдесят годов провела,
Богу себя по смерти мужней предав;
Став вдовою душу свою
Обручила нетленному Жениху.
Благословен Венчающих верных Своих!
12
Господа возлюбила на место мужа своего,
К дому Божию прилепилась на место дома своего,
Господу послужила в доме Господа своего;
Отрешась от уз, Господу предала себя,
И Он свободной соделал ее.
Благословен Венчающих верных Своих!
13
Свободною волей как Владыку своего
Приняла Бога, не понуждавшего ее;
Всякую свободу вверил нам Бог,
Да нашу свободу предадим ему
И соделаемся наследниками Царства Его.
Благословен Венчающих верных Своих!
14
Доколе свободная воля людей
Лишь себе внемлет, пребудет рабой;
Когда же Богу предаст себя,
Поистине станет свободной вполне,
Господство бо Господа благо есть.
Благословен Венчающих верных Своих!
15
Возлюбила Анна Бога своего,
И послужила ему в доме Его,
И созерцала неотступно красоту Его,
Во все годы не отвращая от Него очей,
Не насыщаясь видением лика Его.
Благословен Венчающих верных Своих!
16
Христовы же девственницы, увы,
Блуждают вне дома своего
И в обители своей развлечены умом;
Телом в затворе, но душою не там,
Леностно изживают свое житие.
Благословен Венчающих верных Своих!
17
О дивный Божий атлет,
Досточтимый Самонин сын!
Испытуя крепкого, тиран
Меж пыток и приманок поставил его
Между блаженств и горчайших зол.
Благословен Венчающих верных Своих!
18
Вновь и вновь сулит ему блага тира;
Но как благое возможет дать,
Кто всецело блага лишен?
В самом своем благе был он злым,
И горе приносили блаженства его.
Благословен Венчающих верных Своих!
19
Усмотрев, что страдальцы ограждены
Противу причиняемого им зла,
Лукавый намерение свое изменил:
Ограждая, чтоб вредить, он блага сулил,
Да через блага свои причинит зло.
Благословен Венчающих верных Своих!
20
Коль скоро человекоубийца – Отец Лжи,
И тогда, когда добрым представляет себя,
Должно уразуметь нам, что Бог
И тогда всеблагий, когда подает зло,
Да скорбями ко блаженству нас приведет.
Благословен Венчающих верных Своих!
21
Лукавый личиною прикрыл себя,
Да возможет добрым представить себя
И страдальцев верховного блага лишить:
Они же избрали терпеть зло,
Да высшего блага не лишат себя.
Благословен Венчающих верных Своих!
22
Юнейший разсудил1 в уме своем,
Что есть благо и что есть зло,
И благо, что тиран предлагал,
Согласно с истиной счет за зло
И за благо – его зло.
Благословен Венчающих верных Своих!
23
Посему, бодрствен и мудр,
Избрал он соделывающее триумф;
Юный отрок явил себя
Старцем многоопытным по уму,
И ум его был как плавильная пещь.
Благословен Венчающих верных Своих!
24
Предлежащее на выбор ему
В сердце своем он положил, как во огнь:
Искусил благо, что сулили ему,
И проклятие в нем прозрел,
Через муку же обрел торжество.
Благословен Венчающих верных Своих!
25
Отверг он благо, что сулили ему,
Усмотрев проклятье из него,
И тиран был поруган от него,
Когда Лукавый умножал муку его,
Благий же украшал венец его.
Благословен Венчающих верных Своих!
26
Не убоялся он безчестий, чинимых ему
От тирана, сулившего ему честь;
Нам от насильства – и страх, и срам,
Но юноша возмог равно презреть
насильство от тирана и честь от него.
Благословен Венчающих верных Своих!
27
Тиран насильством его понуждал,
Да неискушенный вкусит утех.
Помыслите ж: юность даже уздой
От вкушения утех не удержать, –
А юноша нудимый воздержал себя!
Благословен Венчающих верных Своих!
28
Что же, коль малоумные мы
От Господа нашего запрещенное нам
Приемлем, насилуя святой завет!
Что юноша, победив насильство, отверг –
Прилагая насильство ищем мы!
Благословен Венчающих верных Своих!
29
Некогда юноша Иосиф обрел
Опасный ков, великое зло,
Впал в уготованную юным сеть;
В наготе искали его погубить,
Он же в наготе разрушил сеть.
Благословен Венчающих верных Своих!
30
Два волка, страстию отягчены,
Распалялись на агницу в саду;
Напротив, львенок, телицу узрев
В опочивальне, бежал от нее,
Стеснил естество, воздержал глад.
Благословен Венчающих верных Своих!
31
В опочивальне Иосиф исповедником был
И свидетельство о Боге втайне принес;
Исповедник свидетельство приносит свое
Тем, что терпит муку огня,
Иосиф же – тем, что не разжегся в огне.
Благословен Венчающих верных Своих!
32
Во дни гонений девы нежных лет
Вступали в битву и стяжали венец;
Было время силы, и дух был тверд.
В оных правда утвердила себя,
В нас же победу правит ложь.
Благословен Венчающих верных Своих!
33
Впавши в руки врагов чистоты,
Чистоту свою они соблюли,
Сугубой улучив награду свою –
Венец страданий и девства венец:
И каждый вдвойне крепок другим.
Благословен Венчающих верных Своих!
ПЕСНЬ НА ВЗЯТИЕ КРЕПОСТИ АНАЦИТ
1
Умерщвлены сыновья мои
И дочери мои вне оград моих,
Пали стены твердынь, бежали чада их,
Попраны святыни их.
Хвала наказанию Твоему!
2
Ловцы уловили в силок
Горлиц моих из твердынь моих,
Уловили кинувших гнезда свои,
К пещерам направивших побег свой.
Хвала наказанию Твоему!
3
Как тает воск от лица огня,
Так истаяли, увяли тела
Сыновей моих от жара лучей
И от жажды в ограде твердынь.
Хвала наказанию Твоему!
4
Вместо источников, что текли
Млеком для сыновей моих,
Иссякло для младенцев млеко в сосцах,
Иссякла вода для мужей и жен.
Хвала наказанию Твоему!
5
Оставлял младенец лоно матери своей,
Ибо не было млека для него,
Ни воды для матери его,
И оба выдыхали душу свою.
Хвала наказанию Твоему!
6
Как возможно, что милость Твоя
Стеснила родники свои?
Ибо обильно прежде лились
Струи потоков ее.
Хвала наказанию Твоему!
7
Как закрыла благость Твоя
Жалость свою, отняв родники
У людей, из коих каждый вопил,
Моля омочить язык его?
Хвала наказанию Твоему!
8
Бездна отверзла зев свой
Между ними и братьями их,
Как было с богачом, что возвышал глас,
Моля омочить язык его.
Хвала наказанию Твоему!
9
Словно бы в средоточие огня
Ввергнуты были немощные они,
И жар в жаждущих веял огнем,
Попаляя утробу их.
Хвала наказанию Твоему!
10
Истаивали тела их,
От жара изнемогали они,
И жаждущие напояли прах
Гноем от тела своего.
Хвала наказанию Твоему!
11
И твердыня, насельников своих
Жаждою умертвившая, пила
Влагу, точимую трупами их,
Когда от жажды истаивали они.
Хвала наказанию Твоему!
12
Кто и когда видел народ,
Жаждой палимый, хоть и окруженный водой,
Но не могущий в муке своей
Омочить влагой языки свои?
Хвала наказанию Твоему!
13
Возлюбленные мои и дети мои
Купно с Содомом осуждены
И купно с Содомом терпят казнь,
Но не в одночасье, как терпел Содом!
Хвала наказанию Твоему!
14
Господи, мука от огня
Длиться лишь единый час,
Но жажда долго человека томит
И к смерти приводит трудной стезей.
Хвала наказанию Твоему!
15
После скорбей моих, Господи мой,
И после горчайшей муки моей
В утешение ли мне, что ныне Ты
Новою жаждою томишь меня?
Хвала наказанию Твоему!
16
Целение, которого я ждал,
И перевязывание язв моих
Сызнова причиняют мне
Горькие раны и сущую боль.
Хвала наказанию Твоему!
17
Когда чаяла я в пристань бежать
От бурного волнения вод,
В пристани волнение настигло меня,
Горше, чем волнение среди пучин.
Хвала наказанию Твоему!
18
Когда в безумии моем мыслила я,
Что изошла из смертного рва,
Сызнова грехи мои
В яму низринули меня.
Хвала наказанию Твоему!
19
Призри, Господи, на тело мое:
Мечи многие вонзены в меня,
Изъязвляют мне руки мои,
И раны копья ребра мои!
Хвала наказанию Твоему!
20
Слезы – в очах, в ушах – злая весть,
Вопль – в устах, и в сердце – скорбь;
Господи, хоть бы новой беды
Ты не наводил на меня!
Хвала наказанию Твоему!
ВОСЬМАЯ ПЕСНЬ ОТ РАЕ, ИЛИ О СОСТОЯНИИ ДУШ, РАЗЛУЧЕННЫХ С ТЕЛОМ
1
Се, подъемлется к ушам моим
глагол, изумляющий меня;
пусть в Писании его прочтут,
в слове о Разбойник на кресте,
что весьма часто утешало меня
среди множества падений моих:
ибо Тот, Кто Разбойнику милость явил,
уповаю, возведет и меня
к Вертограду, чье имя одно
исполняет веселием меня –
дух мой, расторгая узы свои,
устремляется к видению его.
Сотвори достойным меня,
Да возможем в Царствие Твое войти!
2
Вижу уготованный Чертог и
Скинию осиянную зрю,
Внемлю, как взывает оный глас:
«Блажен Разбойник, блажен,
Прияв прощения благодать,
Получив Рая ключи!»
Уж верую, что Разбойник в месте том,
Но тотчас смущает меня мысль,
Что едва ли возможет душа
Восчувствовать восхождение свое в Рай
В разлуке со спутником своим,
Орудием своим и кифарой своей.
Сотвори достойным меня,
Да возможем в царствие Твое войти!
3
В месте радования сем
Приступает ко мне печаль,
Ибо нет пользы уму
Испытывать таинства мерой своей;
И все же вопрос является мне
При мысли о Разбойнике том:
Если по себе способна душа
Силою своею внимать и зреть
Без помощи тела своего, –
Зачем она в нем заключена?
Если может она жить без него,
Как через него познает она смерть?
Сотвори достойным меня,
Да возможем в царствие Твое войти!
4
Что без помощи тела душа,
Соделывается неспособна зреть,
Показует тело само,
Когда поражено оно слепотой;
Через него слепнет душа,
Осязанием ищет во тьме путь.
Вот так и тело, и душа
Обличают друг друга и зовут:
Как тело, чтобы живу быть ему,
Нуждается в действовании души,
Так и душа, чтобы зреть и внимать,
Имеет нужду в теле своем.
Сотвори достойным меня,
Да возможем в царствие Твое войти!
5
И если соделалось тело глухим,
С ним и душа теряет слух;
даже безумием недужит она,
если жар ввергает тело в бред;
и хотя возможно душе
пребывать по себе и одной,
все же без спутника ее
бытие неполно ее.
Ныне же подобна она
Зародышу во чреве родном,
Являющему некую жизнь,
Но безсильному мыслить и говорить
Сотвори достойным меня,
Да возможем в царствие Твое войти!
6
Если же душу и в теле ее
Мы по правде с зародышем сравним,
И ни она, ни сопутник ее
Для познанья не много имеет сил,
На сколько же еще слабее она,
Когда отлучается от него!
Ибо невозможно ей обрести
Через отделенную самость свою
Тех орудий пяти чувств,
Которые прежде служили ей;
Через чувства сопутника своего
И сама явлена бывала она.
Сотвори достойным меня,
Да возможем в царствие Твое войти!
7
Но ведь благодатный оный сад
Ни с каким ущербом не совместим,
Ибо он есть место полноты,
Совершенной целости во всем;
Так возможет ли в него войти
С сопутником разлученная душа,
Если велика нужда ее
В орудиях, потребных ей,
Чтобы чувствовать и познавать?
Воистину, в воскресения день
Тело и все чувства его,
Составя полноту, войдут в Эдем.
Сотвори достойным меня,
Да возможем в царствие Твое войти!
8
Древле Создателя рука,
Вылеплявшая тело из земли,
Устрояла его затем,
Чтобы воспело оно Творца своего;
Но пребывала кифара немой,
И безмолвствовали гласы ее,
Покуда, творенью полагая конец,
Не вдунул Создатель в уста ее
душу, способную воспеть песнь,
и струны звука не обрели:
так телом овладела душа
и премудрость чрез тело нашла язык.
Сотвори достойным меня,
да возможем в Царствие Твое войти!
9
Когда же целокупный Адам
Был в составе своем завершен,
Господь его взял его
И в Раю поставил его;
Туда не вошла одна душа,
Сама по себе и для себя,
Но тело в единении с душой,
И в совершенстве полноты своей
Вступили они в место полноты,
Как вместе и вышли, скверну прияв;
Из чего да усмотрим, что вместе они
И в воскресения день обретут возврат.
Сотвори достойным меня,
да возможем в Царствие Твое войти!
10
Древле Адам нерадивый был
И ненадежный Вертограда страж, –
И сколь коварен был тать,
Что пришел сотворить татьбу свою!
Он плоды понудил ниспасть
В месте, где пролегали пути,
И похитил из Эдема того,
Кто над Эдемом поставлен был.
Но Господь похищенного взыскал его,
Сошел во Ад, и обрел его,
И падшего воздвигнул мышцей Своей,
Дабы возстановить его в Раю.
Сотвори достойным меня,
да возможем в Царствие Твое войти!
11
Сущие в затворе своем,
Во блаженных укромах своих,
Души верных и праведных ждут,
В сокрытом месте своем,
Чтобы исполнилось время встречи их,
С возлюбленными телами их.
Когда же явятся отворены
Вертограда райского врата,
И тела, и души возопиют,
Купно осанну возгласив:
«Благословен, Кто Адама от Ада возвел
И ввел в Эдем с сынами его!»
Сотвори достойным меня,
да возможем в Царствие Твое войти!
ОДИННАДЦАТАЯ ПЕСНЬ О РАЕ, ИЛИ О БЛАГОУХАНИЯХ ДУХОВНЫХ
1
Воздух, повевающий в Раю,
Есть великих услад родник,
От которого сосал Адам
Во дни юности своея;
Сей воздух, как матери сосцы,
Вскармливал младенчество его,
И был он прекрасен и млад
И лучами веселия осиян;
Презрев же заповедь, содеялся дряхл
И скорбен от старости своей,
Под бедственным бременем согбен
Преклонного возраста своего.
Благословен Властный Адама
воззвать и возвратить его в Рай!
2
Ни ознобом веющий хлад,
Ни люто попаляющий жар
Не ведомы месту сему,
Столь благословенно оно!
И оно есть собрание отрад,
И мирное пристанище утех,
И сладостный света укром,
И всяческой радости приют;
О, созвучия арф,
О, согласные звоны кифар,
О, хоры, что осанну гласят,
О, Церковь, что воспевает хвалу!
Благословен Властный Адама
воззвать и возвратить его в Рай!
3
Ограда, замыкающая Рай,
Есть тишина, что миротворит все;
И твердыня его, и вал его
Суть согласие, что все единит;
И на страже его стоит Херувим,
Приветно взирающих на тех, кто внутри,
Но грозящий тем, кто суть вовне,
На отверженных насельников тьмы;
И все в ограде Рая того
Непорочно и свято весьма,
И должно тебе все, что слышишь ты,
Тонкостно и духовно разуметь.
Благословен Властный Адама
воззвать и возвратить его в Рай!
4
Пусть не торопится слушатель судить
По этим изъяснениям моим,
Ибо всецело толикий предмет
Бежит разумения его;
И когда, по несовершенству слов,
Представляется плотским Эдем,
По самому существу своему
Он остается духовен и чист;
Так, пусть нарицается оный ветр,
Тем же именем, что и сей, –
Но дух освящения, что веет в Раю,
С зачумленным сим ветром отнюдь не схож.
Благословен Властный Адама
воззвать и возвратить его в Рай!
5
Ибо неволею принужден
Говорящий прибегнуть к словам,
Кои по обычаю суть
Зримых и земных вещей имена, –
Усиливаясь слушателям своим
Явить незримых образ вещей;
Коль скоро и Создатель Сам,
Кем духовный Сад насажден,
Сокрывал величество Свое
Словами наречия земли,
Кольми паче о Саде том
Позволено в притчах вести речь.
Благословен Властный Адама
воззвать и возвратить его в Рай!
6
Кто же в неразумии своем
Схватит одни имена вещей,
Кои от него же приял Бог,
Дабы через них пособить ему, –
Безумец соделает из сих притч
Кощунства и богохульства предлог;
Божией благости, снисходившей к нему,
О, сколь неблагодарным явит он себя, –
Ей, что всецело превышала его,
Но сокрывала запредельность свою
Образами, соприродными ему,
Да по образу своему исправит его.
Благословен Властный Адама
воззвать и возвратить его в Рай!
7
Пусть же речения сии
Нимало не смутят ума твоего:
Тебя ради облекается Рай
В слова наречия земли твоей, –
Отнюдь не затем, чтобы был убог
И нуждался в заемном покрове притч,
Но затем, что немощно твое естество,
И непосильно для тебя вместить
Божественное величие его,
И сияние его умалило себя,
В тусклых красках отображено,
Что привычны естеству твоему.
Благословен Властный Адама
воззвать и возвратить его в Рай!
8
Поскольку слабые очи твои
Не возмогут прямо взирать
На полную славу лучей
Небесных великолепий его, –
Он облачил деревья свои
Именами наших дерев,
Смоковницам даровал своим
Прозвание смоковниц мира сего,
И духовные листы его
Предстали как осязаемая плоть;
Так преобразил он облик свой,
Да будут едино риза и суть.
Благословен Властный Адама
воззвать и возвратить его в Рай!
9
Превышая числом рои звезд
На зримом небосклоне сем,
Обильные цветы оной страны,
Светло торжествуя, являют себя, –
И малая толика дыхания их,
В коем дышит благость Творца,
Сильна недуги уврачевать
Больной проклятием земли сей;
Являясь, словно бы лекарь язв,
Целебное дыхание то
Отнимает от нас болезнь,
Что древним Змием причинена.
Благословен Властный Адама
воззвать и возвратить его в Рай!
10
Веяние, что лиется родником
От благословенных удолий тех,
Чудно подслащивает горечь ту,
Что нашим присуща краям,
И приходит оно, дабы облегчить
Проклятие, бремящее землю сию;
Вот как сладкий оный Вертоград
Благоуханием живит своим
Занедужившую землю сию, –
И когда уже погибает она,
Веяние то приносит весть,
Что для смертных источник бессмертия дан.
Благословен Властный Адама
воззвать и возвратить его в Рай!
11
Какая нужда бы была земле,
Чтобы оттоле изливалась на нее
И струила по ней влагу свою,
На многие расходясь рукава, река, –
Если не затем, чтобы воды те
Благословением насыщали ее,
Наполняя собою мир,
С ним приходила благодать
Очистить источники вод земных,
Проклятием отравленные искони,
Как в руках Елисея очищалась соль
Воды больные от недуга их?
Благословен Властный Адама
воззвать и возвратить его в Рай!
12
Сим-то образом в сердце истока вод
Благоуханий исток является там:
Если ароматов райский дух,
Наполняющих воздух земли,
Великую пользу несет душе,
От тяжкого пробуждая ее сна,
И тлетворного дыхания нашего смрад
Бывает чудесно исцелен,
Дуновение Эдема прияв,
То источников наших естество
Приемлет крещальную благодать
От благодатного райского родника.
Благословен Властный Адама
воззвать и возвратить его в Рай!
13
Се, кадильница великая и здесь,
Выдыхая веяния свои,
Уже напоивает воздух земной
Благовонным дымом своим,
И семо, и овамо, лиет
Освящающие соки свои;
Но кольми паче мы вкусим сие,
Когда вступим в славный Эдем!
Нас упокоит его затвор,
И мало-помалу умиротворит
Древнее проклятие земли
Действием струимых ароматов своих.
Благословен Властный Адама
воззвать и возвратить его в Рай!
14
когда были в покое одном
блаженные апостолы соединены,
се, сотряслась горница та,
и Рая благовоние пролилось;
признал их Эдем за гостей своих,
и разлил благоухания свои,
и усладным явил себя
для вестников, выходивших в путь,
дабы проповедовать и созывать
сотрапезников на пиршество Отца;
ликуя, Человеколюбец, поспешил Он Сам
на встречу тем, кто имели войти.
Благословен Властный Адама
воззвать и возвратить его в Рай!
15
По милости Твоей соделай меня
Достойным лицезреть благодать Твою,
сию сокровищницу щедрот,
сию мироварницу услад,
ибо ароматами Эдема ищу
во благих желание мое утолить;
то сладкое дыхание животворит
на всякое время всякую тварь,
кто вдохнет его, соделывается бодр
и позабывает муки свои;
се трапеза Царствия Твоего:
благословен Устрояющий ее в Раю!
Благословен Властный Адама
воззвать и возвратить его в Рай!
ПРЕНИЕ НЕБА И ЗЕМЛИ
Мир, от ангелов человекам обетованный;
мир, пророками духовно предвозвещенный и апостолами
таинственно проповеданный;
праведными в притчах обретаемый и святыми в иносказаниях
познаваемый;
священниками в подобиях созерцаемый и царями в послушании
улучаемый;
младенцами во утробе лицезримый,
старцами в гадании несомый,
судьями в трепете стрегомый, –
мир сей да будет с нами и между нами,
молитв ради блаженных мучеников, вовеки, аминь.
Сего ради, возлюбленный!
ухо преклоним и с охотою послушаем.
как честные два сосуда, сиречь Небо и Земля,
прение свое ведут,
и возблагодарим Господа за оба дара сии.
Небо говорит:
– У меня Царствие и Ангелы!
И Земля говорит:
– У меня Церковь и праведные!
Небо говорит:
– У меня тысячи и мириады предстоящих Престолу Его!
И Земля говорит:
– У меня сонмы и роды предстоящих Кресту Его!
Небо говорит:
– У меня духи пламени огненного, текущие творить волю Его!
И Земля говорит:
– У меня девственники и девственницы, неизменные в услужении Ему!
Небо говорит:
– У меня Херувимы, идущие за славой Его на колеснице Его!
И Земля говорит:
– У меня иереи, творящие таинство Его на Алтаре Его!
Небо говорит:
– У меня Серафимы, летающие окрест предивно!
И Земля говорит:
– У меня хоры, взывающие «свят!» непорочно!
Небо говорит:
– У меня светила и звезды!
И Земля говорит:
– У меня праведные и кроткие!
Небо говорит:
– У меня Стражи грозные!
И Земля говорит:
– У меня пророки возлюбленные!
Небо говорит:
– У меня Престол, от коего истекает река огненная!
И Земля говорит:
– У меня Алтарь, от коего изливается поток спасающий!
Небо говорит:
– У меня громы, устрашающие жителей твоих!
И Земля говорит:
– У меня молитвы, понуждающие насельников твоих!
Небо говорит:
– У меня молнии, без ног на землю сходящие!
И Земля говорит:
– У меня милость, без крыл на небо возлегающая!
Небо говорит:
– От меня дождь, на землю ниспадающий!
И Земля говорит:
– От меня дела добрые, на небе пребывающие!
Небо говорит:
– У меня росы, всякий плод возращающие!
И Земля говорит:
– У меня слезы, Владыку всех умилостивляющие!
Небо говорит:
– У меня облака, без источников воду подающие!
И Земля говорит:
– У меня Дева, без мужа зачавшая!
Небо говорит:
– У меня жизнь бессмертная!
И Земля говорит:
– У меня мертвые нетленные!
Небо говорит:
– У меня Серафимы безгрешные!
И Земля говорит:
– У меня назореи безупречные!
Небо говорит:
– У меня безплотные, падения не ведающие!
И Земля говорит:
– У меня мученики, отпадения не знающие!
Небо говорит:
– У меня ангелы, сражавшие живых!
И Земля говорит:
– У меня праведники, воскрешавшие мертвых!
Небо говорит:
– У меня двери, ведущие в Чертог Брачный!
И Земля говорит:
– У меня держатели ключей Царствия!
Небо говорит:
– У меня те, кто с трепетом несет угль огненный!
И Земля говорит:
– У меня те, кто с радостию его приемлют и вкушают!
Небо говорит:
– У меня огнь, подающий славу носящим его!
И Земля говорит:
– У меня Дары, подающие радость вкушающим от них!
Небо говорит:
– У меня река огненная, страшащая взирающих на нее!
И Земля говорит:
– У меня чаша спасительная, животворящая пиющих от нее!
Небо говорит:
– У меня огнь, в коем недобрые получают скончание!
И Земля говорит:
– У меня купель, в коей нечистые получают прощение!
Небо говорит:
– У меня обитель, коей похваляются живущие в ней!
И Земля говорит:
– У меня Крест, к коему прибегают насельники мои!
Небо говорит:
– У меня Престол, над коим жители мои ликование возглашают!
И Земля говорит:
– У меня Крест, коим чада мои освящение приемлют!
Небо говорит:
– Я почтило Господа моего,
ибо завесило светильники мои,
дабы не видеть мне поношения, на Голгофе Ему учиненного!
Земля говорит:
– Я почтила Господа моего,
ибо стенала, и вопила, и сотрясала горы мои,
и колебала холмы мои, и разделила скалы мои,
и отверзла гробницы мои,
и скликала мертвых моих к тайне страстной,
и побуждала живых моих к покаянию слезному,
и собирала погребенных моих для плача,
и облекалась в ризу черную, и сидела в скорби,
покуда не узрела Его –
и через время тридневное
совлек Он с меня ризу черную
и облек в ризу белую!
Небо сказало:
– Он сотворил мне радость Вознесением Своим!
И Земля сказала:
– Он соплел мне венец Воскресением Своим!
Небо сказало:
– Он возседает во мне на Престоле Своем!
И Земля сказала:
– Он пребывает у меня на Алтаре Своем!
Небо сказало:
– Он сотворил мне радость, без усилия создав меня!
И Земля сказала:
– Он от вретища воздвиг меня и от пепла омыл меня;
Он сотворил Церковь Свою брачным чертогом моим
и в брачном чертоге Церкви Своей посадил меня;
Он исполнил благ трапезу Свою и дал мне вкушать от нее;
Он смесил спасение Свое в Чаше Своей и дал мне пить
от нее;
и ныне взирают очи мои на обетование Его!
Небо сказало Земле:
– У меня те, кто не погрешает,
у тебя те же, кто хульное творят на всякий день;
у меня те, кто никогда Бога не гневают,
у тебя те же, кто на всякое время мятеж чинят;
у меня Создатель один почитаем,
у тебя же почитаются идолы златые, серебряные,
деревянные и каменные!
Земля сказала Небу:
– Если и есть у меня идолов чтущие,
у меня и мученики, кровию своею Бога примиряющие;
если и есть у меня блуда ищущие,
у меня и чистоту возлюбившие;
если и есть у меня домы свои хищением наполняющие,
у меня же и достояние свое милостыни ради раздающие;
если и есть у меня всецело злые,
у меня же всецело правые;
если и есть у меня чужого вожделеющие,
у меня же и от своего бегущие;
если есть у меня худые, есть и праведные;
если есть у меня алчные, есть и щедрые;
если есть у меня пожирающие с алчностью,
есть и томящие себя с почтением;
если есть у меня винопийцы, от пианства обуянные,
есть и назореи, правды алчущие;
если есть яств ради ропщущие,
есть и вкушающие благообразно;
если и есть у меня законов презрители,
есть у меня и заповедей блюстители;
если есть у меня воскресению веры не имущие,
есть и ожидающие его с упованием;
если есть у меня стяжания уловляющие,
есть и обетом своим уловляемые;
если есть у меня диавола тешащие,
есть и Богу угождающие;
если есть избравшие войти в Геенну,
есть и заслуживающие войти в Царствие;
если есть те, коих ждет пламя неугасимое,
есть и те, коим готовится радость нескончаемая;
если есть имеющие наследовать тьму непреходящую,
есть имеющие стяжать венец нетленный;
если есть отрицающие Бога среди услаждений своих,
есть исповедующие Его среди скорбей своих;
если есть явившиеся мерзкими среди веселий своих,
есть Богу угодившие среди мук своих!
Небо сказало Земле:
– Сестры мы; не будем же прений вести,
ибо насельники наши братья меж собою суть!
Кончено слово о Небе и Земле.
* * *
Здесь и далее в стихотворных текстах при написании аналогичных приставок (без-, воз-) сохранены особенности орфографии переводчика