Азбука верыПравославная библиотекапреподобный Иустин (Попович), ЧелийскийСобрание творений. Том I. На Богочеловеческом пути. Путь Богопознания


преподобный Иустин (Попович), Челийский

Собрание творений. Том 1
На Богочеловеческом пути. Путь Богопознания

Раздел 1

Том II * Том III * Том IV

На Богочеловеческом пути. Путь Богопознания

По благословению Митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия

Содержание

К русскому читателю

Жизнеописание отца Иустина Погребение отца Иустина и сорокадневное поминовение Речь архимандрита Марка из г. Висбаден на погребении отца Иустина Проповедь игумена Святогорского монастыря Григориат архимандрита Георгия на сорокадневном поминовении отца Иустина Могучий дуб Православия Преподобному отцу Иустину Правда о Сербской Православной Церкви в коммунистической Югославии В память об отце Иустине I. Об отношении Церкви к властям II. Сербская Православная Церковь в коммунистической Югославии Постепенная ликвидация Церкви Гонение на Сербскую Православную Церковь Не сотрудничество – а сосуществование Космическая ложь Дописано в августе 1969 года На Богочеловеческом пути Серна в потерянном рае. Исповедь Молитвенный дневник Подвижнические и Богословские главы Стословие первое Стословие второе Стословие третье Из писем 1. Христообразное сердце мира 2. Любодейство или самоотверженная любовь 3. Не дышать без молитвы 4. Православная вера – наивысшее богатство 5. Кьеркегор и евангельское смиренномудрие 6. Образ истинного священника 7. Благодать священства 8. Загадочная притча Спасителя 9. Святая печаль по усопшим 10. Будущему монаху о соединении ума с молитвой и о Всеправославном Соборе 11. Святость Камю без Бога 12. Философия по Христу 13. Превращение дня в святые четки 14. Жизнь преображать в жизнь во Христе 15. Богочеловеческое развитие (эволюция) 16. Человек и Богочеловек 17. Монашеская жизнь: пост и молитва 18. Херувимская бдительность и проницательность 19. Под покровительством святого Красника Девичского 20. Человек на девяносто девять процентов с неба Непрестанно молиться 22. Святое иконописное Евангелие Византии 23. Искание себя, богочеловеческого 24. Евангельская забота о ближних 25. Прощание с родной сестрой Из проповедей Проповедь о двух наибольших заповедях Проповедь в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Проповедь в день святого Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим Проповедь на освящении обновленного храма Проповедь на отпевании доброй христианки Рождественские и пасхальные поздравления Бог вошел в недра человеческой жизни Христово воскресение – победа над смертью Люди – это вечные братья, вечные собратья Из статей Основная истина Православия – Богочеловек Подвижник наших горьких дней (В память почившего отца Сретена Вунчича) Малая свеча на могиле большого друга (Памяти Бранислава Нушича) Об убийстве Из богослужебных текстов Молитва святому Архангелу Михаилу Путь богопознания. Главы из православной аскетики и гносеологии Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского Введение I. Человеческая личность до грехопадения II. Распад личности 1. Учение о грехе 2. Учение о грехе и гносеология III. Восстановление личности 1. Тайна Богочеловека Христа 2. Усвоение этической триады (тройства) 3. Синергизм благодати и воли IV. Обожение – Θέωσις – личности V. Гносеология обоженной личности Заключение Гносеология святого Исаака Сирина Введение I. Болезнь органов познания II. Исцеление органов познания 1. Вера 2. Молитва 3. Любовь 4. Смиренномудрие 5. Благодать и свобода 6. Очищение III 1. Тайна познания 2. Созерцание Заключение Подвижнические и гносеологические главы Отрывки из произведений отца Иустина О духе времени Тайна добра и зла Современное арианство Атеистическая школа Священнослужитель Из неопубликованных проповедей отца Иустина Чему учат детей в школах? Почему этот мир не хочет Христа?  

 
К русскому читателю
В нынешнем – 2004 году от Р. X. исполнилось 110 лет со дня рождения великого подвижника и ревнителя Православия, выдающегося современного богослова, неутомимого миссионера, пламенного молитвенника – преподобного Иустина (Поповича). Имя это уже давно и хорошо известно всему христианскому миру. Достаточно упомянуть только объемнейшие тома капитального труда «Догматика Православной Церкви». Настоящими учебниками веры, вошедшими в библиотечные каталоги многих богословских факультетов, духовных академий и семинарий, стали и другие сочинения прославленного аввы. Подобно спасительным маякам и путеводным звездам, они служат нам верными и неизменными ориентирами, озаряя бурную пучину житейского моря и темную бездну философского мудрования.
Не одно поколение сербов вкусило умного бисера небесной мудрости аввы Иустина. Не зря христолюбивые соотечественники с гордостью именуют преподобного своим учителем и наставником. Иные из них в самом прямом смысле слова являются его духовными чадами, в том числе крупнейшие сербские богословы и архипастыри – митрополит Амфилохий (Радович) и епископ Афанасий (Евтич).
Невозможно переоценить вклад святого отца нашего Иустина буквально во все сферы и области христианского делания. Как невозможно и представить весь сербский XX век без этой исключительной личности. Думается, не случайно именно в двадцатом столетии – на рубеже третьего тысячелетия христианской эры – Сербская земля явила миру таких светильников веры, как святой Николай Сербский и преподобный Иустин Челийский. Мученическим исповеданием Христа запечатлевшая свою чистую и нелицемерную любовь к Господу, она возрастала их святостью и укреплялась их подвигом, служа для всего славянства примером стойкости и мужества, «катастрофически недостающего современному миру» (свт. Николай Сербский).
Преподобный отец наш Иустин прозрел духовными очами страшную тайну зла. И любовью Христовой сокрушил ее смертоносную сущность. Уже первая его большая работа, посвященная Достоевскому, написанная в Оксфорде на английском языке и опубликованная затем на сербском, стала настоящей духовной и литературной сенсацией. Позднее авва Иустин еще не раз обратится к теме Святой Руси, знакомя сербский народ с вековым духовным опытом старшего брата во Христе, с житием преподобного Серафима Саровского, предсказавшего, что «Россия претерпит много бед и ценой великих страданий обретет великую славу», «объединит православных славян в одну могучую державу, страшную для врагов Христовых». Ясное понимание роли «удерживающего» в этом лежащем во зле мире скажется и в его отношении к самой идее преемственности крестного подвига. После богоборческой революции в России Сербия продолжала противостоять тайне беззакония.
В этот, быть может, самый драматический период новейшей сербской истории, совпавший по времени с расцветом литературного таланта и апогеем общественного служения преподобного Иустина, авва сыграл исключительную роль в поддержании и упрочении православного сознания в верном Христовом стаде. Посреди всеобщего апостасийного безумия он неизменно напоминал сербам об их Свято-саввском выборе и Косовском завете.
...Грозовые предвоенные годы, отмеченные всплеском небывалой активности различных антихристианских сил. Годы оккупации и коммуно-усташеского террора... Авва Иустин, будучи преподавателем Богословского факультета в Белграде, не пытается укрыться от бури века сего в тихой заводи молитвенных трудов и чисто научной деятельности. К наставническому и монашескому подвигу он прилагает еще один великий дар, коего сподобился по неизреченной милости Божией: пламенное слово проповедника. Такими проповедями стали его лекции, собранные впоследствии в книгу «Святосавле» («Свято-Саввская вера»), о которой святитель Николай Сербский, старший современник и учитель аввы Иустина, сказал буквально следующее: «По нашему мнению, это последнее сочинение д-ра Иустина – “Святосавле как философия жизни” – превосходит все прочее, что сей великий духовник написал доселе». Святитель Николай особо подчеркнул своевременность и воспитательную роль такого обращения к нации: «Важно и то, что эти лекции были адресованы сербской образованной (выделено владыкой Николаем. – И. Ч.) молодежи, студентам и выпускникам школ... Подобно тому как Готлиб Фихте, в пору страдания (пусть и легкого) и унижения немецкого народа при Наполеоне, своими знаменитыми “Речами к немецкой нации” защищал и воодушевлял свой народ, так и д-р Иустин своими выступлениями – единственными в подобном роде за все время Второй мировой войны – возбуждал дух и национальную гордость сербской молодежи, как наследницы и носительницы самой светлой и возвышенной философии жизни в целом свете»1.
Горячую и искреннюю любовь к истинной жизни – жизни вечной – авва Иустин пронес через весь свой подвижнический земной век. В самые тяжелые минуты душевного и физического страдания ясный лик и все существо его излучало небесную радость и кротость. Он весь был живым примером и светлым символом славянского долготерпения. И, памятуя о роде своем, не переставал молиться за всех падших братьев. О возвращении того благодатного времени, «когда Европа была тезоименита христианству и была с ним одним существом».
Возвращаясь нелегкой стезей покаяния и прозрения на свой исторический путь, православный сербский народ, удививший на исходе минувшего столетия весь мир силой и крепостью своего духа, молится ныне вместе с великим угодником Божиим его пламенной молитвой: «Да примет Европа истинное крещение и обратится ко Христу. Да вспомнит Пресвятую Богородицу и двенадцать великих апостолов, и чешуя отпадет от ее глаз, и будет она так же прекрасна, как тысячу лет назад была прекрасна православная Европа. И будет она счастлива, и мы с нею. И возрадуются Европейские народы и со слезами на глазах вместе с нами запоют вечное славословие Богу: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Аминь».
Илья Числов

* * *

1Архим. Д-р Иустин Попович. Святосавле как философия жизни. Фототип. издание. Валево, 1993. С. 9 (из предисловия епископа Николая Велимировича).

Раздел 1


Источник: Собрание творений преподобного Иустина (Поповича) под ред. А.И. Сидорова. — М.: Паломник, 2004.