СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ
СЛАВОСЛОВИЕ
Ей, Царю, Царю нетленный,
дай Тебя воспеть, восславить,
Государя, Властодержца!
Чрез Тебя напевы наши,
чрез Тебя Небесных хоры,
чрез Тебя времен теченье,
чрез Тебя сиянье солнца,
чрез Тебя луны отрада,
чрез Тебя краса созвездий;
чрез Тебя возвышен смертный
дивным даром разуменья,
тем от всей отличен твари.
Ты – Создатель, Ты – Зиждитель,
Ты устав вещам даруешь,
в них и лад и строй являешь,
всё свершая силой Слова,
Слова Божья – Бога Сына,
что Тебе единосущен,
Бог от Бога, Свет от Света,
мир уставил в стройном чине
и над ним всевластно правит;
и отвсюду мирозданье
обвевает, облетает
Дух Святой Животворящий.
Слава Троице единой,
неделимой, сокровенной,
безначальной, безконечной,
несказанной, непостижной!
Тайна таин, Ум верховный,
без начала, без предела,
мирозданья средоточье,
Свете! Взор Тебя не емлет,
Ты ж объемлешь все глубины,
всё проникнул, всё постигнул –
бездны мрака, выси неба!
Благодать мне, Отче, даруй,
послужить Твоей святыни
поклоненьем непорочным;
отпусти грехи и вины,
изгони из помышлений
скверну злобы, темень плоти, –
да почту Тебя нескверно,
в чистоте подъемля руки,
да воздам Христу служенье,
в правоте склонив колена!
Помяни, раба, Владыка,
как в Твое приидешь царство!
Благодать мне, Отче, даруй,
даруй милость и прощенье,
да Твое возславлю имя:
днесь – и до скончанья века!
СЛАВОСЛОВИЕ АПОФАТИЧЕСКОЕ
О, Превышающий всё! что ж еще Тебе примолвлю?
Как Тебя слову возславить? Для слова Ты несказуем.
Как Тебя мысли помыслить? Для мысли Ты непостижен.
Неизречен Ты один, ибо Ты – исток всех речений.
Неиъзясним Ты один, ибо Ты – исток всех познаний.
Всё и речью своей, и безмолвьем Тебя славословит;
Всё и мыслью своей, и безмысльем Тебя почитает;
Все алканья любви, все порывы душ уязвленных
Вечно стремятся к тебе; и целый мир совокупно,
Видя Твой явленный знак, немое приносит хваленье,
Всё пребывает в Тебе, и всё Ты объемлешь Собою,
Как всеобщий предел, как Единый, как всё, и, однако,
Как ничто из всего! Всеимянный, Ты Безымянен;
Как же воззвать мне к Тебе? Какой из Умов занебесных
В светы проникнет, Тебя сокрывшие? Будь благосклонен,
О, Превышающий всё! Что ж еще Тебе я примолвлю?
РАЗМЫШЛЕНИЕ
Речи пернатые где? Отлетели в воздух. Где милой
Младости цвет? Он увял. Где слава? Ушла невозвратно.
Где состава телесного связь? Разшаталась недугом.
Где имение? Бог отъял; а иное безстыдной
Зависть руке предала. Где отец мой и матерь? Где братьев
Сердцу святая чета? Сошли до срока во гробы.
Благо одно оставалось – родная земля: но из оной,
Бурно валы возбудив, изверг меня демон злонравный.
Ныне странник, скитаюсь, всему чужой, на чужбине,
Жалкую жизнь влача и терпя безсильную старость,
Без престола, без града, без чад, но в муках о чадах,
Лишь со дня на день живя, непрестанно блуждая.
Где же тело докучное сброшу? Как жизнь я окончу?
Что за край, что за гроб меня примет страннолюбивый?
Кто возложит персты на мои померкшие очи –
Друг ли Христов, по вере собрат, иль злодей из злодеев?
Что до того? Слабодушно пустые лелеять заботы.
Будет ли тело мое бездыханное предано гробу,
Будет ли без погребенья простерто оно, плотоядным
Птицам окрестным и псам в корысть, и прохожему зверю –
Если желаешь, сожегши, развей по ветру мой пепел,
Или на высотах положи мертвеца без могилы,
Или в водах дождевых дай согнить, в речных ли потоках.
Я ли один сопричтен не буду общему сонму?
Если б то было возможно! Но нет: по Божьему зову
День последний всех соберет от пределов вселенной,
Так же и тех, кто во прах обращен, кто недугом изглодан.
Вот о чем я скорблю: страшусь судилища Божья,
И потоков огня, и лютейшей тьмы преисподней.
Ты, Христе, Ты всё для меня: и младость, и сила,
И родная земля: в Тебе упокоиться жажду.
НА МОГИЛУ ОТЦА
Века людского в предельную меру достигнув, столетний
(Сорокалетний, когда годы священства сочтем),
Добр и красноречив, Триединого Бога служитель,
Зря я, Григорий, обрел праху покой своему.
Но окрыленная ввысь возлетела душа. Иереи,
С пеньем спешите сюда – почесть могиле воздать.
ЭПИТАФИЯ МАТЕРИ
Нонна, Фильтатия дочь. – А где скончалась? – Во храме.
– Как? – Средь молитвы? – В каких летах? – Дожив до седин.
– О, прекрасная жизнь и угодная Богу кончина!
ЖАЛОБЫ
Увы, Христе мой! тяжко мне дышать и жить!
Увы! нет меры и конца томлению!
Увы! всё длится странствие житейское,
в разладе с целым светом и с самим собой,
и образ Божий меркнет в унижении!
Какой же дуб такие вихри выдержит,
какой корабль такие бури вытерпит?
Изсякли силы, изнемог я в горестях!
Не доброй волей отчий сан воспринял я, –
приняв, нашел святыню в поругании;
друзья врагами стали; плоть язвит недуг;
каменьями толпа меня приветствует;
далече паства, чада же духовные
одни со мной разлучены, другие же
спешат предать. Горька печаль отцовская!
А братья по священству, злее недругов,
забыли и о Трапезе таинственной,
о равной доле в пастырском служении –
о том, что и в презренном подобает чтить;
не подают мне утешенья в бедствиях,
спиною повернувшись к одинокому.
ПАДЕНИЕ
Увы, Христе мой! древний приступает змий.
Увы, он приступает, я же немощен.
Увы, вкусил от древа я познания.
Увы, ко злобе Злобою склонен самой.
Я боле не божествен, Рай утратил я.
Меч пламенный, свой пламень угаси на миг,
дабы вступить мне сызнова в блаженный сад,
как оный тать, с креста в Эдем допущенный.
СТУПЕНИ ОБИДЫ
Горька обида. Если ж уязвляет друг –
двойная горечь. Если ж из засады бьет –
тройная мука. Если ж брат по вере твой –
скрепись душа. Но если иерей, –
увы, куда бежать от смертного томленья?
ЛЕСТНИЦА ЦЕЛОМУДРИЯ
Чистотою чистый ставим
На ступень себя же выше:
Тот, кто ложу непричастен,
Равен ангельской природе;
Кто воздержным стать ревнует,
К девственникам сопричтется;
Кто хранит во браке верность,
Соравняется с воздержанным.
Лишь держись своей ступени:
Улучишь и то, что больше.