Сергей Алексеевич Белокуров

Акты архива Голохвастовых

Д.П. Голохвастовым, бывшим Действительным (1832–1849 гг.) и Почетным (1849 г.) Членом Императ. Общества Истории и Древностей Российских, в трех книгах Чтений Общества (№№ 3, 4 и 5 года третьего, 1847 г.) напечатаны были «Акты, относящиеся до рода дворян Голохвастовых», вышедшие потом и отдельным оттиском. В этом издании наряду с выписками из документов Московского Главного Архива Министерства Иностранных Дел, касающимися дипломатической деятельности Голохвастовых в XVI–XVII вв., помещены были и некоторые подлинные документы, сохранившиеся в семейном архиве Голохвастовых, на которые опирались Д.Д. и Павел Голохвастовы в своих статьях «о кормлении», помещенных в Русском Архиве (1889 г. т. I стр. 650 и 1890 г. т. II, стр. 209) и вызвавших разъяснение этого термина со стороны В.О. Ключевского (напечатано там же 1889 г., т. II, стр. 138; ср. там же статью о сем Д.И. Иловайского 1889 г. т. II, стр. 130–135). В настоящее время документы архива Голохвастовых принадлежат Императорскому Московскому Археологическому Обществу, коему они пожертвованы Д.Д. Голохвастовым еще в 1893 г. Так как не все они были напечатаны в 1847 году, то в настоящей описи их приводятся полностью те из них, которые представляют больший интерес. Документы печатаются в хронологическом порядке.

1. – Грамота вел. князя Василия Ивановича о пожаловании Б.Я. Голохвастова «числяки да ордынцы с пятном и со всеми пошлинами в кормленье». Напечатана в 4-ой книге Чтений Общества за 1847 г. (год третий), стр. 102, № 1.

Подлинная. Привесная двухсторонняя печать из красного воска, хорошо сохранившаяся (на одной стороне двуглавый орел, на другой – св. Георгий).

2. – 7029 г. июля 1. Правая грамота, данная судьями Ст. Одинцовым и Ф. JIевонтьевым на луг спорный на р. Мележе, присужденный к селу Филипповскому и деревне Черной Чудова монастыря (луг этот оспаривал келарь Стромынского монастыря).

Подлинная, на 4 листах, шириною 6 вершков, длиной 1 арш. 131/2 вершков.

Вот ее полный текст:

По великого князя Василия Ивановича всея Руси грамотам, сей суд судили Спиридон Одинцов да Федура Левонтьев. Став на лугу у реки Мележы Пречист(ые) Стромынского монастыря келар Гурей да Чюдовского монастыря (посел)ской Филиповского села Юшко Захаров, перед судьями так рек келар Гурей: то, господине, луг, на котором стоите, Пречистые монас(ты)ря Стромынскаго Семеновские пустоши, и тот, господине, поселской Юшко тот луг покосил у нас сильно да и сено свез; а ставится, господине, на том лугу 200 копен сена. – И судьи вспросили Юшка: отвечяй. И Юшко так рек: то, господине, луг, на котором стоите, Чюдовского монастыря Филиповского села да Черные деревни изстарины; а косил, господине, тот луг яз на монастырь да и сено есть, господине, с того луга свез да сметал на устороньи в лесу для того, что проезжие люди да и ратные едоки ездячи сено травят. И судьи вопросили келаря Гурья: наперед того кто тот луг косил, и почему ты называешь тот луг Пречистые Стромынского монастыря, и кому то у вас ведомо? И келарь Гурей так рек: косили, господине, тот луг мы на Стромынский монастырь, а ту, господине, пустошь Семеновскую куплю дал в дом к Пречистой на Стромыню князь Василий Ярославович, а тот, господине, луг к тому селищу к Семеновской пустоши; а ведомо, господине, у нас людям добрым старожилцем, что тот луг Стромынского монастыря Семеновскаго селища и косили мы его на монастырь, Осташу Панкратову, да Уварику Иванову Ершова, да Ивану Михалеву, да Олексею Стегримову, да Офонасу Прокунину, да Андрею Семенову Кузнецову, да Петруше Кузмину, да Онтушу Степанову, да Гриде Семенову, да Миките Фатьянову, да Филату Сидорову, да Олексею Павлову. А во се, господине, те старожильцы перед вами. – И судьи вопросили старожилцов Осташа Панкратова с товарищи: скажите в Божью правду чей то луг, на котором стоим? И старожилцы так ркли: яз, господине, Осташ помню за 80 лет, а яз Уварик да яз Ивашко помним за 70 лет, а яз Олексейко да яз Офонаско да яз Ондрейко Кузнецов помним, господине, за 60 лет, а яз Онтуш да яз Петруша помним, господине, за 50 лет, а яз Гридя Семенов да яз Микитка Фатьянов помним, господине, за 30 лет, а яз Филатко да яз Олексейко Павлов помним, господине, за 20 лет. А все мы, господине, помним и знаем, сказываем в Божью правду: тот, господние, луг, на котором стоите, Пречистые Стромынского монастыря Семеновского селища жаловалные и по межам отведем. – И судии вспросили поселского Филиповского Юшка: а у тебя кому ведомо, что тот луг Чюдовского монастыря Филиповского села? И Юшко так рек: ведомо то, господине, людем добрым старожилцем, что тот луг Филиповского села да Черные деревни: Ивану Овсевьеву, да Федку Максимову, Офонасу Бункову, Олексию Бурку Кузмину, Семену Иванову Дуде, Ивану Гридину Шеметову, Данилу Власову, Ондрею Дементьеву Черемхе, Селе Иванову Шилкову, Ивану Кузмину Белебелину, Кузме Григорьеву Ушенина, Устину Семенову, Гриде Микитину, Якушу Гаврилову, Власу Сидорову Холщева. А во се, господине, те старожильцы перед вами же. И судии вспросили Чюдовских старожилцов Ивана Овсевьева с товарищи: скажите в Божью правду – чей тот луг, на котором стоим? И старожилцы так ркли: яз, господине, Ивашко Овсевьев да яз Федко Максимов помним, господине, за 80 лет, а яз Офонаско Буйков помню за 60 лет, а яз Олексейко Бурко да яз Семен Дуда да яз Ивашко Шеметов да яз Данилко Власов, мы, господине, помним за 50 лет, а яз Селя Шилков да яз Ивашко Белебелин да яз Куземка Ушенин да яз Ондрейко Черемхин, мы, господине, помним за 40 лет, а яз Устинко Семенов помню, господине, за полчетвертатцат лет, а яз Гридя Микитин да яз Якуш Гаврилов да яз Власко Холщов, мы, господине, помним за 30 лет. А все мы, господине, помним и знаем, сказываем вам в Божью правду: тот, господине, луг, на котором стоите, Чюдовского монастыря Филиповского села да Черные деревни изстарины; тот луг косят на монастырь да и крестьяне косят на себя, и по межам, господине, тот луг отведем.

И повели ищеины Стромынского монастыря старожилци Осташ Панкратов с товарищи от болота от вяза да от дуба от сухова поперек лугу безмежно да к виловатому дубу, да от дуба от виловатого к дубу, что стоит дуб у реки у Мележи на берегу, а от дуба повели налево берегом вверх подле реку Мележу до пяти волех, что волхи из одного корени стоят у реки в берегу. Да туто став Осташ Панкратов да Уварик Ершов с товарищи так ркли: на правой, господине, стороне вниз по реке по Мележе и до Данилова перевесья луг Чюдовской Филиповского села, а на левой, господине, стороне луг и болото Стромынской Семеновского селища. – И Чюдовские старожилци Ивашко Овсевьев да Федко Максимов с товарищи тако ркли: то, господине судии, Стромынские сторожилци Осташ Панкратов с товарищи вели вас не гораздо, вели по Чюдовским лугам; а поедте, господине, за нами и мы по межам Чюдовские луги отведем.

Да туто ж у реки на берегу у клена у грани великого князя крестьяне Мелецкие став Ивашко Огафонов, да Софонко Федоров, да Куземка Василев, да Некраско Осташов, да Мышка Волков тако ркли: то, господине, судии, привели вас Стромынские старожилци Осташ Панкратов с товарищи к нашему лугу к меже. Писец, господине, княз Василей Иванович Голенин розъехал нам наш Мелецкой луг с тем лугом Чюдовским, на котором стоите, и межу нам учинил. Тот, господине, клен, а на нем гран, стоит на меже. А сказываем вам, господине, по крестному целованью: тот луг, на котором стоите, косит Чюдовской поселской к Филиповскому селу изстарины с нами в межах; а Стромынские, господине, старцы их крестьяне того лугу не кашивали.

И повели Чюдовские старожилцы Ивашко Овсевьев, да Федко Максимов с товарищи от реки от Мележи от старого мостища и от тех же 5 волех, к которым привели Стромынские старожилци прямо на берег к клену, а на клену гран, да возле болото к дубу к сухому, а на дубе гран, а от дуба через болотцо до дуба ж до грани, что стоит дуб на краи болотца в лесе, а от дуба подле лес до волхи, а на волхе гран. Да у волхи став тако ркли: по та места, господине, межа Чюдовским лугом с Мелетцким лугом по розъежжой грамоте; а во то, господине, перед вами направе Зимнее становище да Семеново болото, да то, господине, болото висекли Стромынские. – И повели от волхи подле Зимнее становищо и подле болото новочисть истоком до болота. Да у болота на истоке став Ивашко Овсевьев да Федко Максимов с товарищи тако ркли: то, господине, болото Черновское; а куды есмя, господине, вас вели, то господине, межа изстарины да и по розъежжим грамотам Чюдовским лугом с Мелетцкими луги да и з Семеновским селищом. А ям, господине, на меже не знати: вешняя вода занесла. На правой, господине, стороне земля Стромынская – Зимнее становищо и болото высеченое Семеновского селища, а на левой, господине, стороне луг Чюдовской Филиповского села да Черные деревни. А тот, господине, исток пошел из болота направо – межа Черновской деревни с Семеновским селищом, а то, господине, болото на левой стороне истока Черные деревни Чюдовские. Да и луги, господине, по реке по Мележе вниз Чюдовские ж Филиповского села, да от тех мест, докуды вели Стромынские старожилци, да и за тем отводом до Данилова перевесья вниз по реке по Мележе луги и лес и болото Чудовское жо Филиповского села да Черные деревни. А за тем болотом, господине, стоит деревня Чюдовская Черная Филиповского села.

И Стромынские старожилцы Осташ Панкратов с товарищи тако ркли: те, господине, Чюдовские старожилци Иван Овсевьев, да Федко Максимов с товарищи вели вас не гораздо, вели по Стромынскому лугу. Дайте нам, господине, с ними Божью правду, целовав крест да лезем с ними на поле битися. И судии вспросили Чюдовских старожилцов Ивашка Овсевьева да Федка Максимова с товарищи: а вы с ними лезете на поле битис? И Ивашко Овсевьев да Федко Максимов с товарищи тако ркли: целовав, господине, крест да лезем с ними на поле битися.

И судии вспросили келаря Гурья: оприч ваших старожилцов кому то у вас ведомо, что тот луг ваш? Есть ли у вас на тот луг какие крепости? И келарь Гурей тако рек: есть, господине, у нас у монастыря на тот луг 3 грамоты жаловалные, а положим, господине, те грамоты перед великим князем на Москве за списком у доклада. – И судьи вспросили поселского Филиповского Юшка: а у вас сверх ваших старожилцов есть ли на тот луг какова крепость, что тот луг ваш Чюдовского монастыря Филиповского села да Черные деревни? И Филиповской поселской Юшко тако рек: есть у нас у Чюдовского монастыря на тот луг 4 грамоты жаловалных великих князей да грамота розъежжая великого князя писца князя Василья Голенина, а положим, господине, те грамоты жаловалные и розъежжую перед великим князем на Москве за списком у доклада.

И судии вспросили обыском тутошних людей добрых: скажите в Божью правду по великого князя крестному целованъю – чей то луг, на котором стоим? И Олексей Бабуев, да Кузма Исаков, да Селиван Федоров, да Игнат Михалев, да Ивашко Иванов, да Игнат Яковль, да Басил Савостьянов тако ркли: сказываем вам, господине, по великого князя крестному целованью – тот луг, на котором стоите, Семеновского селища Стромынской, а сказывали нам отцы наши да и сами как запомним. А Дмитрей Кузмин, Сидоров брат Кривого, да староста Марининской Ондрей Гаврилов, да осочник Олеша Павлов, да Кузма Шулга Филипов, да Тимоха Василев, да Якуш Козлов, да Данилко Тимофеев Болдаков, да Еля Левонов, да Тиман Гридин тако ркли: сказываем вам, господине, по великого князя крестному целованью – тот, господине, луг, на котором стоите, Архангелской Чюдовского монастыря Филиповского села, косят его, господине, на монастырь; да и крестьяне Чюдовские косят на нем сено на себя изстарины, как мы и запомним.

И о сем судии рклис доложить государя великого князя.

Перед Григорьем Федоровичем с товарищи судьи Спиридон Одинцов да Федура Левонтьев сес список и чертеж положили, и обоих истцов ищею келаря Гурья Стромынского монастыря да ответчика Чюдовского монастыря приказщика Филиповского села Юшка Захарова поставили. И Григорей Федорович с товарищи, выслушав сес список, вспросил обоих истцов: был ли вам таков суд, как в сем списку писано? И обои истцы сказали, что им суд таков был, как в сем списку писано.

И ищеа келарь Стромынской перед Григорьем Федоровичем с товарищи на землю крепости положил – 3 грамоты: княж Васильеву Ярославичя, да великого князя Васильа Васильевичя, да княж Юрьеву Васильевичя. И в грамотах написано: дано им в монастырь пустошь Семеновская, а луг им у реки у Мележи, и отвод их селищу Семеновскому ни в одной грамоте не написан. – А ответчик Чюдовского монастыря Юшко Захаров перед Григорьем Федоровичем с товарищи положил 4 грамоты: грамоту великого князя Дмитрия Ивановичя, да великого князя Василья Дмитреевичя, да великого князя Василья Васильевичя, да великого князя Ивана Васильевичя всеа Русии. А в грамотах во всех написано отвод монастырскому селу Филиповскому з деревнями по Великую Шерпу, да по обе стороны Мележы, да по Федоровской исток; а тот луг по чертежу стоит в том же отводе к Чюдовскому селу к Филиповскому к деревне к Черной. Да Чюдовской ж приказщик положил грамоту розъежжую великого князя писца княж Васильеву Ивановичя Голенина. И в розъежжой грамоте пишет: по великого князя слову Ивана Васильевичя всеа Русии. Се яз великого князя писец княз Василей Иванович Голенин розъехал есми великого князя землю Мелецкого сельца с Чюдовского манастыря землею Филиповского села да з деревнями Филиповского ж села – з деревнею Рожковым, да з деревнею з Захаровскою, да з деревнею з Дворищем: от реки от Мележи на нен на липовой, и на куст на липовой ж, да на вяз, а от вяза на березу, да поперек Нестерова болота, а от болота на сосну, что стоит сосна у огорода: у деревни у Рожкова, да Рожковскою огородою по ямам старою межею да к огороде к Захаровской деревне, да огородою Захаровские деревни монастырской же старою межою по ямам, да з старые межи направо поперек Павловского бору по граням и по ямам, да налево по огороде по старой Захаровские деревни по граней и по ямам старою межею, да на Першин колодяз, а от Першина колодязя по граней и по ямам на Нефедовской колодяз, а от Нефедовского колодязя старою межою да на сосну, а от сосны на дуб, а от дуба на другую сосну, а от сосны направо по ямам в подол да на ел, а от ели по ямам да на дорожку, что идет дорожка от Мелецкого сельца к Филиповскому селу, да з дорожки налево по ямам да к вымлу к городе к деревне к Дворищу к монастырской, да огородою по ямам на виловатую сосну, а от виловатые сосны на вяз старою межею, а от вяза поперек лугу Кожевниковского по ямам к липовому кусту до реки до Шерны по гранем и по ямам, направе земля и лес великого князя Мелецкого сельца, а палеве земля и лес Чюдовского монастыря Филиповского села, да Рожковские деревни, да Захаровские деревни, да деревни Дворища, монастырских жо деревен Филиповского села. А лугом великого князя межа Мелецкого сельца, что луги Мелецкие за рекою за Мележею, с Чюдовского ж монастыря луга Филиповского села: от реки от Мележи на клен, а на клену гран, а от клену по ямам да на дуб, а на дубе грань, да к Зимнему становищу, да от Зимнего становища к Семеновскому болоту по гранем и по ямам, направе великого князя луги Мелецкого сельца вверх по реке по Мележе, а налеве Чюдовского монастыря луги Филиповского села вниз по реке по Мележе до Паточины до Даниловского перевесья до Мелецкого же сельца лугов. А межу указывали великого князя крестьяне Мелецкие: Олексейко Осташов, да Ивашко Огафонов, да Софонко Федков, да Осташ Ивашков, да Влас Васюков, да Савелко Торасов, да Илейка Игнатов, да Ивашко Софонов. А на розъезде были у князя Васильа Ивановичя: Игнатей Федоров сын Татищева, да Спиридон Одинцов лета 7012 февраля осмый день. А подпис у розъежжие грамоты великого князя дьяка Васильа Нефимонова. А печят князя Василья Ивановичя Голенина.

И Григорей Федорович с товарищи обоих истцов поставили, да список судной и чертеж и грамоты жаловалные положили перед великим князем Васильем Ивановичем всеа Русии. И княз великий Василей Иванович всеа Русии, выслушав список и грамоты жаловалные обоих истцов, велел Григорью Федоровичю с товарищи ответчика Чюдовского монастыря приказщика Юшка Захарова по жаловалным грамотам и по розъежжой грамоте писца своего князя Василья Иваповичя Голенина оправити, и луг спорной на реке на Мележе велел присудити к селу Филиповскому и к деревне к Черной Чюдовского монастыря; а велел тот луг ехав отвести дворцовому диаку Ивану Горбатому, и ямы покопати, и грани покласти по той меже по розъежжой грамоте писца своего князя Василья Голенина. А ищею Стромынского монастыря келаря Гурья велел обвинити.

И по великого князя слову Василья Ивановичя всеа Русии Григорей Федорович с товарищи по сему списку велели судьям ответчика Юшка Захарова оправити, а ищею келаря Гурья велели обвинити, и луг спорной велели присудити Чюдовского монастыря к селу к Филиповскому к деревне к Черной по жаловалным грамотам и по розъежжой грамоте по княже Васильеве Ивановичя Голенина. И Григорей Федорович к списку и печят свою приложил лета 7029-го июня в 21 день. А подпись на списке великого князя дьяка Суморока Путятина.

И по Григорьеву слову Федоровичя с товарищи судей Спиридон Одинцов да Федура Левонтьев ответчика Юшка Захарова, приказщика Чюдовского манастыря Филиповского села, оправили, а ищею келаря Гурья Пречистые Стромынского монастыря обвинили, и луг спорной присудили Чюдовскому монастырю к селу к Филиповскому и к деревне к Черной по жаловалным грамотам и по розъежжей грамоте князя Василья Ивановичя Голенина.

А на суде и на обыску были: сотник Шеренской Осташ Данилов, да Сава Михалев, да Некрас Осташев, да Окул Онаньин, да Митя Матфеев, да Сидор Олехов, да Игнат Яковль, да староста Филиповской Перша Ортемов, да Фрол Микитин, да Иев Софронов.

К сей грамоте правой судьи Спиридон Одинцов да Федура Левонтьев и печати свои приложили лета 7029-го июля в 1 день.

(Подписи): К сей правой грамоте Спиридон Андреев сын Одинцов руку и печят свою приложил.

К сей правой грамоте Федура Леонтьев руку и печять свою приложил.

Печати плохо сохранились. На обороте по склейкам подписи Одинцова и Леонтьева.

3. – 7042 г. Розъезжая грамота на землю вел. князя села Коведяева деревни Высокие поместье Тр. Фед. Панова от земли Троицкого Махрищскаго монастыря села Зеленцына.

Подлинная, на 1 листе. 81/2 вершков в длину и 63/8 вершка в ширину. На обороте подписи. Были приложены две печати судей, которые ныне не сохранились.

Вот ее полный текст:

По государеве великого князя Василья Ивановича всея Русии грамоте, по судному списку, доложа государя великого князя Василья Ивановича всея Русии, судьи Григорей Семенов сын Кроткого да Дмитрей Федоров сын Соколов розъехали землю великого князя села Коведяева деревни Высокие Третиякова поместные (?) Федорова сына Панова от Троецкие земли Махрищьского монастыря села Зеленцина, куды великого князя старожилци Коведяевские Митя Олабугин, да Яков Фатьянов, Да Клим Олферов, да Онофрей. да Семен Смолин судей по земле вели; а монастырские старожилцы Троецкие Махрищьского монастыря: Ондрей Яшкин, да Степан Ондреев, да Иван Сидоров, да Степан Мужило, да Гаврило Логинов перед судьями с ними ж вели и сказали перед судьями, что монастырской земле Зеленцинского села от великого князя земли Коведяевского села деревни Высокие то и межа: от деревни от Тябловские, от речки от Судебашки, от конопляника, что за боярским двором, а у речки у Судебашки на берегу яма; да поперег болотца по Снытьному врагу вверх к березке, а под березкою яма. А Снытной враг, покосы и пашенная земля на обе стороны по половинам. А от березки через путик, что путик лежит от Тяблова к Зеленцину, поперег Снытного врага через путь на яму на водороину, а яма середи врага. А от ямы тем жо врагом к дороге к болшой Московской, что лежит от Коведяева к Зеленцину, да через болшую дорогу к сосновому пни, а на пни гран, а подо пнем яма. А пен стоит возле дорогу, едучи от Зеленцина к Коведяеву, налеве. А ото пни тем жо Снытным врагом вверх вепринкою по осеку к сосновому пни, а на пни гран, а подо пнем яма. А от сосново пни по рокитовому кустовью и по ивовому осеком. А враг Снытной на обе стороны по половинам. Да по тому жо врагу к падубком к ивовому кустовью, да от ивово кустовья к двема березкам, а под березками яма. А от дву березок осеком из Снытного врага направо в малой вражок, а Снытной враг пошел налево; а малым вражком осеком вверх, да из малово вражка направо межищом старым, а у старово межища яма, а вражок малой пошел налево ж. А по обе стороны у тех врагов, и у Снытново врага и у малово вражка, что пошли налево, пришла земля монастырская Зеленцинского села. А от тое ямы направо старым межищом к горе по осеку промеж пашенные земли, через дорошку, что лежит дорошка от Высоково к Клоповникову, а у дорошки яма. А через дорошку тем жо осеком возле дуброву через путик, что лежит путик от Высокого к Новинкам к Филипове деревне Кроткого, а у путика яма. А через путик тем жо межищом возле дуброву в Стрелицу во взножьи к Смолинской земле к Шолоховскому врагу; а в Стрелице во взножи у Шолоховского врага останочьная яма. И от речки от Судебашки идучи по Опытному врагу по граней и по ямам и до Стрелици до взножи и до Шолоховского врага до останочьные ямы направе земля великого князя села Коведяева деревни Высокие Третьякова поместья Федорова сына Панова, а налеве земля Троецкая Махрищьского монастыря села Зеленцина. – А на розъезде были с судьями дети боярские: Давыд Иванов сын Макаров, да Плохой Васильев сын Конков, да Нечай Григорьев сын Конанов; да великого князя крестьяне: Иван Тиров Офонасьев сын Грибачев, да Поздняк Данилов сын Желнин; да те ж великого князя старожилци: Митя Олабугин с товарищи да монастырские сторожильци: Ондрей Якшин с товарищи. – А розъежжую писал Русин Григорьев сын Кроткого, потому что отец его Григорей по грехо(м) болен и руки ему приложити не мочно к розъежжой грамоте. – А к сей розъежжой грамоте судьи Григорей Семенов сын Кроткого да Дмитрей Федоров сын Соколов печати свои приклали, а Дмитрей Федоров сын Соколов к розьежжой и руку свою приложил. – А у докладного списка печат государя великого князя. А подпис на списке великого князя дияка Офонасья Курицина. А розъежжая писана лета 7042-го.

На обороте:

К сей розъежи грамоте Дмитрей Федоров сын Соколова судья руку приложил. – По сей розъежжей грамоте Давыд Иванов сын Макарова судьями на розъезде был и руку свою приложил. – По сей розъежжей грамоте Плохой Васильев сын Конкова судьями на розъезде был и руку свою приложил. – По сей розъеждей грамоте Нечай на розде был и руку свою приложил.

4. – 7050 г. Данная Юр. Вас. Кокошкина на 4 деревни (Новиково, Обрамово, Касьяново и Онаньино) на р. Веле в Переславском уезде в Бускуповском стане, отданныя им в Угличский Покровский монастырь на помин родителей и брата.

Подлинная, на 1 листе, 83/4 вершка в длину и 6¼ вершков в ширину. На обороте подписи.

Вот ее полный текст:

Се яз Юрьи Васильев сын Кокошкин. Што меня благословил и дал брат мой Федор Васильевич Болшой четыре деревни Новиковские на реце на Веле в Переславском уезде в Бускуповском стану, да и купчюю мне Федор свою на те деревни дал, почему купил у брата у Костянтина у Семенова сына Головина. И яз Юрьи те деревни: деревню Новикове, деревню Обрамово, деревню Касьяново, деревню Онаньино дал в дом Пречистые чеснаго ее Покрова на Углече по своем отце по Васьяне по иноке, и по матери по своей по Марье, и по брате по Федосье по иноке, и по своих родителех игумену Пимину з братьею, те деревни со всеми угодьи, что к тем деревням изстарины потягло, куды соха и топор и коса ходила, с лесы, и с луги, и с пожнями и со всеми угодьи; да и купчюю есми брата своего им дал, почему те деревни купил. А преже того по Федосье дано к Покрову Пречистой в м(он)астыр вкладу 50 рублев, а ныне дал четыре деревни, и за те 50 рублев и за четыре деревни игумену Пимину священницы и з братьею написати (в) вседневной сенаник отца нашого Васьяна инока, да матерь нашу Марью, да брата Феодосья, да Федора, да и меня, и поминати их по всяк день; а на Федоров день Секиота по Федосье и корму на братью быти з году на год и доколе обитель стоит. А после игумена Пимина которые иные игумены будут, и им потому ж поминати и братью кормити; а не учнут по сей даной игумены которые ходити, и мне Пимину и Феодосью с ними суд перед Спасом. И они бы пожаловали не розоряли, ходили по сей даной. А на то послуси Григорей Игнатьев сын Тоболина да Дмитрей Иванов сын Лошакова. А даную писал Назарко Иванов сын Каменского лета 7050-го.

На обороте:

К сей даной грамоте Юрьи Кокошкин руку приложил

Послух Григорей Тоболин руку приложил.

Послух Дмитрей Лошаков руку приложил.

5. – 7054 г. апреля 7. Грамота вел. князя Ивана Васильевича о пожаловании волостеля Кубенскаго Р. Б. Голохвастова („ведает и судит тое волость Р. Б. Голохвастов сам во всем“). Напечатана в 4-ой книге Чтений 1817 г., стр. 102–103, №2.

Подлинная. Привесная двухсторонняя печать из красного воска очень хорошо сохранилась (двуглавый орел и св. Георгий).

6. – (7057 г.) Грамота вел. князя Ивана Васильевича о пожаловании И. Б. Голохвастова гор. Шуею „с правдою, и с пятном и с корчмою в кормление“. Напечатана в 4-ой книге Чтений 1847 г., стр. 103, № 3.

Подлинная. На обороте надписи: 1) „князь великий Иван Васильевич всея Русии“; 2) „царь и великий княз Иван Васильевич всеа Русии по сей грамоте пожаловал Игнатья Борисовича Голохвастова………………………

город Шую с правдою, и с пятном и с корчмою на другой год от Оспожцына лета 7050 осмаго до Оспожцына дни лета 7050 девятого. А подписал царя и великого князя диак Иван Выродков“. Первая и начало второй надписей не были прочтены ранее. Нижняя часть грамоты (отрезок) с печатью оторвалась; в самом низу написано другими чернилами: 3 рубли бесчесть. ти“ (безчестье?). Привесная печать краснаго воска ныне раскололась на две части по шнуру; изображения на ней отчетливы (двуглавый орел и св. Георгий).

7. –7057 г. мая 10. Грамота царя Ивана IV в Козелеске И.Б. Голохвастову о посылке к нему на службу служивых татар поместных. Напечатана в 4-ой книге Чтений стр. 104, № 6.

Подлинная. Столбец длиною 81/2 вершков, шириною 31/4 вершка. Печать чернаго воска, приложенная к грамоте на обороте, сохранилась, но никаких изображений на ней ныне нет.

8. – Грамота царя Ивана IV о пожаловании И.Б. Голохвастова Пунемою, Шубачем и Вещь-озером под Г. С. Плещеевым в кормленье. Напечатана в 4-ой книге Чтений стр. 103–104, № 4.

Подлинная. Привесная печать краснаго воска на половину сохранилась; изображения – двуглавый орел и св. Георгий.

9. – 7061 г. мая 4. Грамота царя Ивана IV о пожаловании Р.Б. Голохвастова Троецкою третью в Заозерье под Ив. Замыцким в кормленье. Напечатана в 4-ой книги Чтений, стр. 104, № 5; дата не совсем верно прочтена, написано: „лета 7061-го майя 4 д(ень)“.

Подлинная. Привесная двухсторонняя печать краснаго воска очень хорошо сохранилась (двуглавый орел и св. Георгий).

10. – 7069 г. марта 7. Грамота царя Ивана IV о даче подвод И. Б. Голохвастову от Москвы до его вотчины сельца Петровского. Напечатана в 4-ой книге Чтений, стр. 105, № IX.

Подлинная. Приложенная на лицевой стороне печать (черного воска, двуглавый орел) хорошо сохранилась. Одна из находящихся на обороте надписей неверно прочтена, надо читать: „дать подводы на подворье“.

11. – Выпись из книг Московского уезда письма и меры Л. Кологривова и подъячего Д. Скирина 131 и 132 гг. 1) о вотчинах: а) Д. Ф. и Н. Нащокиных – д. Рубцово, Уланково тож, пустошах Щепино и Ябедино; б) кн. Л. Селеховского – жеребей пуст. Ябединой, пустоши Петушки и 2) написанном „в порозжих землях“ поместьи кн. С. А. Черкасского – пуст. Трушкова. Отрывок, конца нет.

Подлинная, на 3 столбцах. На обороте по склейкам: „диак – Ав……..“.

12. – 7169 г. сентября 8. Полюбовная деловая запись вдовы Аксиньи Г. Голохвастовой (рожд. кн. Козловской) и ея детей Павла, Алексея и Прасковьи в полюбовном разделе поместий в Романовском и Галицком уездах с пасынком Мартыном и его сестрой Аграфеной. Подлинная, на 2-х столбцах. На обороте подписи: 1) Дм. Жеребцова вместо Голохвастовой и ея детей, „что оне грамоте не умеют“ и 2) четырех послухов.

13. –7170 г. апреля 29. Заемная служилая кабала Андрея Васильева – (занял у стряпчаго М. В. Голохвастова 3 рубля на год – „служить... во дворе по вся дни“).

Подлинная. На обороте подписи и помета об явке кабалы перед Г. Б. Нащокиным и дьяком С. Чашниковым. На лицевой стороне вверху помета о записи кабалы в книги, внизу приметы Васильева. На 1 столбце, длиною 73/4 вершка.

14. – 7177 г. Выпись, данная С.Ф. Аксаковым и подъячим Ф. Гавриловым о межах земли церкви св. Николая и Льва епископа Катанскаго в с. Лучинском.

Подлинная, на 6 столбцах. В конце выписи на лицевой стороне не той рукой, которая писана выпись: „к сей выписи Сергей Федорович Оксаков печать свою приложил“. Печать перстневая, из черного воска, хорошо сохранилась, но ныне оторвана от столбца и лежит отдельно. По склейкам: „подъячей Федосий Гаврилов“.

15. – 7178 – 7206 гг. Четырнадцать отпускных памятей, данных разными лицами крестьянским девкам по случаю выхода их замуж за крестьян стряпчаго М.В. Голохвастова в его вотчинах и поместьях (Ярославских и Чухломских).

Подлинный, на 14 столбцах, с подписями разных лиц на обороте.

16. – „Список памяти слово в слово“ И. Н. Готовцева, данной крестьянской девке по случаю выхода ея замуж за его Готовцева крестьянина (в случае смерти последняго ,,той крестьянке воля с дочерьми без выводной, куды она похочет“).

На одном столбце.

17. – После 7179 г. Данная В.А. Трубицына на полоннаго его человека Гр. Павлова с женою и дочерью, отданных им в приданныя за его родной сестрой.

Подлинная, с подписью на обороте, на 1 столбце.

18. – 7181 г. января 27 г. Жалованная грамота царя Алексея Михаиловича стольнику Ив. Дел. Голохвастову на 140 четвертей из его поместья пожалованных в вотчину (в Алаторском уезде, в Пьянском стану, село Шарапово и в Арзамасском уезде в Залесском стану жеребей села Печорок).

Печатная, со вписками. Атлас, которым закрыта грамота, кустодия из парчи у печати и самая печать (двусторонняя висячая красного воска) очень хорошо сохранились.

На обороте: царь и великий князь Алексей Михаилович, всеа великия и малыя и белыя Росии самодержец.

Справил Ивашко Ахматов.

19. – 7187 г. Отпускная, данная кабальному человеку В. Я. Голохвастова Ан. Казакову с женою …………………...Милославским,       И.Д. Голохвастовым, М.И. Деремонто, И.Д. Голохвастовым, Покровским протопопом Максимом Ивановым по случаю смерти В. Я. Голохвастова.

Подлинная, на 1 столбце. Начала нет. На обороте вверху конец подписи: ,,      ………руку приложил“; внизу по склейке: „диак“.

20. – 7195 г. мая 17 д. Обыск подъячаго Новоторжской приказной избы Петра Постникова про пустоши Борисоглебскаго монастыря в Новоторжском уезде Дорогожской волости п. Белозерово и Хохлушу и Жалинской волости п. Козлиху (между Торжком и Старицею).

На 3-х столбцах, вверху приклеен современный чертеж местности в красках, размером 91/2 х 71/2 вершков. Современный список, засвидетельствованный П. Постниковым.

21. – 7195 г. июля 3. Письмо И.И. Голохвастова из Крымского похода к матери своей. Напечатано в 5-ой книге Чтений 1847 г. стр. 97, № XX.

Подлинное. Приложенная на обороте печать хорошо сохранилась.

22. – 7201 г. Выпись из писцовых и межевых книг (а) 131 и 132 гг. письма и мери Л. Кологривова и подъячаго Дружины Скирина и б) 136 и 137 гг. Г. Бобрищева- Пушкина и подъячаго А. Непейцына), данная стольнику И. Н.Нащокину на его выслуженную вотчину на пустошь Одинцово в Сурожском стане Московского уезда.

Подлинная, на 4 столбцах. По склейкам: „диак Леонтей Уланов“. На обороте: „писал Марчко Афонасьев“.

23. – 7201 г. сентября 5. Царская грамота писцам о межевании земель Ив. Нащокина в Сурожском стане Московского уезда сельце Рубцове и дер. Ябединой с смежными пустошами, помещиковыми и вотчинниковыми землями. Начала нет.

На 5 столбцах. По склейкам: „дьяк       (Се)мен Васильев“. На обороте: „справил Ивашко Лосев“.

24. – 7202 – 7204 гг. Две отпускных памяти крестьянским девкам, данныя: 1) вдовою М.Г. Охлебининой – „на все 4 стороны, куда она похочет, в какую державу ни есть“ и 2) 0.И. Горталовым – „на волю, на все 4 стороны, куда она похочет“.

Подлинная, с подписями на обороте, на 2 лл.

25. – Ок. 7204 года. Грамота из Патриаршего Казенного приказа за приписью дьяка Андрея Владыкина и справой Дм. Аврамова о земле погоста Рождественского (Юркина) на малой Истрице, захваченной Голохвастовыми. Историч. сведения о селе, в дополнение к сообщаемым в сей грамоте, см. в „Исторических материалах о церквах и селах XVI–ХУШ вв., В и Г. Холмогоровых, вып. 3-й, Загородская десятина, М. 1886 г., стр. 258–263 и в „Историч. описаний Воскресенского (Новый Иерусалим) монастыря“, составленном архим. Леонидом, М. 1876 г., стр. 504. – Любопытна по судьбе этого села и высказанным от имени патр. Андриана взглядам на церковную собственность при решении этого дела в июле 1693 г. Церковный причт, коему присуждена была земля, ,,за насильным влaдениeм и за обидами людей и крестьян“ Ив. Голохвастова, счел за лучшее отдать ее внаймы на 3 года Воскресенскому (Новый Иерусалим) монастырю....

Подлинная, на 14 лл., со скрепой дьяка Владыкина по склейкам. Без начала. Вот ее полный текст:

.... к церкви Рождеству Христову написано пашни паханые – церковные середние земли 4 чети, перелогом 3 чети с осминою, лесом поросло 30 чети в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен, лесу испашенного 4 десятины. И тою де церковною землею владеют окольничей Иев Демидович да сын его Иван Голохвастовы, и построили де на той церковной земле себе вотчинников двор близ самой церкви, и в том де дворе живут деловые их люди, и чинят им многие обиды, и налоги и утеснение, и к 201-му году церковную землю насеяли рожью. А их де вотчинниковы земли никакой близ той церкви нет; а которая де земля их и есть, и то за писцовою межею особо, а им де попу с причетники руги по договору денег по 8 рублев с полтиною, хлеба ржи по 15 чети, овса потому ж на год со 194-го году, и церковною землею он окольничей Иев Демидович и сын его Иван Голохвастовы владеть не дают, и с того погосту и с церковной земли без указу святейшего патриарха их ссылают, хотя тем погостом и церковною землею завладеть; а строенья де никакова в той церкви окольничего Иева Демидовича нет. И святейший патриарх пожаловал бы их, велел дворовое строение окольничего Иева Демидовича и сына его Ивана Голохвастовых с той церковной земли снесть, и землю очистить, и в полях церковную землю с насеянным хлебом, что сеяли к 201-му году, отдать к церкве, и тою церковною землею владеть им, а с Поместным приказом справитца памятми, за кем тот погост в писцовых книгах написан.

И марта ж в 22 день против вышеписанного челобитья окольничего Иева Демидовича Голохвастова человек его Данилко Афонасьев в допросе сказал: попу де Григорию с причетники денежная и хлебная руга по договору за прошлые годы дана в полности без росписок, а церковною де землею владеет он поп с причетники пашни но 2 десятины, а сена косят на 50 копен; а досталъною церковною землею владеет окольничей Иев Демидович по договору с ним попом, и тем де селом Рождественным погостом владеет по крепостям, и из того села его попа Григория он окольничей Иев Демидович без указу святейшего патриарха вон не высылает, тем де он клеплет его напрасно.

И в прошлом же 201-м году апреля в 4-й день по указу святейшего патриарха против вышеписанного попа Григория челобитья послана в Помесной приказ память, велено из писцовых книг Московского уезда письма и меры Лаврентия Кологривова да подьячего Дружины Скирина 131-го и 132-го годов выписать: в Сурожском стану погост на речке Малой Истрице, а в нем храм каменной во имя Рождества Христова да в пределе Алексея митрополита да теплая церковь Петра митрополита в погостех или за кем в вотчине или в поместье написано, и что в том погосте церковные земли пашни, и сенных покосов, и иных каких угодий, и на каких урочищах? И межа той церковной земли написана ль, и по каким урочищам и с кем в смежье? А выписав отписать в патриарший Казенный приказ.

Да того ж апреля 4-го числа бил челом святейшему патриарху окольничей Иев Демидович Голохвастов: били де челом святейшему патриарху поп Григорей да дьячек Поликарпко будто де он им по договору со 194-го году по 201-й год руги не давал и о том де они бьют челом ложно. А ругу де люди его, которые были на приказе в селе Рождественном, им давали всю сполна, и, брав де они ругу, по вся годы данные деньги платили; а естли б де люди его руги не давали, и они б де по вся годы о том били челом святейшему патриарху. Да они ж де в челобитье своем писали, будто де они с сыном своим тем Рождественным погостом и церковью владеют неведомо почему насильно, и на самых де кладбищах построили дворы свои и люцкие, и чтоб де по досмотру двор его сломать. А он де тем погостом, и церковью, и землею владеет по крепостям, а не насильно, и двор его построен не на самых кладбищах, на тех ж местах, где преж сего родственников его бывали дворы, и будто де та вотчина Рождественской погост и церковь по писцовой книге 131-го и 132-го годов писца Лаврентья Кологривова да подьячего Дружины Скирина написано за окольничим за Федором Леонтьевичем Бутурлиным к селцу Юркину; а о том де дядя его Богдан Голохвастов у писца оспорил, а Москве де в Сыскном приказе после того спору во 155-м году по судному делу в том Рожественном погосте и в церкви Рождества Христова дядя его Богдан во всем оправлен. А тое де церковь на той земле строил прадед его Яков Голохвастов, и по обещанию в той церкви он лежит, так же и многие ближние родственники его и младенцы у той церкви лежат и цки каменные на них положены, и на цках имена родственников его подписаны за многие годы, а не Бутурлиных. А владеет де он тем погостом и церковью со всеми угодьи со 187-го году по купчей и по родству брата своего думного дворянина Василья Яковлевича Голохвастова, и по полюбовному розделу з братом своим родным с Иваном Голохвастовым тот Рождественской погост, и селцо Татищево, и деревню Пирогово, и село Петрово, и пустош Ананкино, и с иными пустошми и со всеми угодьи продал им прадедовскую и дедовскую и отцовскую вотчину. И как брата его думного дворянина Василья Яковлевича не стало, и после де тое вотчину спорила дочь его боярыня княгиня Овдотья Васильевна, что за боярином за князем Михаилом Григорьевичем Ромодановским, чтоб по близости отставя купчую отца ее тое вотчину отдать ей; и в том де была у них очная ставка, а в той де вотчине по указу великих государей ей отказано, а указано де тою вотчиною владеть им. Да после де того вершенья муж ее боярин князь Михайло Григорьевич Ромодановской бил челом о той вотчине, которую продал им тесть его думной дворянин Василей Яковлевич, о деньгах блаженные памяти святейшему Иоакиму патриарху, чтоб на них взять и отдать ему; и в деньгах де боярину князю Михаилу Григорьевичю отказал же. И тот Рождественской погост со всеми угодьи по тем приговором и по полюбовному их розделу з братом его родным с Иваном Голохвастовым во 193-м году за ним отказан; а спору де и челобитья в Помесном приказе у записной вотчинной купчей книги и в Казенном приказе и на отказе ничего не было. Да в Помесном де приказе в старых приправочных книгах написано писца Тимофея Хлопова 93-го и 94-го годов тот Рождественской погост за родственники его за Федором да за Алексеем Ивановыми детьми Голохвастовыми. И они де поп и дьячок били челом святейшему патриарху ложно ж, хотя его напрасно испродать и изубытчить, будто он им руги не давал, и насилно владеет неведомо почему тем погостом и церковью, и иx де вина вся стала явна. И святейший патриарх пожаловал бы его, не велел такому их ложному неправому всему челобитью поверить, и руги у него напрасно взять, и того Рождественского погосту и с церковью и землю им мимо крепостей его отдать, и от старой родственной их вотчины отженуть, а ими такова над ним обрасца учинить, и государевых указов нарушить, а велели бы по прежнему тою их родственною старинною крепостною вотчиною погостом и церковью со всеми угодьи владеть ему.

А в списках с крепостей, каковы положил думного дворянина Иева Демидовича Голохвастова человек его Данилко Афонасьев, написано:

В записи стольника Ивана Васильева сына Олферьева, какову он дал окольничему Тимофею Федоровичю Бутурлину 158-го году написано: стольник Иван Васильев сын Олферьев. В прошлом во 157-м году приставил к нему окольничей Тимофей Федорович Бутурлин в вотчинном неочищенье и в убытках в 2070 рублех, что продали мать его Дарья Матвеевна, да брат его болшой Михайло Васильевич Олферьев, и он же Иван в Московском да в Звенигороцком уездех вотчину свою селцо Юркино с пустошми, а в нем храм каменной Рождество Пречистые Богородицы да в пределе Алексея человека Божия, да другой храм древян завалился, да пустош, что была деревня Шишкина, да пустошь Сиделникова на речке на Истрице, да пустошь деревня, что была Козлова Борода на речке на Негуте, да пустошь Ананкино на речке на Истрице ж на Малой. И то селцо Юркино, да в нем храм каменной, да пустошь Ананкино Московском уезде; а четвертные пашни в селе и в пустоши 70 чети с осминою. И у окольничего Тимофея Федоровича Бутурлина взято по приговору окольничего Бориса Ивановича Пушкина с товарищи и отдано стольнику Василию Яковлеву сыну Голохвастову погостною землею. И он Иван, не ходя в суд с окольничим с Тимофеем Федоровичем Бутурлиным, помирился, дал он Иван ему Тимофею Федоровичу за ту взятую вотчину за село Юркино, и за пустошь Ананкино, и за убытки против приставной памяти вотчину свою в Звенигороцком уезде пустошь Вантеево, что было село Николское, со всеми угодьи по старым межам и писцовым книгам, а в ней четвертные пашни 76 чети. Подлинная запись писана на Ивановской площади в 158-м году марта в 7 день с послухами.

В записи ж окольничего Тимофея Федоровича Бутурлина, какову он дал стольнику Ивану Олферьеву 158-го году написано: окольничей Тимофей Федорович Бутурлин. Продала Васильева жена Романовича Олферьева Дарья Матвеевна з детьми своими с Михаилом, да с Иваном Олферьевыми вотчину свою в Московском и в Звенигороцком уезде село Юркино с пустошми, а в нем храм каменной Рождества Пречистые Богородицы да в пределе Алексея человека Божия, да другой храм завалился, да пустошь что была деревня Шишкина, да пустошь Седельникова на речке на Истрице ж, да пустошь что была Козлова Борода на речке на Негуте, да пустошь Ананкино на речке на Истрице ж на Малой отцу его окольничему Федору Леонтьевичю Бутурлину; и ис той проданой вотчины у него то селцо Юркино в Московском уезде, а в нем храм каменной Рождество Пречистые Богородицы, а освящен тот храм каменной во имя Рождество Христово да в пределе Алексея человека Божея, да другой храм древян завалился, да пустошь Ананкино, а четвертные пашни в селе и в пустоши Ананкине 70 чети с осминою. Взято и отдано стольнику Василию Яковлеву сыну Голохвастову за погостную землю.

И в прошлом во 157-м году приставил он окольничей Тимофей Федорович к стольнику к Ивану Васильеву сыну Олферьеву в той своей взятой вотчине и в неочищенье и в убытках в 2070 рублех; и Иван Олферьев, не ходя с ним в суд, помирился, дал ему за ту вотчину за село Юркино и за каменной храм и за пустошь Ананкино и за убытки против приставной памяти вотчину свою в Звенигороцком уезде пустошь Вантеево, что было село Никольское, со всеми угодьи и по старыми межам и по писцовым книгам, а в нем четвертные пашни 76 четьи. И впредь ему окольничему Тимофею Федоровичю Бутурлину и жене его и детем и роду на столпике на Иване Олферьеве за то селцо Юркино и за пустошь Ананкино, что отдано Василью Голохвастову, и за убытки против приставной памяти тех убытков не спрашивать. Подлинная запись писана на Ивановской площади с послухами в 158-м году марта в 7 день.

В купчей думного дворянина Василья Яковлевича Голохвастова, какову он дал братьям своим думному дворянину Иеву Демидовичю да стольнику Ивану Демидову сыну Голохвастовым 187-го году написано: думной дворянин Василей Яковлевич Голохвастов продали братьям своим думному дворянину Иеву Демидовичю да стольнику Ивану Демидову сыну Голохвастовым и их женам и детям впрок без выкупу старинную родовую свою вотчину в Московском уезде в Сурожском стану село Петрово на речке на Истрице, а в нем церковь древянная во имя Похвалы Пресвятые Богородицы да в пределе Алексея чюдотворца со всякою церковною утварью, да двор вотчинников со всякими строеньем, да деревню Пирогово на речке на Малой Истрице, деревню что было селцо Татищево на речке на Истрице; а к селцу Татищеву погост Рождественской, а на том погосте церковь каменная во имя Рождество Христово, в пределе Алексея митрополита, со всякою церковною утварью, пустошь Ананкино, пустошь Аникиево на речке на Истрице, пустошь Будцово, а Бурцово тож, на речке на Истрице, пустошь Сумороково на суходоле, пустошь Истомино на суходоле, да в Звепигороцком уезде в Тростинском стану пустошь что было селцо Соколово, пустошь что была деревня Рябкова, пустошь что была деревня Шабанова, пустошь что была деревня Кинелова, пустошь что была деревня Горки, пустошь что была деревня Макарова пустошь, что была деревня Красная Гора, пустошь что была деревня Колягина, а Рудаково тож, пустошь Бабкино, Карягино тож, пустошь Степанково, а Степурино тож. А в том селе Петрове, и в деревне Пирогове, и в деревне, что было селцо Татищево, крестьянские и бобылские дворы, а в них крестьяне и бобыли з женами и з детьми и з братьями и с племянники и со внучаты и с пасынки и с приимоши и з захребетники по писцовым и по переписным и по отказным книгам с пашнею и с лесы и с сенными покосы и со всеми угодьи, куды к той его вотчине изстари по тяглу ходил плуг и соха и коса и топор, по старым межам и граням и урочищам; а четвертная пашня и всякое угодье в том селе Петрове и в деревнях и в пустошах по писцовым книгам. А взял он думной дворянин Василей Яковлевич у них братьев своих у думного дворянина у Иева Демидовича да у стольника у Ивана Голохвастовых за тою свою вотчину за село Петрово з деревнями и с пустошми и за крестьян и за всякое угодье 6000 рублев. Подлинная купчая писана на Ивановской площади с послухами в 187-м году декабря в 10-й день.

А в послушной великих государей грамоте, какова послана в Московской уезд в Сурожской стан в погост Рождественской, в деревню Татищеву, в деревню Пирогово, на пустошь Ананкино, на пустошь Аникиево, на пустошь Будцово, а Бурцово тож, на пустошь Сумороково, на пустошь Истомкино ко всем крестьяном, которые в той вотчине в погосте Рождественном и в деревнях живут, а на пустошах учнут жить, по челобитью думного дворянина Иева Демидовича Голохвастова в 193-м году июля в 15 день написано: велено тем крестьянам, которые в том погосте Рождественном и в деревнях живут, а на пустошах учнут жить, думного дворянина Иева Демидовича слушать, пашню на него пахать и доход вотчинников ему платить.

И в прошлом ж 201-м году апреля в 28 день в указе великих государей из Помесного приказу в патриарш Казенной приказ в памяти за приписью дьяка Василия Федорова написано: в книгах Московского уезда письма и меры Лаврентья Кологривова да подъячего Дружины Скирина 131-го и 132-го годов в Сурожском стану в вотчинах написано: погост на реке на Малой Истрице, а в нем храм каменной во имя Рождество Христово да предел Алексея митрополита Московского чудотворца, да теплая церковь Петра митрополита древянная клецки стоит ветх без пения, а в церкве образы местные строение прежних вотчинников. А починивал ти местные старые образы вотчинник ж окольничей Федор Леонтьевич Бутурлин; а свечи и книги и на колокольнице колокола строенье вотчинниково окольничего Федора Леонтьевича Бутурлина. Да на церковной земле во дворе поп Фалелей Васильев, во дворе дьячек Баженко Юрьев. Пашни паханые церковные середине земли 4 чети, перелогом 3 чети с осминою, лесом поросло 30 чети в поле, а в дву потому ж, сена по речке Малой Истрице 20 копен, лесу непашенного 4 десятины; а пашут тое церковную землю поп и дьячек и деловые люди на вотчинника на окольничего на Федора Леонтьевича Бутурлина. Да в том ж селе двор вотчинников окольничего Федора Леонтьевича Бутурлина. А по купчей 125-го году, что ему продала вдова Дарья Васильева жена Олферьева да дети ее Михайло да Иван Васильевы дети Олферьева село Юркино, а в той купчей та церковь каменная с пределы написано окольничему Федору Леонтьевичю Бутурлину. И о том погосте бьет челом царю государю и великому князю Михаилу Феодоровичю всеа Росии стряпчей Богдан Голохвастов. И межа той церковной земле писана по урочищам, и межу отводили церковной земле старожильцы Михайлов крестьянин Олферьева Мишка Аксентьев, да Богданов крестьянин Голохвастова Микифорко Лукьянов.

Да маия в 1 день того ж 201-го году бил челом святейшему патриарху окольничей Иев Демидович Голохвастов: бил де челом святейшему патриарху на него поп Григорей з дьячком, будто он владеет вотчиною своею в Московском уезде погостом Рождественным неведомо почему насилно, и будто де тот погост старое владенье окольничего Федора Леонтьевича Бутурлина; и то де он поп в челобитье написал ложно, так же и об ружных денгах бил челом ложно ж, а в старых де писцовых книгах Тимофея Хлопова 93-го и 94-го годов за родственники его написано за Федором да за Алексеем Ивановыми детьми Голохвастовых. И святейший патриарх пожаловал бы его, велел в Помесной приказ послать память и из Тимофеевых книг Хлопова выписав отписать.

И июня в 28 день против того его челобитья послана в Помесной приказ память, велено из старых писцовых Тимофеевых книг Хлопова 93-го и 94-го годов выписать: в Сурожском стану погост на речке на Малой Истрице, а в нем храм каменной во имя Рождества Христова да в пределе Алексея митрополита, да теплая церковь Петра митрополита в погостех или за кем в вотчине или в поместье написано, и что в том погосте церковные и вотчинные или поместные чьей земли пашни и сенных покосов и иных каких угодей порознь, и на каких урочищах, и межа той церковной земле написана ль, и по каким урочищам и с кем в смежье, и по тем старым писцовым книгам великих государей указы в Помесном приказе чинят ли?

И июля в 4-й день в указе великих государей из Помесного приказу в патриарш Казенной приказ в памяти за приписью дьяка Алексея Волкова написано: в Помесном приказе в приправочных книгах письма и меры Тимофея Хлопова с товарищи 93-го и 94-го годов в Сурожском стану в вотчинах написано: за Федором да за Алексеем Ивановыми детьми Голохвастова погост на речке на Истрице. а на погосте церковь каменная Рождества Христова да два предела Петр да Алексей Московские чудотворцы; пашни паханые церковные земли 14 чети, да перелогу 23 чети с осминою в поле, а в дву потому ж, сена 20 копен, лесу пашенного 4 десятины. А в указе блаженные памяти великаго государя царя и великого князя Алексея Михаиловича, всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца, и в боярском приговоре 156-го и 157-го годов, и в указе ж великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцев, и в боярском ж приговоре 195-го году февраля 17-го числа написано: велено верить писцовым книгам Московского уезда писца Лаврентия Кологривова 131-го и 132-го, а старым приправочным книгам того ж Московского уезда Тимофея Хлопова 93-го и 91-го верить не велено для того, что те писцы во 131-м году посыланы были за крестным целованием. Да в указе ж великих государей и в писцовом наказе 193-го, каковы даны были во 193-м году для письма валовым писцом, написано: которые церковные земли написаны имянно в писцовых книгах, и те земли отданы помещиком или вотчинником, и такие земли у помещиков и вотчинников отписать и писать в церковные земли по прежнему; а крестьян с тех земель помещиком и вотчинником свесть.

Да июля ж в 15 день били челом святейшему патриарху поп Григорей с причетники, чтоб святейший патриарх пожаловал их, велел по тому их делу указ учинить, и тою церковною землею по указу великих государей и по писцовым книгам быть к той церкви Рождеству Христову и владеть им; а которой хлеб, рожь и яровой на той церковной земле по приказу окольничего Иева Демидовича Голохвастова деловые его люди и крестьяне сеяли и сено косили, и тот хлеб зжать, и на той церковной земле до указу скласть. А двор его окольничего Иева Демидовича, которой построен на той церковной земле против указу великих государей, снесть.

И июля ж в 26 день того ж 201-го году великий господин святейший кир Адриан архиепископ Московский и всеа Росиии всех, северных стран патриарх, слушав выписки, указал: того Рождественского погосту церковною землею по писцовым и межевым книгам со всеми угодьи владеть тоя церкви попу Григорию с причетники и кто по них иные попы и причетники у той церкви впредь будут вечно и неотъемлемо. А что великую и необладаемую вещь тое церковь Божию, так же и церковную землю в прошлых годех при писцах и до ныне прежние и нынешние помещики и вотчинники, хотя тое церковную землю чрез писцовые дачи и посреди писцовой межи себе вечно усвоить, во многих письмах причиняя писали и называли своею вотчиною, и то все отставить для того: окольничей Федор Леонтьевич да Тимофей Федорович Бутурлины писали и причиняли тот Рождественской погост к вотчине своей к селцу Юркину, а тот Рождественской погост со всею церковною землею от села Юркина особо и за писцовою межею, да и в уезде не в том: селцо Юркино в Звенигороцком уезде, а Рождественской погост в Московском уезде; так же и окольничего Иева Демидовича Голохвастова от вотчинных его земель села Петрова и селца Татищева з деревнями и с пустошми тот Рождественской погост отошел особо ж, и полевая церковная земля и всякие угодья ото всех его вотчинных земель за писцовою ж межею и за гранми. Да и в купчей его окольничего Иева Демидовича Голохвастова 187-го году, какову на купленые его вотчины положил в Казенном приказе человек его Данилко Афонасьев, тот Рождественской погост причинен однажды, будто тот погост к селцу Татищеву; а в писцовых книгах тот Рождественской погост к селцу Татищеву нигде не написан. Да и в той купчей 187-го году ниже того однаждного неправого причинения за кои имяны вотчины по той купчей взяты деньги и в неустоячных статьях того Рождественского погосту с прямыми продаными вотчинами не написано и не поминулось, потому что не за свои земли денежное взятье и очистка в той купчей написать было невозможно. Да и прежние его Иева Демидовича Голохвастова родственники при писцах и после писцов вступались в тот особой Рождественской погост и того погосту в церковную землю, и причиняли себе вотчиною не делом ж, потому что в том Рождественском погосте помещиковы и вотчинниковы земли опроче церковной Рождественской земли ничего ни в которых писцовых книгах не написано. И потому такие неправые крепости святейший патриарх и указал отставить. А послушная великих государей грамота дана против челобитья, не справясь с писцовыми четвертными дачами и с указом великих государей, что которые церковные земли кому и в дачи отданы, и те церковные земли у тех людей велено отымать и быть им по прежнему в церковных землях. А что написано в писцовых книгах, что некоторое церковное строенье в той Рождественской церкви вотчинники строили, и церквей Божиих и утварей церковных строить никогда никому невозбранено и не запрещено; а по строению церковному земель церковных стройщиком себе вечно усвоять не повелось и не пристоит. – А что в сем деле в челобитье окольничего Иева Демидовича Голохвастова написано, что спору и челобитья в Помесном приказе у записной вотчинной книги, в патриарше приказе, и на отказе ничьево не было, и то его челобитье ему окольничему Иеву Демидовичю не во оправдание, потому что завел он такое непристойное и неправое челобитье в Поместном приказе, утаясь от домовых стряпчих. А на отказе такое его неправое дело оспорить было некому, потому что домовых патриарших вотчин близ того Рождественского погосту нет. И что на той церковной Рождественской земле окольничей Иев Демидович и сын его Иван Голохвастовы построили дворового какова строения, и то им строение с той церковной земли велит снесть, и крестьян свесть на свою вотчинную землю, а церковную землю очистить, потому в вышеписанном великих государей указе из Помесного приказу за приписью дьяка Алексея Волкова написано: которые церковные земли написаны имянно в писцовых книгах, и те земли которые и отданы помещиком или вотчинником, и такие земли велено у помещиков и у вотчинников отымать и быть им в церковных землях по прежнему, и крестьян с тех земель помещиком и вотчинником свесть. А что ныне на той церковной земле насеяно окольничего Иева Демидовича и сына его Ивана Голохвастовых какова хлеба и сена покошено, и тот хлеб и сено, описав при сторонних людех, велеть скласть на той ж церковной земли и свозить до указу святейшего патриарха с той церковной земли никому не велит; и о том послать грамоту в Звенигород Савина монастыря к архимандриту. А прежних лет той церковной земли во владенье на них владельщиков бити челом великим государем, чтоб великие государи пожаловали, велели за владенье той церковной земли указ учинить против своего великих государей указу, как написано в статьях писцовых наказов.

А строить та церковь Рождества Христова и усопших телеса у той церкви погребать и впредь никому невозбранно, точию по церковному строению и по погребению телес и ни по чему до церковной земли до всее ныне и впредь никому дела нет. А в Поместной приказ послать память, внесучи о той церковной земле из вышеписанного великих государей указу и из списка с послушной грамоты, чтоб впредь той церковной Рождественской и иных церковных земель в возных и в послушных грамотах и ни в каких укреплениях по таким же неправым челобитьям за помещики и за вотчинники ни за кем не писали, потому что та церковная Рождественского погосту земля в писцовых книгах написана имянно и обмежевана церковною землею; а помещиковы и вотчинниковы земли в том Рождественском погосте в писцовых книгах ничего не написано. Да и в своем патриаршем Казенном приказе указал святейший патриарх в приходных книгах и во всяких письмах впредь тот Рождественской погост писать так, как в писцовых книгах написано, а селом Юркиным, чего в писцовых книгах не написано, не писать.

И в прошлом 202-м году июня в 28 день против вышеписанного святейшего патриарха указу послана святейшего патриарха грамота в Звенигород Савина монастыря к архимандриту Селивестру, велено ему о владенье того Рождественского погосту церковною землею по писцовым и межевым книгам попу с причетники, и с церковной земли о сносе дворового и всякого вотчинникова строенья, и о своде крестьян, и об описке хлеба и сена учинить по вышеписанному святейшего патриарха указу; и что учинено будет, о том ко святейшему патриарху велено писать к Москве в Казенной приказ.

И августа в 9 день ко святейшему патриарху Савина монастыря архимандрит Селивестр писал и под отпискою той церковной Рождественской земли Савина монастыря крылошанина старца Пахомия Са- винского да подьячего Стефана Хренова досмотр и отказные книги прислал. А в досмотре написано: на Рождественском де погосте на церковной земле они ржи, которая к 202-му году сеяна, не застали, пожата вся и сено покошено и свезено; а на скольких десятинах ржи посеяно, и сколько снопов пожато, и сена сколько копен, – того неведомо. А по скаске стольника Ивана Голохвастова прикащика его Федки Назарова рож де зжата и сено скошено и свезено в вотчину его в деревню Татищеву. А ярового хлеба, овса и пшеницы, и ячмени, и конопел на той церковной земле посеяно по смете на 15 десятинах; а тот яровой хлеб сеяли стольника Ивана Голохвастова крестьяне. И того ярового хлеба при понятых люцех до указу святейшего патриарха стольника Ивана Голохвастова человеку его жать и возить не велели. А на досмотре той церковной земли были понятые: два человека попов, один дворовой человек, один человек староста, один человек целовалник. два человека крестьян, всего семь человек. А в отказных книгах клирошанина старца Пахомия да подьячего Стефана Хренова 202-го году написано: приехав они с понятыми на тот Рождественской погост стольника Ивана Голохвастова прикащику его Федке Назарову и деловым людям, которые живут на церковной земле, двор и всякое строение с той церковной земли снесть велели; а церковною землею и сенными покосы по писцовым и межевым книгам велели владеть того Рождественного погосту попу Григорию с причетники 1). А на отказе были понятые: два человека попов, один человек пономарь, один дворовой человек, один человек староста, один человек целовалник два человека крестьян, всего восмь человек.

А в скаске попа Григорья с причетники написано: в прошлом де

202-м году, а в коем месяце и числе, того он поп не упомнит, отдал в наймы церковную Рождественскую землю пашню и сенные покосы по писцовым и межевым книгам Воскресенского монастыря властям на три года по 205-й год, опроче трех десятин в поле, а в дву потому ж, и лугу, что по реке Истрице, которыми он и причетники ныне владеют, и письмо во владенье церковной земли в те годы им дал, для того что де ему попу Григорию и причетником той церковной земли пашни пахать и сено косить за насильным владеньем и за обидами людей и крестьян Ивана Голохвастова не возможно. А вместо де найму он поп и причетники у Воскресенских властей имали в 202-м и в 203-м году в розных числех денгами и всяким хлебом и скотиною; а что порознь чего взяли, и того сказать не упомнит. Да они же де власти хотели платить в те годы за него и за причетников данные деньги по окладу. А дале де тех урочных трех годов той церковной Рождественской земли иным укреплением он поп и причетники Воскресенским властям не укрепливали.

По склейкамъ: дьяк Андрей Владыкин…..

На обороте: справил Дмитрейко Аврамов.

26. – 1706 г. февраля 1. Подорожная от Москвы до рубежа „провиантмейстеру И.М.Голохвастову“ с подьячими, „посланы они с Москвы из Провианского приказа для осмотру хлебных запасов“.

Подлинная, на 1 столбце. На обороте подписи: „дьяк Иван Золотухин“ и „смотрил Никифор Крылов“. Печать очень плохо сохранилась.

Сообщил Действит. Член С.А. Белокуров.

1) См. об этом же в кн. Патриаршего Казенного приказа № 135 (131). И. И. Шимко. Патриарший Казенный приказ. М. 1894 г., стр. 108–109.


Источник: Акты архива Голохвастовых / С.А. Белокуров. - Москва : Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1907. - [1], 23 с.

Вам может быть интересно:

1. К материалам для истории Московских соборов 1666-1667 гг. Сергей Алексеевич Белокуров

2. Слово похвальное на пренесение мощей свв. Бориса и Глеба: неизданный памятник литературы XII века Хрисанф Мефодиевич Лопарев

3. Очерки по церковной географии и этнографии Сергей Алексеевич Терновский

4. Характер чудес Иисуса Христа и их доктринальное значение Михаил Осипович Вержболович

5. Юбилей 300-летия Брестской унии во Львове и столетняя борьба против нее в Галицкой Руси профессор Иван Саввич Пальмов

6. Какой смысл и значение имеет причтение святейшего патриарха Ермогена к лику святых протоиерей Иоанн Соловьёв

7. Вновь открытая Гезерская надпись профессор Иван Гаврилович Троицкий

8. Два важных вопроса в истории ветхозаветного канона: речь, произнесенная перед защитой диссертации "История ветхозаветного канона", 8 марта 1899 г. Нестор Константинович Дагаев

9. Странный ревнитель святыни семейного очага. [Рец. на:] Розанов В. В. В мире неясного и нерешенного профессор Николай Александрович Заозерский

10. Сущность и юридическая природа церковного властвования профессор Павел Васильевич Гидулянов

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс