Сергей Васильевич Булгаков

Протестантство

Вследствие неправильностей и злоупотреблений римского католицизма, в начале XVI в. среди католиков явились реформаторы, которые дали церковной жизни устройство на новых началах, ими самими измышленных, и отторгли от папы почти целую половину католического мира, образовав особые религиозные общества под общим именем протестантских. Это были на севере, в Германии – Лютер, на юге, в Швейцарии – Кальвин и Цвингли. От первого ведет свое начало лютеранство, а от второго и третьего реформатство, или кальвинизм. Вышедши из среды католиков, протестанты невольно и бессознательно удержали некоторые католические заблуждения. Так, они удержали католическое учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, обливание в крещении, употребление опресноков в евхаристии, органы при богослужении (не все, впрочем, протестанты), места для сидения в церкви. В других пунктах протестантские учения являются большей частью противоположностями католическим учениям, противоположностями крайними, но также несправедливыми, иногда еще более далекими от православия, чем католические отступления.

Главной задачей церковной реформации Лютер поставил восстановление христианства в духе апостольского века, а вслед за ним тою же целью руководились и другие реформаторы. Но, на самом деле, реформаторы не только не возвратили общества своих последователей к древней и божественной чистоте апостольской Церкви, а совершенно отторгли их от этой Церкви и лишили возможности иметь с нею живую связь. Апостолы источниками христианской веры признали как Св. Писание, так и Св. Предание, а хранение их в чистоте и неповрежденности вручили иерархии, имеющей различные степени и завершаемой Вселенским Собором. Следовательно, протестантству, желавшему возвращения к чистоте первобытной Церкви, следовало идти путем предания и неповрежденность его отыскивать в соборных определениях Вселенской Церкви, а они этот именно путь и отвергли, чем и положили начало совершенному разрыву с апостольской Церковью.

Отвергнув предание и всякое посредство в изучении и понимании верующим Св. Писания, протестанты на место их поставили субъективное воззрение каждого христианина, ничем не стесняемый произвол его разума, который и признали единственным судьею в делах веры и понимания Св. Писания, а этим самым религию низвели на степень рациональной философии и проложили путь всевозможным в ней заблуждениям ума человеческого. И действительно, протестантский мир сделался игралищем разнообразных рационалистических и натуралистических школ, которые в конечных своих выводах все содержание христианства обратили в ничто.



Источник: С.В.Булгаков. Настольная книга для церковно-священно-служителей. Издание 3-е, исправленное и дополненное. - Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры. 1913 г. - С. 1592-1745.

Вам может быть интересно:

1. Курс истории религий – А. Религии некультурных племен протоиерей Александр Смирнов

2. Тезисы (краткие критерии) для распознавания ложных религиозных учений архиепископ Иоанн (Шаховской)

3. Православная Церковь и сектанты – Таинство Святого Причащения протоиерей Димитрий Владыков

4. Римский католицизм в Америке – Отдел пятый. Столкновение Римского католицизма с государством в области народного образования профессор Александр Павлович Лопухин

5. Исследования и статьи по естественному богословию – Выпуск 3. Из чтений по философии религии профессор Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов

6. Розыск о раскольнической брынской вере – Часть II. О учении раскольническом святитель Димитрий Ростовский

7. Христианство и иудейство архиепископ Нафанаил (Львов)

8. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – ЕРЕСЬ (См. ЛЖЕУЧЕНИЕ) святитель Игнатий (Брянчанинов)

9. Отечник Проповедника – Ересь игумен Марк (Лозинский)

10. Остатки языческих обрядов и религиозных верований у чуваш епископ Никанор (Каменский)

Комментарии для сайта Cackle