Азбука веры Православная библиотека профессор Сергей Сергеевич Глаголев Полстолетие пастырского служения (прот. С.И. Глаголева)


профессор Сергей Сергеевич Глаголев

Полстолетие пастырского служения (прот. С.И. Глаголева)

(26 октября 1860 г.– 26 октября 1910 г.).

Господь определяет долготу дней человеческих. Одним дается в удел жизнь короткая и после немногих годов они отзываются с земли, других Господь благословляет долголетием. Было бы напрасным трудом пытаться в каждом отдельном случае объяснять причины долголетия или краткости жизни, истолковывать, почему здесь воля Божия определила одно, а там – другое. Не наше «дело знать времена или сроки, которые Отец положил в своей власти» (Деян. 1, 7). Но при каждой встрече с долголетием и притом долголетием деятельным нельзя не исполняться благодарностью к воле Божией благоволившей дать человеку возможность много и долго работать на благо своих ближних. Такое чувство естественно при виде пастыря, полстолетия прослужившего в священном сане и бодро и вместе с тем с смиренною покорностью воле Божией вступающего во второе полстолетие своего служения.

Таков пастырь, о котором имеем говорить мы – протоиерей Сергей Иванович Глаголев. Полстолетие служит он и, что еще более поучительно, полстолетие служит он в одном и том же храме на одном и том же месте. В 1860 г. он был определен настоятелем Николаевской соборной церкви города Крапивны, Тульской губ., и теперь он остается на этом посту лишь с расширенной территорией своего служения. Если человек служит и долго, но если он постоянно меняет места своего служения, то он лишен возможности видеть, что выходит из его посевов, какие плоды получаются от его трудов. Не узнав, что его мероприятия в одном месте вместо пользы принесли вред, он будет применять их и в месте другом. Через 50 лет он может остаться таким же неопытным, каким был и в первые 10 лет своей деятельности, потому что он не мог следить за самим собою, т. е. за результатами своих дел. Он не мог внутреннейшим, интимнейшим образом сверять себя с теми, кому служил, ибо ему приходилось постоянно оставлять и менять их. Но другое дело, если пастырь и паства оказываются неразъединенными. Здесь постоянно растет взаимное понимание. Здесь каждый новый шаг, каждая новая мера скажут о себе пастырю немедленно, как они приняты, чего можно от них ожидать. Здесь ошибки неизбежно замечаются, что дает возможность их исправлять. Здесь благие последствия мероприятий открываются и плоды деятельности своей, пастырь постоянно видит около себя. И здесь пастырь знает своих и они знают его.

Таковы условия пастырского служения протоиерея С. И. Глаголева. Расскажем кратко несложную историю жизни маститого пастыря. Сергей Иванович Глаголев родился 21 сентября 1839 года. Он был младшим сыном диакона села Богучарова, (Алексинск. уезда Тульск. губ.) Ивана Ивановича Глаголева. Семья была небогатая, богобоязненная, трудолюбивая. Глубокая религиозность, безусловная покорность воле Божией, способность довольствоваться немногим и работать не покладая рук, вот что характеризовало отца и мать, трех дочерей и двух сыновей семьи. Может быть это и не специфические черты семьи, может быть ими характеризовались многие семьи духовных того времени. Но теперь иные времена. И слушая рассказы о этих людях сороковых годов и наблюдая оставшихся живыми из них, удивляешься их смиренно спокойному отношению к тому, что мы называем несправедливостью судьбы и людей, удивляешься их нетребовательности. Эти духовные старого времени работали всю жизнь в храме нерукотворенном – на лоне природы, вели свое хозяйство – небольшое по объему, немудреное по технике; в храме рукотворенном они служили духом – Богу истины, приносили Ему молитвы и они умели молиться. Как хозяйственное обучение, так и религиозное воспитание в старых духовных семьях дети получали дома.

Школа, в которой они учились, имела мало отношения к жизни: хозяйству она не учила, скорей от него отучивала; нечего конечно говорить о том, что не школа учила и молиться. Перефразируя Пушкина позволительно выразиться, что школа учила мыслить и страдать. Никаких положительных знаний она не сообщала, ничем реальным не увенчивала она и способностей и трудолюбия, но она несомненно развивала формально, а того, кто противился этому развитию, она научала терпению. В эту школу – в тульское духовное училище – Сергей Иванович поступил в 1850 г. В 1854 г. он перешел в Семинарию (без приемных экзаменов). В противоположность ученикам училищ, семинаристы назывались тогда учениками благородных наук. В семинарии Сергей Иванович стал уже сам содержать себя, давая уроки. В 1860 г. он ее окончил с званием студента. Тяга в высшие школы тогда была весьма слабою. О светских заведениях имели очень смутное понятие, а академии не могли влечь к себе. В школу идут для познания истины, но тогдашние семинаристы были людьми верующими, истину они знали, и академия могла представляться им лишь как учреждение, разрешающее второстепенные и третьестепенные вопросы, а не вопросы жизни. Не сулила академия и благ житейских. Профессор семинарии был так же беден, как и сельский диакон. Академия могла привлекать тех, кто по апостолу желал епископства, но и епископство давалось не скоро.

Поучительною особенностью Сергея Ивановича является то, что он не определял сам путей своей жизни. От Господа пути направляются. И Сергей Иванович ждал воли Господней, во всю свою жизнь он ничего не искал для себя. Он брал то, что ему давали, и исполнял свой долг. По окончании курса он отправился домой к своему родителю. Тогда учебный год кончался после половины июля. Недолго Сергею Ивановичу пришлось пробыть на родине. Из города Крапивны, где у него был товарищ по семинарии, ему пришло предложение занять священническое место, женившись на сестре этого товарища. Тогда, что в духовном сословии отчасти существует и теперь, за невестами давались места и, сверх этого, в приданое за невестами давали сирот. Сергей Иванович принял предложение, на место он определен был. В это время епископ Алексей (Ржаницын) был переведен из Тулы. Сергею Ивановичу пришлось за посвящением Ездить в Рязань, где он и был рукоположен во священники епископом Смарагдом 26-го октября 1860 года.

Сергей Иванович Глаголев на 21-м году своей жизни стал настоятелем соборной церкви в г. Крапивне (там был еще другой священник) и в течение полстолетия он оставался настоятелем этого храма во имя св. Николая, только круг его дел и обязанностей все расширялся. Не красна была жизнь священнослужителя в ту пору. Весь доход с прихода, состоявшего из горожан, слободских крестьян и деревни и с земли, достигал лишь 300 руб. в год. А нужно было содержать не только себя и жену, но и сирот. Нужно было помогать и бедным родным. Молодой священник скоро обратил на себя внимание. Он был сделан учителем в сельской школе государственных имуществ и уже в 1863 году был назначен духовником крапивенского духовенства. Вместе с тем был назначен увещателем по присутственным местам. Шестидесятые годы сказались на Крапивне, как и на всей Руси так, как они не сказались потом никогда доселе. Движение последних лет ничего не внесло нового в жизнь. Тогда совершилась отмена крепостного права и возник ряд новых учреждений – новые суды, дума, земство, школы, банки. Сергей Иванович скоро привлек к себе симпатию населения и все увидели в нем человека дела. Он стал членом уездного училищного совета и в период с 1868 г. по 1874-й был его председателем до тех пор, когда должность председателя стала в нем обязательно замещаться предводителем дворянства. Он любил школьное дело, он побывал многократно во всех школах уезда, он взял на себя труд заведывания школьными пособиями, выдачею жалованья учителям и учительницам и в его доме перебывали все работники и работницы школьного дела уезда и в беседах с ними он выяснял школьные нужды по уезду. Молодой священник был привлечен к общественной деятельности. Его выбрали гласным городской думы (с 1868 г.), земским гласным от мелких землевладельцев. Его неоднократно даже выбирали членом ревизионной комиссии по банку. И он принимал деятельное участие и в городских и земских делах, стремясь направлять все к духовному благу. Из земских дел для него конечно было ближе всего дело школьное, город, совместно с другими, он подвинул к открытию женской прогимназии, законоучителем которой стал со дня ее основания (1871 года 10 октября) и остается им и доныне. Он был законоучителем трех поколений (бабушек, дочерей и внучек).

Хорошо бы было жить молодому священнику, перед которым открывалось такое множество дел по приходу, по школам, по делам помощи и благотворения, по всякого рода запросам, если бы у него было все благополучно в семье. Но здесь ему пришлось перенести тяжкие испытания. Чахотка проникла в семью его жены и одного за другим убивала ее членов. Очередь дошла и до молодой матушки. Два года тяжко страдала она и, оставив своему мужу двух малолетних – 4-х и 2-х лет мальчиков, перешла в мир иной. Много забот принял с этими детьми молодой вдовец. Теперь старший из этих мальчиков – протоиерей Димитрий Сергеевич состоит профессором Богословия в Демидовском Юридическом лицее, младший Сергей – ординарным профессором по Основному Богословию в Московской духовной академии.

Первые 33 года служебной деятельности Сергея Ивановича протекли при архипастыре Никандре, который во всю свою долгую жизнь служил лишь одной кафедре -тульской и отклонял предложения занять кафедру более видную. На этого престарелого архипастыря священнослужители тульской епархии привыкли смотреть, как на благостного отца. Он был для них образцом постоянства служения, он не любил карать, он был в высшей степени осторожен в своих решениях, умел привлекать к себе людей, он был для своих пастырей руководственным правилом и назидательным примером. Так смотрел на него Сергей Иванович. Архиепископ Никандр обратил внимание на молодого священника. Он давал ему различные поручения и возлагал на него новые и новые обязанности.

Главное служение Сергея Ивановича – пастырское. Трудно говорить о деятельности пастыря. Его плодотворнейшее зерно заключается в интимнейших отношениях пастырей и пасомых; в том, чтобы в трудные минуты жизни духовный сын или духовная дочь шли к своему духовному отцу или посылали за ним, чтобы они руководились его указаниями и наставлениями в важнейших жизненных решениях. Эта деятельность пастыря не может подлежать человеческому наблюдению и человеческому учету. Можно указать лишь, что пастырь, к которому приходят советоваться и о себе и о своих детях, к которому обращаются с запросами смущенной совести, такой пастырь не может быть назван наемником. А много людей видел у себя Сергей Иванович, искавших у него совета в важнейших вопросах жизни.

Постепенно преобразовывался приход. Самый храм, довольно бедный в начале, стал благоукрашенным и благолепным. Жизнь шла. О. Сергия призывали к новым служениям. Со смертью старого благочинного он занял этот служебный пост (1884 г.). Возникло дело о церковных школах. К нему он был привлечен немедленно. Трудно и тяжело было это дело в начале. Денег не давалось на школы. Нужно было изыскивать средства, т. е. просить у состоятельных людей, убеждать крестьянские общества. Насколько успешно шло это дело по крапивенскому уезду, можно видеть из того, что здесь одна помещица пожертвовала на церковные школы гораздо более 100 тысяч. В 1889 году были образованы уездные отделения Епархиального училищного Совета. О. Сергий стал председателем крапивенского отдела и продолжает им быть, оставаясь в то же время членом земского училищного совета. И никогда, нужно отметить, между земскими и церковными школами уезда не было конфликта. И в городе доселе всегда был мир религиозный и политический. Чтобы оценить это, нужно иметь в виду, что если на крапивенском уезде не сказалось влияние политической пропаганды, то во всяком случае в уезде распространялись учения чуждые и враждебные православию. Можно указать два пункта в уезде, откуда шли новые религиозные учения (Ясная Поляна и Сергиевское). Но любопытно, что они и в уезде не имели никакого успеха; может быть это произошло оттого, что как новые учения, так и старая истина опирались только на самих себя, новые учения не прибегали к насильственной и наступательной пропаганде, вечная старая истина не базировалась на сомнительной помощи администрации.

Теперь протоиерей Сергей Иванович, вступая во второе полстолетие своего служения, переживает уже восьмой десяток. Много дел у него, большой приход, даже создалась филиальная церковь в тюрьме, одним из директоров тюремного комитета состоит о. Сергий, состоит он законоучителем значительно расширившейся прогимназии, ведет дело о церковных школах, расширилось его благочиние, так как в состав его входят уже не одни городские церкви, но и некоторое число сельских. Стала более сложною и требовательною жизнь. Но не оставляет дела о. Сергий и удовлетворяет новые запросы и новые требования.

 

Источник: Сергиев Посад: Св.-Троиц. Сергиева лавра, собств. тип., 1910. – 11 с.

Вам может быть интересно:

1. Русская святыня в Парижском саду профессор Сергей Сергеевич Глаголев

2. Профессор Евгений Евстигнеевич Голубинский Пётр Иванович Цветков

3. Подспудный материализм: по поводу диссертации-брошюры г-на Струве Николай Петрович Аксаков

4. Пособие к изучению и преподаванию второй части православно-христианского Катехизиса протоиерей Сергий Соллертинский

5. Зоологический элемент в среде современной интеллигенции. [Рец. на: Арцыбашев М. Санин. Первая тысяча.] профессор Николай Александрович Заозерский

6. Ответ на критику профессора М. М. Тареева профессор Сергей Михайлович Зарин

7. Учение западных вероисповеданий об оправдании протоиерей Александр Рождественский

8. По вопросу о духовном образовании Павел Васильевич Левитов

9. Невежественная критика: Ответ «Церковным Ведомостям» Павел Васильевич Тихомиров

10. К характеристике личности Н. В. Гоголя Петр Михайлович Минин

Комментарии для сайта Cackle