Азбука веры Православная библиотека Сергей Львович Худиев Ченнелинг: стоит ли доверять «развоплощенным сущностям»?

Ченнелинг: стоит ли доверять «развоплощенным сущностям»?

Источник

Автор благодарит Наталью Ярасову за ценные советы и дополнения.

Содержание

Что такое «ченнелинг» Немного истории Появление современных форм ченнелинга. Чему учат «сущности» Кто-то здесь говорит неправду Кто такие эти «сущности»?

Что такое «ченнелинг»

Несколько коряво звучащее в русской языковой среде слово «ченнелинг» очень легко встретить в русском интернете: люди обещают научить этой практике на особых курсах, публикуют записи «ченнелинговых сеансов» и т. д. Иногда аналогичную практику называют «контактёрством».

О чём идет речь? Само слово происходит от английского слово channel, «канал», и означает, что человек становится как бы каналом, через который вещает некая «развоплощенная сущность».

Эти «сущности» могут получать разные названия – люди могут претендовать на общение с душами умерших, инопланетными цивилизациями, «вознесенными владыками» и много кем еще. При этом сама практика предоставления своего тела некоему духу остается хорошо узнаваемой.

Немного истории

Хотя сама практика вызывания духов известна с древнейших времен, а в наши дни сохраняется рядом племенных сообществ («духовные туристы» любят посещать такие места), её возвращение в христианский мир можно отследить довольно точно.

Историки чаще всего относят появление моды на общение с духами к 1848 году, когда в Хайдсвилле, штат Нью-Йорк, сестры Маргарет и Кейт Фокс сообщили о стуках, прикосновениях и других проявлениях «духовной сущности», с которой они при помощи особого кода начали перестукиваться. По их словам, это была душа торговца, который был какое-то время назад убит в доме, где они теперь жили.

Опыт сестер привлек огромное внимание, люди с энтузиазмом ухватились за идею установить связь с загробным миром.

Возникло целое спиритуалистическое движение, ищущее контактов с потусторонним.

В 1855 году в Англии вышла первая национальная спиритуалистическая газета. В 1866 году в Род-Айленде (США) состоялась национальная конференция, делегаты которой выразили восторг в связи с новыми «духовными открытиями» и обрушились с критикой и насмешками на христианские церкви, которые держат людей «в плену замшелых догм» и вообще «слишком долго подавляли человечество, держали его во мраке».

Спиритизм достиг России и вызвал отзыв Федора Михайловича Достоевского: «Есть одна такая смешная тема, и, главное, она в моде: это – черти, тема о чертях, о спиритизме. В самом деле, что-то происходит удивительное: пишут мне, например, что молодой человек садится на кресло, поджав ноги, и кресло начинает скакать по комнате, – и это в Петербурге, в столице! Да почему же прежде никто не скакал, поджав ноги, в креслах, а все служили и скромно получали чины свои? ...

Подымаются голоса пастырей, и те даже самой науке советуют не связываться с волшебством, не исследовать ”волшебство сие”. Коли заговорили даже пастыри, значит дело разрастается не на шутку...» Достоевский отмечает, что «ужасно много людей, не верующих в Бога, верят, однако же, черту с удовольствием и готовностью».

Сильные мира сего тоже не избежали модного увлечения. Английская королева Виктория консультировалась с несколькими медиумами, надеясь поговорить со своим покойным мужем принцем Альбертом, который умер в 1861 году.

Во время президентства Линкольна в Белом доме проводились спиритические сеансы. Среди горячих энтузиастов спиритизма оказались премьер-министр Великобритании Уильям Гладстон, премьер-министр Канады Маккензи Кинг и писатель сэр Артур Конан Дойл (создатель Шерлока Холмса).

Знаменитый иллюзионист Гарри Гудини пытался убедить Конан Дойла, что медиумы – просто фокусники, но Дойл упорно верил, что спириты действительно общаются с духовным миром.

«Христианство должно быть изменено этим новым откровением», – писал Дойл. По его словам, «Никто не видит справедливости ни в заместительной жертве, ни в Боге, которого можно умилостивить такими средствами. Прежде всего, многие не могут понять таких выражений, как «искупление от греха», «очищение кровью Агнца» и так далее».

Конечно, Гудини был не одинок в своем мнении, что спиритизм – это обман и жульничество. Критики этого движения получили неожиданную поддержку, когда сестры Фокс публично признались, что их сеансы общения с духами были сфальсифицированы.

21 октября 1888 года Маргарет Фокс выступила в Нью-Йоркской академии музыки перед двухтысячной аудиторией, заявив: «Сегодня вечером я пришла сюда как одна из основательниц спиритизма, чтобы осудить его как абсолютную ложь... самое злостное богохульство, которое когда-либо знал мир».

Адепты спиритизма, впрочем, говорили, что сестры пошли на это саморазоблачение за большую сумму денег.

Однако год спустя они отказались от своих прежних признаний и попытались вернуться (без особого успеха) к спиритической практике.

С 1860-х годов сестры Фокс страдали алкоголизмом, и в последние годы жизни их публичные выступления превратились в бессодержательную брань. Кейт умерла в 1892 году, а Маргарет в 1893-м.

Другой звездой спиритизма был так называемый «спящий пророк» Эдгар Кейси (1877–1945).

Кейси погружался в транс, и через него говорил некий голос, который первое время раздавал медицинские советы, предлагая необычные методы лечения, а потом в ответ на вопросы посетителей Кейси стал проповедовать эзотерические идеи, пропагандируя реинкарнацию, астрологию, медиумизм и тому подобное.

Последователи Кейси собрали его вещания, и после его смерти было расшифровано, каталогизировано и проиндексировано более 14 000 сеансов. Этот обширный массив материалов оказал большое влияние на развитие оккультизма в западном мире.

Появление современных форм ченнелинга.

Современные формы ченнелинга, хотя и явно наследуют спиритизму, в некоторых отношениях от него отличаются. Спириты претендовали главным образом на общение с душами умерших: они предлагали людям «доказательства» жизни после смерти и уверения, что с их родными все в порядке. Не случайно популярность этой практики достигала пика во время Гражданской войны в США и Первой Мировой войны.

У ченнелеров намного более широкий репертуар: помимо душ умерших, они претендуют на общение с разного рода духами, инопланетными цивилизациями, получение данных из «хроник Акаши» (предполагаемого инфополя, содержащего всю информацию во Вселенной) и т. д. Фокус делается не на общении с «умершими родственниками», а на получении сообщений от существ «высшего порядка», которые хотят научить нас истине, показав нам, как изменить реальность и достичь самореализации.

Другое отличие – для спиритов были характерны различные эффекты, такие как стуки, появление таинственных полупрозрачных силуэтов, приподнимающиеся в воздухе столы и т. д. Их сеансы совершались в таинственном полумраке.

У ченнелеров этого нет. Злые языки говорят, что дело в развитии техники инфракрасной фотографии, которая позволяет легко разоблачить фокусничество.

Они обычно вещают при ярком свете, погружаясь в транс, и начинают говорить с изменившимися интонациями – как если бы в их тело вселился кто-то другой.

Историю этой, современной, формы ченнелинга можно начать отсчитывать с сентября 1963 года, когда скромной домохозяйке Джейн Робертс явилась «развоплощенная сущность» по имени «Сет». (Случайно или нет, само имя совпадает с именем бога хаоса, войны и смерти в египетской мифологии.)

На протяжении 20 лет – с 1963 и до её смерти в 1984 году – Робертс надиктовывала своему мужу тексты, которые стали известны как «Материалы Сета». Они издавались с 1970 года и получили огромную популярность, став одним из фундаментальных текстов движения New Age.

Наиболее популярной и успешной можно считать другую деятельницу ченнелинга – Джуди Найт, через которую вещает «сущность» по имени Рамта.

Согласно Найт, Рамта был полководцем с континента Лемурия, ныне затонувшего. Рамта сражался с жителями другого затонувшего континента – атлантами – более 35 000 лет назад.

По её словам, Рамта командовал армией численностью более 2,5 миллионов человек (сказочно огромная цифра для той эпохи) и в течение 63 лет завоевал три четверти известного мира.

Найт выросла в бедности, но в 1977 году Рамта появился у нее на кухне и сказал, что пришел помочь ей выбраться из ямы. Так она стала его первой ученицей в том, что она называет «великой работой». Работа закипела – со временем Найт стала руководительницей «Школы Рамты», где преподает его учение, и сделалась чрезвычайно богатой и знаменитой.

Правда, многие (в том числе бывший муж) считают эту школу культом, её деятельность сопровождается судебными тяжбами, но тем не менее поток желающих приобщиться к древней мудрости, попутно увеличив состояние Джуди Найт, не иссякает.

Её пример вызвал множество менее успешных подражаний – и общение с «сущностями», вещающими через ченнелеров, вошло в моду.

Чему учат «сущности»

Конечно, сообщения, передаваемые ченнелерами, довольно разнообразны и зачастую противоречат друг другу.

Но можно отметить, что все они последовательно отвергают христианское учение о Боге и Его отношениях с человеком.

В посланиях ченнелеров можно выделить несколько постоянных тем. Мы рассмотрим их на примере «вещаний» того же Рамты.

Первое. По «посланиям», бог представляет собой совокупность всего существующего, включает в себя как то, что мы называем добром, так и то, что мы называем злом: «Любая мысль и любое действие, которые кто-то осудил как дурные, плохие или неправильные, живы в сознании. И если они существуют в сознании, они, несомненно, являются частью Божественного Разума. А поскольку всё сущее является частью Бога, если ты говоришь, что что-то плохо, это всё равно что сказать, что Бог плохой, а он не плохой. Но и нельзя сказать, что Бог хороший, ибо для того, чтобы определить параметры добра, добро должно быть взвешено против понимания, называемого злом. Бог не плох и не хорош, ибо он хорош ровно настолько, насколько и плох».

В христианской картине мира Бог благ и только благ. Уже в глубине Ветхого Завета мы читаем: «Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен» (Втор.32:4).

Как говорит святой Апостол Иоанн, «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1:5).

С этим провозглашением благости Бога связана и Его иноприродность по отношению к любому творению. Творение не является «частью Бога», подобно тому, как картина не является частью художника или симфония – частью композитора.

Второе. Человек, согласно «сущностям», с которыми имеют дело ченнелеры, изначально божественен. Все мы боги, наша проблема в том, что мы не осознаем этого. Как говорит Рамта у Джуди Найт, «Я вам уже сказал – всеми мыслимыми путями и много-много раз – величайшую правду из всех: ”Вы – Бог”. И вы, возможно, уже осознаёте, что это на самом деле правда».

Христианская вера, напротив, говорит о том, что, хотя мы и призваны стать причастниками Божеского естества (2Пет.1:4), мы именно творения, а не боги. Согласно христианскому вероучению, хотя человек и призван стать богом, но богом в условном значении этого слова – богом по благодати. Присутствие зла и греха в творении возможно именно потому, что оно – не часть Бога. Наши дурные мысли (или поступки) известны Богу – но это никоим образом не Его мысли и поступки. Они удаляют нас от общения с праведным Богом именно потому, что зло в любом виде неприемлемо для Него.

Третье. Зло иллюзорно. «Рамта: Позволь мне сказать следующее, мастер. В космическом составе всего сущего зла как такового не существует. И хотя было написано, что в душе человек плохой, он не плохой. Он божественен в своей душе, ибо его душа и всё, что он есть, – это Бог. А если не от Бога, так откуда же всё это у него?... В своей душе человек непорочен...

Ученик: Потому что вы говорите, что мы совершенны, что все равны и что жизнь неиссякаема.

Рамта: Разумеется. Это также означает, что всё, чему вас научили ваши религии, может оказаться неверным. А знаешь, чем это замечательно? Тем, что, возможно, на самом деле нет ни дьявола, ни ада, ни греха, ни проклятий, ни страшного Бога, что всё это неверно. И так оно и есть».

В христианской картине мира зло бессубстанционально, но не иллюзорно. Зло – это дыра, нехватка, отсутствие блага (добра) там, где оно должно быть. Как тьма – это отсутствие света, или дупло в зубе – отсутствие здоровой ткани там, где она должна быть. Гневливость – отсутствие самоконтроля, прелюбодеяние – отсутствие супружеской верности, лукавство – отсутствие правдивости, и все грехи – недостаток или отсутствие любви. Зло (подчеркнем это) никоим образом не содержится в Боге и не исходит от Него. Оно порождается свободной волей творений, их собственным мятежным и греховным выбором.

Четвертое. Согласно «сущностям», людям не нужно спасение. Им нужно осознать их божественность: «Я пришёл не спасать вас, ибо на самом деле вас не от чего спасать. Я пришёл просто напомнить вам о прекрасном наследии, о котором вы давным-давно позабыли, и рассказать о славном будущем, которое все вы скоро увидите».

Люди, согласно этому учению, не нуждаются в прощении греха: «Я преподал вам великое учение и на великий манер, потому что оно освобождает вас от кармы, греха, осуждения и возмездия, ибо Отец есть любовь. И Отец лишён суждения. Отец лишён добра и зла. Он лишён положительного и отрицательного».

В христианской картине мира человек отпал от всеблагого Бога через грех – и нуждается в спасении. Спасение предполагает восстановление отношений с Богом, которые были разрушены грехом, и глубокое преображение личности человека под влиянием благодати Божией. Бог дарует нам спасение через смерть и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа – а мы принимаем его покаянием и верой, пребывая в Церкви, которую Он основал.

Пятое. Как уверяют «сущности», Иисус не является Спасителем. Вот, например, что говорит тот же Рамта: «Иешуа – ваш брат, а не спаситель. Он был человек, внутри которого жил Бог, тот самый, который живёт внутри вас... Иешуа не ответственен за ваше спасение и ни за чьё другое. Через осознание, что он – это Бог, живущий на земле, он стал своим собственным спасителем, и тогда он стал учить других, как спасти самих себя через Бога, живущего внутри них».

Это радикально противоречит тому, чему учил Сам Иисус и Его ученики.

Новый Завет постоянно называет Иисуса именно «Спасителем». «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21), – говорит ангел Иосифу. «Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк.2:11), – возвещает Ангел пастухам. Как свидетельствовал Сам Иисус Христос, «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10:45).

Более того, Иисус – это Тот, Кто будет судить все народы в последний день. Как говорится у Матфея, «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов» (Мф.25:31,32).

Господь Иисус – явно не «один из» духовных учителей, которые поняли что-то о духовной реальности. Он – Судия, перед Которым они все предстанут.

Евангелие от Иоанна особенно подчеркивает Его уникальность. Он пребывал с Отцом прежде создания мира, и мир начал существовать через Него. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин.1:1–3).

Он пребывал в славе Отца прежде бытия мира: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин.17:5).

Он – единственный, Кто сошел с небес. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин.3:13).

К Богу можно прийти только через Него: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6).

Иисусу вполне чужда идея, что люди и так едины с Богом и им следует только это осознать.

Напротив, им следует осознать, что они отпали от Бога и нуждаются в покаянии. Например, обличая фарисеев, он говорит: «Не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал» (Ин.5:38).

Человек находит жизнь не в самом себе – а в Иисусе Христе.

В беседе с Никодимом Он говорит: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:36).

Чтобы перейти от смерти в жизнь нужно уверовать в Иисуса: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин.5:24).

Цитаты можно продолжать – но уже можно отметить, что за всем евангельским посланием стоит картина мира, радикально отличная от той, которую предлагают «сущности». Мы не обладаем сами по себе божественной природой. Мы – творения. Бог создал нас из любви, чтобы приобщить нас к той жизни вечной и блаженной, которой обладает Он Сам. Мы отпали от этой жизни через грех. Единородный Сын Божий воплотился и стал Человеком. Через Свою смерть и Воскресение Христос подает нам жизнь вечную и блаженную. Мы принимаем её покаянием и верой.

Кто-то здесь говорит неправду

Тезис «зла не существует», продвигаемый Рамтой (и другими «сущностями»), внутренне противоречив.

«Сущности», с которыми имели дело спириты (а сейчас имеют дело «ченнелеры» и «контактеры»), кто бы они ни были, явно настроены резко критически по отношению к христианству.

Их усилия явно направлены на то, чтобы увести человека от христианской веры, убедив в её ложности.

Но если христиане вводят людей в заблуждение, то зло, по крайней мере в форме обмана, существует. Если у человека есть подлинное благо и предназначение – хотя бы в форме «самореализации», «осознания своей божественности», тогда то, что его от это блага уводит, и есть зло.

Кто-то – или «сущности», вещающие через ченнелеров, или пророки, евангелисты и апостолы – вводит свою аудиторию в заблуждение.

Мы должны выбрать между духовным опытом всей христианской традиции и всех её святых и духовным опытом ченнелеров, потому что этот опыт ведет в явно несовместимых направлениях и предполагает совершенно разные картины реальности. Кто-то из них неизбежно находится в тяжелом обольщении и самообмане – и нам стоит подумать, кто именно.

Кто такие эти «сущности»?

Предлагаются разные объяснения феномена ченнелинга. Одни, как в свое время знаменитый иллюзионист Гарри Гудини, приписывают все оккультные феномены ловкости рук и артистизму, полагая, что они намеренно сфальсифицированы людьми, ищущими внимания и денег.

Другие полагают, что речь может идти не о сознательном обмане, а о порождениях воображения, которые человек вполне искренне принимает за реальность.

Наконец, есть те, кто принимает утверждения ченнелеров, что они действительно общаются с кем-то реально существующим: душами усопших, инопланетянами, «высшим Я», другими сверхъестественными существами.

Трудно сомневаться, что во множестве случаев мы действительно имеем дело с банальным надувательством: ченнелинг, как и оккультные практики вообще, – это высокодоходная индустрия, которая привлекает людей артистичных и беспринципных, подобных Остапу Бендеру из «Золотого теленка».

Во многих ситуациях подойдет и психологическое объяснение – человек, который ищет чувства смысла и значимости, фантазирует, а потом искренне верит в свои фантазии. Многие записи ченнелингов, которые я читал, собирая материалы для этой статьи, производят впечатление какой-то скучной графомании. Инопланетные цивилизации выходят на связь, чтобы сообщить что-то вроде: «Каждую секунду своей жизни вы взаимодействуете с многочисленными энергетическими потоками, что вас окружают, их множество. Вы соединяетесь с тем потоком, который даже не понимаете, что несёт в окружающий мир».

Но иногда эти объяснения трудно признать достаточными. Люди, которые были вовлечены в подобные практики, а потом оставили их (то есть явно не пытаются нам их продать), нередко говорят о том, что переживали подлинный опыт общения с кем-то, получали сведения, которые не могли получить как-то иначе.

Если мы примем их свидетельства, перед нами встанет вопрос о том, с кем же они общались. Что это за «сущности»?

Как мы уже упомянули, вызывание духов – очень древняя практика, и библейское Откровение весьма резко обозначает, что это за духи. Бог сотворил ангелов – бесплотных разумных существ, обладающих, как и люди, свободной волей. Часть ангелов, вслед за первомятежником денницей, впали в гордыню и восстали против Бога, обратившись в бесов. Бесы стремятся разрушить Божие творение, а особенно отношения Бога и человека. Их основное орудие – обман. Господь Иисус называет сатану отцом лжи (Ин.8:44). Писание говорит о духах-обольстителях (1Тим.4:1). Святой Апостол Иоанн предостерегает: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин 4:1).

Конечно, ченнелеры, как правило, далеки от того, чтобы сознательно поклоняться бесам – они совершенно искренне обидятся, если мы скажем, что они входят в общение с духовными силами зла.

Но Писание подчеркивает, что падшие духи именно обманщики – они не подают визитной карточки и не предъявляют документов. Они выдают себя за кого-то другого, подобно тому, как мошенники-люди могут выдавать себя за сотрудников банков, полицейских или врачей. Чтобы стать жертвой обмана, необязательно быть злонамеренным – достаточно быть беспечным.

Духовная жизнь – это не хобби, это самое серьезное, что только может быть в жизни человека. И тут стоит приложить усилия, чтобы разобраться – кто же вводит нас в заблуждение. Библия и вся христианская традиция, весь опыт христианских святых или «сущности», вещающие через ченнелеров?


Источник: Худиев С.Л. Ченнелинг: стоит ли доверять «развоплощенным сущностям»? [Электронный ресурс] // Азбука веры. 26.05.2025.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle