Азбука веры Православная библиотека Сергей Львович Худиев Парадокс Ферми — еще одна проблема для атеистического мировоззрения

Парадокс Ферми – еще одна проблема для атеистического мировоззрения

Источник

Содержание

Где они все? В поисках небесных пришельцев Почему они давно должны были быть здесь Уникальность Земли и что это означает

Где они все?

Рассказывают, что однажды, где-то в 1950 году, физик Энрико Ферми со своими коллегами обедал в ресторане. В то время СМИ были заполнены сообщениями о «летающих тарелках». Ферми и другие ученые обсуждали эти истории и в какой-то момент перешли к дискуссии о возможности межзвездных путешествий.

В разгар их беседы, казалось бы, ни с того ни с сего Ферми воскликнул: «Где они все

Ферми внезапно осознал, что за желтыми историями об НЛО и маленьких зеленых человечках скрывается важный вопрос. Эта вселенная невообразимо огромна, в ней немыслимое число звезд – и она очень стара. Почему нас до сих пор не посетили инопланетяне?

Этот вопрос получил название «парадокса Ферми».

Люди часто говорят, что установление контакта с разумными инопланетянами подорвало бы христианскую веру. Это не так. Библия сосредоточена на вечном спасении людей и просто ничего не сообщает нам о том, существуют ли разумные формы жизни на других планетах. Встреча с инопланетянами (как это описано, например, в «Космической трилогии» К.С. Льюиса), таким образом, никак не подорвет христианскую картину мира.

Другое дело, что, несмотря на огромную популярность инопланетян как персонажей массовой культуры, никаких признаков их реальности у нас нет.

И это их отсутствие само по себе создает проблему – уже не для христианского, а для атеистического мировоззрения. О чем стоит поговорить подробно.

В поисках небесных пришельцев

Читая сетевые ресурсы, которые ведут люди, относящие себя к атеистам и секулярным гуманистам, нетрудно заметить, что на них довольно часто появляются материалы, посвященные поискам внеземной жизни. Эти поиски выглядят не только научным, но и мировоззренческим проектом. Энтузиазм, который люди проявляют в этом отношении, носит отчетливый религиозный оттенок. Горячая вера в инопланетян, иногда враждебных, иногда благих и премудрых, но всегда волнующе таинственных, не остается без дел, сообразных вере: люди вкладывают огромные деньги и усилия в поиски внеземной жизни.

Сам я склонен с определенным пониманием относиться к такого рода поискам. Когда я был школьником, меня тоже завораживали истории об инопланетянах. Я даже пару раз видел НЛО (как я понимаю сейчас, в первом случае это была ракета, во втором – лентикулярное облако). Таинственные глубины космоса вызывали мистический трепет, а существа, которые могут там обитать, одновременно пугающие и неодолимо влекущие, были важной частью моего эмоционального мира – и, наверное, чем-то самым близким к опыту мистического и трансцендентного из всего, что мог позволить себе советский школьник.

Тогда были доступны только «слепые», то есть сделанные через несколько слоев копирки распечатки «лекций» по уфологии. Фантазия авторов была откровенно бедноватой, но на безрыбье и рак рыба. В наши дни уфология – это процветающая отрасль массовой культуры, в которой немало авторов, лекторов и сценаристов зарабатывают свой хлеб с маслом.

Но то же стремление к инопланетянам может иметь и гораздо более интеллектуально достойный уровень. Люди не гоняются за летающими тарелками и волнующими тайнами, которые «власти скрывают». Они предпринимают систематические, продуманные усилия по поиску внеземной жизни.

Первые серьезные попытки связаться с инопланетянами начались в конце 1950-х годов, как в СССР, так и в США. В 1960 г. американский астроном Фрэнк Дрейк начал проект «Озма», в ходе которого сигналы инопланетян пытались поймать при помощи 25-метрового радиотелескопа. В качестве объектов для поисков сигналов были выбраны две близлежащие звезды солнечного типа – Тау Кита и Эпсилон Эридана. В СССР первое послание в космос было направлено 19 ноября 1962 года из Центра Дальней Космической Связи СССР в Евпатории. Это было радиотелеграфное сообщение, состоящее из трех слов: «Мир», «Ленин», «СССР»

В 1974 году сообщение, содержащее 1679 бит, было отправлено с гигантского радиотелескопа в Аресибо в Пуэрто-Рико в направлении шарового звездного скопления М13, расположенного на расстоянии 25 100 световых лет от нас. Это короткое послание представляет собой рисунок размером 23 х 73 точки. Ученые обозначили на нём положение Солнечной системы, поместили изображение человеческих существ и несколько химических формул.

Но главное место в программе поиска внеземной жизни занимает поиск сигналов – намеренных или случайных – со стороны инопланетян. Этот поиск продолжается до сих пор.

Многие говорят о том, что, когда разумная жизнь за пределами земли наконец отыщется, это радикально перевернет всю жизнь человечества.

Член совета директоров проекта SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence – Поиск Внеземного Разума) Джил Тартер так говорит о своей миссии:

«SETI использует астрономические инструменты, чтобы попытаться найти доказательства существования чужих технологий. Наши собственные технологии видны на межзвездных расстояниях, и их технологии могут быть такими же. Возможно, какая-то мощная коммуникационная сеть, или какой-то щит от столкновения с астероидом, или какой-то грандиозный астротехнический проект, который мы даже представить себе не можем, могли бы генерировать сигналы на радио- или оптических частотах, которые могла бы обнаружить определенная программа поиска.

На протяжении тысячелетий мы обращались к священникам и философам за руководством и инструкциями по вопросу о том, существует ли где-то разумная жизнь. Теперь мы можем использовать инструменты 21-го века, чтобы попытаться увидеть то, что есть, а не спрашивать, во что следует верить».

Отметим, что речь идет именно о поисках веры, а чаемая встреча с внеземным разумом должна открыть человечеству истину о его «происхождении и предназначении»:

«Цифры говорят о множестве возможностей. Лорен Эйсли сказала: «Человек не узнает себя, пока не увидит отражение в глазах другого человека». Однажды этот глаз может принадлежать разумному инопланетянину, и чем скорее мы откажемся от нашего узкого взгляда на эволюцию, тем скорее сможем по-настоящему исследовать наше конечное происхождение и предназначение».

Цитируя своего коллегу, Джил Тартер говорит: «Открытие разумной жизни за пределами Земли уничтожило бы одиночество и солипсизм, которые преследовали наш вид с момента его зарождения. И это изменило бы не просто все, это изменило бы все сразу».

Искренний энтузиазм и убежденность сотрудников SETI – и их добровольных помощников по всему миру – заразителен.

Единственная проблема с этим: десятилетия полных энтузиазма поисков остались совершенно бесплодными.

Почему они давно должны были быть здесь

Упрашивая людей продолжать оказывать финансовую поддержку проекту, сотрудники SETI приводят множество аргументов, почему во Вселенной должна быть разумная жизнь.

Главная предпосылка, которую формулирует та же Джил Тартер, выглядит так: «Мы, все мы – это то, что происходит, когда первичная смесь водорода и гелия эволюционирует так долго, что начинает задаваться вопросом, откуда она взялась».

Но если мы явились на свет в результате такого процесса, мы не должны быть «одинокими во Вселенной». Водорода и гелия во Вселенной предостаточно, если он сам собой, без чьей-либо воли и замысла, порождает жизнь и разум, было бы очень странно думать, что это происходит только в нашем случае.

Есть известная фраза: «То, что реально, систематически наблюдается». Её часто можно встретить в рассуждениях, отвергающих библейские чудеса. Речь идет о том, что мы не можем строить наши представления о реальности на сообщениях о каких-то уникальных событиях. Если до вас дошли сообщения, что пятьсот лет назад жители какой-то деревушки видели дракона, вам не стоит делать вывод, что драконы существуют. Если бы они существовали, мы наблюдали бы их систематически, как мы наблюдаем коров, ворон или галок. Они были бы если не привычной, то, по крайней мере, вполне ожидаемой частью ландшафта.

Как аргумент против чудес это не работает (о чем на «Азбуке веры» есть подробная статья: Докинз, Юм и экстраординарные утверждения). Чудеса по определению знак вмешательства сверхприродной (сверхъестественной) силы, а не одна из форм проявления природного порядка вещей. Но, если мы говорим об обычном, природном порядке, определенный здравый смысл в этом представлении есть.

Мы живем в упорядоченной Вселенной, которая ведет себя предсказуемо. Смешав капусту, свеклу, лук, морковь и свинину и сварив всё это в воде, мы получим борщ, а не взрывчатку, а насыпав соды в лимонный сок, как всегда, получим шипучку. Мы привыкли и обычно не обращаем на это внимание, но сама наша жизнь основана на том, что одни и те же причины приводят к одним и тем же следствиям, одни и те же ингредиенты производят одни и те же реакции. Материя ведет себя сообразно законам природы, которые мы можем выявлять – и наблюдать, как они раз за разом подтверждаются. Мы постоянно ставим свою жизнь на то, что законы природы работают, причем единообразно.

Если мы придерживаемся материалистического мировоззрения, то возникновение жизни, её эволюция, возникновение разума, который порождает технологию и выходит в космос, никоим образом не чудо, а результат определенных природных процессов.

Возникновение жизни остается огромной проблемой для науки. Уже первый способный к размножению одноклеточный организм должен обладать очень высокой степенью сложности – но материалисты верят, что он, каким-то пока неизвестным нам образом, возник без чьей-либо воли и замысла, в силу чисто природных причин. Ученые (и философы сознания) не знают, как именно мозг порождает сознание и волю, но материализм предполагает, что разум – именно продукт мозга, возникшего в ходе эволюции.

Но это означает, что неживая материя должна порождать живую, живая материя – эволюцию, эволюция – разум, а разум – технологии, везде, где для этого складываются условия.

Как пишет в одном из своих романов знаменитый фантаст Артур Кларк, «В конце концов, рассуждали разумные земляне, лишь в нашей Галактике насчитывается сто миллиардов звезд. И мы достаточно обоснованно полагаем, что по меньшей мере 20% этих звезд имеют планеты, а малая, но всё же значительная доля таких планет хотя бы какое-то время своей истории обладала атмосферными и температурными условиями, допускающими образование аминокислот и прочих органических соединений, без которых мы не в состоянии представить себе биологию. По крайней мере однажды в истории Земли эти аминокислоты обрели способность к самовоспроизведению – тогда и началось чудо эволюции, породившей в итоге человеческие существа. Разве можно предполагать, что подобные обстоятельства возникли лишь однажды во всей истории Вселенной? Тяжелые атомы, без которых нельзя создать живой организм, образовались в звездных катаклизмах, миллиарды лет прокатывавшихся по Вселенной. Возможно ли, что только здесь – на одной-единственной планете – эти атомы объединились в особые молекулы, из которых сложены тела разумных существ, способных задать вопрос: одиноки ли мы во Вселенной?».

Конечно, условия, необходимые для жизни, можно признать очень редкими. Планета Земля обладает набором совершенно поразительных характеристик, которые делают её уникальным местом для развития жизни.

Например, на планете должна быть вода, без которой жизнь не может развиться, при этом, чтобы вода оставалась жидкой, планета должна находиться на совершенно определенном удалении от своей звезды. Сама звезда должна быть стабильной, чтобы обеспечить время, достаточное для развития жизни. Суточное вращение планеты вокруг своей оси должно быть достаточно быстрым, чтобы дневная сторона планеты не перегревалась, а ночная не переохлаждалась, и в то же время не настолько быстрым, чтобы делать её геологически неустойчивой. Планета должна обладать магнитным полем, чтобы защищать поверхность от разрушительного космического излучения.

Список обязательных требований к пригодной для жизни планете можно продолжить – и верующие часто указывают на такие редкие особенности Земли как на свидетельство того, что она намеренно создана.

На это атеисты возражают: мы живем в очень большой Вселенной. В ней есть миллиарды галактик, в каждой из которых десятки миллиардов звезд, вокруг какого-то числа из них есть планеты, большинство из них безжизненны – но, так как Вселенная очень велика, где-то чисто случайно сложились все необходимые для жизни условия. Если вы будете очень долго бросать кости, вы наконец получите нужную комбинацию. На этой планете возникнут разумные обитатели, которые будут изумляться совершенству своего космического дома и думать, что его кто-то создал намеренно. А на самом деле в мирах, не столь удобных для жизни, просто нет никого, кто бы им удивлялся.

Это объяснение можно было бы принять – по крайней мере в отношении «тонкой настройки» Земли. Тонкую настройку Вселенной в целом она не объясняет.

Но оно создает другую проблему для атеизма: если огромность Вселенной хорошо объясняет приспособленность Земли для жизни, то та же огромность должна предвещать, что Земля – далеко не единственная такая планета.

Допустим, что нет ничего удивительного в том, что, «бросая кости» миллиарды и миллиарды раз, Вселенная наконец получила нужную комбинацию – планету, на которой смогла (само)зародиться жизнь и возникнуть разум. Но тогда было бы удивительно, если бы это произошло только один раз. Ведь в атеистической картине мира процесс никем не контролируется. Природа не может сказать «я достигла своих целей; на этом и остановлюсь». Природное событие, которое в принципе возможно и однажды уже произошло, должно происходить систематически. Может быть, редко – но предполагать, что планета с благоприятными условиями для жизни возникла строго однократно, значило бы приписывать Земле уникальность, необъяснимую в рамках атеизма.

Такая уникальность противоречила бы тому, что называется «принципом Коперника», который как раз постулирует не-уникальность Земли.

Вот как этот принцип формулируется на научно-популярном портале «Элементы»: «Земля вовсе не занимает в космосе особого положения». Или, более подробно,

«У принципа Коперника сегодня имеется много формулировок, однако, в целом, он сводится к тому, что Земля не уникальна, и во Вселенной должно иметься множество звездных систем и планет с условиями, аналогичными земным, следовательно, ничто не могло препятствовать зарождению и развитию жизни и разума по земному сценарию в других уголках (если можно так выразиться) Вселенной. Иногда этот принцип называют еще принципом усреднения. Он основан на том, что, по всей совокупности знаний, имеющихся у человечества, мы можем утверждать, что законы природы универсальны и повсеместно действуют одинаково, а значит, чисто статистически, имеется ненулевая вероятность, что, помимо Солнца и Земли, во Вселенной существуют другие системы с идентичными условиями, где биологическая жизнь не могла не зародиться».

Конечно, люди не часто выигрывают в лотерею, но, если вы всё же выиграли, вряд ли стоит думать, что это первый случай выигрыша во всем мироздании.

Кроме того, у нас не было бы оснований ожидать, что Земля – первая такая планета во Вселенной. Наиболее старая из открытых экзопланет (т. е. планет за пределами Солнечной системы), известная под кодовым обозначением PSR B1620−26 b, или, несколько менее сухо, «Мафусаил», находится примерно в 12 400 световых годах от Земли в созвездии Скорпиона. По оценкам ученых, ей примерно 12.7 миллиардов лет.

Счет уже открытых экзопланет идет на тысячи – то есть это довольно обычное явление. А это указывает на то, что, если жизнь и разум порождаются природой в ходе безличных естественных процессов, некоторые из цивилизаций должны были бы опередить нас на миллиарды лет.

Мы уже вошли в эру космических полетов – космонавты рутинно работают на околоземной орбите и посещали Луну, автоматические устройства высаживались на Марсе и Венере.

Цивилизация, которая существенно старше нас, уже давно вошла бы в эпоху межзвездных перелетов. Допустим, что сверхсветовые полеты, когда корабль ныряет в какое-нибудь подпространство и выныривает через пару минут на другом конце галактики, так и остаются фантастикой, и скорость света невозможно преодолеть в принципе.

Но осваивать галактику можно двигаясь и на субсветовых скоростях. Например, в серии романов Артура Кларка о Раме инопланетяне создают огромные, размером с астероид, корабли, в которых полностью воспроизводят условия жизни на родных планетах и с большим комфортом путешествуют между звездами, разгоняясь примерно до половины скорости света.

Внутри таких кораблей могут сменяться поколения, пока они перемещаются между планетными системами, постепенно осваивая галактику.

Радиус галактики Млечный Путь (в которой мы живем) – всего около 52,850 световых лет. Цивилизация, освоившая технику межзвездных перелетов, скажем, всего миллион лет назад, уже могла бы заселить её из конца в конец, даже двигаясь на скоростях, существенно меньше световой.

Это и вызывает вопрос, который поставил Ферми: «Где же они все?»

Более того, само наше существование в таком случае оказывается загадкой, и вот почему.

Существует масса фильмов, где пришельцы появляются на земле в наши дни – иногда, просто чтобы поговорить, но чаще, чтобы всех убить и завоевать Землю.

Все их сценаристы делают ошибку – впрочем, простительную для авторов развлекательной фантастики. Дело в том, что, согласно научным данным, Земля существовала в довольно привлекательном для космических переселенцев виде уже очень и очень задолго до появления человека.

Вероятность, что пришельцы прибыли бы на землю в эту, дочеловеческую эпоху, не застав нас, гораздо выше.

Мы не могли бы возникнуть как аборигены этой планеты, потому что уже за миллионы лет до нас наша планета (и вся галактика) была бы заселена разумным видом, который возник на миллионы лет раньше.

Ничего подобного, конечно, не происходит. Почему?

Конечно, предлагаются разные варианты ответа. Возможно, какой-нибудь Галактический Совет приказал оставить Землю в покое и запретил с нами общаться – подобно тому, как в некоторых странах Латинской Америки запрещено общаться с племенами, живущими в джунглях – чтобы им не повредить.

Инопланетяне присматривают за нами, но тщательно скрываются – возможно, чтобы появиться, когда мы достигнем определенного уровня развития. Это, однако, не объясняет того, что мы сами не видим в космосе никаких признаков разумной активности. Земля уже сейчас излучает море радиосигналов – просто занимаясь своими делами, а не пытаясь привлечь внимание. Могущественные инопланетные цивилизации должны были бы проявлять себя в той самой «астротехнической активности», о которой говорит Джил Тартер.

Другая версия говорит о том, что цивилизации живут недолго. На определенном этапе они кончают с собой: или устраивают ядерную войну, или разрушают экологию, или еще каким-то образом себя губят. Однако цивилизации, начавшие колонизацию космоса, делаются мало уязвимы для техногенных катастроф на родной планете – в любом случае хотя бы часть колонистов выживет и продолжит заселение галактики. А тезис, что все до единой цивилизации уничтожили себя до этого этапа, выглядит натянутым.

Еще одна версия – старые цивилизации потеряли интерес к освоению космоса и сделались домоседами, приобретя замкнутый и нелюдимый характер, как какой-нибудь одинокий IT-шник, который зарабатывает на жизнь программированием, в свободное время летает среди звезд (но не в реальном, а в виртуальном пространстве), а дверь в свою квартиру открывает только затем, чтобы взять еду у курьера. Тут возникает то же возражение, что и с гибелью цивилизаций – у нас нет оснований полагать, что это должно происходить обязательно и со всеми.

Уникальность Земли и что это означает

Но на «парадокс Ферми» есть и еще один ответ. Земля уникальна, наша цивилизация – единственная. Иногда его высказывают в том числе и совершенно неверующие ученые. Конечно, очень многим такой вывод принять трудно – подрыв веры в инопланетян воспринимается с тем же огорчением, с каким люди вообще воспринимают нападки на их глубокие и искренние верования.

Но из уникальности Земли следует неизбежный вывод. Тезис, который многие люди считают само собой разумеющимся: «Мы, все мы – это то, что происходит, когда первичная смесь водорода и гелия эволюционирует так долго, что начинает задаваться вопросом, откуда она взялась» – просто неверен.

За нами стоит не самодеятельность «водорода и гелия», а замысел нашего Создателя. Мы не одиноки во Вселенной – никоим образом. Как сказал поэт, «выше Солнца и планет есть у нас Отец Небесный», есть наши небесные родные – ангелы и святые, есть жизнь вечная и блаженная, в которую мы можем войти покаянием и верой.


Источник: Худиев С.Л. Парадокс Ферми — еще одна проблема для атеистического мировоззрения [Электронный ресурс] // Азбука веры. 23.08.2024.

Комментарии для сайта Cackle