Азбука веры Православная библиотека Сергей Львович Худиев «Регрессия к прошлым жизням» — доказывает ли она реинкарнацию?

«Регрессия к прошлым жизням» – доказывает ли она реинкарнацию?

Источник

Автор сердечно благодарит Наталью Ярасову за ценные поправки и дополнения

Содержание

Средневековые самураи и древние германцы Скажи что-нибудь по-древнегермански Научные исследования феномена «регрессии» Конфабуляция: как мы вспоминаем то, чего не было Дар воображения

Средневековые самураи и древние германцы

Рассказы о «прошлых жизнях» представляют собой, наверное, самый популярный жанр в нью-эйдж.

Иногда «воспоминания о прошлых жизнях» приходят спонтанно: обычно, когда человек оказывается в местности, где проходила его «прошлая жизнь», или видит связанные с ней предметы. Один из наиболее известных авторов нью-эйдж, американская актриса Ширли Маклейн, много путешествовала – и почти везде «вспоминала свои прошлые жизни».

Она, например, говорит: «Я отчетливо помню, что была андрогином [обоеполым существом] в лемурийский (доатлантический) период. Мое состояние и состояние окружающих меня людей было мирным и безмятежным. Зачатие происходило благодаря силе разума в глубокой медитации» (далее следует подробный рассказ о быте и нравах лемурийских адрогинов).

Другая её «прошлая жизнь» была не столь безмятежной. «В [другой] прошлой жизни я была девушкой из гарема в доме паши в Турции, и меня физически тошнило при воспоминании о моем заточении и отсутствии свободы».

Она также была «цыганкой-мусульманкой, которая мигрировала из Марокко и жила с христианами-коптами на холмах Испании».

Один её знакомый «вспомнил», что в прошлой жизни был самураем: «Он спокойно прогуливался по улице в Киото, когда заметил доспехи самурая в витрине японского антикварного магазина. Он остановился, как завороженный, и уставился на доспехи, которые, как он «знал», принадлежали ему. Он сказал, что помнит меч, как ощущался материал на его коже и как он ходил, когда носил его. Пока он стоял, разглядывая старинные одеяния, сцены сражений нахлынули на него, пока он не вспомнил, что умер в этих доспехах».

Однако такого рода «воспоминания» не так трудно вызвать искусственно, в ходе сеанса так называемого «регрессивного гипноза». «Регрессивный гипноз» – это техника, которая, как предполагается, позволяет человеку погрузиться в транс, вернуться к забытым событиям или переживаниям его жизни, что должно помочь ему отыскать причины своих психологических проблем.

В ходе сеансов такого гипноза людей «погружали» всё глубже в их прошлое, доходя до первых лет жизни, а потом, как утверждается, обнаружили, что люди стали «вспоминать» события до своего рождения, «прошлые жизни».

«Регрессия», в ходе которой человек «вспоминает» свои прошлые жизни, – одна из самых распространенных практик нью-эйдж.

В Сети легко найти рекламу специалистов «реинкарнациологов, регрессологов и гипнологов», которые зовут, например, на «бесплатный трехдневный онлайн-марафон», обещая научить вас, «как использовать свои прошлые жизни для изменения судьбы». Утверждается, что многие обычные проблемы – нехватка денег, напряженные отношения с родственниками, неудачи в личной жизни – коренятся в наших «прошлых воплощениях». Как говорит реклама, «Приходя в новую жизнь, мы забываем, что принесли с собой из прошлых воплощений, но этот опыт продолжает на нас влиять. Чтобы достать его из нашего подсознания, и нужны путешествия в прошлые жизни».

«Воспоминания», которыми люди делятся в ходе таких сеансов, рассматриваются как убедительное доказательство существования реинкарнации.

По Сети ходят рассказы о том, что, например, женщина, страдавшая компульсивным перееданием, «вспомнила», что в прошлой жизни пережила страшный голод. А трудности другой в освоении испанского языка связаны с тем, что в прошлой жизни она воевала с испанцами и прониклась к ним острой неприязнью.

Метод широко практикуется уже десятилетиями, по крайней мере с конца 1950-х годов. В 1956 году бизнесмен и гипнотерапевт из Колорадо Мори Бернштейн работал с Вирджинией Тай, пациенткой, которая оказалась особенно восприимчивой к состоянию глубокого транса.

На своем первом занятии Тай заговорила с ирландским акцентом и подробно рассказала о своей прошлой жизни, в которой она родилась в 1798 году в Корке, получила имя Бриджит Кэтлин Мерфи и вышла замуж за белфастского адвоката. Она подробно рассказала о жизни Ирландии той эпохи, употребляла характерные местные словечки и т. д.

Критики её воспоминаний обратили внимание на то, что Вирджиния Тай имела друзей и родственников – ирландцев, от которых и могла получить эту информацию, а ряд деталей её рассказа не подтвердился.

Так или иначе, «регрессивный гипноз» вошел в моду и до сих пор из неё не вышел.

В 1991 году была издана книга Реймонда Моуди (пионера исследований околосмертного опыта) «Жизнь до жизни», в которой он рассказывал о своем опыте погружения в «прошлые жизни» с помощью опытного гипнотизера. Он подробно перечисляет девять своих «прошлых жизней», в частности жизнь (и смерть) древнего германца:

«Наконец я попал в цивилизацию, которую смог узнать, – в Древний Рим. К сожалению, я не был ни императором, ни аристократом. Я сидел в львиной яме и ждал, когда лев отгрызет мне руку забавы ради.

Я наблюдал за собой со стороны. У меня были длинные огненно-рыжие волосы и усы. Я был очень худым, и на мне были надеты только короткие кожаные штаны. Мне было известно мое происхождение – родом я был из местности, которая сейчас называется Германией, где меня захватили в плен римские легионеры в одном из своих военных походов. Римляне использовали меня как носильщика награбленных богатств. Доставив их груз в Рим, я должен был умереть ради их развлечения.

Я видел себя с устремленным вверх взглядом на людей, обступивших яму. Наверное, я просил у них пощады, потому что за дверью рядом со мной ждал голодный лев. Я чувствовал его силу и слышал рев, который он испускал в ожидании трапезы.

Я знал, что сбежать невозможно, но, когда открыли дверь ко льву, инстинкт самосохранения заставил меня искать выход. Точка зрения в этот момент изменилась, я попал в это свое тело. Я слышал, как подняли решетку, и видел, как лев направляется ко мне. Я попытался защититься, подняв руки, но лев бросился на меня, даже не заметив их. К удовольствию публики, которая визжала от восторга, животное сбило меня с ног и прижало к земле.

Последнее, что я помню, – это как я лежу между львиными лапами, а лев собирается своими могучими челюстями раздавить мне череп».

Скажи что-нибудь по-древнегермански

Что сразу бросается в глаза в этих «воспоминаниях»? Отсутствие некоторых ожидаемых деталей.

Представьте себе, что я сообщаю вам, что родился и вырос в Париже, и делюсь с вами воспоминаниями о той увлекательной парижской жизни, которую я вел. При этом выясняется, что я не знаю французского языка, а мои представления о французской культуре и обычаях примерно соответствуют тому, что можно почерпнуть из литературы и кино. Не появятся ли у вас сомнения в моем рассказе?

Теперь представьте, что я рассказываю о моей жизни в одном из моих «прошлых воплощений». Я, скажем, был жрецом в древнем Египте. Это сделало бы меня настоящим кладом для египтологов, бесценным источником информации о языке, обычаях, верованиях и повседневной жизни пятитысячелетней давности.

Но, увы, обрадовать историков Древнего Египта мне нечем. Я ни слова не знаю по-древнеегипетски, а мои представления об этой завораживающей цивилизации сводятся к тому, что я мог узнать обычным путем – из книг, научно-популярных или художественных фильмов на соответствующую тематику.

Мои рассказы о других странах и эпохах, в которых я якобы побывал, могли бы заслуживать интереса, если бы я располагал информацией, которую не мог бы получить иначе.

Например, говорил бы на древнем языке, который не мог выучить обычным путем, приводя ученых лингвистов в изумление и ступор. Или мог сообщить что-то о спрятанных кладах или других предметах – «а сокровища фараоновы мы укрыли там-то». Или делился еще какими-то деталями, которые удостоверяли бы меня как очевидца.

Строго говоря, это еще не доказывало бы переселения душ как такового. Это могло бы означать, что каким-то загадочным образом я получил доступ к памяти другого человека. Или что у меня есть какие-то информаторы – знающие люди (или духовные существа), заинтересованные в продвижении веры в реинкарнацию.

Но в любом случае такая уникальная информация позволяла бы заключить, что речь идет о чем-то большем, чем полет фантазии, и требовала бы каких-то объяснений.

Но такой информации люди, «вспоминающие» свои «прошлые жизни» не предоставляют. Конечно, определенного рода телеканалы (такие как РЕН ТВ) или некоторые издания могут рассказать что-нибудь потрясающее – вроде истории о женщине, которая «выйдя из транса, знала 120 языков», но, как мы все понимаем, такие вещи сочиняются не выходя из редакции. Иначе счастливица могла бы сделать блестящую карьеру в качестве переводчицы или преподавательницы древних языков и была бы знаменита на весь мир.

В некоторых случаях люди выдают речи как бы на каком-то странном языке – но это бессмысленный набор звуков, который не соответствует какому-либо реальному языку.

Реймонд Моуди излагает довольно подробный рассказ о своих злоключениях в шкуре «древнего германца» с запоминающимися деталями – но в нём нет ничего, чего не мог бы написать современный школьник, которому задали бы сочинение по истории.

Ученые прилагают большие усилия к тому, чтобы понять, как звучали вымершие древние языки – и им было очень интересно поговорить с живым носителем.

Вот если бы он мог произнести хотя бы несколько фраз на древнегерманском наречии, которое в той инкарнации было для него родным, – он произвел бы немалую сенсацию, и кафедры германской филологии всего мира дрались бы за право поговорить с ним.

Но, увы, хотя он помнит, что был облачен в кожаные штаны, он не мог бы сказать, как этот предмет одежды назывался по-древнегермански.

Если бы «регрессия» работала, она производила бы гораздо больший эффект, чем терапия переедания. Она перевернула бы весь мир науки.

Ведь в этом случае мы располагали бы работающей технологией получения информации из далекого прошлого, причем технологией необычайно дешевой. Из оборудования требовалась бы только кушетка, и мы могли бы, погружая любого желающего в «регрессию», беседовать с представителями других веков и культур. Это полностью перевернуло бы лингвистику, историю и антропологию.

Особенно учитывая, что метод «регрессивного гипноза» практикуется множеством людей уже десятилетиями.

В интернете можно найти неподтвержденные рассказы о каких-то удивительных случаях. Но если бы метод работал, речь шла бы не об отдельных случаях, а о работающем источнике информации из прошлого.

Однако ничего подобного не происходит. Лингвисты продолжают трудоемкие попытки реконструкции древних языков, историки внимательно анализируют дошедшие до нас письменные и археологические источники (часто весьма скудные), стараясь выяснить, что произошло столетия назад, антропологи пытаются понять быт и нравы древности на примере немногих сохранившихся изолированных племен.

Никакой помощи люди, «вспоминающие свои прошлые жизни», им оказать не могут. Уже это мешает увидеть в «регрессии к прошлым жизням» что-то сверхъестественное.

Научные исследования феномена «регрессии»

Метод «регрессивного гипноза» – еще на том уровне, когда речь шла о воспоминании событий из детства – подвергается обширной критике. По мнению ряда исследователей, люди не «вспоминают» детство. Они вообще не погружаются в транс, в какое-то особое состояние сознания, которое бы позволило им получать доступ к какой-то новой информации. Они играют, принимая ту роль, которую предлагает им гипнотизер, – и ведут себя не как реальные дети, а именно как взрослые, изображающие детей.

Как пишет известный исследователь феномена гипноза, Николас П. Спанос,

«Некоторые люди, которым входе гипнотического сеанса предложили вернуться в прошлое, сообщают, что они пережили прошлые жизни. Например, 22-летняя женщина, недавно подвергшаяся „регрессии” в нашей лаборатории, утверждала, что „вспомнила” 1940 год и что она была мужчиной – японским пилотом-истребителем. Как можно объяснить сообщения такого рода? Самый простой ответ заключается в том, что это порождения фантазии, вызванные внушением у испытуемых с богатым воображением. Если испытуемые уже верят в реальность реинкарнации и/или если гипнотизер поощряет их к этому, они могут начать интерпретировать свои фантазии как доказательство существования реальных личностей из прошлых жизней».

По мнению этого исследователя,

«Важно понимать, что гипнотические внушения не дают субъектам прямых указаний что-либо делать. Вместо этого предложения формулируются в страдательном залоге и подразумевают, что с субъектом что-то происходит (например, „Ваша рука поднимается” вместо „Поднимите руку”). Эта пассивная формулировка внушает испытуемым мысль о том, что они должны действовать так, как будто предполагаемые эффекты происходят автоматически. Другими словами, гипнотические внушения – это скрытые просьбы принять участие в воображаемой ситуации. Хорошо поддающиеся гипнозу субъекты (а) понимают значение этих подразумеваемых просьб и (б) используют свои творческие способности и актерское мастерство, чтобы погрузиться в воображаемые сценарии, содержащиеся во внушениях».

Он делает вывод, что

«имеющиеся данные убедительно указывают на то, что сообщения о прошлых жизнях, полученные от людей, подвергшихся гипнотической регрессии, являются фантазийными построениями субъектов с богатым воображением, которые готовы погрузиться в воображаемую ситуацию, подразумеваемую предложениями о регрессии».1

Британский психиатр Джеймс Пол Рандакалам, несмотря на свое явное сочувствие к идее реинкарнации в целом, признаёт, что «информация, полученная через регрессию к прошлым жизням, ненадежна и напоминает содержание снов… то, что открывается этим методом, напоминает содержание исторического романа – сочетание большого объема вымысла и некоторых подлинных фактов».2

Из этого, конечно, не следует, что все, кто сообщают о своих «прошлых жизнях» – жулики, которые намеренно водят людей за нос. Они сами могут быть вполне искренне уверенны в содержании своего опыта. Психологи уже довольно давно знают, как.

Конфабуляция: как мы вспоминаем то, чего не было

Исследователи объясняют многие парапсихологические феномены хорошо изученным явлением конфабуляции.

Конфабуляция (от фр. fabulation – игра воображения, выдумка; «галлюцинаторные» воспоминания) – вымысел, принявший форму воспоминаний; рассказы людей о будто бы бывших с ними в прошлом событиях, которые в реальности не могли с ними происходить.

Конфабуляции могут носить как стихийный характер и возникать непроизвольно, так и быть спровоцированными – например, внушениями «регрессолога».

Одна из форм конфабуляции – «криптомнези́я (от др.-греч. κρυπτός – скрытый, тайный + μνήμη – память, воспоминание) – вид расстройства памяти, при котором человек не может вспомнить, когда было то или иное событие: во сне или наяву».

То есть он помнит содержание воспоминания, но не может определить его источник.

Например, тот, кто страдает этим расстройством, может ошибочно счесть своим произведением чужое стихотворение или песню – что приводит к обвинениям в плагиате и неприятным судебным процессам. Он может искренне полагать, что лично пережил событие, о котором только слышал, или видел в кино, или прочитал к книге, или которое просто вообразил.

Такого рода нарушения памяти не обязательно признак душевного расстройства. Они могут встречаться и у вполне здоровых людей, особенно в ситуациях повышенной нагрузки или усталости.

Например, уставший сотрудник может быть вполне уверен (и помнить в деталях), как он отправил отчет начальнику, в то время как он только собирался это сделать и подробно представлял.

Сам термин «криптомнезия» был предложен в 1900 году профессором психологии Теодором Флурнуа вскоре после исследования им медиума Хелен Смит (настоящее имя Катерина-Элиза Мюллер, она была родом из Швейцарии), которая методом так называемого «автоматического письма» повествовала о своих предыдущих жизнях и о своих контактах с марсианами. Флурнуа пришёл к выводу, что язык «марсианского» письма воспроизводит её родной французский и что её сообщения на самом деле порождены её подсознательным воображением, которое опиралось на вполне земные источники.

Дар воображения

Мы, люди, обладаем драгоценным даром воображения. Дети играют, представляя себя рыцарями, или космонавтами, или путешественниками в далеких и таинственных странах. Взрослые писатели воображают жизнь (и внутренний мир) своих персонажей, в том числе людей других стран и эпох. Актеры «перевоплощаются» в персонажей театральных постановок или кинофильмов.

Читатели и зрители сопереживают героям, как бы и сами скачут вместе с мушкетерами и высаживаются на далеких планетах вместе с героями научной фантастики.

Дети (а если мы говорим о ролевых играх, то и взрослые) могут получать огромное удовольствие, играя в кого-то другого – персонажей мира «Властелина Колец», например. Огромная индустрия компьютерных игр существует благодаря тому, что предлагает людям декорации, в которых они могут примерить на себя совершенно другую жизнь – средневекового рыцаря или космонавта далекого будущего.

Не так уж и трудно вообразить себя в другом историческом контексте. Как пишет поэт Валерий Брюсов в своем стихотворении «Скифы»,

Если б некогда гостем я прибыл

К вам, мои отдалённые предки, –

Вы собратом гордиться могли бы,

Полюбили бы взор мой меткий...

Мне не трудно далась бы наука

Поджидать матерого тура.

Вот – я чувствую гибкость лука,

На плечах моих барсова шкура.

Поэт живо воображает себя древним скифом (а мы вслед за ним), но он не скрывает, что всё это полет фантазии. Но если бы он был энтузиастом реинкарнации, он мог бы оформить тот же полет иначе: «В одной из своих прошлых жизней я был древним скифом. Отчетливо помню – вот, я чувствую гибкость лука, на плечах моих барсова шкура».

Живая фантазия – прекрасный дар, когда он идет в комплекте с другим – способностью отличать её от реальности. Увы, но это не всегда бывает так. А практика «регрессии к прошлым жизням» специально построена таким образом, чтобы размыть грань между воображаемым и вспоминаемым: человек обычно уже верит в «прошлые жизни» (или, по крайней мере, открыт к такой вере), а гипнотизер настойчиво побуждает его «вспомнить» их детали. Так что человек выдает комбинацию из просмотренных им исторических фильмов, иллюстрированных книг по истории и своего личного воображения: «Вот, я чувствую древнегерманские кожаные штаны на моих бедрах». То, что при этом он не знает ни слова по-древнегермански, совершенно естественно – среди источников, на которые опирается его воображение, не было учебников по древним языкам.

Таким образом, «воспоминания о прошлых жизнях», полученные под гипнозом, могут быть полностью объяснены в рамках обычной психологии – а результатов, которые они бы показывали, если бы за ними стояли реальные воспоминания, мы не находим. Погрузившись в транс, люди говорят на своих родных языках – вполне современных русском, английском, немецком и т. д., а сведения, которые они приносят, как предполагается, из темных глубин прошлого, не выходят за рамки того, что могло бы быть известно естественным путем.

* * *

1

https://skepticalinquirer.org/1988/01/past-life-hypnotic-regression-a-critical-view/

2

https://www.rcpsych.ac.uk/docs/default-source/members/sigs/spirituality-spsig/resources/james-pandarakalam-a-search-for-the-truth-of-past-life-regression.pdf?sfvrsn=f5442f17_2


Источник: Худиев С.Л. «Регрессия к прошлым жизням» — доказывает ли она реинкарнацию? [Электронный ресурс] // Азбука веры. 1.04.2025.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle