Источник

Беседа LXII. О девятом члене символа веры. О единстве церкви

Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

В девятом члене символа веры не только говорится о вере в Церковь, о чем мы беседовали с вами, братие, в предшествующих беседах, но указываются и свойства этой Церкви: она есть единая, святая, соборная и апостольская. Побеседуем теперь об этих свойствах.

Церковь есть едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божиим. Господь наш Иисус Христос, выражая желание создать Церковь Свою на земле, говорил, что Он создает одну Церковь (Мф.16:15) и, изображая ее в притчах, говорил только об одном стаде, об одном овчем дворе (Ин.10:16), об одном царстве небесном на земле (Мф.13:24, 47). Основатель Церкви есть Единый Иисус Христос, который, по учению апостольскому, сделался главою ее и краеугольным камнем (Еф.1:22–23. 2:20). Он есть единая глава ее. Апостол Павел, сравнивая Церковь со зданием Божиим, говорит, что для ее основания инаго никто же может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос (1Кор.3:10–11). Церковь есть здание Божие, посему и не может быть у нее основания человеческаго. Церковь в слове Божием называется также телом Христовым (Еф.1:23), посему для нее, как тела Христова, не может быть иной главы, кроме Иисуса Христа. Кроме этого, она, как учит слово Божие, должна пребыть во вся роды века, посему должна иметь и главу вечную, а таков есть един Иисус Христос. Посему и Апостолы, которые распространили и утвердили Церковь Христову на земле, называются не более, как служителями ее (Кол.1:24–25). Когда в коринфской церкви, основанной Ап. Павлом, возникло разделение: одни называли себя Павловыми, а другие Аполлосовыми (по имени другого учителя), – Ап. Павел писал им: «кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали и притом поскольку каждому дал Бог.... (Ибо) мы соработники у Бога; а вы Божия нива, Божие строение» (1Кор.3:5,9). Таким образом, правильно верующие во Христа, Церковь, есть Божие здание (строение), а Апостолы только служители. – Церковь должна быть едина и потому, что одушевлятся одним Духом Божиим, – в ней действует один Дух Святый. Аз умолю Отца, говорил Иисус Христос ученикам пред Своими страданиями, и иного Утешителя даст вам, да будет

с вами во век, Дух истины.... Той вы научит всему и воспомянет вам вся, яже рех вам (Ин.14:16, 26). Следовательно, Дух Святой пребудет, по слову Господа, с обществом верующих вечно, сохранит между ними истинное учение Христово, а посему и самое общество верующих, или, что то же, Церковь Христова, всегда останется одною и тою же с тем же учением и устройством, какое дал ей Сам Иисус Христос. По этому устройству члены ее разделяются на пастырей и пасомых. Первые преподают одно и то же Божественное учение, совершают одни и те же Божественные таинства, держатся в управлении одних и тех же Божественных законов, а вторые принимают это учение и эти таинства и покоряются их духовному управлению. Это единство Церкви ясно изображает ап. Павел, когда говорит о верующих: едино тело, един Дух, якоже и звани бысте во едином уповании звания вашего (как вы и призваны к одной надежде вашего звания): един Господь, едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех (Еф.4:4–6). К такому единству должны стремиться все верующие во Христа: в нем и конечная цель существования Церкви Божией на земле, как благодатного Царства Христова. Да еси едино будут, взывал Иисус Христос в молитве к Богу Отцу, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут. Аз в них, и Ты во Мне: да будут совершени во едино (Ин.17:21; 23). И соответственно этому Он даровал ей пастырей и учителей в созидание тела Христова, дóндеже достигнем вси в соединение веры (Еф.4:12–13).

Будем же, братие, всегда хранить в уме своем это учение о единстве Церкви. Церковь едина, а мы члены тела Церкви. Посему, подобно тому, как член тела не может жить, будучи отделен от него, так и мы не можем жить духовною жизнью вне Церкви Христовой. Вместе с этим, как члены ее, мы должны жить в вере и согласии между собою. Как в теле человеческом члены не восстают одно против другого, не вредят друг другу, но поддерживаются один другим, так и мы должны быть связаны такою любовью между собою, как бы были членами одного тела. На эту обязанность, налагаемую на нас единством Церкви, указывает нам ап. Павел, говоря: «молю (убо) вас аз юзник о Господе, достойно ходити звания, в неже звани бысте, со всяким смиренномудрием и кротостию, с долготерпением, терпяще друг другу любовию тщащеся блюсти (стараясь сохранять) единение духа в союзе мира (Еф.4:1–3). Заметьте, братие, Апостол говорит: стараясь сохранять единство. Этим он указывает на то, что это дело не легкое. Ничто столько не встречает препятствий, как соблюдение мира и единства. Посему с особенным старанием мы должны сохранять мир между собою, быть единодушными.

Итак, братие, будем избегать несогласий и раздоров, и Бог любви и мира да будет с нами (2Кор.13:11). Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle