протоиерей Сергей Садковский

Беседа LXI. О девятом члене символа веры. О вере в церковь

Во едину, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Вы знаете, братие, что слово верую, поставленное в начале символа веры, относится к первым девяти членам. Посему и девятый член нужно прочитать так верую во едину, святую, соборную и апостольскую Церковь. Знаете вы также, что Церковь есть общество людей, соединенных между собою православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Членов этого общества вы видите своими глазами, знаете, – кто принадлежит к Церкви Христовой. Спрашивается теперь, – как же нужно веровать в Церковь. Чему собственно веровать научает нас символ веры, когда говорит: верую в Церковь?

Прежде всего, братие, нужно иметь в виду, что к Церкви Христовой принадлежат не одни только православные христиане, живущие на земле, но и окончившие свою земную жизнь. У Бога нет мертвых: Бог несть мертвых, говорил Иисус Христос, но живых: вси бо тому живи суть (Лук. 20:88). Впрочем, не все умершие принадлежат к Церкви Христовой, а только скончавшиеся в истинной вере и святости, а также и в покаянии. Эти последние, хотя и не успели принести плодов достойных покаяния, но имеют надежду достигнуть вечного блаженства по молитвам Церкви, как имеющие веру во Христа и примирившиеся с Ним чрез покаяние. Следовательно, они не отторгнуты от Церкви, которая потому за них и молится (Послан. восточн. Патр, о вере чд. 18). В указанном отношении Церковь Христова обыкновенно разделяется на воинствующую или странствующую и на торжествующую. Под именем первой Церкви разумеется Церковь видимая, земная, члены которой, живущие на земле, ведут борьбу с врагами спасения. Под именем второй разумеется Церковь небесная, невидимая, к которой принадлежат христиане, окончившие земную жизнь и торжествующие победу над врагами спасения вместе со Христом и св. Ангелами. Церковь воинствующая называется еще царством благодати или благодатным царством Христовым, потому что подает людям в таинствах благодать, а торжествующая – царством славы. Указанное понятие о Церкви Христовой земной и вместе небесной утверждается в ясном учении слова Божия. В послании к Евреям Апостол Павел пишет: приступите к сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам Ангелов, торжеству, и церкви первородных, на небесех написанных, и судии всех Богу, и духом праведник совершенных и к Ходатаю Завета новаго Иисусу (12:22–24). В этих словах Апостол говорит христианам, что они, уверовав во Христа, соединились с горою Сион. Здесь под горою Сион он разумеет небесную, невидимую Церковь, потому что называет эту гору городом Бога живого, небесным Иерусалимом, обществом Ангелов и праведников, соединенных с Судьею – Богом и Иисусом Христом. Таким образом, по учению Ап. Павла, христиане, живущие на земле, составляют одно нераздельное целое с небесною, невидимою Церковью. Веру в эту невидимую Церковь мы и выражаем, когда говорим в символе веры верую... в Церковь.

Ho кроме этого, братие, есть еще и другая сторона в понятии о Церкви, которая служит предметом нашей веры. Мы сказали, что Церковь Христова воинствующая называется еще благодатным Царством Христовым, потому что в ней подается людям благодать Божия. Эта благодать Божия невидима и служит предметом нашей веры в Церковь. Поэтому, когда мы говорим верую... в Церковь, выражаем этими словами несомненную уверенность в том, что в Церкви Христовой пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от единой вечной главы ее, Господа Иисуса Христа.

Что в Церкви Христовой действительно пребывает благодать Божия, – об этом ясно говорит нам слово Божие. Во-первых, мы убеждаемся в этом тем, что глава Церкви есть Богочеловек Иисус Христос, исполненный благодати и истины, и тело Свое, то есть, Церковь, исполняющий благодатию и истиною. Что Иисус Христос есть глава Церкви, а Церковь тело его, – об этом ясно говорит Ап. Павел в послании к Ефесянам: Бог Отец Того (Иисуса Христа) даде главу выше всех Церкви яже есть тело Его (1:22–23). Если же Иисус Христос по ясному свидетельству Евангелия, исполненный благодати и истины, есть глава Церкви, то Он, несомненно, и тело Свое, т. е. Церковь, исполняет благодатию и истиною (Иоанн. 1:14–17). – Во-вторых, в пребывании благодати в Церкви Христовой мы удостоверяемся тем, что Сам Иисус Христос обещал ученикам Своим Духа Святого, чтобы Он был с ними вечно. Аз умолю Отца, говорил Он, и иного утешителя (Духа Святого) даст вам, да будет с вами во век (Иоанн. 14:16). По сему обещанию, Дух Святой поставляет пастырей Церкви. Об этом ясно говорит апостол Павел к пастырям: внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею (Деян. 20:28).

Благодать Божия не только пребывает в Церкви Христовой доныне, но будет пребывать до скончания века. В этом удостоверяют нас слова Самого Иисуса Христа и ап. Павла. Созижду Церковь Мою, говорил Иисус Христос, и врата адова (силы ада) не одолеют ей (Матф. 16:18). Аз с вами есмъ, говорил Он же пред Своим вознесением на небо, во вся дни дo скончания века, аминь (28:20). Следовательно, никто не может одолеть Церковь Христову: ее защищает и будет защищать до скончания века Сам Основатель ее Господь Иисус Христос. И апостол Павел говорит: Тому (Богу Отцу) слава в Церкви о Христе Иисусе во вся роды века веков, амин (Ефес. 3:21).

Итак, братие, будем веровать в Церковь земную и вместе небесную. И поэтому будем твердо памятовать о том, что наше отечество на небеси, что, принадлежа к Церкви земной, мы должны воинствовать со врагами нашего спасения, чтобы перейти в Церковь торжествующую, соединиться с Ангелами Божиими и со святыми под единым главенством Господа нашего Иисуса Христа. Будем также искренно веровать в то, что Церковь, к которой принадлежим мы, есть тело Господа нашего Иисуса Христа, а Он глава ее, и что поэтому в Церкви Христовой пребывает, и будет вечно пребывать благодать Божия. Как члены нашего тела с головою составляют один живой организм, так и все мы правоверующие во Христа, вместе с ним образуем один телесно-духовный организм. «Почтим же, братие, главу», как говорит св. Иоанн Златоуст, «помыслим, какой главы мы тело? Мы тело главы, которой все покорено.... Он принял наше естество, соделал Его Своею одеждою, и не только возвысил, но и вся покорил под нозе Его. Почтим же близость родства; убоимся, да не отсечется кто-либо от тела сего, да не ниспадет кто-либо или не явится недостойным Его.

.. Ангелы, архангелы и все небесные силы благоговеющие пред нашею Главою, а мы – тело Ее ужели не почтим Ее? Какая же после сего остается у нас надежда на спасение?» (Толкование посл. к Ефес. Ев. Феофана М 1879 год. 109–110 стр.). Аминь.

* * *

1

Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа


Источник: Москва. Университетская типография, Страстной бульвар. 1897. (Отдельный оттиск из №№ Душеполезного Чтения 1880—1897 гг.). От Московского Духовно-Цензурного Комитета печатать дозволяется Москва. Августа 20 дня 1897 года. Цензор Протоиерей Иоанн Петропавловский.

Комментарии для сайта Cackle