Беседа LXXVIII. О десятом члене символа веры. О крещении
В ряду семи таинств православной Церкви таинство крещения занимает первое место, потому что оно служит для людей как бы дверью в самую Церковь, по слову Спасителя: аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие, т. е. в царство благодати, а затем в царство славы (Ин.3:5), и следовательно служит вместе дверью ко всем другим таинствам. Посему таинство это всегда преподается людям прежде других, и тот, кто еще не крещен, не может приступать к прочим таинствам православной Церкви.
Крещение есть таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.
В прошедшей беседе о таинствах вообще мы сказали, братие, что каждое таинство должно иметь следующие три существенные принадлежности: божественное установление, видимое действие и обетование невидимой благодати, сообщаемой чрез это действие. Посему и мы в беседе о каждом таинстве в отдельности, прежде всего, укажем на эти три признака.
Таинство крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Еще до установления Им этого таинства обычай крещения водою был в употреблении у евреев; так Иоанн Креститель, по слову апостола Павла, крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в грядущего по нем, то есть, в Христа Иисуса (Деян.19:4). Но крещение Иоанново не было таинством, оно не возрождало благодатию Св. Духа, потому что не было еще совершено искупления Иисусом Христом, а было только прообразом крещения Христова, крещением покаяния, приготовляло к принятию Иисуса Христа. Это крещение от Иоанна принял и Господь Иисус Христос, показав нам пример крещения и освятив воду, как средство освящения всего человечества. Самое же таинство установлено было Господом после Его воскресения, когда, совершив наше искупление, Он дал апостолам торжественное повеление: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф.28:19–20); иже веру иметь и крестится, спасен будет, а иже не иметъ веры осужден будет (Мк.16:16). Приняв сию заповедь апостолы, как только сами облеклись силою свыше (Лк. 24:49), начали совершать таинство крещения; так в первый же день по сошествии на них Святого Духа, по предложению апостола Петра, крестилось около трех тысяч человек (Деян.2:41). От апостолов приняла таинство крещения и Церковь, в которой и совершается оно над всяким, кто хочет присоединиться к ней и получить вечное спасение.
Видимую сторону в таинстве крещения составляет троекратное погружение в воду, во имя Отца, и Сына, н Святого Духа. На воду, как на необходимую принадлежность крещения указал Сам Господь Иисус Христос (Ин.3:5); в воде совершали крещение и апостолы (Деян. 8:36–39; 10:47–48). Крещение совершается чрез троекратное погружение; чрез троекратное – по правилу св. апостолов и по учению древних учителей Церкви во имя трех лиц Св. Троицы. Чрез погружение крестился Сам Господь (Мф.3:16) и крестили апостолы (Деян. 37–89). Крещение представляется в Свящ. Писании точным подобием всемирного потопа (1Пет.20–21); банею водною, в которой Господь очищает нас (Еф.5:26; Тит.3:5); и как бы гробом, в котором мы спогребаемся Христу в смерть (Рим.6:4): все такие названия, которым только тогда будет соответствовать это таинство, когда будет совершаемо чрез погружение. У западных христиан, католиков и протестантов, крещение вместо погружения совершается чрез окропление и обливание. Такой образ совершения крещения допускался в древности и теперь допускается в православной Церкви только в виде исключения из общего правила, в случаях крайности, преимущество для тяжких больных и при недостатке воды.
Благодатный дар, преподаваемый в таинстве крещения, есть духовное возрождение (Ин.3:5), почему и апостол Павел называет это таинство банею пакибытия (Тит.3:5). При сем крещающийся очищается от всех грехов – прародительского, или Адамова, и от всех грехов произвольных, сделанных возрастными до крещенья (Деян. 2:38; Еф.5:25–27; 1Кор 6:11), усыновляется Богу и присоединяется к числу спасаемых (Гал.3:26–28; Мк.16:164 Тит.3:5–7).
Власть совершать таинство крещения принадлежит епископам, а чрез них и священникам. Но впрочем, в случаях крайней нужды, напр., слабости младенца и невозможности скорого прибытия священника, дозволяется православною Церковью совершение крещения мирянам, мужчинам и женщинам. В этом случае крестящий, ближайший родственник или повивальная бабка, должен трижды погрузить младенца в чистой воде, с наречением ему имени, при произнесении слов: «крещается раб Божий (или раба Божия)... (имя), во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святого Духа, аминь. Ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Если младенец остается жив, то приглашается священник, который уже не делает троекратного погружения в воду, но только дочитывает по требнику молитвы и совершает над младенцем таинство миропомазания.
От тех, кто желает принять таинство крещения, требуется покаяние и вера. Почему и читается пред крещением символ веры. Покайтеся, говорит апостол Петр слушавшим его проповедь в день сошествия Святого Духа, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимет дар Святого Духа (Деян. 2:38). Иже веру иметь и крестится, спасен будет, говорил Иисус Христос ученикам по воскресении (Мк.16:16). Посему апостолы, прежде всего, старались научить людей вере, и только над уверовавшими совершали крещение. Посему и ныне православная Церковь не вдруг совершает крещение над желающими вступить в нее, а после приготовления и испытания, после предварительного оглашения или наставления в истинах веры.
Впрочем, требуя от крещающихся покаяния и веры, Церковь с первых времен допускала к крещению и младенцев, по словам Господа Иисуса Христа: оставите детей и не возбраняйте им приити ко Мне: таковых бо есть царство небесное (Мф.19:14). Крещение необходимо для всех людей и есть единственная дверь в Церковь Христову и царство небесное, посему оно должно совершаться и над младенцами, которые так же, как и взрослые, причастны прародительскому греху и не иначе могут очиститься от него, как чрез крещение (Ин. 3:5). В ветхом завете обрезание, по повелению Божию совершалось и над младенцами, а крещение в новом завете заступило место обрезания (Кол.2:11–12), поэтому и оно может и должно быть совершаемо над младенцами. Известно, что апостолы иногда крестили целые семейства, напр., дом Лидии и некоего стража (Деян.16), дом Стефанинов (1Кор.1:16); в этих семействах, несомненно, были дети, младенцы, и не видно, чтобы для них делали исключение и оставляли их без крещения. Св. Отцы и учители Церкви положительно свидетельствуют, что крещение всегда было и должно быть совершаемо и над младенцами. Впрочем, православная Церковь допускает к крещению младенцев не безусловно, а по вере родителей и восприемников, которые при этом обязываются научить их вере, когда они будут приходить в возраст. В этом случае вера родителей и восприемников усвояется неспособным еще к вере младенцам. Известно, что Господь иногда вменял какому-либо человеку веру других и по их вере творил чудеса, напр., исцелил расслабленного в Капернауме, видя веру принесших его людей (Мк.2:5) Подобно сему и крещаемым младенцам вменяется вера родителей и восприемников их. Восприемники по уставу Церкви, должны быть при крещении не только младенцев, но и взрослых. Они бывают при крещении для того, чтобы поручиться пред Церковью за веру крещаемого, и по крещении принять его в свое попечение для утверждения его в вере. Это значит, что восприемники обязываются руководить воспринятыми в их религиозно-нравственной жизни; посему-то они считаются родителями своих крестных детей.
В своей беседе о таинствах вообще мы сказали, братие, что каждое таинство обыкновенно составляется из нескольких молитв, песнопений в обрядовых действий. Чтобы вы вполне сознательно, с полным разумением могли присутствовать при совершении таинств, я предложу вам, братие, объяснение и обрядовой стороны в каждом таинстве.
Обыкновенно, по рождении младенца в христианском семействе, приглашается священник, чтобы дать молитву родильнице и наречь младенцу имя. В положенной для этого молитве он молит Бога, чтобы Он сохранил родильницу и младенца от всякого зла и воздвиг ее с одра болезни. Затем при чтении особой молитвы, при осенении младенца крестным знамением он нарекает ему христианское имя. Это значит, что младенец готовится вступить в христианское общество и в том святом, имя которого он будет носить, получает себе молитвенника и покровителя, а в жизни его – пример для подражания. Поэтому-то, братие, каждому христианину нужно знать житие того святого, имя которого он носить. Поэтому же, братие, к имени ближнего своего будем относиться с особою осторожностью н почтением и избегать, как это нередко слышится между нами, унизительных полуимен. День, посвященный памяти соименного христианину святого, называемый тезоименитством, становится для него праздником. Христиане обыкновенно смотрят на соименных святых, как бы на своих ангелов-хранителей, посему и день именин у нас обыкновенно называется днем ангела. Этот день благочестивый христианин посвящает на особую молитву Богу и тому святому, имя которого носит. Родители, приучайте детей своих, чтобы они помнили день своего ангела, приводите их в церковь, отличайте этот день от других дней в жизни детей своих.
За наречением имени следует так называемый чин оглашения. Если крестится возрастной, то его наставляют в православной вере и, по научении допускают до крещения. Крещаемый приносится или приводится в храм и поставляется пред купелью. Священник трижды дует на его лицо, благословляет его, возлагает на него руку, в знак очищения его, отделения от неверных и вступления в общество верующих, – и читает предогласительную молитву, в которой просит, чтобы Господь принял его в общество верующих. После этого следует заклинание. Священник в читаемых им молитвах именем Господа Бога заклинает дьявола отступить от крещаемого. Это заклинание бывает для того, чтобы отогнать дьявола, который со времени греха Адамова получил к людям доступ и некоторую над ними власть, как бы над пленниками и рабами своими. Апостол Павел говорит, что все люди, вне благодати, т. е. не принявшие крещения, ходят по веку (обычаю) мира сего, по князю власти воздушныя, духа, иже ныне действует в сыне противления (Еф.2:2). Сила заклинания заключается в имени Иисуса Христа, призываемом с молитвою и верою. Сам Иисус Христос дал верующим сие обещание: именем Моим бесы ижденут (Мк.16:17). Подобную же силу имеет употребляемое при сем и других случаях крестное знамение, с верою сделанное движением руки, или другим каким-нибудь образом представленное, напр., дуновением уст. Употребление крестного знамения ведет свое начало от самых времен апостольских. О силе и употреблении крестного знамени, собственно не сложения пальцев для крестного знамения (перстосложения), а изображения креста рукою, – с древних времен, свидетельствуют св. отцы. Между прочим, у древних во время молитвы было в обычае изображать из себя крест распростертыми руками, подобно тому, как теперь священник молится, воздвигая руки, три раза во время литургии. Вы можете видеть эту молитву во время пения херувимской песни. Из многих святоотеческих свидетельств о значении и употреблении крестного знамения мы приведем следующее свидетельство св. Кирилла Иерусалимского. «Да не стыдимся», пишет он, «исповедовать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою знамение креста на челе, и на всем, на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар, и слабым без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов».
После заклинания Крещаемый и восприемники обращаются лицом к западу. Запад, как место захода солнца и появления ночной тьмы, представляется как бы областью сатаны, дьявола. Священник трижды спрашивает крещаемого: отрицаешися ли сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его? Крещаемый или восприемник трижды отвечает: отрицаюся? Священник вновь трижды спрашивает его: отреклся ли ecu сатаны? Крещаемый отвечает: отрекохся. При сем свое отречение от дьявола по предложению священника крещаемый выражает наглядно дуновением и плюновением. По отречении от дьявола, крещаемый снова поворачивается лицом к востоку. Священник спрашивает его трижды: сочетаваешилися Христу (желаешь ли соединиться)? Крещаемый отвечает: сочетаваюся. Тогда священник еще спрашивает: сочетался ли ecu Христу? Крещаемый отвечает: сочетахся. Священник спрашивает: и веруеши ли Ему. Крещаемый отвечает: верую Ему, яко Царю и Богу, и произносит символ веры. Последние вопросы предлагаются и ответы даются по трижды. Неоднократные вопросы и ответы указывают на важность обетов крещаемого и на ответственность его пред Богом. Свое обещание покорности Христу, сочетание с Ним крещаемый заключает поклонением Св. Троице. После этого следует совершение самого крещения.
Прежде всего, освящается вода. Вода освящается 1) молитвою, 2) крестным знамением и дуновением от священника и 3) помазанием ее крестообразно елеем, освященным чтением положенной при сем молитвы. Этим же елеем затем помазуется крещаемый, 1) в знак его соединения со Христом, подобно тому, как дикая ветка прививается к доброй маслине, 2) в знак того, что он умирает для греха, – в древности умерших приготовляли к погребению помазыванием их тел, и 3) для приготовления его к борьбе со грехом, подобно тому, как в древности борцы, приготовляясь к состязаниям, намащали тела свои маслом. После этого помазания крещаемый три раза погружается в воду, причем священник говорит при первом погружении: крещается раб Божий (имя, или раба Божия) во имя Отиа. Аминь, при втором: и Сына. Аминь, при третьем: и Святаго Духа. Аминь. Ныне и присно и во веки веков. Аминь. Троекратное погружение выражает тридневное спогребение Христу крещаемого, а троекратное поднимание из воды – тридневное воскресение Иисуса Христа и совосстание крещаемого с Ним. Это троекратное погружение крещаемого в воду с призыванием имени Св. Троицы есть самое важное священнодействие в крещении. В это время сходит на крещаемого благодать Св. Духа, омывающая его от всех грехов и подающая новую жизнь. По погружении, на крещаемого надевается белая одежда в знак чистоты души и жизни христианской и возлагается крест для видимого представления и всегдашнего напоминания заповеди Христовой: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф.16:24). После этого обыкновенно совершается другое таинство св. миропомазания. По помазании св. миром крещаемый обходит вокруг купели с зажженными свечами три раза. Самое хождение указывает на духовную радость, а хождение вокруг купели указывает на вечное соединение крещенного с Христом: круг, в котором нет ни начала, ни конца служит знаком вечности. Свечи указывают на духовное просвещение крещаемого. После этого следует чтение Апостола и Евангелия, в которых говорится о плодах и об установлении таинства крещения. Таинство заканчивается окроплением и омовением частей тела, запечатленных св. миром и крестообразным пострижением волос у новокрещенного. В древнее время, когда обыкновенно крестились взрослые из язычников, омовение совершалось на восьмой день по крещении, а теперь, когда крещение совершается над младенцами, неудобно долго сохранять места, запечатленные св. миром, и посему омовение их бывает по прочтении Евангелия Пострижение волос совершается в знак того, что получивший крещение и миропомазание обязуется повиноваться Господу Иисусу Христу и исполнять Его волю, как раб своему господину.
После совершения таинства крещения, о крещенном записывается в так называемой метрической книге. В ней причтом записывается: кто, у кого и когда родился, кто были восприемниками и кто совершал таинство. Запись эта имеет важное значение для государства, потому что по метрическим книгам узнается о числе родившихся православных за известный год. Выписки из этих книг, так называемые метрики, имеют важное значение для каждого при поступлении в учебные заведения, при бракосочетании, при определении на некоторые должности и т. д. Посему родители или ближайшие родственники (восприемники) должны, особенно если не имеют постоянного местожительства, во избежание могущих быть после затруднений или запасаться этими свидетельствами вскоре после крещения детей своих или же запоминать церковь, в которой они были крещены.
В сороковой день, когда мать приходит в церковь для принятия очистительной молитвы, она приносит с собою и младенца, над которым совершается так называемое воцерковление. Священник, по прочтении молитв за мать и за младенца, берет его на руки, делает им крестное знамение сначала в притворе храма, потом на средине и, наконец, в алтаре, или пред царскими вратами, если младенец женского пола, и каждый раз произносит слова: воцерковляется раб Божий или раба Божия (имя) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне, и присно и во веки веков, аминъ. Этим действием младенец в первый раз торжественно вводится в общество верующих и в храм Божий.
Таинство крещения не повторяется. Исповедую едино крещение, сказано в символе веры. Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.
Братие, в таинстве крещения мы очистились от всех грехов, облеклись во Христа, соделались чадами Божиими и призванными к жизни вечной; мы отреклись от дьявола и всех дел его и дали обет быть всегда покорными Господу нашему Иисусу Христу. Будем же всегда памятовать об этом. Помни, убеждал паству свою святитель Тихон Воронежский, «что всякому христианину от младенчества до смерти всегда в памяти содержать должно: 1) что при крещении святом чрез отца и матерь крестную отрекся ты от сатаны и всех дел его, и всего служения его, и всея гордыни его, и сие учинил троекратным отречением. 2) Отрекшися сатаны, ты обещался троекратно же служить Христу Сыну Божию, со Отцем и Святым Его Духом. Итак, ты на крещении в службу Христу записался и присягнул, так как воины и прочие Царю земному в службу записуются и присягают. Сие в памяти должно содержать, домашним внушать, а особенно малым детям, чтоб, помня свое обещание, от малых лет приучались они к благочестию»5 Согрешая теперь, после крещения, мы, братие, виновнее во грехах своих, нежели язычники в своих, потому что имели от Бога особенную помощь к добру и отвергли ее. «Ибо» говорит апостол Петр, если (беззаконники) избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них, и побеждаются ими: то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познав возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2Пет.2:20–21). Но, братие, милосерд и долготерпелив Господь, Он дал нам, согрешающим после крещения, возможность получить прощение грехов. Не хотя да кто погибнет, но да ecu в покаяние приидут (2Пет.3:9), Он установил таинство покаяния. Будем же, братие, всегда внимательны к себе, будем воздерживаться от грехов и приносить в них покаяние Милосердому Господу. Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа
Это увещание было прибито по церквам во всей епархии. Соч. 1 т. 100–101 стр.