Рассуждение тридцатое. О душе

Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщети́т? (Мф.16:26).

§ I

Душа есть существо разумное, себя и вещи познающее.

Действующая причина души – Бог, который вдунул в лице первого человека дыхание жизни, и быстъ человек в душу живу (1Кор.15:45). Тоже утверждают Моисей и Аарон, когда пали на лица свои пред Богом, и рекли: Боже, Боже духов и всякия плоти: аще человек един согреши́, на весь ли сонм гнев Господень? (Чис.16:22)

§ II

Действия души, или различные свойства её:

α) Души видеть не можно; ибо она есть дух; дух же, яко дух, предметом видения быть не может.

β) Душа есть бессмертна, что различными доводами утверждается. 1) Из Священного Писания, которое свидетельствует, что души убить не можно, глаголя: не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити (Мф.10:28). 2) Душа по смерти тела остаётся, потому-то говорит Соломон: Бог созда человека в неистление и во образ подобия своего сотвори его (Прем.2:23). 3) Душа относится по смерти тела на лоно Авраамле, как пишется о Лазаре: бысть же умре́ти нищему, и несе́ну быти Ангелы на лоно Авраа́мле (Лк.16:22); следовательно душа бессмертна. 4) Те, которые умирают телом; однако живут Богови, что не иначе разуметь можно, как о душе. О сем Сам Бог говорит: аз есмь Бог Авраамов, и Бог Исааков, и Бог Иаковль, несть Бог, Бог мертвых, но Бог живых (Мф.22:32). 5) Говорится о Боге, что Он воздаст скорбь оскорбляющим, и оскорбляемым отраду, во откровении Господа Иисуса с небесе, со Ангелы силы своея́ (2Сол.1:6–7). Сия награда если в сей жизни не бывает, то в будущей непременно бессмертным душам быть должна. 6) В день преображения Господня явились Моисей и Илия, с Ним глаголюща. 7) Обещание сладчайшее Христово, реченное к разбойнику: днесь со мною будеши в раи, доказывает бессмертие души. 8) Пишется у Матфея: и гро́би отверзо́шася: и многа телеса́ усопших святых восташа, и изшедше из гроб, по воскресении его, внидо́ша во святы́й град и яви́шася мнозем (Мф.27:52–53). Убо души сих святых возвратились в телеса, а потому и не умирали. 9) Из примеров святых, которые при смерти предавали душу свою Богу, доказывается бессмертие души. Так Стефан первомученик, среди наметания камней на главу, молился и глаголал: Господи Иисусе, приими́ дух мой (Деян.7:59). порфироносный Давид так к Богу говорит: в ру́це твои предложу́ дух мой. – Избавил мя еси, Господи Боже истины (Пс.30:6). Так и Сын Божий предал душу Свою Богу Отцу, глаголя: Отче, в ру́це твои предаю дух мой (Лк.23:46).

§ III

Страдания души различные. 1) Возмущение души, которое бывает посредством величайших искушений. В сих бедствиях укрепляя себя, Давид говорит: вску́ю прискорбна еси, душе моя? и вску́ю смущаеши мя? уповай на Бога (Пс.41:6). 2) Скорбь души, которую все благочестивые дознают. Скорбь Иосифа дознали братья Иосифовы, которой они были причиною: и рече́ ки́йждо к брату своему: ей, во гресех бо есмы́ брата ради нашего, яко презрехом скорбение души его (Быт.42:21). 3) Страдание души есть смерть её: (α) Ослабление в благочестии. (β) Слепота сердца, не внемлющего словам Божиим. (γ) Нечувственность души, совокупленная с лишением сострадательности к ближнему, и отметающая любовь к подобному себе. (δ) Радость во грехах. (ε) Злые беседы исходящие из уст, и сквернящие человека (Мф.15:18). (ζ) Чувствование греха и гнева Божия, которое раною называется. В сей язве, исцеления Давид просит у Бога, глаголя: Господи, помилуй мя, изцели душу мою, яко согреших ти (Пс.40:5). (μ) Плен души – в теле и плоти. Из сей неволи желает выйти Павел, глаголя: желаю разрешитися, и со Христом быти (Флп.1:23). И праведный Симеон молится о отшествии своём: ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему, с миром (Лк.2:29).

§ IV

Должности наши в рассуждении души.

1) Паче всех вещей ревностнейшее должны мы прилагать рачение о душе, как о собственной нашей, так и ближнего. Чтобы мы о собственной душе прилагали рачение, о том научая, Бог говорит: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщети́т? или что́ даст человек измену за душу свою? (Мф.16:26). А чтоб о ближнего душе имели мы попечение, о том нас научая, Иаков Апостол говорит: да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его спасет душу от смерти и покрыет множество грехов (Иак.5:20). Праведному Лоту Ангел Господень, дабы покорно вышел из Содома, так говорит: спасая спасай твою душу (Быт.19:17). Так повседневно Ангелы, служители церквей Божиих, увещевают, чтобы мы о спасении душ наших ревностнейшее прилагали попечение.

2) От меньшего к большему. Мы старание прилагаем о теле: кольми паче должны старание иметь о душе, ради которой тело сотворено, а не душа ради тела92.

3) Крайнейшая необходимость и величайшая польза, возбуждать должны нас к рачению о душе. Что пользы принёс Адаму рай? Что Авессалому власы и красота? Что Геркулесу крепость? Что Крезу богатство? Какие и евангельскому богачу светлое одеяние выгоды доставило? Какую прибыль получил великий Александр от завладения великою частью света? Так что человеку за польза, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщети́т? (Мф.16:26).

4) Зеницу ока храним, дабы ничто пасть на неё не могло, и тем никакого вреда не причинило: кольми паче должны мы душу хранить?

5) Гнилые члены лечить стараемся: для чего же не стараемся более исцелить душу болезнующую грехами. Мы имеем одну душу, сию если потеряем – ничего иметь не можем. „Деньги если потеряем, нажить можем, – говорит Златоуст, – чести если лишимся, паки заслужить можем; богатства буде обнажимся, и паки получить можем; а душу единожды потерявши, на веки оныя лишимся»93.

6). Душу развращённую должны мы словом Божиим исправить: Златоглаголивый учитель Иоанн, простирая беседу к Антиохийскому народу, поучает, как им развращённые свои души исправить: „дабы, – говорит он, – душа не согнила в злых действиях, соль слова Божия употреблять в таком случае надлежит»94. Смотри Макария беседу первую. „Всякая душа, – говорит он, – несоленная Духом святым, и не причастившаяся Небесной соли, то есть благодати Божией, согнивает, и многим смрадом злых помышлений наполняется».

7) К земле пригвождённую душу должны мы возвысить, ободрить и воскресить. Как Ноев ковчег возвышался от земли, и носился верху воды, так мы душою нашею яко воскреснувшие со Христом должны вышних искать, идеже есть Христос, одесну́ю Бога седя́: горняя мудрствовать, а не земная (Кол.3:1–2). И, как душа наша начало имеет от Отца духовом; следовательно к своему началу должна и обращаться. Как глаз чистый, светлый и неиспорченный лучше и прямее видит, нежели глаз испорченный и засорённый, так душа, пленившаяся любовью к мирским вещам, не может прямо смотреть на Творца. Как лучи солнечные суть там, откуда выходят, так душа наша должна мысленно пребывать, откуда начало имеет95. Отложим убо образ ветхого и земного Адама; будем сообразны образу Сына Божия (Рим.8:29). Душа наша есть поле; посеем убо на нём семена благочестия, дабы некогда пожать плоды присноживотия. Душа наша есть вертоград Божий; надобно убо возродить в нём плоды добродетелей, каковы суть: трезвость, чистота, правда, милосердие. А чтобы в сем вертограде не было плевел, то есть ложных мнений и учений, или чтоб сии плоды печалью мирскою, богатством, или сластями житейскими подавлены не были, то должны мы беречься врага нашего, кой приходит и вземлет семена благочестия от сердец наших, а вместо их посевает терние всех пороков.

8) Должны мы душу в чистоте духовной содержать. A сие, каким образом бывает, Апостол Пётр учит: душы вашя очистивше в послушании истины духом, в братолюбие нелицемерно, от чиста сердца друг друга любите прилежно (1Пет.1:22). Итак, содержать в чистоте духовной душу не что иное есть, как покорять её в послушание Божественной истине, то есть несомненно верить, и не прельщать сердца ложными умствованиями, любовь к ближнему иметь от чистого сердца, жить благочестиво (Иер.37:8).

9) Должны мы ежедневно умерщвлять душу мирови. Как тот, кто умер, не слышит уже более ни шума, ни речей градских, так благочестивая душа должна умереть миру, дабы не могла преклонности иметь к мирским мудрованиям.

§ V

Се, христианине! должности, которые ты в рассуждении души твоей наблюдать должен, которые возлагают на тебя обязательство тщательно сохранять сей вверенный тебе от Бога драгоценный бисер. Драгоценный бисер есть душа твоя. Нет ничего в свете дороже, как она; ибо нет создания превосходнейшего души человеческой. „Почто, – да скажу со св. Иеронимом, – удивляешься высоте звёзд? и глубине морей? Войди в пучину души твоей, и удивляйся ежели можешь»96. Душа твоя почтенна образом Божиим, обручена верою, обогащена Духом Святым, искуплена Кровию Христовою, вчинена с Ангелами, причастница блаженства, наследница Царствия; и ты думаешь сыскать творение благороднейшее? Что ни есть вне света прекрасное, преизящное, драгоценное, высочайшее, нетленное, всегда пребывающее; знай, что сие есть в душе твоей, хотя не в одинаковой степени. А посему блюди всячески драгоценность сию. Потеря оной есть верх несчастия, вечная погибель.

Спасти или погубить душу твою, сие зависит от того, как ты душою твоею располагать станешь. „Душа, – по определению св. Исидора, – когда животворит тело, душа есть; а желает, желание есть; когда знает, мысль есть; когда воспоминает, память есть; когда о истине рассуждает, разум есть; когда чувствует, чувствие есть»97. Ежели ты будешь располагать душою своею так, чтоб желать точию того, что есть честно и доброхвально, или, как говорит Апостол: ели́ка суть истинна, ели́ка честна, ели́ка праведна, ели́ка пречиста, ели́ка прелюбезна, ели́ка доброхвальна, аще ка́я добродетель (Флп.4:8), знать точию единого Бога, и егоже послал есть, Иисус Христа, воспоминать великие благодеяния Божии, явленные в создании, искуплении и освящении, рассуждать о премудрости, благости, святости, милосердии Божии, и ко всем сим совершенствам, такое являть чувствие, чтобы всеохотно желать по возможности оным подражать; ежели, говорю, так душою твоею располагать будешь, спасая спасёт оную.

Се есть предмет создания души твоей! Се есть и блаженство вечное! Так поступая, будешь сообразен намерению Божию, причастник блаженства вечного. В противном случае, ежели души твоей способности обратишь в противную строну, то потеряешь вечность навеки. Потеряние сие тем опаснее, что душа, однажды потерянная, уже не возвращается. Да и скажи, пожалуй, достоин ли мир сей и прелести его, чтобы для него погубить душу? Кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? (Мф.16:26).

Всё то, чем награждает мир сей любителей своих, есть или богатство, или чести, или достоинства, или сладострастие. Но мир и похоть его проходят; неужели убо обещания и награды мира сего непременны? Вся яко риза обетшают (Пс.101:27), – говорит Давид. Итак, ради богатства, которое погибает, ради честей, которые отъемлются, ради сладострастия, которое есть минутное, ради мира преходящего, восхощеши ли отщетить душу твою? Душу, для лучшего блаженства сотворённую? Блюди убо, да сокровище сие не предаси в руце неприязненному. Диавол не имеет власти над душою, аще не сам человек дарствует ему оную. Диавол обходит мир сей, и аки ку́плю деет в нём: даёт мирское, тленное, по видимому прелестное – в замену берёт душу нетленную, прекрасную, Божественную. Поскольку тленными благами привлёкши в сети свои человека, так его запутывает и ослепляет, что он о спасении своём вовсе нерадит – и до конца жизни в нерадении пребывши – отпадает живота вечного.

Христианине! храни дражайший бисер – душу твою, и соблюди ю чисту до дня общего Воскресения. Старайся прилежно, дабы возвратить оную Даровавшему тебе целомудренну и непорочну, аще хочешь внити в Небесный Иерусалим; ибо по свидетельству тайновидца: не имат в него внити всяко скверно (Откр.21:27).

* * *

92

Смотри Златоуста о восставлении падшего.

93

В речи 56 на 16 гл. Матф.

94

Златоуст в беседе 42.

95

Смотри Сенеки письмо 41.

96

Кн. 1, о верховном добре.

97

11 Этимология. (стр. 174)

Комментарии для сайта Cackle