Рассуждение сорок второе. О ласкательстве

Горе глаголющым лукавое доброе, и доброе лукавое (Ис.5:20).

§ I

Ласкательство есть развращённое искусство с успехом выхвалять недостойного, а сим – заслужить у него уважение и доверенность. Оно противно дружбе. Сколько дружество есть вещь, священнейшая и полезнейшая, столько, напротив того, ласкательство есть вещь вредоноснейшая; и посему – нет в свете хуже животного, как ласкатель.

§ II

И что ласкатель делает?

1) Ласкатель делает душевные раны неизлечимыми; ибо он их прикрывает. О таковых вот, что говорит Исаия: горе глаголющым лукавое доброе, и доброе лукавое (Ис.5:20). В ком от ног до головы нет целости, тому ласкатель говорит: ни струп, ни язва, ни рана паля́щаяся; не нужно приложи́ти пластыря, ниже́ еле́а, ниже́ обяза́ния (Ис.1:6). Сим образом поощряет его к бо́льшим грехам.

2) Ласкатель в глаза похваляет, а за глаза – ругает. Златоуст говорит: „ласкатель похваляет или в глаза, или, ежели присутствуют его друзья и сродники ближайшие, кои донесть о сем могут»204. устами чтит, сердцем же – далече отстоит. Так фарисеи посылают учеников своих со Иродианы к Иисусу, глаголюще: учи́телю, ве́мы, яко истинен еси́, и пути́ Божию воистину учи́ши, и неради́ши ни о ко́мже; не зри́ши бо на лице́ человеком (Мф.22:16). Завистью снедаемы, питают в сердцах злобу. Льстят толь нежными словами: умя́кнуша словеса их паче еле́а, и та суть стрелы (Пс.54:22).

3) Ласкатель для того ласкает, чтобы всё у ближнего имение отнять. Он, громкою похвал трубою в ушах богатых, такую производит симфонию, что они, как бы лёгким уснувши сном, забывают, что они человеки, и почитают себя. достойными фимамов. Ослеплены таковым высокоумием, не щадят имения, расточают его для ласкателя и лгуна, кой после – их поносить, и насмехаться им станет. Посему Константин Император называл ласкателей молью, и дворцовыми мышами.

§ III

Кому уподобить можно ласкателей? 1) Ласкатели подобны суть паукам, которые суть в домех царских (Притч.30:28) и мух умерщвляют: ибо они мух, то есть легкомысленных людей уловляют. 2) Ласкатели подобны суть продающему вино, который подаёт сперва вино доброе, а потом – худое: ибо они подают сперва вино доброе ласкательства, а потом, прельстивши души неосторожных, – являют им зло лукавства, злобы и ненависти. 3) Ласкатели подобны путникам, которые, шествуя по пути гладком и ровном, наконец, заводят путников своих в места непроходимые: ибо ласкатели в счастье нам сопутствуют, а когда поражает нас грозный удар несчастья – отходят от нас. 4) Ласкатели подобны суть хамелеону, всякий цвет на себя приемлющему: ибо ласкатели ко всякого нравам удобно себя приспособляют. 5) Ласкатели подобны суть подсолнечнику, который себя наклоняет по течению солнца: ибо ласкатели жизни всякого подражателями себя показывают. 6) Ласкатели подобны суть гиене, которая для того человеческий голос изображает, дабы приходящего к ней человека пожрать: ибо они ласкательными нас словами обманывают, a обманув – пожирают. 7) Ласкатели подобны сушь ласточкам, которые во время зимы отлетают от нас: ибо они, во время напасти, уходят от сообщества нашего. 8) Ласкатели, по мнению Диогена Ципического, подобны гробу повапленному, который извне показывается красен, внутрь же исполнен – смрада и гнилости; так ласкатели языком искапают мёд, а под языком же кроют – яд аспидов. 9) Ласкатели подобны пчеле, которая в устах несёт мёд, а назади себя – жало; ибо они сретают нас медоточными словами, а провождают нас – ядовитыми поношениям.

§ ІV

Как можно иносказательно уподобить ласкателей? 1) Старейшины, бывшие на пиру у Ирода, кровоисполненный совет царёв, или молча, или поблажая, похваляли (Мк.6:24): сии пиршественники – живое изображение суть ласкателей: ибо они ради чревоугодия своего, – всю благопристойность и благочестие презрели. 2) Повествуется, что Египтяне о умершем Иакове плакали много, a о Иосифе, сыне его – не столько: сии Египтяне – живое изображение ласкателей; ибо они плакали над умершим отцом – ради сына Иосифа. 3) Употребление мёда в жертвоприношении Бог запретил, как пишется: всяк квас и всяк мед да не принесе́те от него, е́же приноси́ти Господу дар (Лев.2:11): так ласкательство сладостно людям, а Богу – неприятно. Что самое Павел доказывает, когда говорит: аще бых еще́ человеком угождал, Христов раб не бых убо был (Гал.1:10). 4) Ласкательство есть бесполезный бальзам, о котором Давид говорит: елей же грешнаго да не нама́стит главы моея́ (Пс.140:5); ибо он ран душевных не врачует, но более душу оными заражает, утверждая грешников во зле. 5) Ласкатели суть дерева, листьями избыточествующие, а не плодами, Ласкательные слова сушь листья, под которыми кроются грехи наши. Таковые дерева подобны той смоковнице, которую Христос проклял (Мф.21:19).

§ V

Бежим убо ласкательства, как гнуснейшего порока. Имеем всегда в устах и в сердцах истину, воображая оные Иезекииля пророка слова; горе сшива́ющым возгла́вийцы под всякий ла́коть руки́ и сотворя́ющым покрывала над всякую главу всякаго возраста, е́же разврати́ти ду́шы (Иез.13:18). Ласкательство соединено не только со вредом того, кому мы ласкательствуем, но и со вредом нас самих. До тех пор мы в почтении, пока люди не уразумеют, что мы – ласкатели и подлецы. А как узнают, то надобно опасаться, чтобы и с нами не поступили по примеру Сигизмунда Императора, который ласкателя ударив по щеке, сказал: „меня угрызает ласкатель». И не только не должны мы другим ласкательствовать: но и от самих себя сих бесстыдных волков отгонять, не всякому духу веровать, но искушать духи. Ежели кто приписывает нам то, чего мы не имеем, то есть истинный ласкателя характер, и ежели мы сим услаждаться станем, то сие уже будет доказательством того, что мы не знаем самих себя. Когда Александра Македонского ранили на войне, и он узрел изливающуюся от раны его кровь, – сказал: „все меня называют Юпитеровым сыном, но рана сия доказывает то, что я – человек». Так и мы всегда должны ласкателю говорить: хотя ты приписываешь отменные нам качества; однако мы в себе оных не находим: посему ты или не приметил, или ласкательствовать захотел. Ежели их от себя отженем, то и всё имение наше, как телесное, так и душевное, без повреждения останется.

* * *

204

Беседа 27 на Матфея, том 3, стр. 608.

Комментарии для сайта Cackle