Рассуждение шестое. Об облаке

Ки́и суть, иже яко облацы летят (Ис.60:8).

§ I

Облако называется от облачения; ибо оным небо как бы в ризу облачается. Солнце теплотой своею извлекает из земли пары, кои поднявшись на средину воздуха, от хлада сгущаются, и делаются облаками.

§ II

Облако являет нам безмерную бездну совершенств Божиих. Коль кра́ты взираем мы на оное, толь кра́ты: 1) должны представить себе величество Божие, и восклицать с Давидом: полагаяй облаки на восхождение свое, ходяй на крилу́ ветреню (Пс.103:3). О величестве Его, которое Иисус, будучи младенец явил, говорит Исаия: се Господь седи́т на облаце ле́гце и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная Египетская от лица его (Ис.19:1). [Снеси: (Иер.4:13), (Иов.37:22, 38:9)]. 2) Должны представлять милость и благость Его. Слушай, что Сам Он ко всем нам в Ное говорит: дугу́ Мою полагаю во облаце, и будет в знамение завета вечнаго между Мною и землею (Быт.9:13). 3) Должны представить правду Его в силу Давидовых слов: и до облак истина твоя (Пс.107:5). – Яко возвеличися до небес милость твоя и даже до облак истина твоя (Пс.56:11). – Господи, на небеси милость твоя, и истина твоя до облак (Пс.35:6). 4) Должны представить преславное явление Его, многочастно в Ветхом и Новом Завете бывшее. Так для показания славы, является на горе́ Синайской в облаке: бысть же в третий день бывшу ко утру, и быша гла́си и молния и облак мрачен на горе́ Синайстей (Исх.19:16). Так Господь в облаке снисходит на скинию свидения: егда же вниде Моисей в скинию, сниде столп облачный (Исх.33:9). [Снеси: (Исх.40:34), (Лев.16:2), (3Цар.8:10)]. Β облаке снисходит над Сына человеческого на Фаворе: еще (же) ему глаголющу, се, облак светел осени их: и се, глас из облака глаголя, сей есть Сын мой (Мф.17:5). – И бысть облак осеня́я их: и прииде глас из облака (Мк.9:7). В облаке является Христос возлюбленному девственнику Своему в Откровении: и видех, и се, облак светел, и на облаце седя́й подобен Сыну человеческому (Откр.14:14). 5) Должны вспомянуть о Отеческом Его искуплении, кое Он на нас иногда посылает, и до времени как бы облаком закрывается. О сем плачет Иеремия: покрылся еси облаком, да не до́йдет к тебе молитва (Плч.3:44). 6) Должны вспомнить о вознесении Господнем на небеса: зрящым им взятся, и облак подъят Его от о́чию их (Деян.1:9). 7) О Втором пришествии, когда придёт судить живых и мертвых, сие Даниил предувидел: видех во сне нощию, и се, на облацех небесных яко Сын человечь иды́й бяше (Дан.7:13). Но мы – не во сне, и не в ночи, – но я́ве узрим Его: и у́зрят Сына человеческаго грядуща на облацех небесных (Мф.24:30). И мы сами, по Павлову свидетельству, восхище́ни будем на облацех в сретение Господне на возду́се (1Сол.4:17). 8) Облака уверяют нас о Божием о нас промысле: осениша же облацы над премногими людьми (Иов.36:28). Облака дают дождь, дождь напоевает землю, земля напоенная производит плоды, плодами довольствуется человек, и благосло́вит Бога с Давидом: посетил еси землю и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю: река Божия наполнися вод (Пс.64:10). Ежели человеки чрез долгое время не видят облаков, изливающих дождь: то да разумеют, яко Господь заповеда облаком, еже не одождити дождя на землю (Ис.5:6); и да прольют Ему тёплые моления: бразды ея упо́й, умножи жита ея: в каплях ея возвеселится прозябающи (Пс.64:11). Памятуя жестокий оный глад бывший при злочестивом Ахаве, о коем сам Спаситель у Луки: многи, – говорит, – вдовицы беша во дни Илиины́ во Израили, егда заключися небо три лета и месяц шесть, яко бысть глад велик по всей земли (Лк.4:25). Не забывая также и того глада, о коем пророк Амос: се, дни́е грядут, глаголет Господь, и послю́ глад на землю, не глад хлеба, ни жажду воды́, но глад слышания слова Господня (Ам.8:11).

§ III

Что́ то за облак, осеняющий скинию свидения в пустыне? Не Сын ли Божий, который Церковь Свою, верных Своих, покрывает благодатью, и в пустыне мира сего утешает. Под сим Облаком крестились древние, крестились и мы: отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе́ море проидо́ша, и вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори (1Кор.10:1–2).

§ IV

Проходит туча заветных обрядов, сверкает свет истинного Боговидения, ударяют громы громкого благовестия. Что́ сие грядущее на вселенную? – Евангелия проповедники. Облако, производящее гром, имеет белый, зелёный, красный и чёрный цвета: так Апостолы и служители Христовы употребляют цвет: 1). Белый, провозвещая во Христе мир и любовь; по Христе убо посо́лствуем, яко Богу молящу нами, молим по Христе примиритеся с Богом (2Кор.5:20). 2) Зелёный, увещевая к добрым делам, да в них подобно лавру всегда верные зеленеют. Апостол пишет: о сем молюся, да любовь ваша еще паче и паче избыточествует в разуме и во всяцем чувствии (Флп.1:9). 3) Красный, возвещая казни, как Моисей Израильтянам: и будет аще не послушаеши гласа Господа Бога твоего хранити и творити вся заповеди его, ели́ки аз заповедаю тебе днесь, и приидут на тя вся клятвы сия и постигнут тя. Проклят ты во граде и проклят ты на селе: прокляты житницы твои (Втор.28:15) и проч. 4) Чёрный, угрожая геенною: иже не обре́теся в кни́зе животней написан, ввержен будет в езеро огненное (Откр.20:15). И они-то суть те, ο коих вопрошает Исаия: ки́и суть, иже яко облацы летят (Ис.60:8). Они-то пролетели всю подсолнечную, и куда не доходила нога их, туда достиг глас их. Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их (Пс.18:5). Из сих же облаков истекли источники вод, текущих в живот вечный, коего проображение был светлый и тонкий оный облак; и облак светел осени́ их (Мф.17:5).

§ V

О! да воспламенится сердце наше желанием присутствовать в сем святейшем Облаке, приятнейшем оном месте, коим и Апостолы восхищены были попремногу: Господи, добро́ есть нам зде быти (Мф.17:4). О! да истребится в нас пристрастие к сей временной жизни ничего не значащей, и подобной облаку мирской славы.

Облако делается из паров, восходящих из земли; и слава мирская, богатства и сладострастия – суть серные оные пары, восходящие из земной души, угрожающие ей же самой погибелью. Сего пример видим в евангельском богаче. Пары или облака скоро ветер разгоняет: слава мира сего скорее облаков, ломче стекла, и непостояннее Еврипуса. Облака показываются великолепным телом, и кажутся быть ближе к небу, нежели к земле: так слава и гордость мира сего показывается нечто великое, и Богу близкое, а в самой вещи – ничто, и от Бога весьма отстоит далеко, якоже легкомысленный Фарисей. Облака иногда обещают дождь, коего в себе не имеют: и мир обещает нам милость, любовь, утехи; однако ничего из сих постоянного не имеет, как говорит Цицерон: „я, испытавши все вещи, ничего обресть не мог, чтобы меня удовольствовать могло». А Соломон, не испытал ли все роды весёлостей? Но при всём том послушай, что говорит: суета су́етствий, всяческая суета (Еккл.2:1). А Иоанн пишет: и мир преходит, и похоть его (1Ин.2:17). [Снеси: (1Пет.1:24), (1Кор.7:31), (Ис.40:6–7), (Иов.8:9, 14:2), (Пс.143:4)]. Облако преобращается в разные фигуры: и слава мира сего имеет разные виды, подобно Прометею и Полипу, в разные цвета преобращающемуся. Облака противополагают себя между нами и солнцем: подобным образом и мир сей старается отнять у нас свет слова Божия, и утешение в бедах.

Ежели убо сие так, то постараемся лучше о снискании душевных совершенств, а не о славе и гордости житейской. В противном бо случае и нам сказано будет: возлюбиша паче славу человеческую, неже славу Божию (Ин.12:43). Или: славы, яже от единаго Бога, не ищете (Ин.5:44).

Комментарии для сайта Cackle