святитель Сильвестр (Малеванский)

II. Учение о Св. Троице церкви

§ 94. Общее замечание об учении церкви, и разделение его исторического обзора на периоды

Как же учила христианская церковь, наследовав от Христа через апостолов веру в Отца и Сына и Св. Духа? Призванная к тому, чтобы одушевлять себя и жить верой в триединого Бога, подобно тому, как церковь ветхозаветная призвана была жить только верой в Бога единого, она, понятно, должна была более всего дорожить учением о триедином Боге, составляющем ее существенную жизненную стихию и всячески заботиться о целостном и неповрежденном сбережении навсегда этого дорогого ее наследия, без которого она перестала бы быть тем, чем быть должна по своему призванию и назначению. И на самом деле мы видим, что при защите и, определении церковью своих догматов, ни на один из них не было положено столько зоркого и бдительного внимания, столько тревожных и беспокойных забот, столько напряженных и многосложных работ, как на догмат о Троице. Подобное можно бы сказать еще разве только относительно догмата о лице Иисуса Христа, но этот догмат существенной стороной составлял с первым одно внутреннее и нераздельное единство. Такое же преимущественное внимание церкви к догмату о Троице, конечно, объясняется ни чем либо иным, как той особеннейшей важностью, какую признавала за ним церковь. Но к этому нужно присоединить еще то, что ни один из догматов не подвергался стольким пререканиям, возражениям и лживым толкованиям со стороны своих противников, как догмат о Троице, покрыты завесой глубокой таинственности и непроницаемости для разума, – а это естественно вызывало со стороны церкви непрерывную бдительность и неусыпную деятельность, какие требовались для сохранения его чистоты и целости. Занимаясь же неусыпно отражением разнообразных нападок на догмат о Троице, церковь вместе с этим все время трудилась и для положительного его раскрытия, постепенно выясняя и точнее определяя в нем, смотря по нападкам противников, ту или другую сторону, – что и составляет своего рода исторический ход в его развитии, приведший его к окончательному его определению и формулированию.

Главнейшими и выдающимися в этом историческом ходе явлениями были следующие. Исходной точкой здесь было не что иное, как вера в Троицу древней вселенской церкви, выраженная ее в своих древних символах. Начало же церковно-богословскому раскрытию и определению этой древней веры полагают своими писаниями мужи апостольские, а в особенности апологеты христианские 2-го века, которые, защищая догмат о Троице против образованных иудеев и особенно язычников, пытаются и не без успеха облечь его в такую форму, в какой бы он мог быть доступен не только для простых верующих, но и для людей мысли и науки. Начавшееся таким образом научное раскрытие церковного учения о Троице, в третьем веке подвигается дальше, вследствие хотя непрерывной, но успешной борьбы православия с монархианизмом, кончившейся более ясным и точным определением учения об ипостасности лиц в Божестве. В четвертом же веке, после столь же продолжительной и упорной, сколько и успешной борьбы православия с арианством и духоборчеством, оно достигло окончательной своей полноты, завершившейся в определениях о единосущий с Отцом Сына и Св. Духа первых вселенских соборов Никейского и константинопольского. После же этого церковь не перестает заботиться только о целостном и неповрежденном сбережении того, что доселе было ею раскрыто и определено относительно догмата о Троице.

Соответственно с вышесказанным, прежде всего мы должны обратить внимание на первоначальное и основное учение церкви о Троице, выразившееся в ее древних символах или образцах ее веры. Затем, обращаясь к обзору церковно-богословского раскрытия этого учения, мы должны подвергнуть надлежащему рассмотрению следующие выдающиеся в нем стороны или явления, образующие собой известного рода периоды. Это во 1-х, первоначальное и общее его раскрытие в писаниях мужей апостольских и апологетов христианских 2-го века; во 2-х, более частное раскрытие и определение в нем догмата об ипостасности божеских лиц, при единстве Божества, в борьбе с монархианизмом 3-го века; 3-х, такое же определение в нем догмата о единосущей при ипостасности божеских лиц в борьбе с арианством и духоборчеством в 4-м веке; 4-х, состояние церковного учения о Троице в дальнейшее время после окончательного определения его на втором вселенском соборе.



Источник: Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов) архимандрита Сильвестра, доктора богословия, ректора Киевской духовной академии. / Второе изд. - Киев : Тип. Корчак-Новицкого, / Т. 2. 1885. – 643 с.

Вам может быть интересно:

1. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 119. Св. Иларий Пиктавийский, Жизнь его. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

2. Опыт православного догматического богословия. Том III – Глава I. О Боге – Творце мира святитель Сильвестр (Малеванский)

3. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия митрополит Макарий (Булгаков)

4. Слова и речи. Том II – Слово в день Пятидесятницы митрополит Никанор (Клементьевский)

5. О душе Тертуллиан

6. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Белева Святыя Михаил Владимирович Толстой

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IX – Касиния профессор Александр Павлович Лопухин

8. Библейская энциклопедия – Шеломоф архимандрит Никифор (Бажанов)

9. "То, что имеешь, держи" протопресвитер Михаил Помазанский

10. Против Иоанна Векка святитель Григорий Палама

Комментарии для сайта Cackle