Азбука веры Православная библиотека святитель Сильвестр (Малеванский) Опыт православного догматического богословия. Том II



святитель Сильвестр (Малеванский)

Опыт православного догматического богословия. Том II

Том I * Том III * Том IV * Том V

Второе издание

Часть первая. О Боге в самом себе

Содержание

§ 50. Разделение

Глава I. О Боге едином в существе I. О существе Божием § 51. Определение вопроса о существе Божием § 52. Учение откровения о действительном значении приписываемых существу Божию свойств § 53. Учение древних отцов и учителей церкви. В первые три века § 54. С четвертого века до Дамаскина § 55. С Дамаскина до позднейшего времени § 56. Соображения разума в пользу значимости свойств Божиих и против позднейших ложных мнений Учение о свойствах существа Божия. § 57. Их разделение I. Общие свойства существа Божия. § 58. а) Бесконечность существа Божия § 59. б) Духовность § 60. Учение откровения § 61. Учение церкви в первые три века § 62. С четвертого века 2. Частные свойства существа Божия § 63 А. Свойства существа Божия, как существа бесконечного § 64 § 65. а) Независимость по бытию или самобытность § 66. б) Независимость от перемен по бытию или неизменяемость § 67. Разрешение трудностей в вопросе о неизменяемости Божией § 68. в) Независимость от времени или вечность § 69. г) Независимость от условий пространства, – безграничность и вездесущие § 70 § 71. а) Разум Божий § 72. Его свойства, – самосознание, всеведение и премудрость § 73. б) Воля Божия § 74. Свойства воли Божией в самой себе, ее святость, при свободе и могуществе § 75. Свойства воли Божией в ее проявлении во вне, – ее правда при свободе и всемогуществе § 76. в) Чувство или чувствование Божие § 77. Его свойства в Самом Себе и в отношении к миру, – блаженство, любовь в Себе и любовь к тварям § 78. Соображения разума в пользу приписываемых свойств Богу, как личному духу и опровержение возражений противников этого учения II. О единстве Существа Божия § 79 § 80. Учение откровения § 81. Учение церкви § 82. Общий вывод и переход к учению о Троице О Боге троичном в лицах. § 83. Указание сторон, с каких может и должен быть рассматриваем догмат о Троице I. Откровенное учение о Троице. Учение ветхозаветное § 84. Общее замечание о нем § 85. Указания ветхого завета на множественность лиц в Божестве § 86. Указания на троичность лиц § 87. Частные указания на то или иное из лиц в божестве Новозаветное учение о Троице § 88. Общее о нем замечание § 89. Учение Самого Иисуса Христа о трех лицах Божества § 90. Учение апостолов § 91. Учение ап. Петра § 92. Учение ап. Павла § 93. Учение апостола и евангелиста Иоанна II. Учение о Св. Троице церкви § 94. Общее замечание об учении церкви, и разделение его исторического обзора на периоды Первоначальное и осознанное учение церкви о Троице в ее древних символах § 95 Церковно-богословское раскрытие и определение учения о Троице Период I. Первоначальное и общее раскрытие церковного учения о Троице в писаниях мужей апостольских и апологетов христианских ІІ-го века § 96. Общее замечание I. Учение мужей апостольским § 97. А. О Сыне Божием § 98. Б. О Святом Духе II Учение христианских апологетов II века § 99. Общее замечание А. О Сыне – Слове Божием. § 100. Учение св. Иустина философа § 101. Учение Татиана, св. Феофила Антиохийского и Афинагора Учение апологетов – антигностинов § 102. Общее замечание § 103. Учение св. Иринея лионского § 104. Учение Климента александрийского § 105. Учение апологетов о Святом Духе Период II. Более частное и определенное раскрытие учения о Троице (в III в.) в борьбе с монархианами Об ипостасности лиц при единстве существа Божия § 106. Общее замечание § 107. Учение Тертуллиана § 108. Св. Ипполит § 109. Ориген § 110. Св. Дионисий александрийский § 111. Св. Григорий неокесарийский § 112 Период III. Учение о Троице в борьбе с арианством (IV века) О единосущии троичных лиц при их ипостасности § 113. Общее замечание § 114. Единосущие Сына с Отцом § 115. Единосущие со Отцом Св. Духа § 116. Более точное определение ипостасности троичных лиц § 117. Лица в отношении к их существу Лица сами в себе § 118 Лица во взаимном Их отношении между Собой § 119. Отношение Отца к Сыну, а так же и к Святому Духу § 120 § 121 § 122 § 123. Подобные свидетельства о взаимном отношении между Сыном и Духом при упоминании об исхождении Духа от Отца и усвоении Ему совершенно иного в отношении к Сыну § 124. Несостоятельность ссылок на отеческие свидетельства сторонников Filioque и per Filium – Св. Афанасия § 125. Св. Илария § 126. Св. Василия великого § 127. Св. Епифания § 128. Св. Амвросия § 129. Св. Григория нисского § 130. Св. Григория назианзена Период IV. Учение о Троице после второго вселенского собора § 131. Общее замечание § 132 Частное учение о Троице, – и именно об отношении Сына и Духа к Отцу и Их взаимном отношении между собой А) Учение на востоке. В V век § 133. Св. Кирилла александрийского § 134. Учение в VI веке § 135. Св. Анастасия антиохийского В VII веке § 136. Учение Максима исповедника и Софрония, патриарха иерусалимского В VIII веке § 137. Учение Иоанна Дамаскина § 138. Замечание об учении Тарасия, константинопольского патриарха, и отношение к нему седьмого вселенского собора Учение об отношении Св. Духа к Отцу и Сыну на Западе § 139 § 140. Проспер аквитанский, Максим туринский, Павлин ноланский, Лев І-й и Вигилий тапсенский § 141. § 142. Filioque в Испании. Исидор севильский и третий собор толедский В VІІ-м веке § 143 В VIII веке и в начале ІХ-го § 144 § 145. Общий заключительный вывод из обзора западного учения об исхождении Святого Духа III. Отношение учения о Св. Троице к разуму § 146. Непостижимость этого учения для разума § 147. Небезусловная его недоведомость или непонятность § 148. Возможность некоторого его уяснения или приближения к разуму при посредстве аналогического способа познавания § 149. Зачатки крайних воззрений на меру познаваемости божественной Троицы в средние века § 150. Крайние воззрения в позднейшее время  

 
§ 50. Разделение

В Боге, рассматриваемом независимо от мира в Себе Самом, откровение отличает бытие Его по существу и образ Его бытия по особенным, заключающимся в Его существе лицам. Существо Божие по его изображению едино, лиц же в Нем три. Соответственно с этим учением о Боге в Самом Себе должно быть разделено на два отдела: на учение о Боге едином в существе и учение о Боге троичном в лицах.

Комментарии для сайта Cackle