святитель Симеон Солунский

Премудрость нашего спасения

 Глава 5Глава 6Глава 7 

О честном законном браке

Архиерей

– Теперь поговорим о браке, который, по Божию снисхождению, совершается у людей, желающих жить по-мирскому, единственно для деторождения, и дозволен по причине, последовавшей за преслушанием Адамовым, наказанным смертью.

Совершается он для того, чтобы длилась земная тленная жизнь до тех пор, пока не придут жизнь и бессмертие через Христа. А чтобы и зачатие, и начало, и продолжение жизни людей не были без благословения, брак должен получить таковое от непорочной Церкви и вступившие в брак – стараться, насколько возможно, не осквернять его, сочетавшись законным образом и без укоризны и нарекания, дабы сохранить его, так сказать, непорочным и как бы девственным.

240. Для чего во время совершения брака возлагаются венцы

Венцы возлагаются на вступающих в брак, как на девственных и чистых, ибо они сочетаются нескверными, а также в знак того, что до брака они сберегли девство. И сама природа свидетельствует, что это прекрасно: жених, сочетающийся с невестой, прежде всего желает, чтобы она была девой чистой и женой только его одного. Равным образом, и он должен знать, что нужно ему соблюдать себя женихом чистым для невесты и быть мужем ей, а не другой. Если это так, то супружество благословенно, и ложе – скажу, как Павел – непорочно и нескверно, и на таком браке почиет совершенное благословение, и соприсутствует ему Христос.

Если брак незаконен и не чужд укоризны, то как будет сопутствовать ему Христос, единый Чистейший, и Святой, и непорочный Жених душ?

Итак, да будет честный брак далёк от всякого прелюбодеяния и насилия, да удалится от него всякий блуд, а с вместе ним нечистое и оскверняющее род кровосмешение и многожёнство, да сохранятся ненарушимыми постановления священного закона, дабы он был законом единения, а не расторжения. Ибо незаконно сочетающиеся скорее удаляются от Бога и разлучаются с Ним, и расторжение брака вносит смятение в Церковь.

Второбрачный да исполняет канон (епитимию), как повелели отцы, а вступающий в третий брак – тем более. И тот, кто вступает в третий брак, пусть женится только если не имеет детей и если ему нет еще сорока лет. А тому, кому сорок и более и у кого есть дети, третий брак не дозволяется, как гласит священное законоположение.

Таким образом, всё, что касается брака этих лиц, должно быть совершаемо с осмотрительностью и вниманием со стороны предстоятелей Церкви.

Но посмотрим, как совершается брак законным образом.

Если у брачующихся есть родители, то они соглашаются между собой и излагают свои мнения о деле.

Потом, когда настанет оговоренный день и следует записать брачные условия, устраивается собрание почётных лиц для засвидетельствования совершаемого и того, что производится соглашение о законном браке. Для этого назначен и чиновник, который пишет условия и скрепляет документ печатями договаривающихся (каждый из них ставит крест), показывая, что дело это – от Бога и начинается о Христе. Сами же будущие супруги и их родители подписывают брачный договор пером, выражая этим добровольное согласие, и свободную волю, и то, что сочетает браком – Христос.

Посему сперва они и поклоняются Ему, а потом уже берутся ставить подписи: это именно ради того, что Христос соединяет брачующихся, и контракты эти называются крестными, и их нельзя расторгнуть без каких-нибудь законных причин – таких, какие требуются для расторжения уже совершившегося брака. В противном случае расторжение будет незаконным.

Когда настанет время совершения брака, жених и невеста являются в храм, так как муж принимает жену от Бога и Его Церкви. Иерей, облекшись в священные одежды, полагает сперва на священной трапезе железный перстень в знак нежности и чистоты жены, потом – преждеосвященные Святые Дары, так как дело это совершается пред Христом и так как Он будет для них общением и единением в освящении, и в правой вере в Него, и в целомудрии.

241. О том, что не должно сочетать браком православного с иноверными

Поскольку брак совершается во Христе, постольку отнюдь не должно сочетать браком православного с иноверными. «Ибо, – говорит апостол, – какое соучастие верного с неверным?» (2Кор. 6:15)

На каком-нибудь столике священник ставит чашу вина, называемую общей чашей, ибо она означает единомыслие, общение в жизни и целомудрие. Затем, выйдя в притвор или во врата храма, поскольку даётся начало благословению и дело еще только в преддверии, совершает обряд обручения. Для этого-то и предназначены перстни, положенные перед тем на трапезе и служащие символом согласия и запечатления сватовства.

242. Об обручении

Итак, иерей благословляет Бога и после мирных прошений, т. е. ектении, которая возглашается потому, что мир от Бога необходим брачующимся, а также потому, что они сочетаются в мире и для мира и единомыслия, ставит мужа с правой стороны, ибо он начальник и глава жены, а жену – с левой, как подвластную и сотворённую из ребра его и как происшедшую от мужа.

После ектении иерей молится, чтобы Бог, разстоящаяся собравый в соединение и благословивый Исаака и Ревекку, благословил и сочетающихся благословением духовным. Он упоминает об Исааке и Ревекке, а не об иной из древних жен потому, что другая с Исааком не сочеталась и он её взял в супруги из своего рода, законным образом, по договору, и целомудренно жил с нею одной. А кроме того, он был единственным законным сыном Авраама, рождённым по обетованию и благословлённым Богом. Из лиц же новозаветных никто не упоминается при совершении брака, потому что брак не является высшим состоянием христианина, хотя и благословляется Христом ради немощи человеческой и ради продолжения бытия тленного мира. Наивысшая цель Евангелия – девство и нетление, к которым призывает оно тех, кто имеет к тому силу.

Потом, громогласно прославив милостивого Бога, иерей дает жене железное кольцо, так как оно мужнино, а мужу золотое, так как оно женино, и до трёх раз переменяет их, чествуя Троицу, которая всё совершает и утверждает. Потом соединяет их правые руки в знак того, что они соединились во Христе и стали одно, и что муж получил жену от руки Церкви. Иерей, возгласив: «Мир всем», чем выражает единение и единомыслие, и повелев преклонить главы, молится, чтобы от язык предобручивый себе церковь деву чисту, т. е. чтобы Бог благословил нас, верных, и это обручение и сохранил обручающихся в мире и единомыслии.

Затем, громко прославив державу, Царство, силу и единую власть Троицы как единой и вседейственной Начало совершительницы, при пении соответствующего случаю псалма: «Блажени вси боящиися Господа» (Пс. 127) и так далее до конца, иерей ведёт их как чад Церкви в присутствии многих свидетелей, через середину храма к алтарю и ставит пред святыми вратами, как бы пред лицом Божиим, так как они сочетаются в Нем чистыми.

243. О совершении брака

Став пред алтарем, брачующиеся разнимают руки, держа их спереди, как стоящие пред Богом, и показывают этим, что они рабы Его. Они держат свечи, которыми знаменуется их целомудрие и пребывающая в них благодать Божия. Подобным образом держат свечи и все клирики в знак Божественного просвещения и веселия.

Как скоро будут вознесены прошения о мире (ибо они следуют прежде всего и говорятся во всяком священнодействии, ради мира свыше и потому что необходимо, чтобы во всяком священнодействии была молитва о всех), иерей произносит первую молитву брака, умоляя Святого Бога, бестелесного и чистого, сотворившего человека и из него жену в помощницы ему, послать свыше руку Свою и соединить их друг с другом. И опять сопрягает их руки в знак окончательного соединения и молит Бога сочетать их в единомыслии, дать им плод чрева, благочадие и житие незазорное.

После этого в возгласе славословит Бога милости, и щедрости, и человеколюбия.

Потом, взяв с престола венцы и благословив их, один из них налагает на голову мужа, а другой – на голову жены, моля Господа и Бога всяческих венчать их славою и честью, так как они в чистоте сочетаются в Нём.

244. О восприемнике при браке

Венцы эти принимает стоящий позади восприемник их, а, значит, восприемник целомудрия и единомыслия, который заменяет им отца и наставника в единомыслии и добром супружестве, поэтому он должен быть из православных и боголюбивых. Снова испросив мир, иерей присовокупляет вторую молитву, как делает иерарх и во время хиротоний.

245. О том, что совершение брака – дело собственно архиерея

Ибо и это – дело иерарха, и он совершает браки царей, вельмож и других лиц. Впрочем, оно предоставляется и иереям, ибо в Таинстве брака не передается благодать, как в Таинстве священства, но предоставляется с архиерейского разрешения, и притом на каждый случай брака, так как совершать брак дело собственно епископа, и без его согласия брак не может состояться. Ибо отец Церкви – только архиерей.

Во второй молитве иерей молится, чтобы Сам Христос, Который пришёл на брак в Кане и Своим присутствием явил его честным, сохранил и ныне сочетающихся браком в мире и единомыслии. Молится, чтобы Он сотворил брак честным и ложе их соблюл нескверным, чтобы сподобил их сохранить жительство непорочным, дабы, достигнув маститой старости, они исполнили Божественные заповеди.

Затем иерей провозглашает, что всё благословляется и освящается Христом. Потом, повернувшись к востоку, просит, да сподобимся неосужденно призывать Небесного Бога Отца. И все вместе произносят молитву Спасителя в знак благодарения за совершаемое дело, в ознаменование нашего служения Ему как верных рабов, а также чтобы испросить Божественных благ и общения с Духом – через святую плоть Сына Божия, Который есть Небесный хлеб и через Которого и сочетающиеся браком будут живы, если станут вести жизнь благочестивую и целомудренную. Ибо Господь, как Творец, есть Отец всех, и сочетающихся.

После молитвы иерей снова совершает возглашение, прославляя Царство Божие, и силу, и славу, и преподав мир, повелевает преклонить главы перед Создавшим тварь.

И произносит молитву над общей чашей, говоря: «Боже, вся сотворивый крепостию Твоею и утвердивый небо, и благословивый венец Твоих тварей, – всё сотворивший, ибо Он во всем и над всем, – Сам и общую чашу рабов Твоих сих благослови благословением духовным, дабы они всегда были благословенны», и совершает рукой крестное знамение, и возглашает: «Яко благословися имя и прославися Царство Святыя Троицы», так как Она всё благословляет и освящает.

246. О том, что сочетающиеся браком должны быть чистыми, и получить благословение во святом храме, и приобщиться Святых Тайн

Вслед за тем иерей прикасается к священной Чаше Преждеосвященных Даров и возглашает: «Преждеосвященная святая святым». И когда все запоют: «Един свят, един Господь» – потому что Он – единое освящение, и мир, и единение сочетающихся рабов своих, – приобщает новобрачных, если они достойны.

Они должны быть приготовлены, чтобы достойно обвенчаться и честно вступить в супружество, потому что цель всякого священнодействия и запечатление всякого Божественного Таинства – священное причащение. И прекрасно делает Церковь, что приготовляет Божественные Дары в умилостивление и благословение сочетающихся, как если бы присутствовал на браке Сам подающий и Сый (Пребывающий, Сущий), и – для мирного единения их и единомыслия. Поэтому вступающие в брак должны быть достойны причащения и, как чада Божии, должны сочетаться в святом храме – доме Божием, как бы пред лицом Божиим. Ибо в Дарах присутствует Сам священнодействуемый, Он и предлагается, и является посредником между сочетающимися.

Потом иерей преподает им Дары из общей Чаши, между тем как поют: «Чашу спасения прииму». Это делается ради Всесвятых Даров и в знак единения вступающих в брак в благомыслии о Боге, а также того, что богомыслие их будет рождаться от мира и единомыслия.

Недостойным причащения, как, например, двоеженцам и им подобным, не преподаются Божественные Дары, а только общая чаша – в освящение отчасти, во благое общение и единение в благословении Божием.

Потом, когда совершено будет продолжительное моление (сугубая ектения), на которой поминаются и оба новобрачных как уже составляющие одно целое и восприемник как споспешник в деле, иерей возглашает: «Яко милостив», испрашивая им Божественную милость, а с другой стороны, внушая, что всё совершилось по Божией милости.

После того как иерей преподаст наставление и вразумление и испросит мир, он произносит слова апостольские: «Братие радуйтеся всегда о Господе», и т. д., до: «Бог мира будет с вами» (Флп. 4:1, 4–9).

Тотчас после этого, взяв их за руки, ведёт к алтарю и, делая круг, в веселии о Христе поет с певчими песнь: «Святии мученицы», как при хиротонии, и другую: «Слава тебе, Христе Боже, апостолов похвало», потому что благочестиво и целомудренно жившие – общники Христа и святых Его, и еще потому что должно сочетаться не только по плоти, но особенно по душе, посредством правой веры нашей и боголюбезных дел благочестия, дабы и супружество было истинно, и брак нескверен, и чтобы новобрачным сделаться общниками Христа и святых Его, особенно тех, которые презрели плоть даже до мученичества.

Потом иерей присовокупляет молитву на разрешение венцов, дабы Тот, Кто дал сочетающимся венцы в ознаменование целомудрия и в награду за их непорочность и чистоту до брака, (так как они приступили к браку непорочными), Сам благословил и разрешение венцов, и сохранил супружество и сочетание неразрушимым, дабы они всегда согласно благословляли Отца и Сына и Святого Духа. Ибо Бог Троица по благости Своей всё устраивает на пользу.

Наконец, призвав Христа, чтобы Он ради Своей Пречистой Матери и святых Своих подал всем милость и спасение, иерей разрешает венцы, и новобрачные, получив от него благословение, с радостью направляются домой.

Итак, вот что следует сказать о браке, а больше этого нет нужды говорить. Ибо хотя и есть некоторые вопросы касательно брака, но время нам не дозволяет говорить о них, тем более что отцы ясно просветили нас во всем.

Одно только нужно знать, что сочетавшихся браком Бог сочетал и что они очищены призыванием Чистого. А потому да соблюдают они взаимно брак нескверным, да пребывают в мире и благочестии и то, что прияли от Бога: единение в чистоте, любовь в целомудрии, совместную жизнь в единомыслии и мире, – да соблюдают взаимно как залог, дабы не потребовали от них ответа за целомудрие и другие дела божественные. И да пекутся они не только о плоти, но и о душах своих, так как они и сами двойственны и состоят из тела и души, которая настолько превосходит тело, насколько превосходит тленное. Посему да имеют они попечение о добродетелях, и особенно о правде и истине, о молитвах в благодарность Богу и о внимательном общении «в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4), как учит божественный Павел. Из того, что получают от Бога, да подают они милостыню бедным братьям, дабы получить помилование и самим, и вместе с чадами сподобиться Царствия Божия.

Вот всё, что мы могли сказать о честном и целомудренном браке.


 Глава 5Глава 6Глава 7 

Источник: Печатается по изданию: Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856 (орфография современная). Святитель Симеон, архиепископ Солунский. Премудрость нашего спасения — М.: Благовест, 2010. — 640 с.