Азбука верыПравославная библиотекасвященномученик Феофан (Адаменко)Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке


священномученик Феофан (Адаменко)

Сборник суточных церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви

Часть 1

Содержание

От издательства
Биография
I. Порядок Всенощного Богослужения II. Отпуски Господних праздников на вечерне и литургии III. Стихиры, богородичные, догматики, тропари, антифоны и ирмосы из октоиха (восьмигласия) Глас первый Глас второй Глас третий Глас четвертый Глас пятый Глас шестой Глас седьмой Глас восьмой IV. Стихиры, Богородичные, тропари, величания с избранными стихами, ирмосы, каноны и антифоны из служб двунадесятых праздников и Святой Пасхи Рождество Пресвятой Богородицы (8 Сентября) Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября) Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта) Рождество Господа нашего Иисуса Христа (25 декабря). Сретение Господне (2 февраля) Крещение Господа нашего Иисуса Христа (6 января) Преображение Господне (6 августа) Вход Господень в Иерусалим Светлое Христово Воскресение Неделя Фомина Вознесение Господне (В 40-й день по Воскресении) Пятидесятница – Сошествие Святого Духа на апостолов (В 50-й день по Воскресении) Успение Пресвятой Богородицы (15 августа) Воздвижение Креста Господня (14 сентября) V. Стихиры, тропари, величания, стихи псалмов, прокимны и кондаки из служб в праздники: богородичные, великих святых и общие 1 января. Обрезание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской 30 января. Память трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого 23 апреля. Память Великомученика Георгия Победоносца 9 мая. Перенесение мощей Святителя и Чудотворца Николая 11 мая. Память святых Кирилла и Мефодия 21 мая и 23 июня. Встреча Владимирской иконы Божией Матери 21 мая. Память святых равноапостольных царей Константина и Елены 24 июня. Рождество святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня 26 июня. Явление Тихвинской иконы Божией Матери 29 июня. Святых первоверховных апостолов Петра и Павла 15 июля. Память святого равноапостольного князя Владимира 19 июля. Открытие мощей преподобного Серафима Саровского 20 июля. Память святого пророка Илии 22 июля. Память святой равноапостольной Марии Магдалины 27 Июля. Память святого великомученика Пантелеимона 1 августа. Всемилостивого Спасителя 16 августа. Празднование перенесения Нерукотворенного образа Спасителя 29 августа. Усекновение честной главы Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 30 августа. Перенесение мощей святого благоверного и великого князя Александра Невского. 25 сентября. Преставление Преподобного Сергия Радонежского, чудотворца. 26 сентября. Преставление святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 1 октября. Покров Пресвятой Богородицы 22 октября. Празднование Казанской иконы Божией Матери 24 октября. Празднование иконы Божией Матери «Радость всех скорбящих» 26 октября. Память святого великомученика Димитрия Мироточивого, Солунского 13 ноября. Память святителя Иоанна Златоустого 27 ноября. Знамение Пресвятой Богородицы 30 ноября. Память святого апостола Андрея Первозванного 6 декабря. Память святителя Николая Чудотворца Общие тропари на Богородичные праздники Общие тропари и величания святым VI. Из чинов и молебствий на разные случаи Чин исповеди Из таинства брака Тропари обычного молебна Призывание помощи Святого Духа на всякое доброе дело Молитвенные прошения на все нужды Перед началом учения На благодарение за всякое Божие благодеяние Молитва перед трапезой Молитва после трапезы О путешествующих О больных Из чина малого освящения воды Молитва на закладку дома Молитва на поселение в новом доме Молитва на нивах Молитва на благословение мясной пиши в Святую Великую Пасху Молитва на благословение сыра и яиц Молитва на благословение артоса Молитва на раздробление артоса Молитва на благословение винограда (6 августа) Молитва на благословение первых плодов Молитвы святого Иоанна Златоуста об одержимых бесами и всякою немощью Прошение о бесноватых Молитва на исход души VII. Из чина заупокойной службы (в мясопустную субботу), панихиды и погребения умерших VIII. Стихиры, тропари, прокимны, ирмосы и каноны из служб Великого Поста В Неделю мытаря и фарисея В Неделю блудного сына В Неделю мясопустную В Неделю сыропустную На вечерне в воскресенье под понедельник 1 седмицы Великого поста В понедельник первой седмицы Великого поста Во вторник первой седмицы Великого поста В среду первой седмицы Великого поста В четверг первой седмицы Великого поста В пятницу первой седмицы Великого поста В субботу первой седмицы Великого поста В Неделю первую Великого поста Во Неделю вторую Великого поста В Неделю третью Великого поста В Неделю четвертую Великого поста В субботу пятой седмицы Великого поста (Суббота Акафиста) В Неделю пятую Великого поста Прокимны дневные Великого поста Страстная седмица IX. Чин Великого повечерия X. Полунощница и утреня Полунощница ежедневная Полунощница субботняя Полунощница воскресная Утреня XI. Порядок часов Первый час Третий час Шестой час Девятый час XII. Чин изобразительных XIII. Молитвенное правило ко святому причащению Божественных Христовых тайн Молитвенное правило перед причащением Благодарственные молитвы после Св. Причащения XIV. Утренние молитвы XV. Вечерние молитвы перед сном  

 
От издательства

На конференции, посвященной 1000-летию крещения Руси (Ленинград, февраль 1988), архиеп. Смоленский Кирилл (Гундяев, с 2009 г. Патриарх Московский и Всея Руси) открыто поставил вопрос о понятности в наши дни церковно-славянского языка: Для тех, кто озабочен проблемой церковного свидетельства, используемый ныне в нашей Церкви литургический язык представляется препятствием для усвоения современниками богатства и красоты православного богослужения, так как этот язык не только для народа, но и для интеллигенции утратил ту долю понятности, которой он, бесспорно, обладал в прошлом.
Кирилло-мефодиевская традиция, принесшая славянам Священное писание и богослужение на их языке, вдохновившая в XIV в. св. Стефана Пермского, а в XIX святителя Николая Японского, должна быть действенной и в наши дни по отношению к славянским народам: так, Сербская Церковь перешла уже в значительной мере на живой сербский язык.
Каковы бы ни были практические решения по этому вопросу в России (дальнейшее приближение, путем правки, церковно-славянского языка к русскому, частичный – в чтениях – или полный переход на современный литературный язык), необходимо, чтобы верующие могли уже сейчас ознакомиться с русским переводом основных текстов православного богослужения.
С этой целью мы и предлагаем переиздание сборника, составленного в 1926 г. клириком Нижегородской епархии, священником Василием Адаменко (впоследствии иеромонахом Феофаном). Насколько нам известно, этот сборник – самый полный, который когда-либо был составлен. Изданный в Нижнем Новгороде в количестве 2000 экземпляров, в разгар преследований Церкви, он является крайней библиографической редкостью.

Биография

Василий Иванович Адаменко родился в 1885 году в станице Попутная Сотрадинского района Северо-Кавказского края, неподалеку от Армавира, в семье бедного кубанского казака. Закончил одноклассное училище. С малых лет Василий отличался религиозностью, часто проповедовал на берегу Кубани, где собиралось много верующих.
По рекомендации настоятеля станичного храма о. Николая Полянского в 1909 году Василий выехал в Одессу, где поступил на курсы противосектантских миссионеров, одновременно работая книгоношей при епархии. Жил на подворье Афонского Андреевского монастыря, с 1910 года служил псаломщиком.
После курсов Василий Адаменко был внештатным миссионером в Армавире Кубанской области, затем до 1916 года – миссионером в Одессе. Ещё в 1908 году загорелся идеей перевода православного богослужения на русский язык, писал даже об этом Иоанну Кронштадскому, но ответа не получил, хотя считал, что почувствовал молитвенный ответ.
С 13 марта 1916 года – диакон в Екатеринодаре (нынешний Краснодар). Ровно через год рукоположен в священника. Служил в Одессе, но уже в конце июля 1917 года о. Василий возбудил ходатайство перед Кубанским епископом о переводе его из Одессы на родину, которое и было удовлетворено в сентябре. О. Василий был назначен разъездным священником-проповедником в Екатеринодаре. Во время своих миссионерских поездок по станицам с храмом-вагоном пользовался огромным успехом, порой проповедуя под открытым небом перед огромной толпой. В 1918–1919 гг. просил благословения у Патриарха Тихона на работу над русским переводом богослужения, но тот сказал: «Разрешить не могу, делай на свой страх и риск».
Во время гражданской войны о. Василий находился в конфликтных отношениях как с белой властью, которую резко обличал за проводимые ими гонения и невнимание к беднякам, так и с красной. В 1919 году, будучи священником Ильинской церкви г. Екатеринодара, был арестован и направлен в Нижний Новгород в исправительный дом. После освобождения некоторое время работал в Сормове, оформлял и выдавал пропуска на железнодорожные билеты. 11 декабря 1920 года снова арестован в Екатеринодаре, где после отступления белых продолжал служить и вести миссионерскую деятельность, и решением КубчерЧК направлен в Ростов-на-Дону. Горожане неоднократно направляли прошение предревкому Кубчерревкома с просьбой об освобождении священника под их поручительство.
22 апреля 1921 года осужден ПП ВЧК на Кавказе к трём годам высылки.
После освобождения из ссылки в 1924 году служил в Ильинском храме в Нижнем Новгороде. При расколе, произошедшем в Российской церкви, о. Василий, как и многие священнослужители, первоначально оказался в лагере обновленцев. Вопреки мифу, распространяемому сегодня определёнными церковными и околоцерковными кругами, обновленцы, идеологией которой на практике стал откровенный сервилизм перед советской властью, а реформаторский пафос сводился преимущественно к возможности осуществления церковной карьеры женатому духовенству, отнюдь не были сторонниками перевода богослужения на русский язык и радикальных литургических реформ. Единственное официальное заявление по этому вопросу, сделанное в 1926 году, декларирует необходимость, не вводя никаких догматических и богослужебных общеобязательных реформ, пригласить всех работников церковного обновления всемерно охранять единство Церкви; благословляет творческую инициативу и сделанный почин, направленный на пробуждение религиозного чувства, церковного сознания и общественной нравственности. На практике же деятельность о. Василия по переводу богослужения и реформированию приходской жизни (осуществляемая, при всей её кажущейся радикальности, в русле решений канонического Поместного собора 1917–18 гг.), вызывала у обновленческого епископата скорее негативное отношение. Митрополит Александр Введенский, приехав в Нижний Новгород, всячески льстил о. Василию, но, вернувшись в Москву, заявил: Хватит нам этой эндэковщины и адамовщины. (Священник Александр Эндэка служил в храме на Лубянской площади и принадлежал к немногочисленным идейным обновленцам).
В общине, созданной о. Василием в Ильинском храме, велось богослужение на русском языке, практиковалось частое причащение, соборование каждый пост, общее пение прихожан (хор был упразднён). Служба была ежедневной, утром и вечером, часто проводились ночные службы. Вся литургия служилась при открытых вратах, все священнические молитвы о. Василий произносил вслух. В храме все было подчинено строгому благочестию, в алтаре были запрещены все разговоры, деньги за требы не брались. В определённые дни недели после вечернего богослужения прихожане оставались в храме, пели канты и произносили проповеди.
Богослужебные переводы осуществлялись самим о. Василием, лицами, не принадлежавшими к общине, и членами общины. Активно использовался опыт предшественников: ряд мест русского перевода Литургии Иоанна Златоуста опираются на перевод митрополита Антонина (Грановского), Погребальные стихиры Иоанна Дамаскина – на переводы Н. Нахимова. Библейские чтения и псалмодия не переводились – пользовались синодальным переводом. Переводы пробовались на пение, многократно обсуждались и изменялись. Многие первоначальные варианты отбрасывались, иногда возвращались к словам славянского текста: «одесную Отца», «воспряни» и др. К обсуждению переводов привлекались все прихожане. Иногда о. Василий объявлял: «Молитесь, не получается перевод такого-то текста». Переписка, перепечатка, редакционная и издательская работа осуществлялись членами общины. Во время литургии разрешалось до апостола работать в ризнице над переводами, а затем полагалось идти в храм. Печатали в тюремной типографии. Члены общины вели корректорскую работу и иногда участвовали в наборе текста.
Были изданы «Служебник на русском языке» (1924), содержащий, в частности, чинопоследования трех литургий, «Порядок всенощного богослужения на русском языке» (1925), «Сборник церковных служб, песнопений главнейших праздников и частных молитвословий Православной Церкви на русском языке» (1926; переиздано в Париже издательством YMCA, 1989), «Требник» (1927). Значительная часть переводов (почти вся «Служебная Минея» с апреля по июнь, акафисты, последования архиерейского богослужения) осталась в рукописях, судьба которых неизвестна. Переводческая деятельность о. Василия получила одобрение специалиста по литургике профессора Михаила Скабаллановича. «Я переводил богослужение на русский язык для знакомства верующего народа, но не думал, что это так скоро осуществится на практике», – сказал он, приехав из Киева в Нижний Новгород и посетив Ильинскую церковь.
В 1924 году, после того, как жена о. Василия, забрав всех детей (их у о. Василия было шестеро), ушла от него, не выдержав аскетического уклада жизни о. Василия, он принял монашество с именем Феофан. Продолжал служить в Ильинском храме Нижнего Новгорода.
В октябре 1925 году он принимает активное участие в дискуссии о языке в работе обновленческого Собора III, выступает с речью в защиту реформ церковной жизни и, в частности, о введении в практику богослужения русского языка, как самую полезную меру для возвращения в лоно Православной Церкви отступников, сектантов и неверующих. Миссионерская активность о. Феофана не могла не вызвать беспокойства властей и обновленческого епископата. Было принято решение о его смещении и ликвидации общины и начато его осуществление. Приехавший для ревизии епископ Александр (Лавров), побывав на богослужении, отказался участвовать в расправе, в наказание за что был переведен Введенским в Вологду. На смену епископу Александру был прислан митрополит Иерофей Померанцев (постриженник архимандрита Сергия Страгородского), которому также было поручено ликвидировать общину, о чем он при отъезде сказал: «Мне поручено было вас разогнать, но я не мог этого сделать, так как мне понравилось ваше уставное богослужение на русском языке».
Вскоре приехал митрополит Иоанн (Миртов), который быстро договорился с НКВД об образе действий. Отец Василий стал готовиться к аресту и послал письмо Нижегородскому митрополиту, и. о. Местоблюстителя Патриаршего престола Сергию (Страгородскому), в котором приносил покаяние в обновленчестве. Одновременно с этим готовил себе преемника.
После возвращения в патриаршью церковь о. Феофан получил от митрополита Сергия благословение на русскоязычное богослужение с практикуемыми в общине особенностями, при этом было сделано важное дополнение: «Руководствуясь примером покойного Святейшего Патриарха, я не нахожу препятствий к тому, чтобы Преосвященные епархиальные архиереи, если найдут полезным, разрешали иеромонаху Феофану (или другим) то же самое и каждый в своей епархии». Это постановление О принятии в общение со Св. Церковью и о допущении русского языка в церковном Богослужении было напечатано в Журнале Московской Патриархии №5 за 1931 год.
9 декабря 1931 года после всенощной на Знамение Божией Матери о. Феофан был арестован и в 1932 году сослан в с. Суянки Красновишерского района Пермской области, затем находился в с. Чердынь того же района.
Его преемнику о. Василию Абоимову не дали служить в Ильинском храме, ключи от которого забрали обновленцы. Община разошлась по городским приходам, а священник Василий Абоимов и диакон Иоанн Фролов были направлены в село Пахотный Усад, где с благословения митрополита Сергия служили на русском языке. Вскоре о. Василий Абоимов был арестован.
После окончания срока ссылки в 1934 году о. Феофан, не имея права проживания в десяти крупнейших городах страны («минус 10»), прописался во Владимире, но жил в Нижнем Новгороде у своих духовных чад.
В 1935 году о. Феофан арестован в Нижнем Новгороде вместе с митрополитом Евгением (Зерновым), священниками Николаем Македонским и Петром Новосельским за совершение пасхального богослужения 1 мая 1935 года.
4 ноября 1935 года ОСО НКВД СССР осужден по ст. 54 п. 10 УК за пропаганду контрреволюционной направленности против мероприятий советской власти к трём годам исправительно-трудовых лагерей. Направлен в Карлаг.
16 октября 1937 года арестован УНКВД Карагандинской области на том основании, что, «отбывая наказание в Карлаге, Адаменко В. И., так же как и Романовский Н. А. в составе группы бывших священников участвовал в организации “истинно-православной церкви”», в которую, помимо о. Феофана и о. Николая Романовского входил также епископ Елецкий Сергий (Зверев).
На допросах о. Феофан виновным себя не признал, участие в собраниях и религиозных обрядах не отрицал.
Решением тройки при УНКВД по Карагандинской области от 20 ноября 1937 года иеромонах Феофан (Адаменко) осужден по ст. 58–10–11 и приговорен к высшей мере наказания – расстрелу, который, согласно выписке из акта, приведен в исполнение.
Место погребения неизвестно.
В октябре 1943 Сергий (Страгородский), незадолго до этого избранный Патриархом всея Руси, направил в Совет по делам православной церкви при Совете Народных Комиссаров СССР ходатайство об амнистии ряда заключённых священнослужителей, которых он желал привлечь к церковной работе. В приложенном к ходатайству списке значились фамилии 25 архиереев и одного священника – о. Феофана (Адаменко). В действительности к тому времени из всего списка в живых оставался лишь один человек, остальные были расстреляны или погибли в тюрьмах и лагерях.
Постановлением Президиума Карагандинского областного суда от 28 ноября 1957 года постановление Тройки УНКВД по Карагандинской области от 20 октября 1937 года в отношении иеромонаха Феофана (Адаменко) отменено за недоказанностью состава преступления.
Память свщмч. Феофана (Адаменко) с Собором Новомучеников.



Часть 1