Библиотеке требуются волонтёры
Азбука веры Православная библиотека святитель Софроний, патриарх Иерусалимский Похвальное слово Святым Архангелам, и Ангелам и прочим Небесным силам

Похвальное слово Святым Архангелам, и Ангелам и прочим Небесным силам1

Источник

О, божественные и невещественные (бесплотные) Божии Воинства! О, Умы, одаренные духом и разумом! Однако, лучше будет вас постепенно и по чину возвестить и возвеличить и призвать в молитве. О, вы, Серафимы, снабженные шестью крыльями2 и в первом чине небесных Воинств поставленные, вашим жаром (рвением и любовью к Богу) вы воспламеняете всех прочих Ангелов. Вы, которые, по причине непоколебимой стойкости и свободы от плоти и материальности, свойству, которое вам было придано от вечности, и силы ведения и пламенеть, несете в себе некий образ Божественного подобия; вы справедливо именуетесь «вторыми светами», происходящие в силу озарения от Первого Света, поскольку величайшее и бесконечное сияние Троичного и Единого Господства Оного, свободного от какого-либо исчисления, вы – насколько это возможно – непосредственно от Него приемлете и делаете его приемлемым для прочих Духов и Умов. Итак, по причине силы воспламенять и очищать, которой вы обладаете, и которой всякое зло и всякую нечистоту вы навыкли потреблять и очищать, – будучи обозначены именами «сожигателей» и «испепелителей», – молю вас, внутренние души моей предрасположения (uccessus) очистите от скверны пороков и от тернистой материи, которая связана с ними, и, спалив ее, внедрите в мою грудь божественное слово; и после того, как мрак сердца моего внутри меня будет изгнан и разсеян, просветите чувства моего ума.

О, вы, Херувимы, многоочитые и на четыре стороны обращенные, известные по внутренним силам, присущей вам формы, отвечающим противоположным друг другу соотношениям, именно – силой мыслительной и силой раздражительной; опять же, крепостию и небесной возвышенностию обильно и великим образом возвеличенные; вы – исполнены всей премудростию (по каковой причине вы также именуетесь и источниками и родниками знания)3; усовершенствуйте меня знанием божественного слова, и таким образом воспламените меня на борьбу против древнего змия и великомощно возвысьте меня от земли на высоту.

О, Престолы, пламенеющие ревностию, и неприступные, вы – которые являетесь престолами Величайшего Бога, колесницей и упокоением Его, вы – выше всякого низкого и неблагородного и рабского положения, потому что вы объемлете среди вас Оного Высшего Царя всех; освободите меня от всякого заблуждения и недостойного дела, и сотворите меня достойным быть Божией славы и величества.

О, достопочтенные Господства, ваше имя происходит на основании того, что в вашем даре вы изобразуете Божественное Господство и восприемлете общение в небесных благах самым непосредственным образом и без какого-либо препятствия; даруйте мне, дабы замешательства, которые портят ум, я бы возмог обуздать и был бы выше бесовских ловушек, которые тяжко вредят душе даже до последнего издыхания жизни.

О, Власти, которые следуя наименованию, отвечающему вашему служению, никаким волнением не быть поколебленными, и которые от Оного Единого Начала, от Которого проистекает всякое могущество, получили власть и твердость; – наделите меня силой на видимых и невидимых врагов, которые нападают на мою душу и имеют целью увести мой ум в свой плен, и силятся совратить мои стопы, так чтобы оне не шли по Божиему пути.

О, непоколебимые и могучие Силы, вы, которые, по причине твердости души и крепости и непобедимого превосходства силы, носите в себе начертание Божественного всемогущества и силы, – меня, слабого и немощного, опояшите божественной твердостию и крепостию и сделайте способным на то, чтобы оных духовных змей и скорпионов я бы возмог мужественно попирать.

О, неведущие уклона или поползновения Начальства, которые без всякого прекословия, прияли от Божественного и Безначального Главы всякого начальства и ваше имя и достоинство начальства, и которые являетесь возглавителями третьего чина Ангелов, – помогите мне, верному (Богу) и окажите мне содействие для того, чтобы я возмог восторжествовать над жесточайшими врагами и даже до конца неустрашимо и невредимо противостать им.

О, трижды святейший и любимейший и честнейший Князь священного Небесного Воинства и воевода, Михаиле, корифей Ангелов достойнейший всякого почитания и похвалы и прославления, ты, который некогда явил себя как вождь Иудейского народа и достовернейшим образом показал ему путь ведущий ко спасению; и который имеешь некогда вострубить в оную великую и страшную и оглашающую все концы вселенной трубу, при страшном звучании которой, бывшие от века мертвецы восстанут из скрытых хранилищ земли, и земля, как вращающаяся праща4 подвинется из своих оснований, и элементы растворятся, и солнце окрасится в иной цвет и помрачится на подобие цвета власяницы; и полная луна обратится в кровь; и звезды также, подобно тому как с фигового дерева, во время сильного ветра, спадают незрелые смоквы, спадут с неба на землю; и универсальный эфир (небесная сфера), как бы покрытый четырьмя рядами туч, обратит день в ночь; и небо, на подобие свитка, свиется и исчезнет; и всякая гора и долина, и остров и город подвигнется со своих мест; и великие мира сего и мощные и вожди и судии земли, как и весь остальной народ, смирятся; потому что – как показывает это пример и в нынешние времена – люди, по причине тягчайших скорбей и стенаний и скрежета зубов, будут умирать от страха и ужаса. Тогда те, которые до сего времени оставались в живых, в один момент, как бы в одно мгновение ока, умрут и тут же изменятся5; и тогда море и реки и ад, потрясенные великим страхом перед нависшими бедствиями и ужасом, выдадут мертвых, которых они заключили в себе; тогда праведники, поистине, подъятые в высь светлыми облаками, будут восхищены навстречу Господу Христу, для того чтобы пребывать с Ним в жизни вечной; а грешники будут отосланы в муки, уготованные для них; и, вот, когда все эти ожидаемые поразительные вещи будут совершаться при звуке трубы, в которую ты будешь трубить, тогда, о, Святый Архистратиже, наставниче заблуждающихся, восстановителю павших, защитниче душ, сохранителю тел, бесов прогонителю, и всея твари просветителю, – тогда, молю тебя, тогда то не откажи мне быть верным моим покровителем в моем положении. О, святейший Михаиле, ты – который Израильский народ, по Божию велению перешедший Чермное море, установил в Обетованной земле, и вооружил Иисуса Навина на врагов, и Моисееву скинию освободил от свирепого врага, а также просветил души многих иных Святых, – и мои также внутренние чувства просвети и озари душевное мое око; и сердце мое, волнуемое волнами этой жизни, сделай твердым; и ум мой, склоненный к земле, возвысь горе и к небесному благому образу мысли; и руки мои расслабленные укрепи в борьбе с опытными в борении врагами; и омертвевшие мои стопы, которые оставляют стезю ведущую к небу, утверди; и шею мою, нагруженную грехами, подними; и мои зловонные и гниющие раны исцели; и жар моих пылких страстей и душевных волнений угаси; и, наконец, позаботься относительно прочих тягостных моих несчастий и трудов. И опять, тебя сущего и по делам твоим и по имени, Михаила6, я прошу и, насколько это в моих душевных силах, умоляю тебя: чтобы, когда я буду уходить из круга этой жизни, ты явился мне благорасположенным и успокаивающим, и под покровом честных твоих крыльев укрыл меня и, восхитив меня от тяжких и мрачных адских мест, поместил меня в чудесных небесных обителях, возводя меня «даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго» (Псал. 41, 5).

И ты также, божественнейший и преимущественнейший среди Ангелов, Гаврииле, ты – который являешься желаннейшим и добрейшим дарователем мировой радости и веселия; ты – который являешься наисведующим толкователем Божиих таин и всех благ первейший учредитель и распорядитель; ты – который, наконец, священных служителей являешься предводителем и князем августейшим; вот, наставь мой ум и сердце и направь их на путь следования во всем воле Божией7 и заповедям8 Его; Ты – который Пророку Иезекиилю при реке Ховаре открыл оное, поистине, божественное видение (Иез. 1); ты – который прежде бесплодное чрево Елисаветы разрешил, по велению Божиему, от уз держащего его бесплодия и сделал ее плодоносной (Лук. 1:5–25), – и мою также несчастную и бедствующую душу исполни известной благодатной красотой и внутренней радостью и светом; ты – который блаженнейшую и непорочнейшую и священнейшую и чистейшую душу Владычицы нашей, Богородительницы Марии, радостным и спасительным Благовещением преисполнил бесконечной радостью (Лук. 1:26–38); и печаль Евы и еe плачь твоим торжественным обещанием несомненнjго спасения претворил в радость; и кратко выразить: скорбь сего мира обратил в радование; и когда одежда скорби была содрана, облек всех в торжественное одеяние радости; – также и я, о, Гаврииле, истинной радости устроителю и дарователю, – прошу тебя и умоляю: чтобы и меня, угнетаемого тяжким недугом (или: тяжкой печалью), ты милостивно посетил и исполнил божественной силой и духовной радостию, а также от адских мук Велиала9 и опасностей со стороны видимых и невидимых врагов избавив, твоим ходатайством и предстательством пред Богом, сочетал меня сонму праведников и святых; и, к тому же, в оных местах, которые обилуют всеми наслаждениями, в безопасности поместил меня.

О, вы, остальные все Ангелы и Архангелы, сонм небесный, Воинство непреодолимое, полк доблестнейший, множество огромное, армия неисчислимая, лик (хор) несравненный, величие, которое выше всякого оскудения, радость неизреченная, торжество в высшей степени восхитительное, мощь превосходящая всякое разумение, точность неограниченная, подвижность каковой нет подобной никакой иной, порядок бесконечно-сложный (или: трудно-постижный), скорость невыразимая, существо неописуемое, слава не могущая быть постигнутой помыслом ума, сила высшая всякой силы и крепости; вы – служители Царя всех; вы – и ветры и духи, и воды, и князи, и конница, и пехота, и диаконы (или: слуги), и апостолы, и проповедники, и пророки, и евангелисты, и толкователи божественных вещей, и стражники, и защитники, и сохранители, и отгонители (хищников), и собиратели, и путеводители, и судебные следователи и взвешиватели (наших дел и намерений), и производители расчетов, и попечители, и просветители, и помощники, и светочи, и светильники, и лампады, и горы, и долины, и облака, и судии, и начинатели (судебного процесса), и докладчики, и адвокаты, и отразители обвинений (наших врагов), и поборники за нас, и божественный оплот и защита наша, и отражения Бога и образы Его, и мореплаватели, и корабли и кормчии (в нашем житейском плавании). Вы являетесь теми, которые направляете небо по наисовершеннейшему его течению; которые в скорейшем и стремительнейшем движении пересекаете воздух; которые наполняете небо и эфир; которые присутствуете при каждом человеке как его хранители и провожатые; которые волю Творца неуклонно исполняете; которые глас Его слов непосредственно слышите; которые непрестанно возрастаете и преуспеваете и в непрестанном возрастании восходите все выше и выше (потому что только Бог, в Котором не происходить никакого изменения, выше – какого-либо возрастания10; которые именуются «небесными телами»; которые называются «Умами» и «Божией Скинией»; которые зоветесь «Углями» и «Колесами» и «Пламенями»; которые носите наименования «Таинников» и «Изъяснителей таин»; и про вас говорится также, что вы – «Друзья Царя всех» и «Исполнители небесной музыки», как и «Служители Таинств» и «Слуги».

Итак, поскольку вы украшены такой великой славой и преисполнены таковыми преимуществами, то заслуженно я прошу и молю о вашем благоприятном отношении ко мне, о, благие и всенепорочные Ангелы и Архангелы; ваше – о, чистые духи, – умоляю великолепие, сохранить мою жизнь невредимой, надежду незыблемой, поведение безупречным, любовь к Богу и к ближнему неизменной и от всякого ущерба свободной. Молю, руководите меня во всем и наставьте на всякую спасительную и богоугодную стезю. Опять же, о, божественные дуси, я желаю, чтобы вы молились и больше всего молили обо мне Бога тогда, когда при последнем издыхании моей жизни, я буду принуждаем выйти из этого моего смиренного сосуда (моего тела), и чтобы вы были весами, взвешивающими все мои дела, и оценщиками всего того, что я или явно совершил или тайно намеривался совершить, и чтобы тогда или все вы, или только те, которых из вашего чина тогда пошлет ко мне Бог, дабы вы приняли мою несчастную и жалкую душу, – явили себя снисходительными и милостивыми ко мне, и чашечку весов, которую пагубным образом я нагрузил моими негодными делами, вы благосердно приподняли бы и потщились, как служители единого милостивого Бога, каким угодно образом и способом разгрузить ее. И даже, вместо добрых и честных дел, на которые возможно было бы полагать надежду, приведите на середину безграничное милосердие Божие, моля благосердного и милостивого Бога, – о, вы, достойнейшие хвалы и высочайшие Умы, – дабы, по вашему ходатайству, все те скорби, болезни и огорчения и бедствия, которые я когда-либо в жизни перенес, были бы удостоены быть принятыми в возмещение моих дурных поступков; и вместо осуждения и тех страшных мук, которые по справедливости я заслужил, оные мои страдания допустили бы оказать мне облегчение и снисхождение; так чтобы, когда враг оказался полностью превзойден и вместе с этим побежден Божиим милосердием, на небе произошла бы великая радость по причине того, что моя несчастная душа спаслась (по слову Господню): «Радуйтеся со Мною, друзи, яко обретох овцу», которая некогда заблудилась в горах (Лук. 15, 6). И, наконец, когда наступит завершительный день и конец мира будет уже при дверях, и небеса восколеблятся, и небесный свод дрогнет, и задрожат основания земли, и бездна бездны оцепенеет от страха, и преисподнии окоченеют от ужаса, и огромные морские пределы обратятся в огонь, и все элементы расстают как воск пред лицем огня, и скрывавшиеся в земных убежищах погибнут, (а затем) воскреснут (exsuscitabuntur)11, и образ мира сего минует, и страшный Судья явится в самом свете, и вы, опережая Его Пришествие, пробежите пределы и края земли, дабы всех мертвых умерших от века, собрать во едино и представить их всех вместе пред неподкупным Судьею, чтобы каждый дал отчет о всяком своем деле и всякой мысли и замысле, – тогда – молю вас и не перестану молить до конца моей жизни, вас, которые все озаряете и несете, по уполномочию Бога, общественное его служение, и посему выставляете напоказ известное ваше царское достоинство, что и скиптром и тростью и копьем, в руках с которым вы изображаетесь на иконах12, вы наглядно являете власть усмирять и наказывать, данную вам13, – тогда-то, тогда, молю вас, будьте милостивы ко мне жалкому и несчастному, как добрейшие князи Оного Царя, и пощадите меня, и вашим ходатайством у Бога освободите меня от оного скорбного и гневного приговора, отсылающего в огонь вечный. И, наоборот, оного радостного и сладостного призыва к жизни совершенно беспечальной и отнюдь ни в чем не имеющей недостатка, – меня, вместе с моими сотрудниками и родными мне людьми, имена которых и звания ведает только Тот, для Кого нет ничего не известного, – сделайте участниками, и радости, не имущей конца, объявите наследником.

О, Господи, Спасителю, Боже и Слове, Ты, Который обитаешь в вышних, Который не имеешь начала и все содержишь в Своей власти, Который обладаешь великим могуществом и всем даешь жизнь и внушаешь трепет; Ты – Который небо и землю и все что содержится в их пределах создал единым движением воли; Ты – Который сначала замыслил создать Ангелов, и Твой замысл стал делом: потому что то, что Ты замыслил, это и совершил единым словом и сотворил в совершенстве. Затем, с подобным же искусством и с такою же легкостью Ты из земного праха создал человека по образу Твоему и подобию и сотворил его только чем-то малым меньшим в сравнении с Ангелами, и наделенным свободой воли, и поставил его, чтобы он был царем и владыкой над всей тварной природой, и это, конечно, для того, чтобы он наслаждался оными благами, которые Ты для него уготовал в раю, и каковыми благами он и наслаждался до тех пор, пока, оказавшись захваченным в плен со стороны змия и жены, он не нарушил Твои Божественные заповеди, действительно вкусив плод смертоносного древа; вот, по этой причине он тотчас же лишился царского достоинства и, быв изгнан из рая, подвергся наказанию, достойному его поступкам, а именно: плачу и рабскому положению, поту лица, труду и тяготам, скорби и печали, и что по-истине тягостнее всех наказаний, наконец, поверг себя надлежащей ему смерти и растворению в земле, из которой он был в начале взят и создан. Ты же, Господи, будучи по-истине милостивым и сострадательным, отнюдь не презрел Твое достояние, наиболее дорогое для Тебя из всего прочего, чтобы оно оставалось под насилием диавола; но постановил привести в исполнение оную приводящую в трепет Тайну, которую Ты определил от века: истощив Себя14, Ты, Который являешься Премудростью Отчею, и Умом, и Словом, и Начертанием, и Пределом, и Образом, и Печатью, и Сыном и выраженным Изображением Его. Потому что Ты и возобитал – действием Духа Святого – во чреве Непорочной Девы и приял от Нея рождение, которое превосходит всякое разумение. Потому что Ты отнюдь не нарушил девство Твоей Пречистой Матери, но, будучи бесплотным – способом известным только Тебе – Ты вошел в Ее чрево, а затем родился от Нее, облачившись в плоть, оставив врата девства Ее затворенными, каковыми они и были прежде. Затем Ты подъял крест, принял напиток, сделанный из смешанных друг с другом желчи и уксуса, и был прободен копием, пронзившим Твое ребро. Наконец, добровольно претерпев смерть, Ты саму смерть умертвил, и весь мир одарил бессмертием, и Твой, потерпевший преткновение и потерявший вид образ, Ты восстановил в целости и древнюю клятву, приключившуюся нам по причине вкушения от древа, плоды которого Бог запретил человеку есть, совершенно снял с нас15. Итак, Ты – Царь и Творец всего, Ты – столь многочисленных и таких поразительных вещей Создатель, все то, что существует доселе, создал на общую пользу смертным; и подлежащих наказанию навык наказывать не без отеческой любви, когда, сидя на судилищи, Ты всех призовешь на суд, удостой меня, вместе со всеми теми, память о которых я храню в сердце, стояния одесную (по правую сторону от) Тебя. О, Ты, Который наблюдаешь над всем и ведаешь тайное, мои прегрешения, которые я когда-либо совершил, – предав забвению, отверзи мне двери Чертога бессмертия, т. е. – небесной славы. О, Бессмертный Женише, сподобь нас услышать глас Твоего благословения! О, Благодетелю, причти меня к числу праведных и Твоей радости сотвори нас участниками, – молитвами Пренепорочной Матери Твоей, и Святых Ангелов, и Апостолов, и Пророков, и Мучеников, и всех от века бывших Праведных, – Ты, Который со Отцем Твоим и Духом Святым, благословен еси ныне и присно, и во веки веков Аминь16.

* * *

1

Перевод с латинского.

2

Возможно, что в греч. оригинале было просто «Шестокрылые».

3

Текст в скобках принадлежит оригиналу.

4

Funda – праща, представляющая собою ремень, к которому был прицеплен камень, который запускался вращательным движением пращи.

5

Здесь уместно привести примечание издателя текста: «По мнению св. Софрония, живущие во время наступления Страшного Суда, в то же мгновение и умрут и изменятся. Однако, иные полагают, что те не умрут, но только изменятся в состояние бессмертия». Nota 2, col. 3317–8.

6

«Михаил» означает «Кто, как Бог».

7

Ориг. «universa Dei judicia» – суды Божии.

8

Ориг. «justificationes» – оправдания.

9

Belial у ап. Павла «Велиар», по раввин. лит. то же, что и «сатана».

10

Текст в скобках принадлежит оригиналу, последние слова добавлены нами.

11

Здесь не все понятно, и, возможно, что латин. перевод не точен, или же нам следует перевести это не как «воскреснутъ», а как – «придут в волнение», «обезумеют».

12

Слова «С которыми вы изображаетеся на иконах», – добавлены нами.

13

В ориг. слова «Являете власть данную вам», – поставлены в скобки.

14

Богословское выражение, означающее, что Бог, бессмертный и всемогущий, пришел на землю, как человек, восприняв всю ее немощь, бедность и смерть.

15

Здесь мы несколько расширили оригинальный текст.

16

Sophronu Hierosolymorus episcopi sanctorum Archangelorum, et Angelorum, caeterarumque coelestium Virtutum Encomion. Migne P. G. t. 873, col. 3315–3322.


Источник: Проповеди святителя Софрония, Патриарха Iерусалимскаго. Пер. и комм. Архим. Амвросия (Погодина). Джорданвил: Типография преп. Иова Почаевскаго, Свято-Троицкий монастырь, 1988. - С. 101-109.

Комментарии для сайта Cackle