архимандрит Захария Захару

Слово к общине Монастыря Путна

1 октября 2011 г.

Архимандрит Мелхиседек Велник: Мы рады, что среди нас находится Отец Захария Захару. Я считаю присутствие Его Высокопреподобия здесь Божьим благословением. Мы, в Путне, прошли через несколько тяжелых лет, со многими проблемами, со многими испытаниями. И эти проблемы духовно ослабляют нас. Ещё месяц назад я говорил за трапезой, что для того, чтобы укрепиться, мы бы хотели, чтобы нас посетил какой-нибудь отец, который сказал бы нам несколько слов. И вот, Преблагой Бог даровал нам – и не в какой-нибудь обычный день, но в день Покрова Божией Матери – радость, иметь среди нас Отца Захарию, радость, за которую мы преклоняемся перед Ним и благодарим Его. Также мы благодарим и Отца Захарию за то, что ответил на приглашение Высокопреосвященнейшего Митрополита Феофана, и просим его обратиться к нам с назидательной речью. Простите.

Прежде всего я хотел бы поблагодарить Бога, Который Своим замечательным Провидением привел меня в это святое место, а затем поблагодарить Отца Мелхиседека за его теплые слова и исполненный любви прием, который он мне оказал. Я благодарю Бога за каждого из вас, потому что таким образом я делаюсь причастником тех даров, которые Бог вложил в каждого из вас. Когда мы благодарим Бога за дары, которые Он изливает на наших братьев, то и мы становимся причастниками этих даров. Именно это мы и делаем за каждой Литургией. Мы благодарим Бога за все Его к нам благодеяния – известные или неизвестные. Благодарим Его за дары, которые Он излил на Своих святых, особенно на Свою Пресвятую Матерь, и, благодаря Бога, мы входим в общение благодати и даров всех святых всех времен.

Монашество является даром Святого Духа, всеобъемлющим даром. Наш отец-основатель, Отец Софроний, говорил, что монашество это упражнение для достижения универсальности Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы предстаем перед Господом в молитве, особенно на Литургии, и Он видит в сердце каждого из нас всю общину, ни один из братьев там не отсутствует, то Бог находит в этом радость и расширяет наше сердце. И это расширение может достичь того, что охватит небо и землю.

Единство монастыря заключено в лице настоятеля, но и в сердце каждого члена общины. Так что, когда мы будем приносить благодарение за каждого из наших братьев и за дары, которые Бог излил на него, и всегда будем жить так, как если бы находились в присутствии отца настоятеля, мы будем едины и мы будем защищены Божественной благодатью.

Для нас самым главным является соблюдение двух основных заповедей Господа нашего Иисуса Христа. И мы обязаны перед Богом соблюдать их таким образом, чтобы они стали единственным основанием нашего существования. Однако, их исполнение превосходит наши силы, и поэтому мы нуждаемся в Божией помощи. Эти две великие Божии заповеди выражают Его великую и святую волю. И когда мы остаемся в Божественной воле, мало-помалу, мы доходим до того, что исполняем их в мере, приближенной к той, которой ожидает от нас Бог. И для нас самым важным деланием в нашей подвижнической жизни, которая стремится к совершенному исполнению Божиих заповедей, является послушание. Через послушание настоятелю и братии мы постепенно привыкаем к великой и святой воле Божией.

Я часто слышал от старцев святой жизни, что послушание является жертвой, приносимой Богу. Это совершенная жертва того, что мы имеем дороже, то есть нашей воли и нашего суждения. И это угождает Богу, Который делает нас причастниками Своей благодати. Но наш отец-основатель научил нас чему-то другому. Он считал, что послушание отнюдь не является жертвой, но скорее привилегией и честью, которые оказывает нам Бог. Через послушание Он дает нам возможность отвергнуть все мирские хлопоты и страстные привязанности.

Послушаясь первому слову, исходящему для нас из уст настоятеля, мы всегда остаемся в Божией воле и освобождаем себя, свой разум и свою жизнь, от всякого мирского попечения. Таким образом монах приобретает чистоту ума и чистую молитву. По словам Отца Софрония, чистота ума – это дар, который Бог дает только монахам. Мирские люди, миряне, могут стать святыми и чудотворцами, но они не могут достичь чистоты ума как монахи, которые живут в послушании. Через послушание монахи приобретают чистоту ума и, следовательно, чистую молитву. И чистая молитва, как определял её Отец Софроний, это то состояние, в котором монах не понимает, находится ли он в теле или вне тела. В этом состоянии он отделяется от всех тварных вещей, даже от желания жить во плоти, полностью соединяясь с Духом Божиим.

Отец Софроний говорил, что посредством чистой молитвы в душе монаха происходит величайшее чудо во всем творении: соединение его сердца с Духом Божиим. В этом состоянии он становится причастником божественного состояния Господа нашего Иисуса Христа. Тогда он в полной мере живет в великой и совершенной воле Божией. И, конечно, в Божьей воле есть жизнь.

Таким образом, послушание является не жертвой, но честью, которую Бог оказывает монахам. Поэтому мы видим, что монахи, которые добросовестны в деле послушания, богаты в молитве; и богаты не только в молитве, но и во всей благости Божией.

Когда монах причащается божественного состояния, его дух поднимается в горы вечности, откуда он обнимает небо и землю. И, как говорил наш отец, в своей ходатайственной молитве он приносит Богу все творение. Видите, мы в деле послушания начинаем с очень простых вещей, а заканчиваем тем, что истинно становимся сынами Божьими. Позвольте мне на этом завершить свое слово, потому что я не хочу превышать меру. Простите меня, отче!

Комментарии для сайта Cackle