Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


епископ Василий (Родзянко)

Теория распада вселенной и вера отцов

Часть 1

   

Содержание

    Введение
Космология и богословие Небо и Небеса Первыми христианскими мучениками стали младенцы История астрологии Уникальность человека Что значит это воплощение? О расхождении с астрологией Космология и христианство В каком мире мы живем Наш ответ однозначен — это грехопадение и его последствия Антропный принцип Тут же цветная фотография «красной планеты» Творение мира Библейский Рай Древо жизни Вот суть и смысл Древа Жизни в Библейском Раю Древо познания добра и зла Осколки Судьба осколков Роль человека в спасении мира Хокинг и Католическая церковь «Воображаемое» время Для нас — духовном Точка Омега Каппадокийское богословие — ключ к апологетике нашего времени Оригенист ли свт. Григорий Нисский? Откровение и богословие Богословие каппадокийцев Слово тридцать осьмое Научная литература о каппадокийцах Откровение в аравийской пустыне Что же он видел в Раю? Перейдем к этой тайне Творение Падение В чем же тогда суть этого наказания? «Ты обменял на душу Свою мое спасение!»... Первотворение образа св. Троицы Наши духовные предки второго века были куда тоньше нас и «читать между строк» умели прекрасно! «Ангел-хранитель апостолу Ерме И ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС, И НИ ЕДИН ВО ГРОБЕ! «В. Почему не одни первые человеки умерли. Но и все умирают?» Это и делает свт. Григорий Нисский Но посмотрим дальше  

 
Введение
   Мир сей, в котором мы живем, не был сотворен Богом: Бог зла не творил, а в мире сем, как мы все знаем, зла хоть отбавляй. Его источник не Бог, а «князь мира сего» (Ин.12:31, 16:11).
   Но есть Мир Истинный — подлинный мир Божий, вышедший из Его «рук» в Божественном творческом акте, в самом начале всего, в том истинном творческом действии, после которого сказал Бог: «Хорошо весьма».
   Так откуда же взялся тот «смешанный» мир, в котором доброе и злое, жизнь и смерть так переплелись?
   Из Св. Писания мы знаем о грехопадении и об изгнании из Рая первых людей. Трагическое событие это с естественнонаучной точки зрения может быть помещено в контекст принятой современной наукой теории «большого взрыва» («биг бэнга») — модели вселенной, образовавшейся в результате некоего «удара», «толчка». Что было до «большого взрыва», какой мир существовал до этого толчка — науке не известно, ибо здесь начинается другая «епархия», не познаваемая мысленными научными исследованиями. Ответ на этот вопрос нам, христианам, дает Библия: был прекрасный мир, сотворенный Богом, — место обитания первых людей.
   Меня спрашивают: «Но если наш мир — «неистинный», если он — лишь результат распада, трагического отпадения от Божиего Творения, то как к нему относиться? Можно ли и нужно ли его любить и принимать, или его следует отвергать как сплошное зло и обитель «князя мира сего»?
   Мой ответ лежит в «золотой середине», достичь которой можно осознанием светлого Промысла Божия и развитием молитвенной способности различения духов. Всему этому нас учит Св. Писание и вся святоотеческая богословская традиция.
   Грехопадение было актом проявления свободной воли человека, свободы, данной творению любящим Творцом. Эта свобода дана была для того, чтобы не было никакого насилия, а был свободный выбор в чистой и святой любви.
   Грехопадение было распадом, отпадением от Божиего мира и Его воли. И вот тогда, когда оно произошло, в вихре сатанизма, в падающем и разрывающемся мире, безгранично любящий свое творение Творец властной рукой остановил дьявольский вихрь, и на землю сошел Промысел, а в нем спасение.
   Промысел Божий отличается от Воли Божией тем, что воля Его не хочет никакого зла, а Промысел, не соглашаясь на зло, учитывает, однако, наличие зла как факта и борется с ним Своей жертвенной любовью. Высшая форма Промысла — Крест, являющийся одновременно величайшим злом, какое когда-либо было в мире, и величайшим добром, ибо Животворящий Крест Христов спасает, воскрешает и восстанавливает падший мир.
   Краеугольный камень промысла о мире падшем — Пресвятая Дева Мария. Своей безгрешностью и чистотой, своим непадшим состоянием, благовещенским ответом Архангелу: «Се, раба Господня, да будет мне по слову Твоему», она стала действием Божественного Промысла в спасении мира, стала Матерью Самого Бога в Его искуплении мира. Благодаря Богоматери, благодаря тому, что Она единственная из всех людей не «отпала», но исполнила Господню волю, наш мир — не исчадие ада и не сплошное зло, и есть у нас надежда.
   Промысел Божий — это обратный разрушению процесс, устанавливающий Божественную эволюцию, развитие в Добре, в Жизни, развитие в Жизнь Вечную.
   Одним из видимых свидетельств этого промысла является существование красоты в нашем мире (красота природы, человеческих отношений и душ, поступков и т.п.). Сквозь эту красоту можно разглядеть, уловить, почувствовать несказанную красоту, гармонию и любовь мира, созданного Творцом. Эта-то красота, в основе своей заключающая Красоту Божиего Промысла, и «спасет мир», по слову Достоевского.
   Чтобы видеть четкую разницу между миром «тем», горним и «этим», дольним, чтобы понимать, что — от Бога, а что — от «князя мира сего», что Господь сотворил Сам, а чему дал случиться, надо прежде всего увидеть единство творения Божия в одном и другом, — силу Духа Святого.
   «Этот» мир и «тот» — один и тот же, но качество их разное. Дух Божий — «там», злой дух «здесь». Одним умом, без молитвы, без стяжания Духа Святого эту антиномичность — не постигнуть! Надо уметь различать духов, как говорит св. апостол Павел, бороться со злом и искать Царствие Божие...
   Различение духов необходимо во всех сферах бытия.
   Книга начинается с размышления о «небе» и «небесах». Это не одно и тоже. Под небом мы понимаем не просто голубое небо. Небо для нас — и мир иной, мир Божий, тот самый мир, о котором мы только что говорили. Но слово небеса множественностью своею раскрывает нам весь сотворенный космос, область знания, где без такого различения легко заблудиться в фантасмагории нечистых духов, потому что мы склонны к смешению одного и другого, чистого научного знания и научной фантастики, а с ней — и вообще фантазии и нездоровой мистики, какова, например, современная астрология. Есть Евангельская астрология, апеллирующая к миру иному (где иных духов, кроме Святаго Духа, просто нет), и есть обычная, земная астрология, имеющая дело с миром сим, с «второй» вселенной, небесами, звездными мирами, возникшими в результате катастрофического отпадения от Божиего Мира, — в результате «большого взрыва».
   Этот мир надо познать, в том числе и научно.
   Научному познанию нашего мира посвящена в основном вся первая часть книги: КОСМОЛОГИЯ И БОГОСЛОВИЕ.
   Для того, чтобы уметь апологетически ответить на многие вопросы современного читателя, необходимо изучить и то и другое. Изучать надо космологию в богословии и богословие в космологии. Изучать надо не вчерашние теории, а сегодняшние. Апологетика тем и отличается, что она отвечает последним словом науки на недоуменные вопросы сегодняшнего дня.
   По существу вся наша книга — апологетика XXI века.
   Так был назван курс лекций, переданный центральной программой российского телевидения в 1993 г. Слово апологетика — от греческого «апология» (защита, оправдание, ответ на нападки) — обозначала испокон веков научную дисциплину в церковных школах, посвященную обоснованной защите веры и Православия от нападок. В русских духовных школах апологетика была запрещена со времен революции и до недавнего времени. Осенью 1994 г. в Московских Духовных Семинарии и Академии нами был прочитан апологетический курс, который лег в основу первой части этой книги.
   Ряд глав первой части книги посвящен жизни и деятельности величайшего нашего современника, ученого-космолога Стивена Хокинга, разработавшего современную теорию распада вселенной — как строго научно, так и философски. Интересно совпадение идей у Хокинга со свт. Василием Великим.
   Мир не только интересен, мир бесконечно красив, и надо полюбить его красоту, его развитие и эволюцию к совершенству, к добру, полюбить человека, как и все низшее Божие творение, все и вся, борясь со злом и в себе, и вовне!
   Показать это — цель предлагаемой книги. Эта книга — одно целое: вторая часть связана с первой. Если первая часть говорит больше о «небесах», о космических мирах, о науке, о космологии, то вторая часть говорит о «небе» в духовном смысле и отвечает на вопросы части первой. Стивен Хокинг, ведущий космолог нашего времени, задает в первой части вопрос, а свт. Василий Великий из глубины веков отвечает ему во второй части — и научно, и философски, и православно. Книгу надо читать «одним духом», зараз, — чтобы углубиться, вникнуть и понять...


Часть 1