Софья Сергеевна Куломзина

Трудные дети

Из пособия для руководителей

Национальной организации «ВИТЯЗИ» (Франция)

В лагере дети должны жить вместе, дружно и уютно, вынести из пребывания в нем пользу, приспособиться к совместной жизни. Какие недостатки бывают у детей? Непослушание, воровство, лень, зависть, ложь. Часто эти внешние проявления бывают следствием большого семейного или внутреннего конфликта (как у айсберга мы видим только небольшую часть его и не должны судить по ней о его размерах). Мы должны следить за тем, чтобы недостатки одного не мешали жить другим и не портили их, но, конечно, не надо думать, что за один месяц пребывания в лагере можно разрешить все конфликты и перевоспитать ребенка.

Непослушание. С непослушанием надо бороться, но не резко, и для этого требуется большое терпение. Некоторые дети избалованы дома, не привыкли к какой-либо дисциплине, некоторые – по тем или иным причинам – хотят привлечь к себе внимание. Самые трудные случаи бывают, когда непослушание является проявлением злой воли, каприза, желания во что бы то ни стало привлечь к себе внимание. Такому ребенку надо дать какую-либо задачу, где он будет нести ответственность и сможет проявить себя. Есть также дети, которые просто не успевают следовать общему ритму непривычной для них жизни и порядков. К ним надо подойти мягко, помочь им и требовать от них только самое необходимое. Главное, начальник не должен раздражаться и сердиться сам.

Есть два типа непослушания: возбужденный протест, который надо остановить, и медленная инертность, которая тоже является замаскированным протестом.

Надо постараться, чтобы ребенок полюбил начальника или хотя бы уважал его, – тогда он будет добровольно идти за ним. Начальник должен быть в меру строгим, ровным, но никак не слабым.

Воровство. Это, пожалуй, недостаток, требующий наибольшей осторожности со стороны начальника. Очень часто бывает, что какой-нибудь ребенок не находит свой фуляр и хватает первый попавшийся, чтобы не опоздать в строй. В таких случаях виноват больше всех сам начальник: мало кто из детей привык к порядку. Необходимо вечером проверить, приготовили ли все свои вещи на утро – вся форменная одежда должна быть сложена около кровати. Так же, когда снимают форму, надо следить за тем, чтобы она была сложена в одном месте. Это проявление воровства вызвано скорее страхом и непредусмотрительностью, чем желанием присвоить чужое.

Бывает воровство еды из полученных посылок. Не все дети, особенно новенькие, понимают, что палатка – это семья и все делится между всеми. Можно укорить виновного (и узнать попутно, получает ли он когда-либо посылки, – если нет, надо найти способ помочь ему), но тут же объяснить пострадавшему ему собственную ответственность.

Самые трудные случаи – кража денег и предметов – бывают довольно редко. Тут необходимо действовать осторожно и тщательно проверять все обстоятельства, связанные с исчезновением вещей и денег. Если кража несомненна, с виновным должен говорить ответственный руководитель, стараясь выяснить, какие обстоятельства толкнули его на кражу. Если виновный признает свою вину, хочет ее как-то исправить, надо помочь ему сделать это и следить, чтобы поступок не сделался предметом дразнения и насмешек товарищей.

Лень – это главным образом проявление отсутствия воли и жизненной энергии (к лени относится и нечистоплотность, то есть нежелание мыться, менять носки, белье и т.п.). Иногда это проявление протеста безвольных, иногда желание во что бы то ни стало привлечь к себе внимание. Тут требуется от начальника очень большое терпение – он должен неустанно следить за таким ребенком, помогать ему, постепенно уменьшая свою помощь, и не раздражаться, как это ни трудно, так как раздражение может вызвать как раз обратную реакцию. Надо пытаться, по мере возможности, создать автоматическую привычку к действию. Этому очень помогает строгое исполнение лагерного расписания, где на все отведено время. Бывает очень трудно заставить встать утром в холодную погоду, заставить мыться холодной водой – поэтому надо неустанно следить за мойкой, уборкой и т.п., а главное (как сказано выше) приучать класть все на место. Тогда ребенок поймет, что этим он выигрывает много времени для более приятного времяпрепровождения.

Зависть существует в палатке всегда, и тут роль начальника очень трудна: всегда один будет более способным, более ловким, более богатым или более счастливым, чем другой. Начальник должен пытаться уравновесить положение всех, не ругая завидующего, а помогая ему найти что-то хорошее в нем самом и в его жизни. Зависть является проявлением неуверенности в себе. Есть дети, которым хочется быть на первом месте (это свойство характера, с которым надо бороться годами, а не за один месяц лагеря), этим детям надо давать «среднее место», ставя их не слишком высоко, но и не слишком низко. Объяснить им, насколько приятна и важна дружба с другими, что нужно усилие, которое должен проявить и сам завидующий, что без усилия ничего не дается в жизни. Начальник должен так же объяснить другим, что не надо сердиться на завидующего, а надо помочь ему, и ни в коем случае не дать исключить его из «компашки», что является наиболее тяжелым наказанием. Завистливый всегда несчастен сам.

Ложь является очень частым явлением среди детей. Тут начальнику тоже надо быть очень осторожным. Ложь является барьером между провинившимся и начальником – как понять, что кроется за ней? Прежде всего надо уяснить себе, является ли ложь сознательной или бессознательной. Несознательная ложь является следствием воображения, мечтательности, неумения отличить действительность от своего желания. С такой ложью надо бороться постепенно, не браня виновного. Надо развивать у него внимание, наблюдательность, память, чувство действительности. Ребенку надо дать понять, что необходимо точно передать то, что было в действительности, и потом отдать честь точности его наблюдения и памяти, мягко отмечая каждую неточность. Не надо упрекать ребенка, надо ему помочь, как помогают неопытному начинающему. Ребенок должен понять, что достигнутый результат так же важен, как, например, достижение в спорте или игре. В таких случаях очень помогает игра Кима или ручной труд, где требуется память, точность и аккуратность и соприкосновение с конкретными предметами. Хорошо приучать записывать то, что ребенок видел и слышал, давать роли в шарадах, постановках на костре и т.п., что дает возможность выхода слишком большой фантазии и воображению. Воображение должно быть конструктивным, творческим.

Сознательная ложь бывает часто из страха, от неуверенности в себе, страха потерять дружбу и уважение других. Ложь как бы уничтожает неприятную для лгущего действительность, позволяет ему окружить себя защитным туманом. В таком случае надо пытаться развивать чувство чести, удовлетворения после признания своего поступка, наказывать признавшегося менее строго, чем обманувшего. Дети страдают не от строгости старших, а от своей собственной слабости. С одной стороны, они тянутся к независимости, а с другой стороны – они не сознают, что не способны к ней, так как независимость есть следствие чувства ответственности и смелости. Не надо оставлять лгущего, надо ему помогать.

Хвастовство является невинной формой лжи – это желание заслужить уважение и любовь других наиболее легким путем. Ларошфуко сказал: «Пусть лучше говорят обо мне плохо, чем ничего не говорят». Тут опять-таки надо помочь, развивая смелость и уверенность в себе в хорошем смысле. Если хвастовство переходит границы, надо осторожно подшутить над хвастуном, но наедине, не унижая его перед другими.

Вообще никогда не надо унижать детей – это может оставить след на всю жизнь.

Комментарии для сайта Cackle