Глава 4. Церковная жизнь Московского государства в XV-XVI веках. Святитель Филипп, митрополит Московский
Конец татарского ига. Татарское иго было окончательно свергнуто в 1480 году. Татарский хан Ахмат, простояв несколько месяцев против русского войска, ушел обратно, не решившись начать бой. Московский великий князь Иван III (правил в 1462–1505 гг.) закончил дело «собирания Руси», начатое московскими князьями. Вся северная и восточная Русь была объединена под главенством Москвы. Иван III был женат на племяннице последнего византийского императора, убитого при взятии Константинополя турками, и считал себя его преемником.
Есть предание, что им были сказаны слова: «Был Первый Рим. Была Византия – Второй Рим, а Москва –Третий Рим, и Четвертому не быть».
При Иване III заново были отстроены московский Кремль и главный собор Москвы – Успенский (освящен в 1479 г.). Для его постройки был приглашен знаменитый итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Прежде чем начать постройку, он посетил Владимир и Новгород, изучая архитектуру русских храмов. Успенский собор – сердце Кремля. В нем «садили на стол» московских князей, а потом венчали на царство российских царей. Здесь возводили на кафедру и погребали митрополитов Московских и Патриархов всея Руси. Отстроены были и другие здания Кремля.
В XIV в. Польша и Литва были единым государством, куда приглашались католические миссионеры с неограниченным правом обращать в христианство язычников. Это положило начало притеснению многочисленного православного населения западной Руси. Не доверяя своим епископам, на которых светская католическая власть оказывала сильное давление, народ стал создавать православные братства мирян для защиты Церкви.
Ферраро-Флорентийская уния и ее последствия для Московской Руси. В 1437–1439 гг. в итальянских городах Ферраре и Флоренции состоялся Собор западных и восточных епископов. Приехали и представители Руси во главе с греком митрополитом Исидором. Византийская Империя доживала последние дни. Турки окружили Константинополь. Император Иоанн и Патриарх Иосиф ради спасения отечества решились на союз с Римским Папой. Когда митрополит Исидор вернулся в Москву и прочитал в Успенском соборе грамоту о соединении с Римом, весь народ с Московским великим князем Василием назвал его поступок изменой. Позднее в 1448 г. был созван Собор русских епископов, который избрал митрополитом Московским епископа Рязанского Иону. В послании великого князя Василия в Византию говорится: «Мы поступили так по великой нужде, а не по гордости или дерзости. До скончания века пребудем мы в преданном нам православии».
С тех пор Московские митрополиты стали всегда избираться Собором русских епископов, а не назначались из Константинополя.
Религиозные движения XIV–XV веков. Около 1375 г. в Новгороде и в Пскове, городах, наиболее близко расположенных к западным странам, возникло движение стригольников, названное так потому, что основатель его был диакон Карп, а в те времена священники и диаконы были обязаны выстригать волосы на темени. Сначала Карп выступал против тех пошлин, которые взимались при поставлении во священники и в диаконы, но потом стал вообще отрицать всякую иерархию. Он учил, что христианские наставники должны быть неимущими. Его последователи отвергали храмы и совершение Литургии, хотя сохраняли крещение. Они отвергали почитание креста, икон и святых. В домашней жизни стригольники были трезвыми и подолгу молились. Это производило впечатление и привлекало новых последователей. Тогда в Новгороде был устроен Собор, на который приехало несколько епископов. Их речи и увещания оказались убедительными, некоторые стригольники вернулись в Церковь, а упорствующие бежали в Галицию.
В последнее десятилетие XV века в том же Новгороде, возникло религиозное движение, известное под именем жидовствующих. Его приверженцы отвергали церковную иерархию и монашество, поклонение иконам, не верили в таинства, отрицали Святую Троицу и божественность Иисуса Христа. Это движение проникло и в Москву, и в нем приняли участие некоторые влиятельные лица и даже священники.
С этим движением боролись два живших в то время православных святых – преподобный Иосиф Волоцкий (1440–1515) и преподобный Нил Сорский (1433–1508). Сами они принадлежали к двум церковным течениям, несогласным между собой в вопросе церковной собственности.
Почти все монастыри начинали свою жизнь в большой бедности, и монахи подвизались, зная и голод, и нужду. Но постепенно, делаясь известными, монастыри получали щедрые пожертвования, и деньгами, и поместьями, и в конце концов богатели. Допустимо ли это?
Совершенно по-разному отвечали на этот вопрос преп. Иосиф и преп. Нил. Преподобный Иосиф, игумен Волоцкого монастыря, придавал большое значение делу помощи нуждающимся и просвещению народа. Для такой деятельности нужны средства, и он считал, что Церковь должна их иметь, чтобы помогать людям. Он поддерживал великого князя в укреплении самодержавия. Преподобный Нил Сорский, заволжский старец, много лет провел монахом на Афоне. Вернувшись в Россию, он основал скит на берегу озера в вологодских лесах, где проводил время в молитве. Своих учеников он учил быть нестяжателями, то есть не иметь ничего общего с приобретением собственности, с богатством.
По-разному относились эти святые и к членам возникших неправославных религиозных течений. Преподобный Иосиф Волоцкий настаивал на суровых мерах борьбы, хотя Православная Церковь никогда не вводила инквизиции, как это было на Западе. Святой Нил Сорский настаивал на том, что борьба с заблуждениями должна вестись убеждением.
Созванный в 1504 г. в Москве Собор поддержал преп. Иосифа Волоцкого (Волоколамского), но спор между «иосифлянами» и «заволжскими старцами» показал, что богословская мысль не заглохла на Руси. Память о заволжском старце, нестяжателе Ниле Сорском, любовно сохранилась в русском народе, а его писания читаются и сегодня.
Отношения между государственной властью и Церковью. В Киевской Руси отношения между государственной властью (князьями) и церковной властью (митрополитами) были очень близкие, и обе эти власти дополняли друг друга. Митрополит был духовным отцом князя, и он свидетельствовал о христианских обязанностях государственной власти. Князь правил государством, и в этом митрополит был его помощником. Православное иерархи были самыми образованными людьми Киевской Руси, и к ним обращались русские люди за мудрым советом.
Князья понимали, что любой закон должен быть одобрен и благословлен Церковью, чтобы быть принятым народом.
В XVI и XVII вв. сильно возрос авторитет Московского великого князя, теперь уже царя. Иван III считал себя наследником византийского императора. На московском гербе появился двуглавый орел, который был гербом Византийской Империи. При этом положение митрополита при Московском дворе стало труднее. Примером этих трудностей служит конфликт между царем Иоанном Грозным (1530–1584, венчался на царство в 1547 г.) и святым митрополитом Филиппом.
Святой Филипп, митрополит Московский
Филипп был родом из знатной семьи бояр Колычевых. Жил он в XVI в., когда царем стал Иван IV, прозванный позднее Грозным. Наступило тревожное время. Бояре боролись за власть, обвиняли друг друга в измене. Часто честных и знатных людей казнили, не разобрав дела. Так были казнены и три члена семьи Колычевых. Молодой Феодор Колычев решил тогда уйти из грешного и жестокого мира и стать монахом. Он удалился в Соловецкий монастырь на острове в дальнем северном Белом море. Став монахом, он получил имя Филипп.
Первые десять лет Филипп охотно и смиренно исполнял все монастырские послушания: не оставляя молитвы, работал на кухне, пек хлеб, рубил дрова, носил воду, топил печи. Когда состарился настоятель монастыря, все монахи захотели, чтобы Филипп занял его место, и епископ Новгородский посвятил его.
В 1551 г. игумен Филипп участвовал в церковном Соборе в Москве. Царю Ивану в это время было уже двадцать лет. Свое царствование он начал мудро и хорошо. Иоанн сам принимал участие в работе Собора, и ему очень понравился прямой и просвещенный игумен Филипп.
Вернувшись на Соловки, Филипп привел в порядок всю жизнь монастыря, построил новые церкви и здания и так хорошо поставил хозяйство, что в этом бедном холодном краю монахи сами содержали весь монастырь и помогали другим.
За эти годы в Москве многое изменилось. Умерла царица Анастасия, имевшая доброе влияние на царя. Сам Иван перестал советоваться с теми мудрыми помощниками, которых он к себе сначала призвал. Он стал подозрительным и жестоким и во всем видел измену. Наконец, он создал особое войско, опричнину, которое именем царя грабило и убивало кого хотело. Московский митрополит Афанасий пробовал заступаться за обиженных, но царь не хотел его слушать, и Афанасий в 1566 г., сняв белый куколь митрополита, ушел в монастырь. Надо было выбрать нового митрополита. Был созван Собор, и игумену Филиппу было велено приехать в Москву. Когда он прибыл туда, решение поставить его митрополитом было уже принято.
Филиппу очень не хотелось принимать сан митрополита Московского. Наконец он сказал:
– Я повинуюсь тебе, царь, но отмени опричнину, иначе невозможно мне быть митрополитом.
– Не вмешивайся в дела государства, – отвечал царь, – твое дело молиться за нас, а я буду править государством по своей воле!
Просьбы всех епископов, всего народа и воля царя в конце концов заставили Филиппа согласиться. Но он понимал, что ему не миновать беды.
Став митрополитом, Филипп бесстрашно говорил правду царю и обличал его в жестокости к подданным. Поначалу царь прислушивался к нему, и казни стали реже, но так продолжалось недолго.
Однажды, когда царь и опричники пришли в храм в монашеских подрясниках, одетых поверх оружия и богатых одежд, святитель Филипп не дал им подойти под благословение и сказал при всем народе:
– Ни в делах, ни в одежде не узнаю царя... Невинная кровь вопиет к Богу...
Царь велел лишить митрополита сана. Опричники ворвались в алтарь, сорвали с него облачение, с бранью и побоями выгнали из храма и, заковав в цепи, отвезли в Отрочь монастырь в Твери, где долго морили голодом. Было это в 1568 г., всего через два года после поставления св. Филиппа митрополитом. Через год, проезжая мимо этого монастыря, царь послал к Филиппу старшего опричника, Малюту Скуратова. Святитель сказал:
– Вот пришел мой конец.
Он причастился и стал на молитву. Малюта Скуратов ворвался в его келью и сам задушил святителя.
Митрополита Филиппа очень скоро стали почитать как святого. Сын Ивана Грозного, царь Феодор разрешил монахам Соловецкого монастыря перевезти к себе тело святителя, а еще через сто лет царь Алексей Михайлович совершил торжественный обряд покаяния перед гробом святого Филиппа.
Дополнительные занятия для самоподготовки:
1. Обсудите в классе следующие вопросы:
– Какой характер приобрели государственно-церковные отношения в Московском государстве?
– Как вы оцениваете позиции преподобных Иосифа Полоцкого и Нила Сорского по отношению к церковным проблемам их времени?
2. Дайте характеристику святителю Филиппу, митрополиту Московскому, как пастырю.
Глава 5. Московский Патриархат. Начало старообрядческого раскола
После смерти Ивана Грозного стал царствовать его сын Феодор (в 1584–1598 гг.). Кроткий, добрый, благочестивый и нерешительный, он не мог и не хотел править сам, и правителем стал брат его жены – Борис Годунов. В народе сложилась поговорка: Борис царством правит, а царь за народ Бога молит. Отношения между Борисом и Церковью были трудные. Он считал, например, что имеет право низложить митрополита Дионисия, который поддерживал князей Шуйских, враждебных Борису.
Образование Московского Патриархата. В 1589 г. произошло важное для России и Церкви Российской событие. Уже с середины XV в. Московские митрополиты возводились на престол по настоянию великих князей, без благословения Константинопольского Патриарха. Российская же Церковь помогала бедствующим под турецким игом Восточным Патриархатам и Афону. Царь Феодор собрал в Москве церковный Собор, на котором было решено просить Восточных Патриархов дать Московскому митрополиту титул Патриарха. В Москву прибыл Патриарх Константинопольский Иеремия и поставил Московского митрополита Иова Патриархом всея Руси. В грамоте, подписанной всеми Восточными Патриархами, Московскому Патриарху определялось пятое место, после Патриарха Иерусалимского, и Русской Церкви давалось право избрания Патриарха Собором российских епископов.
Распространение христианства. Еще в царствование Ивана Грозного, после взятия Казани, для проповеди христианства открылись широкие пути на восток. Особенно прославились в деле проповеди христианства святые Гурий, Варсонофий и Герман. Они научились говорить по-татарски, устраивали школы для татарских детей, монастыри, строили храмы. Святой Гурий (ум. 1563) стал первым архиепископом Казанским в 1555 г. и положил начало христианскому просвещению недавно завоеванного Казанского ханства. Святой Варсонофий основал в Казани Спасский монастырь и стал ближайшим помощником святителя Гурия в деле просвещения татар. Он хорошо знал татарский язык и был искусным врачом, чем также многих привлекал к себе. В 1567 г. он стал епископом Тверским, однако под старость в 1571 г. вернулся в Казань в основанный им монастырь, где мирно скончался в 1576 году. Святой Герман был основателем Богородицкого монастыря в Свияжске, втором по значению городе Казанского края; там он с любовью принимал всех приходивших, и христиан и мусульман, что очень способствовало успеху проповеди Христовой веры. Он стал вторым архиепископом Казанским (ум. 1567).
Подвиг христианской проповеди продвинулся и далеко на север России, где преп. Трифон Печенгский (ум. 1583) достиг Лапландии и Кольского полуострова. Двадцать лет он странствовал по необъятным просторам Севера, проповедуя слово Божие среди лопарей, но. не решаясь никого крестить, так как он не был священником. Наконец, до него добрался иеромонах Илья, который окрестил всех просвещенных лопарей, освятил построенный храм, а Трифона постриг в монахи. Основанный преп. Трифоном Печенгский монастырь стал центром церковного просвещения на Крайнем Севере.
Положение Православной Церкви в Польско-Литовском государстве (в Речи Посполитой). Начало Брестской Унии. Восстановление православной иерархии. В западнорусских землях, находившихся под господством Польско-Литовского государства (Речи Посполитой), положение православных было очень трудным. Еще в 1461 г., после кончины св. митрополита Ионы, единая прежде Русская митрополия разделилась на две – Московскую и Киевскую, с центром в Вильно (ныне Вильнюс). Последняя сохраняла формальное подчинение Константинопольскому Патриарху, но испытывала при этом сильное давление гражданских властей, стремившихся насадить католичество среди православных Украины и Белоруссии.
Особенно эти попытки усилились в эпоху Конрреформации во второй половине XVI века. Защитниками православия тогда стали братства (объединения мирян) во Львове и Вильне. Особую роль в укреплении православной веры на Волыни сыграл князь Константин Константинович Острожский. В 1570 г. он основал в своем имении высшую православную школу и, пользуясь услугами прибывших из Москвы печатников во главе с Иваном Федоровым, издал в 1580–1581 гг. первую печатную славянскую Библию. Ее тираж в 1000 экземпляров по тем временам считался огромным, и это издание в течение ближайших десятилетий распространилось по всему православному славянскому миру.
В 1586 г. Константинопольский Патриарх Иеремия проездом в Москву через Киевскую митрополию познакомился с положением Православия в Речи Посполитой и поддержал братства, завещав им не только блюсти православие, но и, если надо, обличать нерадивых епископов.
В 1593 г. четыре православных епископа подали через польского короля просьбу Римскому Папе о подчинении Риму, но с сохранением восточного обряда. В 1595 г. двое епископов – Кирилл Луцкий и Ипатий Владимиро-Волынский – были приняты в Риме с почестью и подписались под признанием всех католических догматов. По их возвращении в 1596 г. в Бресте Литовском был созван Собор, который сразу разделился на две части. Православные под руководством экзархов (наместников) Восточных Патриархов – архимандритов Никифора и Кирилла, отказались признать Унию и лишили сана тех епископов, которые ее приняли. Униатская часть Собора во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рогозой ответила анафемой православных членов Собора и приняла Унию. Не признавшие Унию епископы были объявлены противниками королевской власти. По всей стране началось преследование православного духовенства и братств мирян.
Тем не менее в 1620 г., воспользовавшись проездом из Москвы через Киев Иерусалимского Патриарха Феофана, православным удалось восстановить свою иерархию в пределах Польско-Литовского государства. Особо выдающимся православным иерархом здесь в этот период стал митрополит Петр Могила, занимавший Киевскую кафедру в 1633–1647 годах. При нем положение православных несколько улучшилось, поскольку православная иерархия и духовенство получили официальное признание со стороны властей. Будучи человеком европейски образованным и озабоченным подготовкой просвещенного православного духовенства, он преобразовал имевшуюся в Киеве школу по образцу иезуитских коллегий, введя в ней высшее богословское образование на основе схоластики. Новая Киевская коллегия, или академия, в которую Петр Могила привлек для преподавания нескольких высокообразованных монахов, вскоре стала подлинным центром богословской учености, питомцы которой стали трудиться не только на Украине и в Белоруссии, но, и в Московском государстве, где к тому времени открылась нужда в церковных ученых. При нем Киев вернул себе былую славу митрополичьей кафедры, а печатавшаяся в нем церковная литература, имея широкое распространение, служила добрую службу всем православным славянам. Сам митрополит позаботился, чтобы было подготовлено «Православное исповедание веры» – подробное наставление в вероучении Православной Церкви, созданное по образцу «Римского Катехизиса».
Позиции Православной Церкви особенно прочны были в левобережной Украине (расположенной на левом берегу Днепра), где сильно было казачество, выступавшее в защиту православия. В 1654 г. после неудачного восстания казаков под предводительством гетмана Богдана Хмельницкого эта часть Украины, включающая Киев, сочла за благо присоединиться к Российской державе. Правда, тогда этот союз еще не был слишком прочным. Киевская митрополия вошла в состав Московского Патриархата только в 1685 г., да и то за исключением епархий в Галиции и Литве, где продолжала удерживать сильные позиции Брестская Уния.
Смутное время. Тем временем в Московском государстве начинались длительные нестроения, которые сохранили в истории название «Смутного времени».
После смерти царя Феодора (ум. 1598) стал царствовать избранный Земским собором Борис Годунов. Народная молва обвиняла его в убийстве последнего сына Ивана Грозного, маленького царевича Димитрия. Незадолго до смерти царя Бориса в 1605 г. пошли слухи, что царевич Димитрий остался жив. В Польше появился самозванец, называвший себя царевичем Димитрием, который с помощью поляков пошел походом на Москву. После смерти (убийства) Лжедимитрия в 1606. г. бояре выбрали царем князя Василия Шуйского (царствовал в 1606–1610 гг.), но народ невзлюбил его, прозвав его «боярским царем». Жизнь страны разваливалась. Москва была занята поляками. Появился другой самозванец, которого прозвали «Тушинский вор». У него тоже было войско, стоявшее лагерем возле подмосковного села Тушино. Польский король Сигизмунд III захотел видеть московским царем своего сына королевича Владислава и осадил, а затем занял Смоленск. Новгород был захвачен шведами, которые прочили на московский трон одного из своих королевичей. В Пскове объявился еще один самозванец. По России тогда бродили польские воинские отряды и просто шайки разбойников. Патриарх Гермоген (взошел на Патриарший Престол в 1606 г.), которого поляки и вступившие с ними в сговор московские бояре держали в заточении в Чудовом монастыре в московском Кремле, стал в 1611 г. рассылать грамоты по всем городам России с призывом освободить Москву.
Голос российского первосвятителя был услышан, и по городам стали собираться ополчения. Поляки и поддерживавшие их московские бояре потребовали от Патриарха, чтобы он остановил это движение, угрожая ему смертью, но он ответил:
– Смерти я не боюсь. Боюсь только одного Бога, а тем, кто восстал за родину, посылаю мое благословение.
Святитель Гермоген скончался 17 января 1612 г., как полагают, уморенный голодом.
Одна из грамот Патриарха была получена в Нижнем Новгороде. Земский староста Козьма Минин прочел ее в храме после литургии и обратился к народу с горячими словами:
– Православные, не пожалеем ни жизней наших, ни имущества, все отдадим за веру Православную и Дом Пресвятой Богородицы [так называли Московский Успенский собор – духовный центр России]!
Нижегородцы горячо откликнулись на этот призыв и стали приносить на площадь одежду, дорогие вещи, деньги. Быстро собралось ополчение, командование которым было поручено опытному воеводе князю Димитрию Пожарскому. На призыв новгородцев откликнулись и другие города, так что ополчение стало всенародным. С собой ополчение несло Казанскую икону Божией Матери, и день, когда поляки сдали Москву, 22 октября 1612 г., считается праздником этой иконы.
Отношения между царем и Патриархом. Как только была освобождена Москва, собрался Земский собор, чтобы избрать царя. После долгих совещаний был избран шестнадцатилетний Михаил Феодорович Романов (царствовал в 1613–1645 гг.). Бояр Романовых уважали, этот род был ближе всего в родственном отношении к Рюриковичам, правившим на Руси от основания Русского государства в IX в. и последним представителем которых на московском престоле был сын Ивана Грозного царь Феодор. Михаил Романов был так молод, что не был замешан в смуте последних лет, а его отец Феодор Никитич, насильно постриженный Борисом Годуновым в монахи, а затем ставший митрополитом Ростовским Филаретом, был опытным и умным государственным деятелем, способным мудро руководить сыном. В 1619 г. Филарет был возвращен из польского плена и поставлен Патриархом всея Руси (ум. 1633). Тогда в России на некоторое время установились совсем особые отношения между Церковью и государственной властью. Царь был сыном Патриарха, а Патриарх был отцом и первым подданным царя. И царь, и Патриарх назывались «Великими Государями», и все законы и приказы подписывались ими обоими. Патриарх Филарет много сделал, чтобы упорядочить церковную жизнь, как никогда ранее укрепив власть Московского первосвятителя и расширив церковные владения.
Такие же отношения между Церковью и государственной властью некоторое время продолжалось и при сыне Михаила, Алексее (царствовал в 1645–1676 гг.). По настоянию Патриарха Никона (поставлен на патриаршество в 1652 г.) царь Алексей Михайлович, стоя на коленях, просил прощения у гроба св. митрополита Филиппа, замученного Иваном Грозным. В это время установился обычай устраивать крестный ход в Вербное Воскресенье, в воспоминание входа Иисуса Христа в Иерусалим. Из кремлевского собора выходил крестный ход. С ним ехал Патриарх, сидя на ослике, которого вел под уздцы царь. Этим показывалось, какие отношения должны быть между царем и Патриархом. Однако такое положение продолжалось недолго. Высокое, мнение Никона о достоинстве патриаршей власти, выраженное им в формуле: «Священство выше царства», привели к столкновению с царем. В связи с этим в 1658 г. Патриарх Никон покинул Москву, поселившись в основанном им Воскресенском монастыре, именуемом Новый Иерусалим (в 60 км к западу от Москвы на реке Истре). В 1666 г. Алексей Михайлович созвал в Москве Собор, в котором приняли участие Восточные Патриархи – Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий. Этот Собор лишил Никона сана, а сам он был сослан в Ферапонтов монастырь недалеко от Белого озера. Скончался Никон в 1681 г., переправляясь через Волгу в районе Ярославля, когда царь Феодор Алексеевич возвратил его из ссылки, разрешив ему жить на покое в отстроенном им Воскресенском монастыре, где он и был погребен.
Исправление церковных книг и начало раскола. В патриаршество Никона начались реформы в церковной жизни, которые привели к бедственному и до сих пор не изжитому расколу.
Еще в XVI в., когда было изобретено и введено в жизнь книгопечатание, возник вопрос: с каких текстов печатать книги?
За столетия переписывания накопилось много ошибок и разночтений. В 1518 г. в ответ на просьбу Московского великого князя в Москву с Афона прибыл ученый монах Максим Грек (ок. 1475–1556). Он был, вероятно, самым ученым человеком в Московском государстве и этим одних привлекал к себе, и вызывал недовольство у других. В своих писаниях он критиковал русское обрядоверие и богословскую необразованность. В то же время он не сразу в совершенстве овладел славянским языком и потому иногда допускал ошибки в переводах. Этим воспользовались его недоброжелатели, включая митрополита Даниила, и Максим был сослан в дальний монастырь и только в конце жизни получил возможность жить в Троице-Сергиевой лавре, где пользовался почетом и уважением. (Максим Грек был причислен к лику святых во время празднования 1000-летия Крещения Руси в 1988 году.)
Дело исправления богослужебных книг продолжалось и позднее. Но особый размах оно приняло при царе Алексее Михайловиче, когда Патриархом стал энергичный Никон. Последний обратил внимание на то, что обрядовая практика Российской Церкви, а также некоторые тексты богослужебных последований расходятся с тем, что принято на Православном Востоке. Таким образом, одним из главных дел для Патриарха Никона стало исправление богослужебных книг и церковного обряда. Для этого он пригласил ученых – Епифания Славинецкого из Киева и грека Арсения. А когда исправленные книги были отпечатаны, Патриарх велел разослать их по всем приходам, а старые отобрать и сжечь. Перемены в обрядах и в знакомых словах молитв смущали некоторых людей, не слишком разбиравшихся в вопросах вероучения, но придававших большое значение внешним проявлениям благочестия и обрядовой стороне церковной жизни. При этом больше всего их волновало указание Патриарха креститься не двумя пальцами, а тремя, как это уже несколько веков было принято в Греческой Церкви.
Патриарх Никон стал проводить свою обрядовую реформу довольно резко, что вызвало недовольство, и из влиятельных представителей духовенства выдвинулся целый ряд ее противников, вождем которых стал протопоп Аввакум. Несколько раз Патриарх Никон собирал церковные Соборы, которые признавали правильность поправок, но это не приводило к миру. В результате противники обрядовой реформы за учиненный раскол были лишены сана и сосланы в разные монастыри и дальние города.
Между тем Аввакум, нашедший немало последователей, учил, что с исправлением церковных книг наступает царство антихриста и приближается конец мира. Изменяя древние книги, говорил он, люди изменяют тем святым, которые по этим книгам молились. Государство жестоко преследовало стойких приверженцев старого обряда, которые, впрочем, также порой устраивали бунты. В 1685 г. их было велено вылавливать и жечь. Впрочем, тогда многие из последователей Аввакума и сами в ожидании конца мира решались сжигать себя в домах (срубах), думая, что они таким образом делаются святыми мучениками. Так погибло около двадцати тысяч человек. Последователи Аввакума стали называться «староверы», или «старообрядцы». Сам Аввакум, так же, как и другие вожди раскола, был предан казни через сожжение.
На защиту «старой веры» стал и знаменитый Соловецкий монастырь, оказавший посланному на подавление бунта московскому войску вооруженное сопротивление из орудий, имевшихся в нем на случай нападения шведов. Только после семилетней осады в 1676 г. монастырь был взят. Зачинщики Соловецкого бунта были повешены, а те, кто упорствовал в старообрядчестве, были сосланы в другие дальние северные монастыри.
В дальнейшем старообрядцы, многие из которых бежали в заволжские или даже сибирские леса, а иные ушли за пределы России в Прибалтику, разделились на несколько «толков». Некоторые из них в конце XVIII в. воссоединились с Православной Церковью, сохранив право следовать старым обрядам и книгам. Они получили название единоверцев.
Дополнительные занятия для самоподготовки:
1. Обсудите в классе следующие вопросы:
– Как может быть охарактеризован XVII в. в истории России и Церкви Российской?
– В чем причина церковного раскола в России во второй половине XVII века?
2. Посмотрите по исторической карте, как расширились пределы Российской Церкви в XVI–XVII веках.
3. Охарактеризуйте борьбу украинцев и белорусов за сохранение православия в XVI–XVII веках.