Глава 6. Церковная реформа Петра I

На рубеже XVII–XVIII вв. в жизни России и Церкви Российской произошли большие перемены, связанные с реформами первого русского императора Петра I. Чтобы лучше понять его деятельность, понять, что вдохновляло его на изменения в жизни страны, следует уделить внимание формированию его личности.

Формирование личности Петра I. Петр (родился в 1672 г.) был сыном царя Алексея Михайловича от его второго брака с Наталией Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина Артамона Матвеева. Уже овдовевший царь Алексей очень дружил с боярином Матвеевым, который сочувственно относился ко всяким новшествам и пришедшим с Запада обычаям. В его. доме царь познакомился с Наталией Кирилловной, что по тем временам было необычным, так как русские боярышни жили очень замкнуто, в теремах. Брак царя Алексея с Наталией Кирилловной был счастлив, но продлился недолго. Царь Алексей скончался, когда их сыну Петру было четыре года. Несколько лет царствовал старший сын от первого брака Феодор (в 1676–1682), болезненный и слабый, а после его смерти наследниками остались два мальчика – младший сын Алексея от первого брака, болезненный и слабоумный Иван, и десятилетний Петр – здоровый, сильный, способный и живой. Бояре хотели видеть царем Петра, но его старшая сводная сестра царевна Софья сама хотела стать правительницей при больном и слабом Иване. Она подняла бунт московского войска – «стрельцов», пустив слух, что Нарышкины отравляют Ивана. Толпы стрельцов ворвались в Кремль. Напрасно Наталья Кирилловна вышла на крыльцо, ведя с собой обоих мальчиков-царевичей, напрасно пыталась она укрыть в церкви своих братьев – Нарышкиных. Вооруженная, ревущая, озлобленная толпа, как море, затопила Кремль, ворвалась во дворец. Убит был боярин Матвеев, воспитатель Натальи Кирилловны, растерзаны были оба ее брата.

Что пережил десятилетний Петр, видя все это? Известно только, что с этого дня у него осталось судорожное нервное движение в щеке.

Стрельцы добились, чтобы царями стали и Иван, и Петр, а по причине их малолетства правила бы Софья.

После стрелецкого мятежа царица Наталья Кирилловна не осталась жить в беспокойной Москве и переехала с Петром под Москву в село Преображенское. Это дало возможность Петру вырасти не в царском тереме с его строгими порядками и торжественными ритуалами, а в деревне, среди полей и лесов. С детства его любимыми игрушками были ружья, сабли и барабаны, а любимой забавой было играть в войну. Ребятишки сел Преображенского и соседнего Семеновского составляли полки царевича и назывались «потешными». Эти полки и составили затем основу императорской гвардии. Чтобы научить их военному строю, Петр позвал офицеров из находившегося недалеко московского поселения иностранцев – Немецкой слободы. В этой слободе Петр любил бывать и сам. Он научился там курить трубку, пить пиво и веселиться с простыми людьми. Это казалось ему гораздо привлекательнее, чем старинные порядки царского двора. Многому Петр научился от своих новых друзей: арифметике, геометрии, фортификации, корабельному делу, и это было ему интереснее, чем уроки грамоты по Псалтири, которые он получал дома.

Когда Петру исполнилось шестнадцать лет, мать, надеясь, что это его остепенит, выбрала ему невесту из старинного боярского рода Лопухиных. Петр женился, но его семейная жизнь не наладилась. Он подолгу оставлял жену и младенца сына, так как больше всего интересовался кораблями и военными забавами. Пришлось ему и еще раз пережить страшную опасность от тех же стрельцов и их вдохновительницы царевны Софии. Ночью в Преображенское прискакал гонец, сторонник Петра, чтобы предупредить, что стрельцы идут его убить. Петр вскочил на коня и помчался в Троице-Сергиев монастырь. На другой день к нему приехали мать и жена, стали подходить Преображенский и Семеновский полки, съезжаться бояре. Петр победил Софью без боя и стал фактическим Государем. Его соправитель царь Иван по своему слабоумию тогда отошел от государственных дел. Зачинщики бунта были казнены. Царевна Софья была заточена в монастырь. Это произошло в 1689 году.

Преобразования Петра I. Первые годы своего царствования Петр предоставил матери управлять государством, а сам продолжал увлекаться кораблестроением, видя в нем залог будущего могущества государства Российского. Он решил отправить в Европу «великое посольство», чтобы войти в союз с западными государствами, и сам отправился с этим посольством как простой человек под именем Петра Михайлова. Избегая торжественных встреч, он с жадностью осматривал крепости, заводы, верфи, типографии. В Голландии Петр несколько месяцев проработал простым рабочим на постройке корабля.

Путешествие Петра было прервано в 1697 г., потому что в Москве опять начался бунт стрельцов. Петр вернулся в Россию и очень жестоко подавил восстание. На этот раз царь не пощадил никого из стрельцов.

Семейная жизнь Петра проходила трудно. Он разошелся с первой женой, Евдокией, отправив ее в монастырь; мало занимался воспитанием сына Алексея. Потом женился второй раз на простой женщине, немке Екатерине, с которой был счастлив. У них было две дочери, одна из которых, Елизавета, впоследствии станет императрицей (в 1741 – 1762 гг.).

Царевич Алексей, когда вырос, не поддерживал реформы отца и мечтал о том, как он отменит их, когда сам станет императором. Ему удалось уехать за границу, но Петр вернул его и отдал под суд, жестокий и суровый. Царевич Алексей вскоре умер в заключении при невыясненных обстоятельствах (в 1719 году). При всей своей жестокости Петр был человеком верующим. Он любил читать и петь в храме. Однако характер его воспитания вдали от дворца и близость к протестантской среде наложили свой отпечаток на его отношение к обычаям русской старины и его понимание положения Церкви в государстве.

Россию он любил больше собственной жизни и на государственное дело смотрел, как на свой священный долг. Обращаясь к войскам своим перед знаменитой Полтавской битвой в 1709 г., Петр сказал:

– Воины, вы не за Петра сражаетесь, а за отечество, за веру православную, а о Петре знайте, что ему жизнь не дорога, лишь бы Россия жила...

Петр хотел создать новое Российское государство с сильной государственной властью, которой бы были подчинены все стороны жизни общества, в том числе и духовная.

Каковы же были проведенные Петром реформы и как повлияли они на общественную жизнь?

Вернувшись из-за границы, Петр решил прежде всего изменить внешний вид российского дворянства и его быт. Боярам было приказано сбрить бороды и носить короткую европейскую одежду. Чтобы изменить семейные обычаи, Петр стал устраивать ассамблеи, то есть семейные собрания. Женщины должны были участвовать в них, одеваться в открытые платья западного образца, веселиться вместе с мужчинами, безо всяких церемоний.

Петр ввел военную повинность для всех сословий, и боярские сыновья должны были начинать службу простыми солдатами. Налоги тоже стали обязательными для всех классов. Все дворянские дети должны были учиться читать и писать. Перед поступлением на службу надо было держать экзамен, и неграмотным не позволялось жениться. Было устроено много школ – грамоты, иностранных языков, счетоводства, военного и морского дела.

Был упрощен использовавшийся в России алфавит. Вместо славянской кириллицы, которой продолжали печататься лишь церковные книги, был введен алфавит гражданский с упрощенной графикой. Этим алфавитом мы пользуемся до сих пор. Им стали печататься новые книги и первая в России газета. Изменен был и порядок счета времени – с 1700 г. Новый Год стал теперь, как и в Западной Европе, начинаться 1 января, а не 1 сентября, как это делалось раньше, следуя церковному календарю.

Москва перестала быть столицей, и ценой огромных трудов был создан город Санкт-Петербург (что по-немецки означает – город святого Петра), заложенный в 1703 г. в устье реки Невы, там, где она впадает в Финский залив. «Окном в Европу» назвал Петр свою новую столицу.

Все законы стали выходить от имени самого царя, который с 1721 г. стал именоваться Императором Всероссийским, а дела государственного управления велись коллегиями, то есть учреждениями, которые впоследствии стали называться министерствами. За тем, как они исполняют законы, должен был следить Правительствующий Сенат.

Церковная реформа. Петр не доверял архиереям-великороссам, видя в них приверженцев старины и противников его реформ. Когда в 1700 г. умер Патриарх Адриан, Царь не допустил избрания нового Патриарха. Вместо этого он добился назначения Местоблюстителя (Экзарха) Патриаршего Престола, которым стал выпускник Киевско-Могилянской Духовной Академии Стефан Яворский, незадолго до этого занявший кафедру митрополита Рязанского (ум. 1722). Однако он вскоре сошелся с великорусским духовенством, которое было недовольно нововведениями Петра, особенно после того как он насильно постриг свою жену в монахини и после суда над царевичем Алексеем, поддерживавшим близкие отношения со многими архиереями. Большое недовольство церковных людей вызвал приказ отбирать у церквей колокола, чтобы переливать их на пушки. Петр был противником монашества, считал монахов лентяями и старался сократить число монастырей. Послушников и молодых монахов стали брать на военную службу.

Но если с митрополитом Стефаном у Петра отношения не сложились, то в другом киевском ученом монахе – Феофане Прокоповиче – он нашел горячего сторонника своих преобразований как в государственных, так и в церковных делах. В 1716 г. Феофан вызывается в Санкт-Петербург, в 1718 г. он уже епископ Псковский, а с 1725 г. – архиепископ Новгородский (ум. 1736). Про Феофана говорили, что он «послушное перо Государя». Именно ему Петр и поручил дело проведения в России реформы церковного управления. Для этого в 1720 г. им был написан «Духовный регламент», выпущенный на следующий год от лица императора и подписанный всеми российскими архиереями и настоятелями крупных монастырей. Не все из подписавших поставили свои подписи по доброй воле. Многие пошли на это, боясь царского гнева и скорой расправы.

За образец нового строя церковного управления в России Петр и Феофан взяли церковный строй в протестантских государствах, где национальные Церкви были государственными, то есть входили в структуру государственного управления, а их должностные лица утверждались государственной властью. Так и в России от упраздняемых патриаршества и Освященного Собора вся церковная власть должна была теперь перейти к особой Духовной коллегии, которую составляли назначенные Государем одиннадцать членов из числа епископов и пресвитеров – монашествующих и представителей белого духовенства. При этом император объявлялся ее «крайним судией». Иными словами, во всех областях церковной жизни и управления ему принадлежало последнее слово.

Однако, когда 14 февраля 1721 г. состоялось открытие Духовной коллегии, Петр I пошел на то, чтобы она получила название Святейшего Правительствующего Синода.

Тем самым статус церковной власти в системе государственного управления повышался. Святейший Синод теперь приравнивался в правах к Сенату, и в отсутствие Государя их совместные решения имели силу решений верховной власти. При этом император имел в Синоде своего представителя – обер-прокурора, который должен был следить за тем, чтобы решения Синода соответствовали государственным законам страны. При этом с императором Синод сносился не непосредственно через своего президента (впоследствии – первенствующего члена), а через обер-прокурора. Если кратко охарактеризовать суть церковной реформы Петра I, нашедшей отражение в «Духовном регламенте» и в практическом осуществлении его положений, то следует сказать, что речь шла о полном подчинении миссии Церкви интересам самодержавного государства.

Хотя церковную реформу Петр I проводил по чуждым православной традиции протестантским образцам, тем не менее она имела и положительные последствия. К ним относится начало систематического богословского образования духовенства через исполнение требований «Духовного регламента» об открытии при архиерейских домах училищ и семинарий. В дальнейшем занятие церковной должности становилось невозможным без получения соответствующего образования. Правда, в указанные школы могли поступать, как правило, только дети духовенства, почему в дальнейшем специальные церковные учебные заведения – училища, семинарии и академии – получили названия духовных (то есть относящихся к духовному сословию).

Свои реформы Петру I приходилось проводить с известным упорством и жестокостью. Все сословия были недовольны ими по тем или иным причинам. Бояре возмущались, что им остригли бороды, заставили носить немецкое платье, учиться и служить. Крестьяне жаловались на тяжелые подати. Увеличилось число раскольников, так как некоторые видели в реформах Петра I измену православию.

Многих смущал сам вид царя. Все привыкли видеть московских государей внешне благочестивыми, соблюдающими русские обычаи, уважающими старину. Петр был совсем не похож на них: носил немецкий кафтан, сбрил бороду, курил трубку, работал, как простой мастеровой. Выбирая своих сотрудников, он не обращал внимание на их происхождение. И все же, несмотря на все недовольства и жертвы, нельзя не признавать величие Петра, сумевшего изменить за свое царствование ход истории страны, и сделал он это из любви к своей родине, так, как он ее понимал.

В 1724 г. поздней осенью Петра застигла буря в Балтийском море. Увидев издали погибавшее судно и тонущих матросов, Петр бросился их спасать и промерз в ледяной воде. Несколько недель он проболел, а 20 января 1725 г. скончался.

Святители Митрофан и Димитрий. Большинство тогдашних иерархов не сочувствовало реформам Петра I, но двое из них, оба потом прославленные как святые, понимали его стремления и сотрудничали с ним.

Святой Митрофан родился в 1623 г. во Владимирской епархии, был женат, до сорока лет был добрым семьянином. Овдовев, стал монахом и принял священство. В 1682 г. он был поставлен епископом Воронежским.

Когда Петр стал строить первый русский флот на реке Дон недалеко от Воронежа, епископ Митрофан как мог поддержал его. Он отдал ему все свои деньги «на ратное дело» и призывал народ помогать Петру в защите отечества. Он ясно различал нужные для страны реформы от слепого подражания «заграничному» и убеждал царя не ломать старого русского уклада жизни. Раз он отказался войти во дворец, так как его вход был украшен по тогдашнему европейскому обычаю статуями языческих божеств. Узнав об этом, Петр велел убрать статуи. Святитель Митрофан был известен своим милосердием и состраданием к нуждам народа. Царь Петр высоко ценил его советы. Когда в 1703 г. святитель умирал, царь навестил его и потом участвовал в его погребении.

Кроме св. Митрофана Петр в первые годы своего правления также нашел поддержку в своих начинаниях по укреплению Российского государства в лице таких архиереев, как митрополит Новгородский Иов, известный как покровитель образования и благотворитель, и епископ Холмогорский Афанасий, также поддержавший царя в деле строительства флота.

В этом ряду следует назвать и св. Димитрия, митрополита Ростовского. Святитель Димитрий происходил из благочестивой семьи казачьего сотника. Он родился в 1651 году. Обучался в Киевской академии. В восемнадцать лет он стал монахом. Первым местом его служения стал Чернигов, где он прославился как проповедник. Став в 1702 г. митрополитом Ростовским и Ярославским, он много сделал для поднятия благочестия в народе, был обличителем раскола, следил за благоговейным совершением служб в церквах, писал поучения и устроил при своем доме училище для детей духовенства. Пользуясь восточными и западными источниками, он составил Четьи Минеи – собрание житий святых на все дни года. Этот труд он начал в 1684 г., отдав ему двадцать лет своей жизни. Скончался он в 1709 году.

Дополнительные занятия для самоподготовки:

1. Составьте словесный портрет Петра I, привлекая к этому и другую доступную вам историческую литературу.

2. Обсудите в классе следующий вопрос:

– Какие положительные и отрицательные последствия для России и Церкви Российской имели реформы Петра I?

Комментарии для сайта Cackle