Сократ Схоластик

Церковная история

Книга I Глава 1. Введение в сию книгу Глава 2. Каким образом царь Константин пришел к христианству Глава 3. Как произошло, что, когда Константин усиливал христианство, соправитель Константина Лициний воздвиг на христиан гонение. Глава 4. О том, что война между Константином и Лицинием возгорелась ради христиан Глава 5. О споре Ария с епископом Александром Глава 6. О том, как из этого спора произошло начало раскола в Церкви, и как александрийский епископ Александр низложил Ария и его единомышленников. Послание епископа александрийского Александра. Глава 7. О том, как царь Константин, огорченный возмущением Церквей, для приведения к единомыслию епископа и Ария, послал в Александрию испанского епископа Осию Глава 8. О соборе, бывшем в вифинском городе Никее, и об изложенной на нем вере Глава 9. Послание Собора о том, что на нем определено, и как низложен Арий и его единомышленники. Послание царя. Еще послание Константина. Еще послание. Еще послание к Евсевию. Победитель Константин, Великий, Август – Евсевию кесарийскому. Еще послание к Макарию Глава 10. О том, что на Собор царь вызвал и новацианского епископа Акесия Глава 11. О епископе Пафнутии Глава 12. О кипрском епископе Спиридоне Глава 13. О монахе Евтихиане Глава 14. О том, что Евсевий никомидийский и Феогнис никейский, отлученные за единомыслие с Арием, впоследствии прислали покаянные прошения и, согласившись с изложенной верой, снова получили свои престолы Глава 15. О том, что после Собора, когда Александр скончался, епископом поставлен был Афанасий Глава 16. О том, как царь расширил прежнюю Византию и назвал ее Константинополем Глава 17. О том, как мать царя Елена, прибыв в Иерусалим, искала крест Христов и, нашедши его, создала церковь Глава 18. Как и царь Константин, разрушив капища язычников, в разных местах создал много церквей. Глава 19. Каким образом во времена Константина приняли христианство многие внутри Индии Глава 20. Каким образом приняли христианство иберийцы Глава 21. О монахе Антонии Глава 22. О Манесе, начальнике ереси манихейской, и о том, откуда он происходил Глава 23. О том, что Евсевий никомидийский и Феогнис никейский снова дерзнули, чрез устроение козней Афанасию, извращать никейскую веру Глава 24. О Соборе антиохийском, который низложил антиохийского епископа Евстафия, от чего произошло такое возмущение, что едва не был разрушен город Глава 25. О пресвитере, старавшемся возвратить Ария Глава 26. О том, как Арий, быв возвращен из ссылки, представил царю свиток покаяния и притворился, что принимает никейскую веру Глава 27. О том, что, когда Арий, по воле царя, прибыл в Александрию, а Афанасий не принял его, единомышленники Евсевия начали возносить царю различные клеветы на Афанасия Глава 28. О том, как по поводу обвинения Афанасия, царь повелел быть Собору епископов в Тире Глава 29. Об Арсении и о мнимо-отсеченной руке его Глава 30. О том, что когда Афанасий оказался невинен, в чем обвиняли его, обвинители убежали Глава 31. О том, что, когда епископы не приняли оправданий Афанасия на вторичное обвинение его, он ушел к царю Глава 32. О том, что, когда Афанасий удалился, члены Собора присудили низложить его Глава 33. Как Собор из Тира переехал в Иерусалим и при освящении иерусалимского храма имел общение с арианами Глава 34. О том, что царь, посредством послания, призывал Собор к себе, чтобы он со всей точностью рассмотрел дело Афанасия Глава 35. О том, что когда Собор не ехал к царю, и когда единомышленники Евсевия наклеветали на Афанасия, будто он грозился задержать хлеб, доставлявшийся в Константинополь из Александрии, царь разгневался, предписал Афанасию ссылку и повелел ему жить в Галлии Глава 36. О Маркелле, епископе Анкирском и Астерии софисте Глава 37. О том, как Арий, по отъезде Афанасия в ссылку, был вызван царем из Александрии и возбудил беспокойство в Константинопольском епископе Александре Глава 38. О смерти Ария Глава 39. О том, как царь впал в болезнь и окончил жизнь Глава 40. О погребении царя Константина Книга II Глава 1. Предисловие, в котором говорится, почему первая и вторая книга этой истории переделаны Глава 2. О том, что приверженцы никомидийского епископа Евсевия, желая снова ввести учения Ария, произвели в церквах смуты Глава 3. О том, что Афанасий, уполномоченный грамотой Константина Младшего, возвратился в Александрию Глава 4. О том, что после смерти Евсевия Памфила кесарийскую епископию принял Акакий Глава 5. О смерти Константина Младшего Глава 6. О том, что константинопольский епископ Александр, находясь при смерти, предложил к избранию (в преемники себе) Павла и Македония Глава 7. О том, что новопоставленного епископа Павла царь Констанций изгнал и, вызвав из Никомидии Евсевия, вверил ему епископство константинопольское Глава 8. О том, что Евсевий, созвав другой Собор в Антиохии сирийской, обнародовал новое изложение веры Глава 9. О Евсевии эмесском Глава 10. О том, что собравшиеся в Антиохии епископы вместо Евсевия эмесского, который отказался от Александрии, рукоположили Григория и изменили изложение никейской веры Глава 11. О том, что, при вступлении Григория в Александрию с отрядом войска, Афанасий ушел Глава 12. О том, что, по смерти Евсевия, константинопольский народ снова возвел на епископский престол Павла, а ариане избрали Македония Глава 13. Об убиении военоначальника Гермогена и о том, что по этому случаю Павел опять был изгнан из Церкви Глава 14. О том, что ариане, удалив из Александрии Григория, послали на его место Георгия Глава 15. О том, что Афанасий и Павел, прибыв в Рим и получив грамоты от епископа Юлия, опять вступили на свои престолы Глава 16. О том, что царь повелел префекту Филиппу изгнать Павла и отправить его в ссылку, а Македония возвести на престол Глава 17. О том, что Афанасий, страшась угроз царя, приехал в Рим Глава 18. О том, что царь Запада требовал от своего брата людей для объяснения по делам Афанасия и Павла, и что присланные объявили новое изложение веры Глава 19. О пространном изложении веры Глава 20. О Соборе сардикийском Глава 21. Защита Евсевия Памфила Глава 22. О том, что, когда сардикийский Собор возвратил престолы Афанасию и Павлу, а царь востока не хотел принять их, царь западный угрожал ему войной Глава 23. О том, что, убоявшись угроз брата, Констанций письменно призвал к себе Афанасия и послал его в Александрию. Письмо Констанция к Афанасию. Другое письмо к Афанасию. Еще письмо к нему же. Послание Констанция об Афанасии. Другое послание к александрийцам. Послание об уничтожении актов против Афанасия Глава 24. О том, что возвращаясь в Александрию через Иерусалим, Афанасий был принят в общение Максимом и составил Собор епископов для подтверждения определений Собора никейского Глава 25. О тиранах Магненции и Ветранионе Глава 26. О том, что по смерти западного царя, Павел и Афанасий были опять низвержены из своих мест, и что Павел, отправленный в ссылку, был умерщвлен, а Афанасий скрылся Глава 27. О том, что Македоний, заняв (константинопольский) престол, причинил много зла тем, кто не следовал его образу мыслей Глава 28. О том, что, по сказанию Афанасия, совершил в Александрии арианин Георгий Глава 29. О ересеначальнике Фотине Глава 30. Об изложенных в Сирмии, в присутствии царя, символах веры Глава 31. О кордовском епископе Осии Глава 32. О погибели тирана Магненция Глава 33. Об иудеях, обитавших в Диокесарии палестинской Глава 34. О кесаре Галле Глава 35. О сирийце Аэции, учителе Евномия Глава 36. О Соборе медиоланском Глава 37. О Соборе ариминском и об изложенном на нем символе Веры. Послание ариминского Собора к императору Констанцию Глава 38. О жестокости Македония и о произведенных им смутах Глава 39. О Соборе, бывшем в Селевкии исаврийской Глава 40. О том, как на селевкийском Соборе кесарийский епископ Акакий объявил другое изложение веры Глава 41. О том, что по возвращении царя из западных областей, акакиане, собравшись в Константинополе, утвердили ариминскую веру с некоторыми к ней прибавлениями Глава 42. О том, что, по низложении Македония, епископство константинопольское получил Евдоксий Глава 43. О севастийском епископе Евстафии Глава 44. Об антиохийском епископе Мелетии Глава 45. О ереси Македония Глава 46. Об аполлинаристах и их ереси Глава 47. О смерти царя Констанция Книга III Глава 1. О Юлиане, его происхождении и воспитании, и о том, как он, достигнув царской власти, уклонился к язычеству Глава 2. О бывшем в Александрии возмущении и о том, как умерщвлен был Георгий Глава 3. О том, как царь, разгневанный убиением Георгия, упрекал александрийцев посланием Глава 4. О том, что, по смерти Георгия, Афанасий возвратился в Церковь и начал управлять Александрией Глава 5. О Люцифере и Евсевии Глава 6. О том, что, находясь в Антиохии, Люцифер рукоположил Павлина Глава 7. О том, что Евсевий соединился с Афанасием, и что оба они, составив Собор епископов в Александрии, ясно исповедывали единосущие Троицы Глава 8. Из апологии Афанасия о его бегстве Глава 9. О том, что после Собора александрийского, который подтвердил единосущие, Евсевий возвратился в Антиохию и православных, по случаю рукоположения Павлина, нашедши в разделении, не смог примирить их и удалился Глава 10. О пиктавийском епископе Иларии Глава 11. О том, как царь Юлиан отнимал у христиан имущество Глава 12. О халкидонском епископе Марисе Глава 13. О возмущении язычников против христиан Глава 14. О бегстве Афанасия Глава 15. О мучениках, пострадавших при Юлиане во фригийском городе Мире Глава 16. О том, что Аполлинарии писали книги, когда царь запретил христианам учиться греческим наукам Глава 17. О том, что, намереваясь идти против персов и находясь в Антиохии, царь был осмеян жителями этого города и написал против них сочинение под заглавием «Мисопогон» Глава 18. О том, что царю, когда он хотел слышать предсказание, оракул не отвечал, боясь мученика Вавилы Глава 19. О гневе царя и об исповеднике Феодоре Глава 20. О том, что царь побуждал и иудеев приносить жертвы;также об окончательном разрушении Иерусалима Глава 21. О походе царя в Персию и смерти его Глава 22. О провозглашении Иовиана Глава 23. Опровержение сказаний софиста Ливания о Юлиане Глава 24. О том, что к Иовиану отовсюду стекались епископы и каждый из них надеялся склонить его к своему исповеданию веры Глава 25. О том, что македониане и акакиане, собравшись в Антиохии, подтвердили исповедание никейское Глава 26. О смерти царя Иовиана Книга IV Глава 1. О том, что, по смерти Иовиана, царем провозглашен Валентиниан, который соучастником в правлении избрал брата своего Валента, и что Валентиниан был православный, а Валент – арианин Глава 2. О том, что когда Валентиниан отправился в западные области, Валент в Константинополе позволил обратившимся к нему с просьбой македонианам держать Собор и преследовал исповедников единосущия Глава 3. О том, что когда Валент злодействовал на Востоке против исповедников единосущия, в Константинополе восстал тиран Прокопий и что случившимся в то время землетрясением и разливом моря разрушены были многие города Глава 4. О том, что во время этих гражданских и церковных беспокойств македониане, державшие Собор в Лампсаке, снова утвердили исповедание антиохийское, а ариминское анафематствовали и опять восстановили низложение Акакия и Евдоксия Глава 5. О том, что в сражении между царем и тираном Прокопием, которое произошло при одном фригийском городе, Валент, благодаря измене военачальников, взял в плен тирана и, подвергнув необыкновенным казням, умертвил их Глава 6. О том, что, по умерщвлении тирана, царь снова стал бывших на Соборе и всех христиан принуждать к арианству Глава 7. О том, что, по изгнании Элевсия македонского, епископом Кизики сделался Евномий, и о том, откуда он происходил, и как, быв писцом безбожника Аэция, подражал ему Глава 8. О предсказании, высеченном на камне и найденном в то время, когда разгневанный царь Валент приказал разрушить стену Халкидона Глава 9. О том, что царь Валент преследовал и новациан за то, что они, подобно православным, признавали единосущие Глава 10. О том, что у царя Валентиниана родился соименный ему сын, и что Грациан рожден был прежде его воцарения Глава 11. О необычайном граде, упавшем с неба, и о землетрясении в Вифинии и Геллеспонте Глава 12. О том, что последователи Македония, вынуждаемые насильственными мерами царя, отправили послов к Либерию римскому и подписали исповедание единосущия Глава 13. О том, как Евномий отделился от Евдоксия, чтобы присоединиться к Аэцию, как Евдоксий произвел в Александрии мятеж, по случаю которого Афанасий снова бежал, как народ возмутился от этого, а устрашенный царь, успокаивая его, повелел Афанасию указом снова безбоязненно управлять александрийской Церковью Глава 14. О том, что, по смерти Евдоксия в Константинополе, ариане рукоположили Демофила, а православные, чрез Евстафия антиохийского, поставили епископом Евагрия Глава 15. О том, что когда Евагрия и Евстафия царь изгнал в ссылку, исповедникам единосущия ариане причинили много зла Глава 16. О сожженных на корабле святых пресвитерах, от чего, вследствие гнева Божия, во Фригии произошел голод Глава 17. О том, что, находясь в Антиохии, царь снова стал преследовать исповедников единосущия Глава 18. О событиях в Эдессе: об оскорблении префекта, о вере и твердости граждан, и о боголюбивой жене Глава 19. О том, что царь Валент погубил многих, которых имя начиналось буквой Ф, и сделал это вследствие некоторого заклинания мертвых Глава 20. О кончине Афанасия и о возведении (на его место) Петра Глава 21. О том, что по кончине Афанасия ариане, указом царя Валента, александрийские церкви передали рукоположенному ими прежде Люцию, а Петра отдали под стражу Глава 22. О том, что из множества зол, происшедших от возведения Люция на престол, Сабин македонианин не упомянул ни об одном, а Петр в своем писании упомянул (о них); и о том, что он убежал к Дамасию римскому, ариане же и Люций причинили много зла святым монахам в пустыне Глава 23. Список святых монахов в пустыне Глава 24. О св. монахах изгнанниках, как Бог чрез их чудотворение всех привлекал к Себе Глава 25. О слепце Дидиме Глава 26. О Василии кесарийском и Григории Назианзене Глава 27. О Григории чудотворце Глава 28. О Новате и происшедших от него новацианах, и о том как новациане, живущие во Фригии, стали праздновать пасху в одно время с иудеями Глава 29. О Дамасии римском (епископе) и Урсине; как во время волнения и мятежа в Риме из-за них случилось много убийств Глава 30. О том, что по смерти медиоланского епископа Авксентия, во время мятежа, происшедшего при избрании нового епископа, правитель области Амвросий, вооруженной рукой укрощая мятеж, общим голосом и согласием самого царя Валентиниана, предпочтительно пред всеми, избран в предстоятели Церкви Глава 31. О смерти Валентиниана Глава 32. О философе Фемистии и о том, что, убежденный посвященной себе его речью, Валент несколько умерил гонение на христиан Глава 33. О том, как в царствование Валента приняли христианство готы Глава 34. О том, что побежденные другими варварами, готы вошли в пределы римской империи и были приняты царем, и что от этого погибли как империя, так и сам царь Глава 35. О том, что озаботившись войной против готов, царь слабее вел войну против христиан Глава 36. О том, что веру во Христа приняли тогда и сарацины, находившиеся, под управлением женщины Мавии, и что в епископы себе избрали они благочестивого и правоверного монаха Моисея Глава 37. О том, что по отбытии Валента из Антиохии православные на востоке стали смелее. Это сказалось особенно в Александрии, где, изгнав Люция, они передали церкви снова Петру, уполномоченному грамотой римского епископа Дамасия Глава 38. О том, что по возвращении в Константинополь царь подвергся порицанию со стороны народа из-за готов и, отправившись из города против варваров, в сражении с ними при Адрианополе македонском был убит. Жизнь его продолжалась 50 лет, а царствование – 16 Книга V ПРЕДИСЛОВИЕ в котором говорится, почему Сократ, излагая историю Церкви, включал в нее происходившие в разное время войны Глава 1. О том, как по смерти Валента, при нападении готов на Константинополь, народ, пользуясь помощью сарацинов, управляемых Мавией, выступил против них Глава 2. О том, что царь Грациан православных епископов вызвал из заточения, а еретиков изгнал из церквей и принял в соправители себе Феодосия Глава 3. Какие епископы в то время предстоятельствовали в великих Церквах Глава 4. О том, что македониане, прежде отправлявшие посольство к римскому епископу Либерию и принявшие веру в единосущие, снова обратились к старому заблуждению Глава 5. О том, что случилось в то время в Антиохии из-за Павлина и Мелетия Глава 6. О том, что Григорий Назианзен, по общему приговору православных, избран предстоятелем константинопольской Церкви, и что в то время царь Феодосий, после победы над варварами, заболел в Фессалонниках и принял крещение от епископа Асхолия Глава 7. О том, что перешедши в Константинополь, Григорий, после ропота на это со стороны некоторых епископов, отказался от управления константинопольской Церковью, и что царь повелел арианскому епископу Демофилу либо принять веру в единосущие, либо удалиться из города, и что Демофил избрал последнее Глава 8. О ста пятидесяти епископах, собравшихся в Константинополе, об их постановлениях и рукоположении Нектария на престол константинопольский Глава 9. О том, что царь Феодосий с честью перенес тело константинопольского епископа Павла из места изгнания, и что в то же время скончался Мелетий антиохийский Глава 10. О том, что царь повелел быть Собору епископов из всех вероисповеданий, что в то же время сын его Аркадий провозглашен был августом, и что одни только новациане, согласные с исповедниками единосущия, получили позволение собираться для молитвы внутри города, а прочие еретики были изгнаны Глава 11. О тиране Максиме, как он коварно умертвил Грациана, и о том, что мать Валентиниана Младшего, Юстина, боясь Максима, принуждена была прекратить свои козни против медиоланского епископа Амвросия Глава 12. О том, что царь Феодосий собрал против Максима огромное войско в то время, как у него от Плакиллы родился сын Гонорий, и что, оставив Аркадия в Константинополе, сам он при Медиолане вступил в сражение с тираном Глава 13. О возмущении, произведенном в Константинополе арианами Глава 14. О победе царя Феодосия и гибели тирана Глава 15. О Флавиане антиохийском Глава 16. О разрушении языческих храмов в Александрии и о происшедшем по этой причине сражении язычников с христианами Глава 17. О найденных в храме Сераписа иероглифических письменах Глава 18. О том, что царь Феодосий, во время пребывания своего в Риме, принес много пользы городу, разрушив разбойнические гнезда манципов и уничтожив позорные систры в непотребных домах Глава 19. О пресвитерах-духовниках, по какому случаю они были в то время отменены Глава 20. О том, что и между арианами, и между другими еретиками произошло много расколов Глава 21. О том, что и новациане пришли к разногласию Глава 22. Мнение писателя этой истории о местных разногласиях касательно пасхи, крещения, постов, браков, собраний и прочих церковных обрядов Глава 23. О константинопольских арианах, переименованных в псафириан Глава 24. О том, как и евномиане разделились в мнениях и получили разные прозвания по именам, своих начальников Глава 25. О тирании Евгения, об умерщвлении Валентиниана Младшего и победе царя Феодосия над тираном Глава 26. О том, что, заболев после победы, царь призвал к себе в Медиолан сына своего Гонория и, почувствовав небольшое облегчение, повелел было учредить конские бега, но в тот же день скончался Книга VI ПРЕДИСЛОВИЕ Глава 1. О том, как по смерти царя Феодосия сыновья его разделили царскую власть и как, вскоре после сего, возвратившееся из Италии войско, будучи встречено Аркадием, умертвило у ног царя преторианского префекта Руфина Глава 2. О кончине Нектария и рукоположении Иоанна Глава 3. О происхождении и образе жизни константинопольского епископа Иоанна Глава 4. О диаконе Серапионе и о том, как благодаря ему епископ сделался враждебным и ненавистным клиру Глава 5. О том, что Иоанн имел врагов не только в клире, но и между лицами правительственными, и о евнухе Евтропии Глава 6. О тирании гота Гайны, о произведенном им в Константинополе возмущении и о его погибели Глава 7. О разборе между александрийским епископом Феофилом и монашествующими пустынниками и о том, что Феофил анафематствовал сочинения Оригена Глава 8. О собраниях для ночных песнопений у ариан и исповедников единосущия, о происшедшей между ними драке и о том, что пение антифонов получило начало от Игнатия Богоносца. Глава 9. О так называемых длинных монахах, и о том, как чрез них Феофил вступил в непримиримую вражду с Иоанном и старался низложить его Глава 10. О том, как Епифаний кипрский, обманутый хитростью Феофила, собрал епископов на Собор в Кипре будто бы против сочинений Оригена и укорял Иоанна за то, что он читал Оригеновы книги Глава 11. О Севериане и Антиохе сирийском, как они отступили от Иоанна и по какой причине Глава 12. О том, как Епифаний, прибыв в Константинополь и желая угодить Феофилу, делал собрания и совершал рукоположения против воли Иоанна Глава 13. О том, что говорит этот писатель в защиту Оригена Глава 14. О том, что Иоанн приглашал к себе Епифания, который однако не послушался и продолжал делать особые собрания в церкви Апостолов, и что первый с упреком показывал последнему незаконность его поступков во многих случаях, чем устрашенный, он возвратился в отечество Глава 15. О том, что по отплытии Епифания Иоанн сказал слово против женщин и за то, старанием царя и царицы, на Соборе, бывшем против него в Халкидоне, изгнан из Церкви Глава 16. О том, что по причине народного волнения, возбужденного ссылкой Иоанна, послан был к нему царский евнух Бризон с повелением возвратить его в Константинополь Глава 17. О том, что, когда Феофил, несмотря на сопротивление Иоанна, хотел рассмотреть дело Гераклида во время его отсутствия, произошло возмущение и погибли многие из жителей Константинополя и Александрии и что, устрашившись этого, Феофил вместе с другими епископами удалился из города Глава 18. О серебряной статуе Евдоксии, и о том, что за нее Иоанн снова изгнан был из церкви и отправлен в ссылку Глава 19. Об Арзакии, который рукоположен был на место Иоанна, и Кирине халкидонском Глава 20. О том, что после Арзакия на Константинопольский престол вступил Аттик Глава 21. О кончине Иоанна в изгнании Глава 22. О новацианском епископе Сисиннии, и о чем говорил он с Иоанном Глава 23. О смерти царя Аркадия Книга VII Глава 1. О том, что, по смерти царя Аркадия, который оставил восьмилетнего сына Феодосия, всем управлял префект Анфемий Глава 2. О константинопольском епископе Аттике, какого он был нрава Глава 3. О Феодосии и Аттике, епископствовавших в Синнаде Глава 4. Об исцелении расслабленного иудея во святом крещении, которое совершил епископ Аттик Глава 5. О том, как новацианский пресвитер Савватий, по происхождению иудей, отделился от своих единоверцев Глава 6. О бывших в те времена предстоятелях ариан Глава 7. О том, что за александрийским епископом Феофилом следовал Кирилл Глава 8. О месопотамском епископе Маруфе и о том, как чрез него христианство распространилось в Персии Глава 9. Тогдашние епископы в Антиохии и Риме Глава 10. О том, что в то же время Рим подпал под власть варваров и был опустошен Аларихом Глава 11. О бывших тогда в Риме епископах Глава 12. О Хрисанфе, новацианском епископе в Константинополе Глава 13. О бывшей в Александрии между христианами и иудеями битве и раздоре епископа Кирилла с префектом Орестом Глава 14. О том, что нитрийские монахи, для защиты Кирилла пришедшие в Александрию, восстали против префекта Ореста Глава 15. Об Ипатии философе Глава 16. О том, что иудеи снова завязали драку с христианами и были наказаны Глава 17. О новацианском епископе Павле, и о чуде, которое совершилось, когда он приступил к крещению обманщика иудея Глава 18. О том, что, по смерти персидского царя Исдигерда, мир между римлянами и персами прекратился и началась сильная война, в которой персы были побеждены Глава 19. О скороходе Палладии Глава 20. О том, как персы снова наголову разбиты были римлянами Глава 21. О том, как поступал с пленными персами епископ города Амиды, Акакий Глава 22. О прекрасных качествах царя Феодосия младшего Глава 23. Об Иоанне, который по смерти царя Гонория тиранствовал в Риме, и о том, как Бог, преклоненный молитвами Феодосия, предал его во власть римского войска Глава 24. О том, что, по умерщвлении тирана Иоанна, царь Феодосий объявил римским царем Валентиниана, сына Констанция и своей тетки Плациды Глава 25. О том, как Аттик управлял Церквами, как внес имя Иоанна в церковные диптихи и предузнал свою смерть Глава 26. О Сисинии, который был константинопольским епископом после Аттика Глава 27. О сидском пресвитере Филиппе Глава 28. О том, что Сисиний в епископа Кизики рукоположил Прокла, но кизикцы не приняли его Глава 29. О том, что, по смерти Сисиния, был вызван из Антиохии и сделан епископом константинопольским Несторий, которого тотчас узнали, каков он был Глава 30. О том, каким образом при Феодосии Младшем приняли христианство бургунды Глава 31. О том, что потерпели от Нестория македониане Глава 32. О пресвитере Анастасии, которым Несторий вовлечен был в нечестие Глава 33. О мерзости, которую в алтаре великой церкви совершили беглые рабы Глава 34. О первом Эфесском Соборе, созванном против Нестория Глава 35. О том, что, по низложении Нестория, некоторые епископы, вопреки людям, хотевшим возвести на престол Прокла, избрали в епископа константинопольского Максимиана Глава 36. Примеры, которыми писатель, по-видимому, доказывает, что нет препятствия перемещать епископов с одного престола на другой Глава 37. О Сильване, перемещенном из Филиппополя в Троаду Глава 38. О критских иудеях, как многие из них в то время обратились к христианству Глава 39. О бывшем в церкви новацианской пожаре Глава 40. О том, что преемником епископа Максимиана делается Прокл Глава 41. О епископе Прокле, каков он был Глава 42. О том, почему писатель распространяется в рассказе о прекрасных качествах царя Феодосия Младшего Глава 43. О том, что потерпели варвары, помогавшие тирану Иоанну Глава 44. О том, что царь Валентиниан Младший взял в супружество дочь Феодосия, Евдоксию Глава 45. О том, что епископ Прокл убедил царя перенести тело Иоанна из ссылки в Константинополь и положить в церкви Апостолов Глава 46. О смерти новацианского епископа Павла и о рукоположенном после него Маркиане Глава 47. О том, что супругу свою, Евдокию, царь Феодосий послал в Иерусалим Глава 48. О епископе Кесарии каппадокийской, Фалассии Указатель Указатель личных имен, ересей и соборов Указатель географических и этнических наименований


Источник: Текст приводится по изданию: Сократ Схоластик. Церковная история. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 1996. - 368 с. В основу этого издания положен русский перевод "Церковной истории" Сократа Схоластика, выполненный в середине 19 века в Санкт-Петербугской духовной академии, судя по всему, с греческого издания в Патрологии Ж.Миня (Socratis Scholastici Historia ecclesiastica // PG, t. 67, Paris, 1859, col. 30-842). Текст "Истории" печатался по 2-му изд. (Саратов, 1911); имена, географические и этнические наименования были приведены в соответствие с нормами современного русского языка. Сам перевод был отредактирован, сомнительные места сверены с греческим оригиналом.

Вам может быть интересно:

1. Церковная история Ермий Созомен

2. Церковная история блаженный Феодорит Кирский

3. Церковная история Руфин, пресвитер Аквилейский

4. Церковная история Евсевий Кесарийский (Памфил)

5. История Церкви протоиерей Валентин Асмус

6. Лекции по истории Древней Церкви профессор Василий Васильевич Болотов

7. История христианской Церкви (до разделения Церквей – 1054 г.) профессор Михаил Эммануилович Поснов

8. История Поместных Православных Церквей профессор Константин Ефимович Скурат

9. История Русской Церкви митрополит Макарий (Булгаков)

10. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках профессор Алексей Петрович Лебедев

Комментарии для сайта Cackle