Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

День (сутки)

I. СУТКИ КАК ЧАСТЬ НЕДЕЛИ И МЕСЯЦА

(⇒ Календарь)

Сутки длились у израильтян от захода солнца в первый день до его захода на след. день (Исх. 12:18; Лев. 23:32), т.е. внутри единого временного пространства ночные часы предшествовали дневным (ср. «вечера и утра» в Дан. 8:14; ср. греч. слово нюхтэмерон, досл. «ночь-день» ­­ 24 часа, 2Кор. 11:25, в Синод. пер. – «ночь и день»). Из дней недели название имел лишь седьмой, ⇒ суббота, остальные дни именовались по порядковым номерам (ср. Мк. 16:2; Ин. 20:19; Деян. 20:7).

II. ДЕЛЕНИЕ ДНЯ НА ЧАСЫ

Деление дня на часы ученые обнаруживают у израильтян только после вавил. плена; в евр. языке в тот период еще не было слова, обозначающего час как отрезок времени, оно появилось только в арам. Правда, исследователи обнаружили упоминание о солнечном указателе (солнечных часах?) еще во времена Ахаза. В большинстве случаев в ветхозаветное время люди довольствовались делением суток на вечер (и ⇒ ночные стражи), утро и полдень (Пс. 54:18). кроме того, чтобы точнее выразить, когда произошло то или иное событие, они прибегали к разного рода описаниям: «при наступлении вечера» (Быт. 24:63), «под вечер, в то время, когда выходят женщины черпать [воду]» (Быт. 24:11), «при захождении солнца» и «когда зашло солнце» (Быт. 15:12.17); «когда взошла заря» (Быт. 19:15; Быт. 32:26), «солнце взошло над землею» (Быт. 19:23; Быт. 32:31); «до дневного зноя» (1Цар. 11:11), «во время зноя дневного» (Быт. 18:1), «до полного дня» (Притч. 4:18), «время вечернего жертвоприношения» (3Цар. 18:29.36), «время вечерней жертвы» (Езд 9 и след.; Дан. 9:21), «доколе преклонится день» (Суд 19:8 и след.), «во время прохлады дня» (Быт. 3:8; Песн. 2:17) и т.д. (О делении дня в новозаветный период ⇒ Час.)

III. СВЕТЛАЯ ЧАСТЬ СУТОК

Наряду со значением «сутки» слово «день» обозначает также и СВЕТЛУЮ ЧАСТЬ СУТОК, в отличие от ночи (Быт. 31:39; Ин. 9:4). В 1Фес. 5 ап. Павел образно называет членов общины, своих учеников, «сынами дня». кроме того, слово «день» употребляется и для обозначения определ. момента или временного периода: «в день, когда...» (Быт. 2:17) означает «в тот момент, когда...»; «до сего дня» (4Цар. 2:22) – «до настоящего времени»; «дни» (Ис. 7:17) – «времена»; «последние дни» (2Тим. 3:1; Иак. 5:3) – конец времен; «дни жизни» человека – продолжительность его жизни (Пс 101 и след.; Ис. 38:5; Плач. 5:21).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle