Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Елам

Елам [евр. Элам]:

1) названный первым сын Сима (Быт. 10:22; 1Пар. 1:17), потомки которого населяли плоскогорья сев.-вост. и вост. Вавилона;

2) гос-во Е. (в совр. литературе – Элам) прошло долгий, богатый переменами ист. путь, отмеченный продолжит. враждебным противостоянием Вавилонии. Эламский царь Кедорлаомер в союзе с царями трех менее влиятельных вавил. царств предпринял поход против Палестины, но был разбит Авраамом (Быт. 14:1–16). В 1764 г. до Р.Х. вавил. царь Хаммурапи покорил Элам, но касситы, свергшие династию Хаммурапи и установившие свое господство над Вавилоном (прим. 1530–1160 гг. до Р.Х.), вновь пали жертвой эламитов. При этом черный каменный блок (высотой превышающий человеч. рост), на котором были высечены законы Хаммурапи, был доставлен в столицу эламитов Сузы, где его обнаружили в 1902 г. После того как в 1137 г. до Р.Х. Вавилон вновь сломил власть Элама, сведения об эламитах появляются только в VIII и VII вв. до Р.Х. Теперь они выступают как враги Ассирии и неоднократно терпят от нее поражение. Отряды эламитов входят в состав ассир. войска, подступившего к Иерусалиму (Ис. 22:6); уведенные в плен израильтяне попали и в Элам (Есф 2 и след.; Ис. 11:11). Окончат. завоевав Сузы в 639 г., Ашшурбанапал переселил часть эламитов в Самарию (Езд 4 и след.), где позднее они пытались воспрепятствовать восстановлению Иерусалимского храма. В период заката Ассирии эламиты попадают под власть мидян и персов и участвуют вместе с ними в покорении Вавилона в 539 г. до Р.Х. (Ис. 21:2.9). Перечисляя павших воинов тех народов, которые были побеждены вавил. царем Навуходоносором, Иезекииль упоминает и эламитов (Иез. 32:24.25). В Персидском царстве Элам стал одной из провинций, а г. Сузы – одной из двух столиц (ср. Дан. 8:2). Дарий I Великий (Гистасп) подавил восстание эламитов, о чем он сообщает в выбитой по его приказу наскальной надписи на трех языках, открытой в Бехистуне. Суд над Е. в Иер. 49:34–39 заканчивается обетованием Господа возвратить плененных эламитов. Среди чужеземцев, слушавших в Иерусалиме проповедь Петра в день Пятидесятницы, находились и эламиты (Деян. 2:9);

3) левит, сын Мешелемии, привратник ковчега завета во времена Давида (1Пар. 26:3);

4) вениамитянин, сын Шашака, живший в Иерусалиме (1Пар 8 и след.);

5) израильтянин, 1254 потомка которого вернулись из Вавилона вместе с Зоровавелем (1Езд. 2:7; Неем. 7:12) и еще 71 – с Ездрой (1Езд. 8:7). К этому семейству, вероятно, принадлежали поддержавший Ездру Шехания (1Езд. 10:2) и шестеро израильтян, расставшихся со своими иноплем. женами;

6) второй израильтянин, из потомков которого также вернулись вместе с Зоровавелем из плена 1254 человека (1Езд. 2:31; Неем. 7:34); обращает на себя внимание совпадение чисел, но речь идет о 1254 потомках другого Е., что подчеркнуто в тексте;

7) израильтянин, во времена Неемии подписавший обязательство соблюдать закон (Неем. 10:15);

8) священник, принимавший участие в освящении иерусалимской стены (Неем. 12:42).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle