Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Житница

Житница: 1) упоминаемые в Притч. 3 и в Лк. 12:24 житницы – это помещения для хранения зерна. Вероятно, речь идет о небольших помещениях без окон внутри дома, возможно, подвального типа. Намек на наличие в Палестине библ. времен подвалов-кладовых содержится в Иер. 41:8;

2) хранилище для зерна и других продуктов (Иер. 50:26; Иоил. 1:17). В ветхозаветные времена так обычно называли круглую емкость диаметром 2–3 м, имеющую отверстие в верхней части. Ж. храма называли более обобщенно – кладовыми (1Пар. 26:15.17). Настенная живопись, обстановка гробниц и надписи дают достаточно полное представление о Ж. егип. фараонов (Быт. 41:35.36), о засыпке и учете зерна, а также о должностных обязанностях и титуле «смотритель над житницами». Более крупные хранилища сооружались в определ. городах с учетом адм. нужд и стратегич. необходимости. Израильтяне были вынуждены построить для фараона в Египте «города запасов» – Пифом и Раамсес, которые рассматривались как опорные пункты для воен. походов. С их помощью египтяне поддерживали свое владычество над Арамом (Сирией) и Палестиной (Исх. 1:11). Соломон, заботившийся об укреплении своего царства, также сооружал «города для запасов» (3Цар. 9:19; 2Пар. 8:4.6). Как свидетельствуют результаты раскопок, такими городами регион. значения с хранилищами для зерна и других продуктов, собиравшихся в качестве натур. податей, были также Лахис и Бет-Шемеш (Вефсамис). В казематной конструкции (⇒ Крепость, II,4) гор. стен Девира, Бет-Шемеша, Гезера, Хацора исследователи также видят указание на то, что эти населен. пункты представляли собой «города для запасов». Пустоты внутри стен, первонач. служившие хранилищами, позднее были частично засыпаны щебнем. Ровоам (2Пар. 11:11), а позднее Иосафат (2Пар. 17:12) и Езекия (2Пар 32:28 и след.) продолжили эту практику. Подобные города существовали и в Израильском царстве (2Пар. 16:4);

3) помещение для хранения продуктов растениеводства, прежде всего зерна (Быт. 41:56; Втор. 28:5.8; Пс. 143 и др.). Как наполненные Ж. отождествлялись с благополучием и Божьим благословением (Притч. 3:10), так опустевшие или разрушенные Ж. были символом бедствия и запустения (Иоил. 1:17; Агг. 2:19).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle