Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Купание

В жарком климате Ближнего Востока К. было необходимостью. Из Исх. 2:5; Исх. 7:15; Исх. 8 можно заключить, что во времена Моисея при дворе фараона было принято купаться в Ниле. Согл. же Геродоту, егип. жрецы должны были совершать омовение четыре раза в день (Hist, II,27). При раскопках в егип. дворцах были обнаружены комнаты для К., в которых мылись сидя. Для слива воды сооружалась сточная система. Ванные комнаты имелись и во дворцах вавилонян и ассирийцев. При раскопках в Эшнуне, в одном из дворцов периода аккад. династии (⇒ Вавилония), было обнаружено семь туалетных и пять ванных комнат. В каждой туалетной стоял большой кувшин для воды с глиняным черпаком. В Ассирии тоже были известны ванны. Найденная в Самарии ванна для ног (ср. Пс. 59:10) принадлежит к 900–600 гг. до Р.Х. В ВЗ часто говорится о К. и омовении, совершаемом под струей воды (Лев. 15:13) или в реке (4Цар. 5:10.12). После долгого путешествия обычно смывали пыль с ног (Быт. 18:4; Быт. 19:2; Быт. 24:32; Быт. 43:24). В домах знати омовения совершались во внутр. дворе (2Цар. 11:2.4).

Люди омывались перед торжеств. событиями (Руф. 3:3; Иез. 23:40) и по окончании траура (2Цар. 12:20). Согл. Иов. 9:30; Иер. 2:22, для омовения применялись талая вода, щелок и мыло. Важное значение придавалось К. во время отправления службы в скинии и храме (Исх 40 и след.; Лев. 8:6; Лев. 16:4.24), а также совершавшемуся во исполнение закона об обрядовой чистоте (Лев. 14:8; Лев. 15:5; Лев. 17:15; Чис 19 и след.). Во дворе святилища находился медный умывальник для священников (Исх. 30:17–21). Все это является напоминанием о том, что лишь чистые душой могут приблизиться к Господу и что, в то же время, телесная нечистоплотность является в Библии символом греха. В НЗ также часто идет речь о К. или омовении (Мк 7 и след.; Ин. 13:10; Деян. 9:37), причем говорится об омовении ног и упоминается о применявшихся для этого умывальницах (Лк. 7:44; Ин. 13:5; 1Тим. 5:10).

Общие купальни с просторными залами и колоннами, как, напр., ⇒ Вифезда (Ин. 5:2) и ⇒ Силоам, куда Иисус послал омыться слепого (Ин. 9:7), были построены, очевидно, по образцу греч. и рим. бань. Упоминания о горячих целебных источниках Тивериады и Гадары, находившихся вблизи Геннисаретского озера, и источника Каллироя, находившегося вост. Мертвого моря, встречаются, начиная с римских времен. В источнике Каллироя тщетно пытался найти исцеление смертельно больной Ирод Великий. ⇒ Омовение.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle