Масть (мазь), умащать, помазание
I. Израильтяне высоко ценили благовония вообще и притирания в частн. (Притч. 27:9; Екк. 7:1; Песн. 1:2; Ис. 39:2). Их использовали при повседневном уходе за телом (Руф. 3:3; Ам. 6:6; Мф. 6:17) и волосами (Екк. 9:8), для очищения кожи, а также как ароматич. притирания (Есф. 2:12). Отказ от притираний был знаком траура или покаяния (2Цар. 14:2; Дан. 10:3). Помазание головы маслом в новозаветное время было знаком уважения к гостю (Лк. 7:46); так, женщины неоднокр. помазывали Иисуса, выражая Ему свою любовь и благодарность (ср. Мф. 26:6–13). Обычно М. служило оливковое масло с добавлением благовонных веществ, из которых в Библии упоминаются ⇒ нард (Ин. 12:3) и ⇒ мирра (Песн. 5:5). Библ. тексты (Мф. 26:7; Мк. 14:3.8) позволяют предположить, что во многих случаях речь идет о веществах прим. той же консистенции, что и совр. духи. ⇒ Составляющий масти.
II. 1) мази применялись и в медицине. Для лечения ран использовали оливковое масло (елей) (Ис. 1:6; Лк. 10:34) и бальзам (Иер. 8:22). Из Откр. 3:18 известно о существовании ⇒ глазной мази. Существовал обычай мазать маслом больных при совершении над ними молитвы, чтобы Господь даровал им исцеление (Мк. 6:13; Иак 5 и след.; ⇒ Исцеление больных). М. использовались также, когда тело покойного готовили к погребению (2Пар. 16:14; Мф. 26:12; Лк. 23:56; Ин. 12:3.7; Ин. 19:40);
2) в Быт. 50:2.26 говорится о практиковавшемся в Египте бальзамировании тела умершего; эта процедура занимала особое место в егип. культе мертвых. В Библии упоминается о бальзамировании тел Иакова и Иосифа, которое было произведено в Египте. Приготовлением тела к погребению занимались особые специалисты. Метод бальзамирования зависел от социального статуса умершего. Один из самых дорогих способов бальзамирования заключался в том, что из трупа извлекали мозг и внутренности, тело промывали вином, обрабатывали солью и специями и помещали на 70 дней в едкий натр; после этого пеленали узкими полотняными лентами (дл. до 500 м) и укладывали в деревянный саркофаг, украш. резьбой и росписью. Некоторых покойников хоронили в нескольких саркофагах, вставл. один в другой; отдельные саркофаги могли быть металлич.
III. 1) в Библии говорится об обряде помазания, посредством которого человек освящался для определ. служения. Такого помазания удостаивались пророки, цари и священники. Бог повелел Илии помазать себе в преемники Елисея (3Цар. 19:16). Аарон и его наследники на посту первосвященника помазывались свящ. елеем (Исх. 28:41; Исх. 30:30; Лев. 8:12.30). Саул (1Цар. 9:16), ⇒ Давид (1Цар. 16:1), Соломон (3Цар. 1:34), Азаил Сирийский (3Цар 19 и след.), Ииуй, Иоас (4Цар. 11:12) были помазаны в цари. С помазанием может быть связан дар Св. Духа (ср. 1Цар. 10:1.6; 1Цар. 16:13). Исаия говорит о даровании ему Св. Духа именно как о Божьем помазании (Ис. 61:1). Иисус Христос относил это место и к Себе (Лк. 4:18). Он и есть Христос, ⇒ Мессия, ⇒ Помазанник; Он был помазан ⇒ Святым Духом в пророки, священники и цари (Лк. 4:18; Деян. 4:27; Деян. 10:38; Евр. 1:9). Подобно Ему помазаны Духом и Его ученики (2Кор 1 и след.; 1Ин. 2:20.27);
2) в Библии упоминается также о помазании предметов. Так, Иаков помазал камень, который он поставил памятником (Быт. 28:18; Быт. 35:14). Миром для свящ. помазания, состоявшим из смирны, корицы, благовонного тростника и касии (Исх. 30:23–25), помазывали жертвенник всесожжения, ⇒ скинию и находившуюся в ней утварь (Исх. 29:36; Исх. 30:26; Исх. 40:9–11).