Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Скиния

Скиния [евр. мишкан, откуда греч. скенэ – «обитель» ].

I. ОБЪЕКТ И НАЗВАНИЕ

1) С. – это переносное святилище, в котором со времени дарования израильтянам Закона при горе Синай обитал Господь (Исх. 25:8). Ее другие названия: жилище (Исх. 26:1, в Синод. пер. – «скиния»), жилище или шатер Закона (Исх. 38:21; Числ. 9:15, в Синод. пер. – «скиния откровения») и дом Господа (Исх. 34:26). Наиб. употребительное ее название «скиния собрания» (Исх. 40:34) дословно означает «шатер собрания», т.е. место откровения Господа, о котором Он говорит: «Где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою [c Моисеем]» (Исх. 29:42);

2) от этой С. следует отличать другую С. собрания (Исх. 33:7–11), т.е. временный шатер, который Моисей поставил за пределами стана на период между поклонением израильтян золотому тельцу и возведением истинной С. собрания. Известно, что здесь Господь тоже открывался израильтянам, но ничего не говорится о том, что в этой С. совершались жертвоприношения и богослужения.

II. ПОВЕЛЕНИЕ ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ СКИНИИ И ЕГО ИСПОЛНЕНИЕ

1) Повеление соорудить святилище Моисей получил от Господа, Который показал ему на горе «образ» С. (Исх. 25:40; Деян. 7:44; Евр. 8:5). Необходимый материал был собран посредством ⇒ податей (I), т.е. налогообложение исчисленных лиц (Исх. 38:25), и благодаря добровольным приношениям (⇒ Жертва) народа (Исх. 35:4–29). Израильтяне приносили так много пожертвований, что Моисей распорядился прекратить приношения (Исх. 36:5). Для изготовления С. Господь призвал и одарил необходимым мастерством Веселиила из колена Иуды и Аголиава из колена Дана, которые руководили работами и учили прочих работников (Исх. 31:1–11; Исх. 35:30–35; Исх. 36:8);

2) спустя прим. полгода С. и необходимая утварь были изготовлены и доставлены Моисею (Исх. 39:32–43), который установил С. первого числа первого месяца второго года после исхода из Египта (Исх. 40:17). В течение семи дней происходило освящение С., жертвенника и священников (Исх. 29:37; Лев. 8:33.35), а на восьмой день Аарон принес свою первую жертву, и слава Господня наполнила С. (Исх. 40:34; Лев. 9:1.23). Затем начальники Израилевы в течение 12 дней делали свои приношения в жертву освящения (Числ. 7).

III. ОПИСАНИЕ

1) описание С., ее утвари и одеяний священников дается в Библии дважды: в изложении повеления Господа (Исх. 25, Исх. 26, Исх. 27, Исх. 28, Исх. 29, Исх. 30) и в сообщении о сооружении С. (Исх. 36, Исх. 37, Исх. 38, Исх. 39, ). Указания Господа начинаются с самого главного и сокровенного, с ⇒ ковчега завета и с его крышки, служащей образом ⇒ престола благодати (Исх. 25:10–22; Евр. 4:16); затем следует описание различных деталей С. Ковчег завета стоял в Святом Святых, в самой сокровенной части С., находившейся на зап. стороне, к которой с востока примыкало Святое (святилище, внутренность самой С.); то и другое вместе и составляло собственно С., окруженную двором. Святое Святых представляло собой помещение в виде куба со стороной в 10 локтей (по 52,5 см; ⇒ Меры длины, площади, объема и веса, I,1), помещение Святого было вдвое длиннее, но той же ширины и высоты. В Святом у сев. стороны стоял обложенный золотом стол для хлебов предложения, на юж. – ⇒ светильник (менора), на зап., перед завесой, украшенной вышитыми ⇒ изображениями херувимов, – ⇒ жертвенник курения (ср. 3Цар. 6:22; Евр. 9:3);

2) на каждой из двух продольных сторон С. имелось по 20 обложенных золотом брусьев из дерева ⇒ ситтим (1); каждый брус был 10 локтей выс. и полтора локтя шир. (Исх. 36:20). Эти брусья скреплялись вместе посредством пяти шестов, которые продевались сквозь кольца (Исх. 36:31). На нижнем конце каждого бруса было по два шипа, которые укреплялись в двух серебряных подножиях, весом прим. по 35 кг. на зап. стороне С. устанавливалось шесть таких же брусьев и два особых угловых бруса. Ряд из пяти столбов с четырехцветной завесой отделял С. от двора, четыре столба внутри С. с соотв. завесой отделяли Святое Святых от Святого (Исх. 36:35–38). В ткани завес основа, вероятно, состояла из крученого виссона (льна), в то время как для утка использовались нити из голубой, пурпуровой и червленой шерсти. Сверху С. покрывалась двумя ткаными и двумя кожаными покровами. Внутреннее, и самое красивое, покрывало состояло из десяти отдельных ковров той же работы, что и завесы, с вышитыми херувимами (Исх. 26:1). Обе части этого покрывала, как и лежащего на нем покрывала из козьей шерсти, были соединены одна с другой с помощью пятидесяти петель и тако-го же количества крючков. Над обоими покрывалами из ткани лежали один покров из дубленых бараньих красных кож и покров из синих кож, которые с помощью вбитых в землю кольев и веревок натягивались под углом к деревянной стенке, чтобы в дождливый период вода могла стекать по ним;

3) прямоугольный ⇒ двор С., соотв. ей по форме, ограждали 60 столбов, по двадцать с продольных сторон, дл. завес которых была сто локтей, и по десять на поперечных сторонах с завесами дл. 50 локтей (Исх. 27:9). Столбы высотой в пять локтей стояли на подножиях и удерживались веревками и вбитыми в землю кольями (Числ. 4:32). Они были снабжены серебряными крючками и серебряными связями, на которых крепились белые завесы из крученого виссона, отделявшие всю С. от стана. Вход во двор прикрывала четырехцветная завеса шир. в 20 локтей;

4) во дворе помещался ⇒ жертвенник всесожжения с его утварью (Исх. 38:3), а между ним и С. – ⇒ умывальник (Исх. 40:6).

IV. СЛУЖЕНИЕ

Служение в С. отправляли ⇒ священники и ⇒ левиты (Исх. 28:43; Исх. 29:30; Числ. 4:3). Левиты были ответственны за принадлежности С.; они разбирали, переносили и собирали ее (Числ. 1:50); священники совершали жертвоприношения на жертвеннике всесожжения (Лев. 6:5.7) и служили у жертвенника курения, у стола хлебов предложения и у золотого светильника (Исх. 30:1–7; Лев. 24:1–9). Но в Святое Святых, «во мрак, где Бог» (ср. Исх. 20:21), мог входить только ⇒ первосвященник раз в году, в великий ⇒ День очищения (Лев. 16), чтобы за завесой кровью жертвенного животного совершить очищение народа.

V. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ

Во время странствования по пустыне С. стояла посреди ⇒ стана израильтян, вокруг нее располагались узким кругом левиты и священники (Числ. 3:23.29.35.38), следующий круг составляли колена Израилевы, по три с каждой стороны (Числ. 2). Над С. пребывало облако днем и подобие огня ночью («столп облачный» и «столп огненный»): когда «столп» поднимался над С., это был знак отправляться в путь (Числ. 9:15–23). Во время передвижения С. несли левиты, двигавшиеся в середине перемещающегося стана (Числ. 10:11–28). В Ханаане С. сначала оставалась в стане в Галгале, а затем была установлена в Силоме (Нав. 18:1). Не исключено, что здесь уже существовали постоянные здания, жилища священников и помещения для запасов. Разрушение Силома филистимлянами (Иер. 7:12–14) после утраты ковчега завета (1Цар. 4:11; Пс. 77:60) было подтверждено в ходе раскопок. Но сама С., очевидно, была спасена: во времена Давида она вместе с жертвенником стояла в Гаваоне (1Пар. 16:39; 1Пар. 21:29; 2Пар. 1:3). Между тем, Давид устроил в Иерусалиме другую С. (2Цар. 6:17). После сооружения ⇒ храма царем Соломоном С. и ее принадлежности были перенесены туда (3Цар. 8:4).

VI. ЗНАЧЕНИЕ

1) С. была жилищем Господа (Исх. 25:8), святилищем, в котором Он как Бог израильтян обитал в их среде (Исх. 29:45). Обитание Бога в Своем народе началось, когда облако Его славы наполнило установленную С. (Исх. 40:34). Но это общение святого Бога с грешным народом было возможно только потому, что священники и жертвоприношения осуществляли посредничество между Господом и израильтянами (Исх. 28, Исх. 29). Всем этим С. прообразно указывает на Первосвященника Христа и совершенное Им искупление (Евр. 7:16; Евр. 8:1; Евр. 9:11), а также на Церковь, Его Тело (Еф. 1:22), как на жилище Божье в Духе (Еф. 2:19–22). Во Христе становится реальностью прообраз, данный в С., бывшей лишь тенью небесного (Евр. 8:5) и устроенной по образу истинного святилища (Евр. 9:24). С. и Церковь, которые не имеют на земле постоянного града (Евр. 13:14; ср. 2Цар. 7:6; Лк. 9:58), прообразуют окончательное воссоединение человечества с Богом, исполнение, когда об уготованном Богом новом Иерусалиме (ср. Евр. 11:10) можно будет сказать: «се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Откр. 21:3);

2) некоторые предметы С. символически указывают на Христа: жертвенник (Евр. 13:10–13), завеса (Мф. 27:51; Евр. 10:20). Можно привести и другие сравнения: светильник – Иисус, свет миру (Ин. 8:12), стол хлебов предложения – Иисус, хлеб жизни (Ин. 6:35). Фор-ма куба, которую имеет Святое Святых, наряду с числом десять (числом Божественного совершенства) воспринимается, как символ совершенства (ср. Иов. 11:7–9; Еф. 3:18; Откр. 21:16).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle