Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Пятидесятница

I. ИЗРАИЛЬСКИЙ ПРАЗДНИК ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

Праздник Седмиц (Исх. 34:22; Втор. 16:10; 2Пар. 8:13), называемый также праздником Урожая, или Днем первых плодов (Исх. 23:16; Числ. 28:26), был вторым большим праздником, отмечавшимся в Израиле ежегодно (⇒ Календарь) в конце жатвы. Он выпадал на 50-й день (Лев. 23:15) после приношения первого снопа в праздник Опресноков (⇒ Пасха), т.е. его праздновали через 7 недель (Втор. 16:9) после начала жатвы. Отсюда и названия «праздник Седмиц» и «Пятидесятница» греч. гэ пентэтстэ гэмера, «пятидесятый день». Последнее название стало употребляться в позднем иудаизме и поэтому встречается только в НЗ. Праздник Седмиц, когда каждый израильтянин должен был явиться в святилище «пред лице Господа» (Втор. 16:11.16.17), был днем отдыха, в который происходило свящ. собрание (Лев. 23:21; Числ. 28:26). В этот день предписывалось принести след. ⇒ жертвы: хлебное приношение из зерна нового урожая (Лев. 23:16; Числ. 28:26) в виде двух хлебов возношения (⇒ Жертва потрясания), выпеченных из 2/10 частей ефы пшеничной муки, как первый плод Господу. В отличие от других хлебных приношений, которым всегда полагалось быть пресными (Лев. 2:11), в данном случае речь идет об обычных, употреблявшихся ежедневно, квасных хлебах (Лев. 23:17).В жертву всесожжения по этому случаю приносили двух тельцов, одного барана и семь однолетних овец (Числ. 28:27; в Лев. 23число тельцов и баранов, видимо, перепутано; см. табл. к статье ⇒ Жертва), одного козла в жертву за грех (Лев. 23:19; Числ. 28:31) идвух однолетних овец в мирную жертву (Лев. 23:19). Помимо этих жертв, приносимых от всего общества, каждый израильтянин должен был принести добровольную жертву, величина которой зависела от того, чем благословил его Господь (Втор. 16:10), и каждая семья, включая живших с ней рабов, ⇒ левитов, пришельцев, вдов и сирот, должна была «веселиться пред Господом» (Втор. 16:11). При этом все евреи должны были помнить о том, что они или их предки были рабами в Египте, которых Господь освободил по Своему милосердию (Втор. 16:12).

II. ИЗЛИЯНИЕ СВЯТОГО ДУХА В ПРАЗДНИК ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

В Деян. 2 сообщается о том, что в ближайший после смерти, ⇒ воскресения и ⇒ вознесения Иисуса праздник П. на учеников был излит Св. Дух. Это явление Духа в день П. не было случайным, как не была случайной смерть Иисуса в праздник Пасхи. Подобно тому как П. знаменовала собой окончание жатвы, так сошествие Св. Духа завершало земной труд Иисуса. В Св. Духе Христова ⇒ Церковь связана со своим Господом до Его Второго пришествия. Излияние Духа сопровождалось великими знамениями: внезапным шумом с неба «как-бы от несущегося сильного ветра», которым наполнился дом, где собрались ученики Иисуса (Деян. 2:2; евр.руях, как и греч. пнеума означают и «ветер», и «дух»). Ученикам явились «языки, как бы огненные», которые разделились и «почили по одному на каждом из них» (Деян. 2:3). Этот огонь напоминает о словах Иоанна Крестителя: «Я крещу вас в воде в по-каяние,но Идущий за мною... будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). Говорение «на иных языках» (Деян. 2:4–11) выражает то обстоятельство, что Св. Дух, Который т.о. давал возможность возвещать о деянии, совершенном Иисусом Христом, свидетельствовал, что перед Богом больше не существует языковых и иных различий между народами. Люди, живущие в разных частях Римской империи и говорящие на разных языках, отныне сплочены, ибо они слушают и принимают Евангелие (Деян. 2:5–11). Подобного излияния больше не повторялось. Явление в Деян. 4носит другой характер, тем не менее оно подтверждает, что Дух по обетованию Иисуса (Ин. 14:16) остается обитать в Церкви (- Дух, Святой Дух, П,В,2–3). Когда позднее в НЗ упоминается П. (Деян. 20:16; 1Кор. 16:8), то подразумевается иуд. праздник Урожая. Отмечала ли в этот день молодая христ. Церковь излияние Св. Духа, неизвестно.


Комментарии для сайта Cackle