Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Жертва

I. ЖЕРТВА

1) с древнейших времен Ж. играли важную роль в богослужениях различных народов. Однако в разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл – от примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения благодарности, преданности ему или демонстрации собств. ничтожности. По свидетельству Библии, Ж. Богу приносили Авель, Каин, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов (Быт. 4:3.4; Быт. 8:20; Быт. 15:9; Быт. 26:25; Быт. 31:54; Иов. 1:5). Ж. Каина была бескровной (плоды земли), тогда как остальные жертвоприношения были связаны с пролитием крови, поскольку при этом убивали животных. Точно установить назначение названных жертвоприношений сегодня невозможно. Их основной смысл, по-видимому, состоял в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность Создателю;

2) о значении жертвоприношений Бог поведал Израилю после его освобождения из егип. рабства, когда у горы Синай народ принял от Господа ⇒ Закон, устанавливающий число и вид угодных Богу Ж., а также порядок их принесения. К важнейшим видам Ж. относятся: Ж. всесожжения (Лев. 1), хлебное приношение (Лев. 2), Ж. благодарности, или мирная Ж. (Лев. 3), а также Ж. за грех (Лев. 4Лев. 5:13) и Ж. повинности (Лев. 5:14Лев. 6:7). Среди этих пяти видов Ж. только одна была бескровной: хлебное приношение, которое рассматривалось как дополнение к Ж. всесожжения (Лев. 9:16.17). Различные поводы, по которым приносились Ж., отчасти видны уже из их названий (напр., Ж. за грех, Ж. благодарности); см. пункт V.

II. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ЖЕРТВЫ

1) основной Ж. в израил. богослужении является ЖЕРТВА ЗА ГРЕХ, или ЖЕРТВА ЗАКЛАНИЯ (Лев. 4:1Лев. 5:13; Числ. 28:15–23; Иер. 42:13), которую приносили во искупление непреднамер. проступков (Лев. 4:2). Различаются четыре вида таких Ж.: Ж. за грех первосвященника, Ж. за грех всего общества Израиля, Ж. за грех одного из правителей народа и Ж. за грех рядового израильтянина. Первосвященник приносил в Ж. тельца – самое дорогостоящее из жертв. животных; тельца следовало приносить и за грех всего общества Израиля. Начальник жертвовал козла, а простой израильтянин – козу или овцу, если же он был слишком беден, то мог принести в жертву двух горлиц или двух молодых голубей (Лев. 5:7–10). Это последнее правило указывает на то, что величина греха перед Богом соответствовала как положению согрешившего в обществе, так и степени его ответственности перед ним. Грех первосвященника по тяжести соответствовал греху всего общества Израиля, которое он представлял пред Господом. То же относилось и к случаю, когда Ж. приносилась простым израильтянином (Лев. 4:27–31). Обряд жертвоприношения за грех во всех случаях состоял из четырёх частей, а именно: а) представление Ж. Согл. Лев. 1:3, жертв. животное следовало привести к дверям ⇒ скинии. Этим выражалась вера в Бога и потребность получить у Него прощение; б) возложение руки. Приносивший Ж. возлагал свою руку на голову животного, перенося тем самым свою вину на него (Лев. 4:29; ср. Лев. 16:21); в) заклание (Лев. 4:29). Провинившийся сам должен был заколоть животное. Особое значение в обряде придавалось крови: она должна была стечь из туши животного, после чего ее собирали в специальные сосуды. За грехом неминуемо следует смерть (см. Иез. 18:4; Рим. 6:23), поэтому – по милосердному установлению Бога – разрешалось, чтобы вместо грешника умерла Ж., оплатив своей жизнью его грех; г) помазание кровью. После того как Ж. была заклана, к своим обязанностям приступал священник. Он макал палец в кровь жертвы и мазал этой кровью выступающую часть алтаря – роги жертвенника всесожжения, если Ж. за грех приносил простой израильтянин (Лев. 4:25.30), или роги жертвенника благовонных курений, если речь шла о Ж. священника или всего общества. (⇒ ОкроплениеЧистота, нечистота, чистый, ничистый, очищение.) Если кровь, символизирующая жизнь (Лев. 17:11), наносилась на роги жертвенника, то для Бога это служило доказат-вом того, что жизнь принесена в Ж. и, след., вина оплачена; д) после принесения в Ж. крови сжигали тук (жир) животного; его шкуру, мясо и внутренности следовало вынести на чистое место за пределами стана и там сжечь;

2) при принесении ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ (Лев. 1) идея примирения отступала на второй план; в этом случае кровью кропили только внешние стороны жертвенника. Сущность Ж. всесожжения состояла в том, что за представлением жертв. животного, возложением руки, закланием и кроплением кровью следовало полное сожжение Ж. Священник разрезал тушу животного на куски, и, возложив на жертвенник, сжигал ее. Т.о., Ж. в дыму и пламени полностью возносилась к Богу, и все ее части сгорали. Жертвователь ничего не оставлял себе, все принадлежало Богу (ср. Быт. 22:2). Это жертвоприношение символизировало полную преданность Господу человека, приносящего Ж. Жертвами всесожжения были, напр., ежедневные жертвы израил. народа – два однолетних барана, которых приносили в качестве утренней и вечерней Ж. (Исх. 29:38–42; Числ. 28:3–8; 1Езд. 9:4.5; Дан. 9:21);

3) ХЛЕБНОЕ ПРИНОШЕНИЕ (Лев. 2) состояло из плодов земли; оно вместе с Ж. возлияния дополняло собой Ж. всесожжения (Числ. 28:4–6). (При Ж. возлияния на жертвенник изливалось некоторое количество вина, соответствовавшее величине хлебной Ж.) Поскольку идеи примирения (переноса собственной вины на Ж.) в этом обряде не было, то возложения рук в данном случае не предписывалось. Хлебное приношение состояло из муки высшего качества (Лев. 2:1), белый цвет которой символизировал чистоту. К этой Ж. добавляли ⇒ ладан (Лев. 2:1.2 в Синод. пер. – «ливан»), символизировавший молитву (ср. Пс. 140:2; Лк. 1:10; Откр. 5:8); молитва и выражение благодарности должны были сопровождать жертвоприношение. Приношение не должно было содержать квасного теста (Лев. 2:11), которое символизирует греховность (ср. 1Кор. 5:6–8). Ж. следовало приносить соленой (Лев. 2:13): соль предохраняет продукт от порчи, что символически означает возможность противостоять всякой порочности. В хлебное приношение входило также оливковое масло (⇒ Маслина, масло, елей) (Исх. 29:40). Те остатки Ж., которые не сжигались, предназначались священникам (Лев. 2:3);

4) МИРНАЯ ЖЕРТВА (Лев. 3:3) приносилась из крупного скота – быков (волов) или коров, или из мелкого – овец или коз. Обряд протекал так же, как и обряд принесения Ж. всесожжения, с той лишь разницей, что сжигалось не все животное, а только его жир, т.е. лучшее от Ж. (см. Ис. 25:6; Ис. 55:2). После того как Господу было отдано самое лучшее, начиналась трапеза, во время которой жертвователь и его родственники ели мясо жертв. животного (Лев. 7:15). Эта совместная трапеза была одноврем. радостным праздником примирения (ср. Пс. 22:5; Лк. 15:23) в Доме Божьем (Втор. 12:5–7.17.18), символом восстановленного общения с Богом. Среди мирных жертв различали ЖЕРТВУ БЛАГОДАРНОСТИ (Лев. 7:12.15; Лев. 22:29), ЖЕРТВУ ПО ОБЕТУ и ЖЕРТВУ ПО УСЕРДИЮ (Лев. 7:16; Лев. 22:21; Числ. 15:3);

5) назначение ЖЕРТВЫ ПОВИННОСТИ (Лев. 5:14Лев. 6:7; Лев. 7:1–10) состояло в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный по ошибке или сознательно. Чтобы возмещение ущерба было полным, виновный должен был возместить сверх определенного размера еще пятую часть оцененного ущерба (Лев. 5:16; Лев. 6:5). Обряд приношения Ж. повинности почти ничем не отличался от обряда Ж. за грех (Лев. 7:7), только кровь Ж. наносилась не на роги жертвенника, а на все его стороны;

6) ср. также ⇒ ОбетКорванЖертва курения, курениеЖертва возлияния.

III. ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ ОЧИЩЕНИЯ

Один раз в год, в ⇒ день очищения, полагалось приносить наиболее торжественную Ж. за Аарона и его дом (т.е. за священников), за народ и скинию, а позднее за храм (Лев. 16):

1) прежде чем Аарон мог принести Ж. за грехи народа, ему (как позднее и всякому первосвященнику) надо было получить очищение от своих собств. грехов. Для этого он закалывал тельца у жертвенника всесожжения, входил в святилище с чашей, наполненной кровью, и кадильницей и возлагал благовонное курение на огонь «пред лицем Господним». Дым и запах благовония символизировали возносившиеся к Богу молитвы о прощении грехов первосвященника. Кровью Аарон кропил ⇒ крышку ковчега завета. Этим он свидетельствовал перед Господом (см. Исх. 25:22; Числ. 7:89), что жизнь замещающего его жертв. животного была отдана, т.е. вина за грехи первосвященника оплачена;

2) для последующей жертвы за очищение народа требовались два козла (Лев. 16:5.15.20–28). Одного из них приносили в жертву за грехи всего народа. Его кровь священник вносил в Святое Святых и окроплял ею крышку ковчега завета, чтобы вновь засвидетельствать пред Богом смерть замещающего народ жертв. животного. Затем Аарон, как представитель всего народа, возлагал руки на голову живого козла и исповедовал над ним все беззакония и грехи израильтян. Козла, несущего на себе грехи народа, отводили в пустыню и там отпускали в знак того, что Господь простил грехи и устранил их из места Своего присутствия (⇒ Азазель);

3) скиния тоже считалась запятнанной, поскольку находилась там, где жил грешный народ; для нее тоже требовался обряд очищения (Евр. 9:16–19.33; Евр. 9:21). Поэтому Аарон окроплял кровью не только крышку ковчега завета, но и землю перед ковчегом, а также Святое Святых и, наконец, жертвенник всесожжения.

IV. ПРОРОЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЖЕРТВ

1) по словам ап. Павла, ветхозаветные Ж. были «образом и тенью» деяния Христа (Евр. 8:5). В качестве такого «образа» они были установлены на время действия ВЗ, «только до времени исправления» (Евр. 9:10), т.е. до времени прихода Христа. Предвещавшие жизнь и смерть Иисуса и только в этой связи обретавшие смысл, ветхозаветные Ж. должны были подготовить народ Израиля к приходу обетованного Мессии (Рим. 10:4; Гал. 3:24);

2) если бы Ж., которые израильтяне приносили сначала в скинии, а потом в храме, не имели этого пророч. значения, то как следовало бы понимать то обстоятельство, что смерть тельца или другого животного могла искупить вину, которую человек возложил на себя своим греховным деянием? Могло ли животное, не имевшее никакого отношения к греховному поступку, замещать ⇒ человека, созданного по образу и подобию Божьему и ответственного пред Богом? «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4). Т.о., нельзя утверждать, что Бог прощал грехи, взирая на приносимых в Ж. животных: и во времена ВЗ прощение происходило только ради Иисуса. Когда Бог взирал на жертвенник, Он видел там не смерть овцы, козы или тельца, а прозревал «Агнца Божия» на кресте Голгофы; Он заранее предвидел кровавую Ж. Своего Сына и только на основании этой искупит. смерти прощал грешнику его вину. Ветхозаветная Ж. сама по себе была бессильной, она обретала действенность лишь благодаря новозаветной Ж. Иисуса, на которую указывала;

3) тем самым грешник в ВЗ получал спасение так же, как и верующий сегодня. Его спасало «обратное действие» крестной смерти Иисуса, прообразом которой была ветхозаветная Ж. В свете искупит. подвига Иисуса Ж. за грех приобретает след. значение: а) представление. Я вижу Иисуса Христа как Ж., принесенную за меня, и верой принимаю Его как своего Искупителя; б) возложение руки. Верой я возлагаю груз своих грехов на моего безвинного Заместителя. Иисус несет мои грехи (Ис. 53:6.11.12; Ин. 1:29; 1Петр. 2:24); в) заклание. Неся наши грехи, Иисус пошел на крест и отдал там Свою жизнь. Он принял смерть, замещая нас, чтобы искупить наши грехи, чтобы Бог, проявляя Свою праведность, мог оправдать того, кто верит в Иисуса (Рим. 3:26); г) помазание кровью. Как первосвященник кровью Ж. доказывал пред Богом, что искупит. Ж. мертва, так и Иисус Христос, наш Первосвященник (Евр. 6:20; Евр. 7:26; Евр. 8:1; Евр. 9:11), свидетельствует пред лицом Отца о Своей искупит. смерти (Евр. 9:24; Евр. 7:25; Рим. 8:34);

4) в соответствии с этим Ж. всесожжения, означающая полную и неогранич. преданность Господу, также имеет отношение к подвигу Христа. Ибо только Иисус мог принести такую добровольную Ж. и быть абсолютно послушным Божьей воле: «Вот иду ... исполнить волю Твою, Боже» (Евр. 10:7). В Гефсиманском саду Он вознес мольбу: «Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Иисус был абсолютно предан делу, порученному Ему Отцом. На это совершенное послушание и указывала Ж. всесожжения, так же как Ж. за грех указывала на Его смерть на кресте (Ин. 19:30). Христиане тоже призваны быть преданными Богу. Павел пишет, что им, как примиренным с Богом, надлежит представить свои тела «в жертву живую». Это – единств. благоугодная Богу Ж. (Рим. 12:1);

5) в свете подвига, совершенного Иисусом, правильным порядком жертвоприношения будет тот, при котором жертва за грех предшествует жертве всесожжения. Ж. за грех свидетельствует нам о прощении наших грехов и о принятии нас Богом, Ж. всесожжения напоминает о том, что наша новая жизнь, обретенная благодаря примирению с Богом во Христе (2Кор. 5:17–21), отныне полностью принадлежит Господу. Это требование становится выполнимым благодаря тому, что Сам Христос живет в нас (Гал. 2:20; Кол. 1:27);

6) на примере этих двух важнейших ветхозаветных жертвоприношений становится ясно, каким образом они должны были подготовить народ Израиля к явлению Христа, Который, как Агнец Божий, один только мог принести Ж., способную дать людям искупление и спасение (Евр. 9:9–14). Будучи откровением Божьего замысла спасения, ветхозаветные Ж. имеют непреходящее значение и для христиан.

V. ВИДЫ ЖЕРТВ И ПОРЯДОК ИХ ПРИНЕСЕНИЯ

А. О регулярных жертвоприношениях, совершавшихся на израил. богослужениях в течение года.

Б. Ж. по особым случаям:

1) добровольная Ж.:

а) Ж. всесожжения (Лев. 1), которой сопутствовали хлебное приношение и Ж. возлияния (Числ. 15:1–12): телец (т.е. бык), овен (т.е. баран), ягненок, горлицы или голуби;

б) хлебное приношение (Лев. 2): мука или колосья, елей (т.е. оливковое масло), ливан (т.е. ладан), соль; закваска и мед воспрещаются;

в) мирная Ж. (Лев. 3:1; Лев. 7:12–14): быки, телицы (т.е. коровы), бараны, овцы, козы; пироги из пресного теста или лепешки с оливковым маслом;

2) Ж. посвящения:

а) Ж., принесенные по случаю посвящения в священство Аарона и его сыновей (Лев. 8Лев. 9:1). В течение 7 дней: по одному теленку в Ж. за грех; по одному барану в Ж. всесожжения; по одному барану в Ж. посвящения и по одной корзине опресноков (т.е. лепешек из неквасного теста). На 8-й день: от священника – теленок в Ж. за грех; баран в Ж. всесожжения; теленок и овца в Ж. всесожжения; бык и баран в мирную Ж., а также хлебное приношение с оливковым маслом;

б) Ж. каждого священника в день его помазания (Лев 6 и след.): десятая часть ефы пшеничной муки;

в) Ж. посвящения левитов (Числ. 8:5–22); теленок – в Ж. за грех; теленок – в Ж. всесожжения вместе с хлебным приношением;

г) Ж. начальника каждого из израил. колен по случаю освящения скинии (Числ. 7): одно серебряное блюдо (весом 130 сиклей) и одна серебряная чаша (весом 70 сиклей), наполненные пшеничной мукой, смешанной с оливковым маслом; одна золотая кадильница (весом 10 сиклей), наполненная курением; один теленок, один баран, один ягненок в Ж. всесожжения; один козел в Ж. за грех; два теленка, пять баранов, пять козлов, пять ягнят в Ж. мирную;

3)Первородство, первородный;

4) Ж. за грехи, совершенные по неведению или по ошибке:

а) Ж. за грех (Лев. 4Лев. 5:13; Числ. 15:24–28): первосвященник – одного теленка; народ – одного теленка в Ж. всесожжения (вместе с хлебным приношением и возлиянием) и одного козла в Ж. за грех; начальник – одного козла; рядовой израильтянин – одну козу или одну овцу; бедняк – двух горлиц или двух голубей или одну десятую часть ефы пшеничной муки;

б) в Ж. повинности (Лев. 5Лев. 6:7): одного барана стоимостью «серебряными сиклями по сиклю священному»;

5) Ж. очищения:

а) за телесную нечистоту (Лев. 15:14.15.29.30): две горлицы или два голубя в Ж. за грех и в Ж. всесожжения;

б) за роженицу (Лев. 12): молодого голубя или горлицу в Ж. за грех; ягненка в Ж. всесожжения; для бедных – двух голубей или двух горлиц в Ж. за грех и в Ж. всесожжения;

в) за очищение от проказы (Лев. 14:1–32). В первый день: две чистых птицы; кедровую древесину; червленую (т.е. красную) нить; иссоп. В восьмой день: одного барашка и один лог оливкового масла (11/36 л) в Ж. повинности; одну овцу в Ж. за грех; одного барашка в Ж. всесожжения; три десятых части ефы пшеничной муки с оливковым маслом как хлебное приношение; для бедных – ягненка и один лог оливкового масла в Ж. повинности; двух горлиц или двух голубей в Ж. за грех и в Ж. всесожжения; одну десятую часть ефы пшеничной муки с оливковым маслом как хлебное приношение;

г) за очищение дома от «язв проказы» (Лев. 14:48–53): то же, что для прокаженного в первый день;

д) для приготовления очистительной (⇒ Вода, III, 2) воды (Лев. 19): одну рыжую корову; кедровую древесину; иссоп; червленую шерсть;

е) за убитого (если убийца неизвестен) (Втор. 21:1–9): одну телку;

6) Ж., приносимые ⇒ назореями (Числ. 6):

а) если обет назорейства прерван: ягненка в Ж. повинности; двух голубей или горлиц в Ж. за грех и в Ж. всесожжения;

б) по окончании обета: одну овцу в Ж. за грех; одного барана в Ж. всесожжения (с хлебным приношением и Ж. возлияния); барана в мирную Ж. и корзину пресных хлебов и пресных лепешек, помазанных оливковым маслом;

7) приношение ревнования или воспоминания (Числ. 5:11–31; ⇒ Брак, IV,2): десятую часть ефы ячменной муки без оливкового масла и ладана;

8) Ж. при исчислении израил. народа (Исх. 30:12–15): половину сикля за каждого исчисляемого.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle