Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Херувимы

Херувимы [евр. керувим, мн.ч. от керув]:

1) Х. в Библии следует отличать от остальных ангелов. Если последним как «посланцам» Божьим даются различные поручения (Быт. 28:12; Быт. 32:1; Суд. 2:1–4; Пс. 90:11; Мф. 18:10; Деян. 12:7–10; Евр. 1:4), то Х. появляются прежде всего там, где находится и обнаруживается в Своем величии Сам Бог (ср. Исх. 25:17–21; Пс. 79:2; Пс. 98:1; Иез. 1:1; Иез. 10 и др.). Впервые о Х. говорится в Быт. 3:24, где Бог поручает им сторожить дерево жизни и Эдемский сад. В сходной символич. роли Х. выступают в Исх. 25:17–22. Х. понимаются как защитники ковчега завета, являющиеся в то же время видимым основанием невидимого престола Господа (1Цар. 4:4; 2Цар. 6:2; Пс. 79:2; Пс. 98 и др.);

2) в противоположность ангелам, которые всегда предстают в человеч. облике (только в Откр. 14:6 упоминается «летящий ангел»; в греч. тексте Откр. 8:13 стоит «орел»), Х. неизменно описываются как крылатые существа. Наконец, только они, в отличие от ангелов, и изображаются. Х. в видении Иезекииля – это человекоподобные живые существа, прямо ходящие на ногах, подобных ногам тельца, с человеч. руками и четырьмя крыльями, два из которых закрывают тело. Самое удивительное, однако, – это четыре лица у каждого Х. – человека, льва, тельца и орла (Иез. 1:4; здесь Х. не названы, но сказано: «подобие четырех животных ... облик их был как у человека»; в сходном описании в гл. 10 они названы Х.). То, что в Иез. 41упоминаются только два лица, человеч. и львиный облик, связано, видимо, с тем, что резчикам затруднительно было изобразить все четыре головы так, чтобы они были обращены в одну сторону. Тела, спины, руки и крылья Х. были «полны очей» (Иез. 10:12). Сведения об изображении Х. на ковчеге завета, в скинии и в храме Соломона столь скудны, что невозможно составить ясное представление ни об их облике, ни о соответствии этого облика описанию Иезекииля. Известно только об образах Х., находившихся в Святом Святых храма (3Цар. 6:23–27; 2Пар. 3:10–13). Их высота составляла 10 локтей (ок. 5 м), и своими распростертыми крыльями они касались друг друга и стен помещения. У них, по-видимому, было только по два крыла. Сегодня Х. часто представляют внешне схожими с крылатыми существами смешанной природы (курубу), чьи вырезанные из слоновой кости изображения находят при раскопках в Месопотамии, Палестине и Сирии;

3) в видении пр. Иезекииля Х. вместе с четырьмя живыми колесами образуют колесницу Господа (Иез. 1). Х. находились на крышке переносного ковчега завета (Исх. 25:17–22; ⇒ Крышка (ковчега завета), и Господь восседал на них (1Цар. 4:4; 2Цар. 6:2; 4Цар. 19:15; ср. Числ. 7:89). Золотые Х. храма Соломона в 1Пар. 28обозначены также как «колесница», а Давид говорит, что Господь полетел на Х. (2Цар. 22:11; Пс. 17:11). Х. – свидетели личного присутствия Бога на земле, и именно так нужно понимать их изображение в украшении ⇒ скинии (Исх. 26:1.31; Исх. 36:8.35) и храма (3Цар. 6:29.32.35; 3Цар. 7:9.36; 2Пар. 3:7.14; Иез. 41:18–20.25). В видениях Иоанна еще раз встречаются четыре «небесных животных» у престола Господа (Откр. 4:6–8; Откр. 5:6), которых также, пожалуй, можно считать Х.;

4) не как свидетели присутствия Божьего, но как стражи на пути к Нему появляются Х. в Быт. 3:24, где они охраняют от людей путь к дереву жизни;

5) в Иез. 28:13–19 царь тирский сравнивается с Х., который находился в Эдеме, в саду Божьем и на Его св. горе, но был изгнан за свое высокомерие. Толкователи часто усматривали в этом картину низвержения ⇒ сатаны, о котором умалчивает Библия.


Комментарии для сайта Cackle